Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
I. Организационный момент (2мин) Цель : формирование у учащихся правильного отношения к учёбе. | Прозвенел звонок. Начинается урок. - С каким настроением вы пришли на урок? Если с хорошим, покажите солнышко, а плохое настроение - тучку. - Теперь настроимся на работу – откроем ладошки к знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать! Девизом нашего урока будут слова замечательного человека и педагога Я.А. Коменского. - Как вы их понимаете? О чем это говорит? | - приветствуют учителя; - слушают; -понимают на слух речь учителя; - проверяют готовность к уроку | - научатся организовывать рабочее место |
II. Минутка настроя на аккуратное письмо (2 мин) Цель: создание условий для аккуратного письма путём настроя руки через пальчиковую гимнастику | Дом Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана") Я тетрадь свою открою И, как надо, положу. И от вас сейчас не скрою, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. | - слушают учителя, выполняют предложенные действия Записывают число и тему урока в тетрадь | - вспомнят слова пальчиковой гимнастики - выполняют правильный орфографический режим заполнения тетради |
III. Самоопределение деятельности (3 мин) Цель: развитие орфографической зоркости, зрительного внимания | Самоопределение к деятельности Игра «Гласные потерялись» - Прочитайте (ковш, колодец, котлета, падеж) КВШ, КЛДЦ, КТЛТ, ПДЖ - Что общего у этих слов? - Какое слово лишнее? - Знакомо нам это слово? - Умеем ли мы изменять имена существительные по падежам? - Что мы сегодня будем делать на уроке? - Определим тему и задачи нашего урока «Изменение им. сущ. по падежам» | - записывают слова, объясняют орфограмму, делают выводы | - вспомнят правописание словарных слов - научатся формулировать правило |
IV. Актуализация знаний (3мин) Цель: проверить уровень усвоения пройденного материала, корректировать неусвоенный материал | Прочитайте пары слов 1. Тетрадь - тетради (число). 2. Шарик-шарик (собственное, нарицательное). 3. Скрипка-скрипач (одушевлённое, неодушевлённое). - Какой частью речи являются слова? - Объясните, по какому грамматическому признаку составлены пары. - Так что вы знаете о существительном? Технология «Кластер» Составление кластера об имени существительном. (Учащиеся называют признак имени существительного и вывешивают на доску (часть речи, обозначает предмет, одушевлённое и неодушевлённое, собственное и нарицательное, бывает мужского, женского и среднего рода, изменяется по числам, изменяется по падежам, отвечает на вопрос кто? Что?) | - вспоминают грамматические признаки имён существительных - отвечают на вопросы учителя | - научатся определять грамматические признаки имён существительных; давать полные ответы на вопросы, |
V. Работа по теме урока (11мин) Цель: закреплять умение изменять имена существительные по вопросам; способствовать запоминанию падежей и падежных вопросов | Это интересно! Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку! Так запоминали названия падежей ученики гимназий еще в XIX веке! | - вспоминают названия падежей и расставляют домики- падежи по порядку -выполняют задание, делают выводы | - научатся изменять имена существительные по падежным вопросам - будут знать название падежей |
VI. Физкультминутка. (3 мин) Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | Назвали падежи вы по порядку, теперь я приглашаю на весёлую зарядку Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз — наклон, два — наклон, Словно буква О свернусь. И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу. Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь. | - выполняют | -снимают усталость |
VII. Продолжение работы по теме урока. (12 мин) Цель: учить изменять имена существительные по вопросам; способствовать запоминанию падежей и падежных вопросов | 1.Составление алгоритма определения падежа имён существительных - нахожу в предложении имя существительное - определяю слово, которое «командует» именем существительным - от этого слова задаю падежный вопрос к имени существительному - по вопросу определяю падеж имени существительного 2. Определи падеж имён существительных. Игра «Рассели сказочных героев» В разных местах класса находятся сказочные герои, на которых написаны словосочетания. Учащиеся находят героев и селят их в нужный домик – падеж. 3.Работа с текстом – Ребята, вы знаете все падежи. Для чего нам нужно знание падежей? Д. Для связи слов в предложении. У. Прочитайте предложение, записанное на доске. На доске. На двор стоял кувшин с вода, а в кувшин была вода только на дно. | Д. Здесь есть ошибки. В предложении нет связи слов. У. Исправить ошибки нам поможет знание падежей. Д. Стоял (на чем?) на дворе, ударное окончание. – Кувшин (с чем?) с водой, Т.п., значит, в слове водой ставим окончание -ой. – Была (в чем?) в кувшине, П.п., значит, в слове кувшине ставим окончание -е. – Была (на чем?) на дне, П.п., значит, в слове дне ставим окончание -е. Д. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. У. Данное предложение я взяла из рассказа Льва Николаевича Толстого "Умная галка". Прочитаем этот рассказ. Дети читают текст, который записан на карточке и экране. На доске. Умная галка Галке нельзя было достать на дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне хотела галка пить она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить. вот так галка. | – Ребята, это текст? Д. Нет, здесь нет границ предложений, и сами предложения стоят не по порядку. Работа в парах. У. Восстановите сначала границы предложений, а потом их порядок. Запишите рассказ правильно. В результате работы на доске появляется текст. На экране. Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Галке нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить. Вот так галка! | У. Понравился ли рассказ? Д. Да. У. Какие качества галки вам понравились? Д. Догадливость, находчивость. | - работают с имеющимися знаниями; читают задание, планируют действия, выполняют, представляют результат | - научатся изменять имена существительные по падежным вопросам |
VIII. Рефлексия (3мин) Цель: выяснить, в какой мере каждый ученик овладел БУД | - Возвращаемся в начало урока: Какие задачи ставили перед собой? Кто считает, что справился с ними? - Что произойдёт, если из русского языка исчезнут падежи? - Если я правильно поняла, наша речь перестанет быть понятной? Для чего нужны падежи? | - отвечают на вопросы, делают выводы, оценивают свою работу на уроке | - научатся доказывать свой выбор; оценивать свою работу |
IX. Итог урока (1мин) | - Кто запомнил, сколько падежей в русском языке? Кто их сможет назвать? Домашнее задание определить падеж и раскрасить картинку Спасибо за урок | - анализируют материал, изученный на уроке, свои успехи и недочеты | - научатся изменять имена существительные по падежным вопросам |