kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок «Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок «Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин»

Цель:

Познакомить обучающихся с эпизодами жизни великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина.

Задачи:

Образовательные: показать гражданские позиции А.С. Пушкина; подчеркнуть, что А.С. Пушкин был патриотом России.

Коррекционно – развивающие: развивать познавательные способности; продолжать работу по формированию умений составлять развернутые ответы с опорой на текст учебника.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувство глубокого уважения и любви к национальному поэту.

Основные знания

А.С. Пушкин – выдающийся русский поэт и писатель

Основные термины и понятия

Лицей, поэма, дуэль, роман

Оборудование и материалы

Выставка книг из библиотеки, презентация «Жизнь и творчество А.С. Пушкина», презентация о творчестве Н. Рушевой «Пушкиниана Н.Рушевой», презентация «Сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях знаменитых художников», фильм Н. Бондарчук «Последняя дуэль» 2006г., репродукции картин на пушкинскую тематику.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин»»

Открытый урок «Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин»

Цель:

Познакомить обучающихся с эпизодами жизни великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина.

Задачи:

Образовательные: показать гражданские позиции А.С. Пушкина; подчеркнуть, что А.С. Пушкин был патриотом России.

Коррекционно – развивающие: развивать познавательные способности; продолжать работу по формированию умений составлять развернутые ответы с опорой на текст учебника.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувство глубокого уважения и любви к национальному поэту.

Основные знания

А.С. Пушкин – выдающийся русский поэт и писатель

Основные термины и понятия

Лицей, поэма, дуэль, роман

Оборудование и материалы

Выставка книг из библиотеки, презентация «Жизнь и творчество А.С. Пушкина», презентация о творчестве Н. Рушевой «Пушкиниана Н.Рушевой», презентация «Сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях знаменитых художников», фильм Н. Бондарчук «Последняя дуэль» 2006г., репродукции картин на пушкинскую тематику.

Тип урока

Сообщение новых знаний

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент



Актуализация знаний, объявление новой темы

Вступительное слово учителя. В первой половине XIX века жил и творил великий русский поэт, который оставил заметный след в развитии русской культуры.

Сообщение темы урока: «Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин»

Слушают учителя. Записывают тему урока в тетрадь

Изучение нового материала






Демонстрация презентации о А.С. Пушкине.























































Вспомните, что вы знаете из биографии А.С. Пушкина?

Демонстрация презентации о А.С. Пушкине.

I.Жизнь и творчество(основные этапы)


1.Детство, семья.

Пушкин родился в состоятельной московской дворянской семье. Был вторым из трёх выживших детей (старшая сестра Ольга и младший Лев).

Его мать, Надежда Осиповна Ганнибал, была внучкой Абрама Ганнибала (крестника царя Петра1). Он ребёнком был украден и вывезен из Абиссинии (нынешней Эфиопии) и подарен русскому царю. Царь воспитал его, дал образование. Мать будущего поэта не утруждала себя воспитанием детей. Эта была светская дама, интересовавшаяся балами, нарядами, развлечениями.

Отец, Сергей Львович Пушкин, происходил из старинного дворянского рода. Человек образованный, просвещённый, он собирал в своём доме известных литераторов того времени и сам писал. Эти литературные «посиделки «привлекали маленького Сашу. Подчас он потихоньку пробирался в кабинет отца, где гости и сам хозяин читали вслух и обсуждали литературные новинки (как русские так и европейские). Ребёнок с детства полюбил поэзию, особенно французскую. Французский он знал прекрасно с раннего детства.

А вот любовь к русскому языку привили ему его бабушка Мария Алексеевна, которая единственная в семье занималась воспитанием мальчика, и няня всех детей Пушкиных крепостная Арина Родионовна. По воспоминаниям сестры Пушкина Ольги «она мастерски говорила сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками». Маленький Александр от неё не отходил. А она любила его больше всех детей. Когда Пушкина ссылали в деревню по распоряжению царя, только она была всегда рядом.

/чтение обучающимися стихотворений, посвящённых няне «Зимний вечер», «Няне», «Вновь я посетил…» /

В разлуке они переписывались (Арина Родионовна была грамотная). Сохранились её письма к своему уже взрослому любимцу: «Приезжай, мой Ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю». Именно няня подарила будущему поэту сюжеты для написанных им в последствии сказок.


Представление силами обучающихся сценки по мотивам «Сказки о попе и работнике его Балде»

Сказка о попе и его работнике Балде

(инсценировка)

Картина1-яБазарная

А. Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

На встречу ему Балда.


Балда.Что, батька, так рано поднялся,

Чего ты взыскался?


Поп. Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?


Балда. Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

За три щелка тебе по лбу.


Поп. Ладно


Картина 2- я Семейная


А. Живёт Балда в поповом доме.


Попадья. Попадья балдой не нахвалится.


Поповнвна. Поповнвна о Балде лишь и печалится.


Попёнок. Попёнок зовёт его тятей.

Кашу заварит , нянчится с дитятей.


А. Только поп Балду не любит

Лоб у него заранее трещит.

Попадья. Закажи Балде службу,чтоб стало ему не вмочь.

А требуй, чтоб он её исполнил точь-в точь.-

Тем ты и лоб от расплаты избавишь,

И Балду-то без расплаты оставишь.


Поп. Поди-ка сюда,

Верный мой работник Балда.

Слушай: платить обязались черти

Мне оброк до самой моей смерти,

Лучше б мне не надобно дохода,

Да есть за ними недоимка за три года.

Как наешься ты своей полбы,

Собери-ка с чертей оброк мне полный.


Картина 3-я Морская

А. Балда пошёл к берегу моря.

Там он стал верёвку крутить

Да конец её в море мочить.

Вот из моря вылез старый Бес.


Бес. Зачем ты, Балда, к нам залез?


Балда. Да вот верёвкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя, корчить.


Бес. Скажи, за что такая немилость?


Балда. Вы не платите оброка.


Бес. Погоди, вышлю тебе внука.


(Вынырнул бесёнок.)


Бесёнок. Здравствуй, Балда-мужичок.

Чтобы впредь не было никому горя:

Кто скорее обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк.


Балда. Подожди-ка моего меньшого брата.


А. Пошёл Балда в ближний лесок,

Поймал двух зайков да в мешок.

Балда. Обгони-ка сперва моего брата.


А. Пустились бесёнок и зайка:

Бесёнок по берегу морскому,

А зайка в лесок до дому.

Прибежал Бесёнок, задыхаясь,

Весь мокрёшенек, лапкой утираясь


Балда.( гладит зайца)Братец мой любимый,

Устал, бедняжка, отдохни, родимый.


Бесёнок (деду)Беда! Обогнал меня меньшой балда!


А. А Балда наделал такого шуму,

Что всё море так и расходилось.


Бесёнок.Слушай. Видишь ты палку эту?

Выбери себе любую мету-

Кто далее палку бросит,

Тот пускай и оброк уносит.

Чего ты ждёшь?


Балда. Да жду вон той тучки;

Зашвырну туда твою палку,

Да и начну с вами, чертями свалку



А. Испугался бесёнок и к деду.

Делать нечего-черти собрали полный оброк

Да на Балду взвалили мешок.


Картина3-я Поучительная


А поп, завидя Балду, вскакивает,

За попадью прячется,

Со страху корячится.

(поп убегает в дом, а Балда за ним)


Попёнок. С первого щелка

Прыгнул поп до потолка.


Поповна. Со второго щелка

Лишился поп языка.


Попадья. А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.


Балда. Не гонялся бы ты поп за дешевизною.

Активно участвуют в театрализации

Сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях знаменитых художников. Демонстрация презентации «Сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях знаменитых художников»

Блиц-опрос обучающихся на предмет узнавания сказок А.С. Пушкина по предложенным иллюстрациям

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, определяют по иллюстрациям сказки А.С. Пушкина.

Демонстрация презентации о А.С. Пушкине.

Лицей.

19 октября 1811 года в Царском Селе по повелению государя открывается лицей(высшее учебное заведение для детей из лучших дворянских семей).Пушкин становится лицеистом. Здесь он получает прекрасное по тем временам образование. Мальчики-лицеисты(их было30 человек) были очень дружны. Даже по прошествии многих лет они каждый год в годовщину открытия лицея обязательно встречались. На протяжении всей жизни старались поддерживать друг друга.

/чтение обучающимся стихотворения «19октября 1827г.»/

Но самыми близким другом для него стал Иван Иванович Пущин.


Слушают учителя и смотрят презентацию.


















Чтение обучающимся стихотворения «Пущину»

Демонстрация презентации о А.С. Пушкине.

Окончание лицея. Экзамен.

Шесть лет пролетели. Настало время выпускных экзаменов. Экзамены были публичными. На экзамене по русской словесности присутствовал первый поэт России Державин. Пушкин читал стихотворение собственного сочинения «Воспоминания в Царском селе». Старик Державин, который задремал во время экзамена, услышав молодого поэта, оживился и слушал Пушкина с восторгом.

После прочтения Александром Сергеевичем своего произведения Державин пожелал обнять молодого поэта. Но Александр смутился и убежал, спрятавшись под лестницей. Так и не состоялась их личная встреча.


4.Взрослая жизнь.

После окончания лицея Пушкин был зачислен в иностранную коллегию. Но служба не привлекала его. Он со всей юной страстью пустился в водоворот светской столичной жизни (балы, театр, карты). «Друг кулис». Так называл себя сам поэт, вспоминая это время. Пушкин был человеком весёлым, жизнерадостным, страстным во всём. Он постоянно в кого-то влюбляется. Одно увлечение сменяет другое .Но благодаря такому свойству его натуры из-под пера поэта выходят один за одним шедевры любовной лирики .


Слушают учителя и смотрят презентацию.


































Звучат стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» , «Я вас любил…» в исполнении мастера художественного слова

Демонстрация презентации о А.С. Пушкине.

Женитьба.

Пушкину скоро30 лет. Он чувствует в себе потребность создать семью. Он в поиске спутницы жизни. На одном из светских собраний он повстречал только что вывезенную в свет юную Наталью Николаевну Гончарову. Ей шестнадцать. Но Пушкин влюблён. Он делает официальное предложение, но получает отказ.


6.Кавказ.

Огорчённый поэт самовольно (не получив разрешения государя) едет на Кавказ. Он видит иную природу, иные нравы. Новые знакомства, новые впечатления и благодаря этому целый цикл произведений, посвящённых этому краю

Слушают учителя и смотрят презентацию.

















/чтение обучающимися стихотворений «Кавказ», «На холмах Грузии…»/



Женитьба.

Только через год (6 мая 1830 года) получено согласие и происходит помолвка. Но венчание состоялось только 18 февраля следующего года. Пушкин поехал в деревню, и в это время случилась эпидемия холеры в столице. Въезд туда был запрещён. Поэт вынужден оставаться в деревне. Нужно отметить, что, хотя он зачастую вынужденно и не по своей воле оказывался в деревенском «заточении», именно в деревне написано большинство из его творений. Сам поэт заметил как-то шутливо: «Москва-девичья, Петербург-прихожая. Деревня наш кабинет.» Именно в деревне из-под пера поэта вышли шедевры его пейзажной лирики.



















/чтение обучающимися отрывков из стихотворений «Зимнее утро», «Уж небо осенью дышало…»/



Дуэль.

Пушкин был счастлив в браке. Один за другим родилось четверо детей. Но ничто так не раздражало светское общество более, чем чьё-то счастье. Поэту завидуют. В семью поэта становится вхож изгнанный из революционной Франции Шарль Дантес(красавец-кавалергард). Он откровенно и назойливо начинает ухаживать за Натальей Николаевной. Поползли слухи и сплетни об их, якобы, связи (во многом сочинённые и распространяемые самим Дантесом). Пушкин в бешенстве.

Дантес вызван на дуэль. Но француз женится на сестре Натальи Николаевне Екатерине. И дуэль расстраивается. Но и после этого Дантес не оставляет своих грязных намерений в отношении жены поэта. В свете по рукам ходит письмо, порочащее честь Натальи Николаевны. И Александр Сергеевич вновь делает вызов Дантесу.

В начале февраля на Чёрной речке близ Петербурга состоялась дуэль. /демонстрация отрывка из фильма «Пушкин. Последняя дуэль» (2006год, сцена дуэли) /




























Слушают учителя, смотрят фильм.

Демонстрация репродукций картин лучших художников на пушкинскую тематику (с комментариями).


Комментированный рассказ о картинах лучших художников на пушкинскую тематику.

Беседа по вопросам.

Рассматривают картины. Отвечают на вопросы

Пушкиниана Нади Рушевой. /демонстрация рисунков/

Учитель демонстрирует презентацию, рассказывая о творчестве Н. Рушевой.

Беседа по вопросам

Рассматривают иллюстрации к сказкам Н. Рушевой, рисунке, посвященные А.С. Пушкину, отвечая на поставленные вопросы.


Кратко проговорив изученный материал, учитель делает вывод по теме урока: Имя А.С. Пушкина свято для русского человека. Нет города в России, где не было бы улицы, площади, бульвара имени А.С. Пушкина. И в нашем городе есть такая улица и стоит памятник поэту. Во всём мире знают А.С. Пушкина . А в столице Эфиопии Аддис-абебе на постаменте памятника поэту надпись: «Великий абиссинский поэт».

/чтение стихотворения «Памятник»/

Слушают вывод учителя по теме










/чтение стихотворения «Памятник»/

Первичное закрепление материала

Вопросы для беседы:

  1. Когда жил великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин?

  2. Какое образование получил поэт?

  3. Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете?

  4. О чем писал в своих произведениях А.С. Пушкин?

  5. Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?

  6. Как погиб А.С. Пушкин?

  7. Почему А.С. Пушкин вызвал обидчика на дуэль?

Дают развернутые ответы, участвуют в беседе.

Подведение итогов

Комментарии, объявление оценок за работу

Слушают комментарии учителя

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания

Запись домашнего задания

Индивидуальное задание

Работа по карточкам

Запись домашнего задания






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Открытый урок «Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин»

Автор: Фадина Ольга Валентиновна

Дата: 01.11.2019

Номер свидетельства: 525233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока на тему «Возрождение памятников истории   и культуры острова - града Свияжск» "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vozrozhdieniie-pamiatnikov-istorii-i-kul-tury-ostrova-ghrada-sviiazhsk"
    ["file_id"] => string(6) "107244"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403190414"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Открытый урок к году литературы."Ф.И.Тютчев."Есть в осени первоначальной" "
    ["seo_title"] => string(78) "otkrytyi-urok-k-ghodu-litieratury-f-i-tiutchiev-iest-v-osieni-piervonachal-noi"
    ["file_id"] => string(6) "174292"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105974"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока литературное чтение "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "113571"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410469513"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Открытый урок, посвящённый Году литературы"
    ["seo_title"] => string(43) "otkrytyiurokposviashchionnyigodulitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "303034"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457380132"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Открытый урок, посвящённый Году литературы"
    ["seo_title"] => string(44) "otkrytyiurokposviashchionnyigodulitieratury1"
    ["file_id"] => string(6) "303035"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457380140"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства