Просмотр содержимого документа
«"Не шути с огнем"»
Не шути с огнем!
(открытое занятие по правилам пожарной безопасности)
Цель: Привитие элементарных знаний и навыков в пожарной безопасности. Формирование элементарных умений и навыков в поведении при возникновении пожара. Воспитание у детей уважение к труду пожарных. Коррекция мыслительной деятельности.
Ход занятия
I. Орг.момент
Воспитатель. Посмотрите, к нам пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей.
В своей жизни человек встречается с огромным количеством опасностей.
Назовите, пожалуйста, какие опасности могут подстерегать человека?
(ответы детей: пожар, землетрясение, авария, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т. д.)
А сейчас я загадаю вам загадку, и вы попробуете ее отгадать, именно об этой опасности мы с вами будем говорить.
1. Кротким пленником годами Я живу внутри печи И варю супы с борщами, Выпекаю калачи. Я даю тепло для дома, Но во мне всегда, поверь, Пострашней раскатов грома Кровожадный спрятан зверь. (Огонь)
2. Шипит и злится, воды боится С языком – а не лает,
Без зубов – а кусает? (огонь)
Воспитатель. Правильно, это – огонь, сегодня мы поговорим о пожарной безопасности. Почему возникают пожары?
Ответы детей.
II. Вводная беседа
Воспитатель. Нам утром принесли письмо. На конверте написано: «Детям I этажа ДДИ от Кроша и Ёжика». Послушайте, что они пишут.
«Здравствуйте, дети! Я лежу в больнице. Хочу рассказать вам, как я сюда попал. Гостил я у Ёжика, мы читали книжки, рисовали, лепили из пластилина, а потом стало, скучно и мы решили придумать новую игру. И нашли спички и стали с ними играть. Сначала нам было весело, интересно Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к лапкам, мы побоялись обжечься и бросили спичку на пол. А потом я ничего не помню, очнулся только в больнице с Ёжиком. Сейчас нам очень плохо, у нас болят лапки и ушки. Нас лечат врачи. Ребята, не верьте спичкам, они могут наделать много беды. Они хитрые, всегда просятся детям в руки».
Воспитатель.- Ребята, почему Крош с Ёжиком оказались в больнице?
Ответы детей.
Воспитатель. -А вы сейчас хотите поиграть со спичками? Ну и правильно, вы же умные детки, а умные дети придумывают себе хорошие игры. Как вы думаете, от чего может возникнуть пожар?
Ответы детей. (от неправильного обращения с огнём; игра со спичками, не потушенный костёр, невыключенные электроприборы) .
Воспитатель. -Правильно. Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем, и детям тоже нужно этому учиться. Неужели огонь всегда злой? Какой вред может принести огонь?
Ответы детей
(могут сгореть вещи, дом, лес, погибнуть животные, люди)
Воспитатель: - Ребята, скажите, а для чего нам нужен огонь?
(ответы детей)
Воспитатель. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. А ещё есть заводы, где так же в печах живёт огонь, он помогает «варить» металл, из которого делают машины, самолеты. Это добрый огонь. (Показ картин)
Воспитатель: - Ребята, давайте еще раз повторим, что огонь может быть злым. Это как? (ответы детей)
Когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Возникает пожар в доме; очень опасно, когда загорается сухая трава в лесу; могут загореться посевы в поле. Нужно очень осторожно обращаться с огнем. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. И, чтобы сделать жизнь более безопасной, во все времена люди передавали советы своим потомкам. (Показ картин)
Игра «Не ошибись» (дети стоят в кругу).
Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны хлопнуть в ладоши, а не относящиеся – топнуть ногой: пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, пожарная каска, ноты, огонь, спички, 01, стол, пожарная машина.
-Молодцы, ребята, хорошо справились.
Воспитатель (вывешивает картину): - Давайте внимательно рассмотрим картину. Что вы на ней видите?
Воспитатель: - По каким признакам вы догадались, что это не обычная машина, а пожарная?
Дети: - Машина красная. У неё есть лестница. У неё номер 01!
Воспитатель: - Верно! Пожарная машина всегда красного цвета, чтобы ее было видно издалека. Красный цвет - цвет тревоги, огня. А как вы думаете, пожарная машина ехала быстро или медленно?
Дети: - Машина ехала быстро.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Потому что горит дом. Случился пожар. Из окна идет огонь, его надо быстрее потушить.
Воспитатель: - Когда машина едет по дороге, её не только видно, но и слышно. Слышно сирену. Как звучит сирена?
Дети: У-у-у, у-у-у!
Воспитатель: - Кто приехал на пожарной машине?
Дети: - Пожарные.
Воспитатель: - Почему их так называют?
Дети: - Эти люди тушат пожары.
Воспитатель: - Когда случается пожар – это очень опасно, а тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный? Какие важные качества нужны пожарным, чтобы они мог спасать людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Хотите стать пожарными? (Сильными, смелыми, мужественными, находчивыми, решительными.)
Игра «Кто быстрее преодолеет препятствие и спасет от огня игрушку».
Воспитатель делит детей на 2 команды. Перед каждой командой на расстоянии стоит стул, на стуле игрушка.
- Представьте, ребята, что мы должны спасти кошечку от огня.
Прыжки через островки (3 шт.).
Пролезть в туннель (1 шт.).
Оббежать стул с игрушкой.
Обратно – бег по прямой, передать эстафету (хлопнуть по ладошке следующего участника). Последний участник берет игрушку и возвращается обратно. Побеждает та команда, которая быстрее вернется.
Воспитатель: Молодцы! Все ребята у нас ловкие, смелые, сильные, быстрые. А умеете ли вы отгадывать загадки?
Загадки:
1. Шипит и злиться,
Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает, (огонь)
2. Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя играть с ….огнем.
3.Если младшая сестричка
Зажигает дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спичи те ... (отнять).
4.Вот так мошка - осиновая ножка,
На стог села - всё сено съела (спичка)
5.Я не сам по себе,
А сильнее всего и страшнее всего.
Все любят меня и все губят меня (огонь)
6. Упал на пол уголек,
Деревянный пол прожег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его……водой.
7. Вот маленький дом, пятьдесят сестричек в нем,
Но советуем мы детям – не играйте с домом этим (Коробок спичек.)
8. Победит огонь коварный
Тот, кого зовут… (Пожарный)
-Молодцы!
Воспитатель:- Ребята, если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?
Ответы детей.
Педагог раздает детям разрезные картинки и предлагает выложить номер «01».
Воспитатель.- Какой номер у вас получился? Выходите к доске и выберете нужные цифры, прикрепите к доске.
Воспитатель: - Что нужно сообщить пожарным по телефону?
Ответы детей.
Дым и огонь не к добру, так и знай,
Взрослых на помощь скорей призывай
И в «01» поскорее звони:
Срочно пожарных! Помогут они!
III. Основная часть.
Воспитатель: А сейчас, ребята, послушайте, какая ситуация произошла с девочкой.
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь...»
С. Маршак.
- Как вы думаете, что могло случиться с девочкой
Ответы детей.
Воспитатель:
И под кроватью не прячься – учти,
Что от огня просто так не уйти.
Не оставайся в квартире с огнем,
А выбирайся доступным путем:
Мокрым шарфом нос и рот завяжи,
К двери входной через дым поспеши.
Г. Шалаева, О. Журавлева.
1.Правила поведения при пожаре.
-Ребята, а сейчас я вам покажу иллюстрации и расскажу о правилах поведения при пожаре. Внимание на экран.
Правило № 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.
Правило № 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.
Правило № 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.
Правило № 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше. Чтобы не задохнутся дымом, намочи платок или другой материал водой и приложи ко рту.
Правило № 5. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
Правило № 6. Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.
Воспитатель: - А вот ещё одна ситуация произошла с нашими сказочными героями:
Дон – дон. Дон – дон.
Загорелся Кошкин дом,
Коза выскочила, глаза выпучила,
Бежит курица с ведром,
Заливать Кошкин дом.
А залить не сумели.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, чем можно затушить пожар?
Ответы детей.
Воспитатель:- Существует еще хороший помощник при тушении пожара, а что это вы узнаете из загадки:
Если пламя вспыхнет вдруг,
Есть у вас надежный друг,
Под рукой его держите!
Пламени душитель,
Дыма укротитель –
Ваш друг огнетушитель.
Воспитатель:- Действительно, огнетушитель полагается иметь в каждом учебном заведении, в больницах и т.д. У нас в детском доме тоже есть огнетушитель. Они тушат огонь пеной или специальным порошком. Вот он какой! (Показывает всем огнетушитель. Дети трогают, руками на ощупь говорят, из какого материала он сделан.)
2. Правилами безопасного поведения с огнем.
Мультфильм «Аркадий Паровозов. Спички »
(Дети смотрят мультфильм, объясняют, почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае.)
Воспитатель: - Ребята, правильно вели себя Маша и Саша?
Но, в обычной жизни к вам не прилетит Аркадий Паровозов, кого нужно позвать на помощь?
Что запомнить мы должны?
Спички детям не нужны!
А ведь всех предупреждали,
Чтоб свечей не зажигали!
Помните, дети: пожары бывают,
Когда про включенный утюг забывают!
Гибнет лес, пропали звери –
Всех несчастий не измерить!
-Если, ребята, мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беда. Я предлагаю вам закрепить правила безопасного поведения с огнем. Мы поиграем с мячом.
Игра«Лови – бросай, сразу отвечай».
- Можно спичками играть?
- А петарды поджигать?
- При пожаре прятаться под кровать?
- Незатушенный костер в лесу бросать?
- Траву сухую поджигать?
- Газ без взрослых зажигать?
- Электроприборы включать?
- При пожаре пожарных вызывать?
- Молодцы! Так держать! Правила пожарные не надо забывать!
Воспитатель: Всем понятно, как надо себя вести при возникновении пожара?
IV. Рефлексия.
Воспитатель:- А сейчас давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили на занятии, что вам запомнилось больше всего?
Дети (читают стихи):
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери
Не шути, дружок, с огнём,
Чтобы не жалеть потом.
Сам костра не разжигай
И другим не позволяй.
Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый
Наш надёжный старший друг.
Если же стряслась беда
Что тогда нам делать?
Не теряться никогда
Действовать умело!
Если близко телефон
И тебе доступен он
Нужно 01 набрать
И пожарников позвать!
-За отвагу и смелость я вручаю вам медали, вы усвоили все на «отлично».