воспитывать людей, ориентированных на мужество, находчивость, самоотверженность.
Оборудование:
Плакаты по ПБ, эмблемы команд, противогазы, пожарные рукава, игрушки- животные, перевязочный материал, обручи, костюмы пожарных, марлевые повязки, табло, конверты с картинками, конверты с вопросами, скамейки, фишки, стаканы с водой, воздушные шары, ПК, проектор, видеофильм о пожаре в лесу.
Выставка книг:
К.Чуковский. Краденое солнце.
Кошкин дом. Русские народные потешки.
С.Маршак. Рассказ о неизвестном герое.
С.Михалков. Дядя Стёпа.
Е.Пермяк. Как Огонь Воду замуж взял.
Л.Толстой. Пожар. Пожарные собаки. Дым.
Чтобы не было беды. – М., 1992.
И др.
Для того, чтобы узнать о чем пойдет речь, вам ребята, надо отгадать загадку и ребус:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (Отвечают ребята) (огонь) (слайд 1)
А какое слово здесь спрятано, постарайтесь прочесть.
(пожар) (слайд 2)
Молодцы! С заданием вы справились легко. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного про огонь, о его пользе и вреде, закрепим наши знания в конкурсах. Победители получат ценные призы.
Мне бабуля говорила,
Что огонь нам друг и враг.
Без него темно бы было,
Жили б мы совсем не так.
Мы б от холода дрожали,
Превратились бы в пингвинов
Или мамонтами стали,
Обросли бы шерстью длинной.
Телевизора б не знали,
Ни поесть и ни попить,
В «Денди» тоже б не играли,
В общем, плохо было б жить. (слайд 4)
С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Он был великим помощником человека. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, помогает вырабатывать электроэнергию.
Огонь - одно из самых больших чудес природы, которым человек познакомился. О нём складывали легенды. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее. (Рассказ ученика):В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. (слайд 5)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности для 2-3 класса "Не шути с огнем" »
МБОУ «Пайгармская средняя общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
На заседании МО учителей зам. директора по УВР Директор школы Начальных классов ________Бикбаева Г. Н. ________Корезин С. В Руководитель МО «___»_________2015г. «____»_______2015г
Гирчева Л. В.________
«____»_________2015г.
Внеклассное мероприятие
По пожарной безопасности
для 2-3 класса
"Не шути с огнем"
УМК «Школа России»
Составитель:
учитель начальных классов первой категории
Гирчева Л. В.
2015-2016 уч.г.
Цель:
Систематизировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни.
Познакомить с основными правилами пожарной безопасности и правилами личной безопасности при возникновении пожара в доме.
Сформировать умение по обеспечению личной безопасности при пожаре в различных ситуациях.
Научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности,
воспитывать людей, ориентированных на мужество, находчивость, самоотверженность.
Оборудование:
Плакаты по ПБ, эмблемы команд, противогазы, пожарные рукава, игрушки- животные, перевязочный материал, обручи, костюмы пожарных, марлевые повязки, табло, конверты с картинками, конверты с вопросами, скамейки, фишки, стаканы с водой, воздушные шары, ПК, проектор, видеофильм о пожаре в лесу.
Выставка книг:
К.Чуковский. Краденое солнце.
Кошкин дом. Русские народные потешки.
С.Маршак. Рассказ о неизвестном герое.
С.Михалков. Дядя Стёпа.
Е.Пермяк. Как Огонь Воду замуж взял.
Л.Толстой. Пожар. Пожарные собаки. Дым.
Чтобы не было беды. – М., 1992.
И др.
Для того, чтобы узнать о чем пойдет речь, вам ребята, надо отгадать загадку и ребус:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (Отвечают ребята) (огонь) (слайд 1)
А какое слово здесь спрятано, постарайтесь прочесть.
(пожар) (слайд 2)
Молодцы! С заданием вы справились легко. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного про огонь, о его пользе и вреде, закрепим наши знания в конкурсах. Победители получат ценные призы.
Мне бабуля говорила,
Что огонь нам друг и враг.
Без него темно бы было,
Жили б мы совсем не так.
Мы б от холода дрожали,
Превратились бы в пингвинов
Или мамонтами стали,
Обросли бы шерстью длинной.
Телевизора б не знали,
Ни поесть и ни попить,
В «Денди» тоже б не играли,
В общем, плохо было б жить. (слайд 4)
С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Он был великим помощником человека. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, помогает вырабатывать электроэнергию.
Огонь - одно из самых больших чудес природы, которым человек познакомился. О нём складывали легенды. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее. (Рассказ ученика):В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. (слайд 5)
Гефест—бог огня и кузнечного ремесла, покровитель металлургии.
Прометей — титан, защитник людей от произвола (слайд6)
Ребята, а как вы думаете, огонь всегда был? (Ответ детей).
Нет, человек научился добывать огонь.
Давным-давно люди пользовались только тем, что давала природа. Люди жили в пещерах, где было холодно, сыро и темно.
Однажды от молнии загорелось дерево. Смелый человек догадался взять ветку и отнести её в пещеру. В пещере стало тепло, светло и уютно. Люди научились готовить пищу, греть воду. Но не всегда горел этот огонь. Он погас.
Как же люди еще добывали огонь? Давайте вместе догадаемся. Посмотрите на рисунки. (слайд №7) ответы детей
Молодцы, ребята, хорошо рассказали.
Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Но огонь может обратиться и в бедствие для человека из-за небрежного обращения с ним, из-за нарушения правил пожарной безопасности.
Когда же огонь – друг, а когда – враг?
Огонь – друг ( слайды 9- 14)
Важным шагом в развитии первобытного общества явилось использование огня для плавки металла. Первым металлом, который нашёл себе применение, стала медь.
В настоящее время трудно найти область человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Всё большее применение в народном хозяйстве находит луч лазера. Он используется для резки и сплавки металла, многие операции сейчас делают лазерным лучом.
Огонь является участником многих обрядов, традиций, обычаев. Знаменит праздник Ивана Купалы с его ритуальными прыжками через костёр.
В России огонь издавна используют в дни всенародных праздников в виде фейерверков. Все мы знаем праздничный салют в честь побед Советской Армии 9 мая.
Без огня не обходится празднование Нового года. Новогодний праздник - один из древних на Земле. Берёт он своё начало у древних земледельческих народов, которые считали Солнце главным божеством. В зимние дни, когда Светило опускалось к горизонту, и наступал короткий день, думали, что Солнце умирает. Чтобы оживить его, везде зажигали костры, скатывали с холмов охваченные пламенем бочки или огненные диски, которые по своей форме напоминали Солнце. С тех давних пор и пришли к нам новогодние огни.
Есть древний обычай - зажигать Олимпийский огонь. В древней Греции, как и в наше время, Олимпийский огонь зажигали от солнца на самой высокой горе. И этот Огонь - как символическое воплощение Бога - смотрел и оценивал спортивные состязания. Это ему показывали своё умение, ловкость и силу сильнейшие. Это ему посвящались достижения и рекорды.
Охотник возле костра, рыболов, колдующий над котелком на огне, отблеск пламени на лице уставшего путника, дым над хижиной – с этого начинается жизнь в пустынных местах, это её первые, хоть и осторожные, но уверенные шаги.
Ребята, а кто умеет разводить огонь? (слайд 15)
Есть несколько способов быстрого разведения огня в полевых условиях: (Слайд)
Два положенных друг на друга бревна горят ровно, долго и жарко. Чтобы брёвна не сваливались, по бокам воткните колышки.
Самый удобный костёр тот, в котором дрова сложены в виде колодца.
Для лучшего освещения бивачного места дрова располагаются в виде шалаша.
Для обогрева хорош костёр, расположенный около плоского камня.
Но бывает огонь и другим:
Не согреет ладошек он ваших,
Превращает все в пепел и дым…
И жесток он…
И грозен…
И страшен!
Для забавы, для игры…
Спичек в руки не бери!
Коробка спичек хоть мала,
Но много может сделать…
Зла! (слайды 16-22)
Оказывается, что из – за ударов молнии и самовозгорания торфа возникает только 10% лесных пожаров, а остальные 90% - по вине человека.
Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью и легко переходят через широкие реки, озёра, дороги. Уходить от огня следует по диагонали с его дороги в направлении реки или дороги.
Не выключенные электробытовые приборы, неисправная электропроводка – причины пожара
Детские шалости с огнём – причина пожара
Неосторожное обращение с открытым огнём – причина пожара
Утечка газа – причина пожара
Неисправная печь – причина пожара
Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.
Каковы же причины возникновения пожаров?
Их несколько. Это : (слайды 23- 31)
Непотушенные спички
Неосторожное использование керосиновых ламп
Небрежность при хранении легковоспламеняющихся материалов
Использование металлических печей, не отвечающих правилам пожарной безопасности, оставлении печи без присмотра
Нарушение правил пользования электрическими приборами
Включение нескольких бытовых приборов в одну розетку
Короткое замыкание, возникающее вследствие соединения двух проводников без изоляции
Неисправность бытовых газовых приборов
Шалости детей: игра со спичками, электроприборами и др.
Быть не должно привычки
Играть с огнем и спичкой!
Огонь - опасная игра,
Нам это всем…
Понять пора!
Утюг, костёр, плита, камин,
Коробка спичек, газ, бензин…
Они опасны иногда и даже очень!
Кто мне может сказать, как вести себя на пожаре? (слайды 34- 48)
Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.
Отключи газ, электроэнергию, закрой окна и двери
Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону "О 1" или попроси об этом соседей.
Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.
Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.
При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.
Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.
Если нельзя использовать лестницы, прыгайте в окно. Сократите высоту прыжка, связав простыни. Прыгайте на полотняное покрытие грузовика, крышу машины, цветник, навес или на предварительно сброшенные матрасы, подушки, ковры.
Если выйти из помещения невозможно, заткните все зазоры под дверьми мокрыми тряпками; наполните водой ванну и другие большие емкости облейте пол и двери водой
Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.
Как себя вести, если вдруг загорелась одежда? (слайд 49)
Сбить огонь, используя плотную ткань, воду, снег (Свалить человека на землю (любым способом), иначе он может получить тяжелые ожоги можно просто катать пострадавшего по земле)
Разрезать обгоревшую одежду, положить на обожженные места стерильную повязку (при обширных ожогах завернуть пострадавшего в чистую простыню)
Вызвать скорую помощь.
Будь осторожен с огнем -
Предупреждаем всех вас строго.
Пускай все реже с каждым днем
Звучит пожарная тревога.
И помните, что пожар легче предупредить, чем погасить, и что маленькая спичка может обернуться большой бедой!
Наступило время конкурсов. Из каждого класса принимают участие по одной команде. В команде по 4 ученика.
Участники интеллектуально – спортивной игры поочередно выходят на построение.
У каждой команды есть соответствующие их названиям эмблемы. За каждой командой закреплено табло. За каждый правильный ответ или победное очко команда получает право убрать с табло один язычок пламени. Таким образом, та команда, у которой будет меньше язычков пламени на табло, становится победительницей.
Перед началом соревнований проведём викторину: (слайд 51)
1.Кто такие пожарные?
2.Какой номер телефона нужно набирать в случае пожара?
3.Какие огнеопасные предметы вы знаете?
4.В квартире много дыма, как необходимо себя вести?
5.Какого цвета пожарная машина?
6.Какой пожарный инвентарь есть в школе?
7.Для чего при пожаре нужен песок?
8.Как правильно вести себя во время пожара в квартире?
А) попытаться самому потушить огонь?
Б) позвонить по телефону 0 1 и вызвать пожарных.
В) позвать на помощь соседей.
Верный ответ Б.
9.Как поступить, если младшая сестра или брат от страха перед огнём и дымом спрятались в шкаф, под кровать или под стол?
А) Вытащить их оттуда и вынести из квартиры
Б) позвать на помощь взрослых и вынести малышей.
В) Поскорей убежать из квартиры.
Верный ответ А и Б
10. Что делать, если в квартире появился дым?
А) Обмотать лицо мокрой тканью и по быстрей покинуть квартиру, стараясь не вдыхать глубоко, двигаться пригнувшись.
Б) Открыть окна и дверь, чтобы дым улетучился.
Верный ответ А
11.Что надо делать, чтобы у вас в квартире никогда не было пожара?
А) Соблюдать правила пожарной безопасности.
Б) Не пользоваться электроприборами.
В) Во всех комнатах расставить бочки с водой.
Верный ответ А.
Игры- соревнования. (слайд 52)
1.Игра «На пожар». По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульев, на которых разложена амуниция: каска, перчатки, ремень и т.п. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.
2.. Игра «Разведчики» По команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добраться до стульчика с куклой «вынести ее из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым. Игру можно усложнить, предложив «разведчикам» двигаться с завязанными глазами (сильное задымление). В этом случае полоса препятствий должна быть короткой и не очень сложной.
3.Игра «Тушение пожара». По условному сигналу игроки черпают воду из большого таза маленьким ведерком и передают его друг другу, выстроившись в цепочку. Последний выливает воду в пустую емкость. Побеждает команда, которая быстрее ее заполнит.
4.. Игра «После пожара». Игроки садятся на стульчики, берут в руки катушки, к каждой из которых одним концом прикреплен шнур (пожарный рукав). Побеждает тот, кто быстрее намотает шнур на катушку.
5. Бег с препятствиями через кегли, скамейку.
6. С завязанными глазами дойти до колокольчика, позвонить, вернуться к команде. Направление дает капитан на финише.
7. Проползти по гимнастической скамейке, зачерпнуть воду из ведерка в ложку, вернуться на финиш, пятясь назад. Воду вылить в приготовленный измерительный сосуд.
8. Связать спасательную веревку из вещей команды. Измеряется длина.
На следующем этапе соревнования командам надо разгадать загадки. (слайды 53- 65) Отгадки нужно записать на листок. Пока команды отгадывают загадки, мы с болельщиками немного поиграем
«Игра с болельщиками»
Я буду читать четверостишья, а вы после каждого четверостишия, если считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором «Это - я, это - я ,это все мои друзья!», а если неправильно, молчите.
Ведущий: Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?
Болельщики:
Это – я, это – я, это все мои друзья!
Ведущий:
Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Болельщики: (Молчат).
Ведущий:
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?
Болельщики:
Это – я, это – я, это все мои друзья!
Ведущий:
Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол –
Еле сам живой ушёл?
Болельщики: (Молчат)
Ведущий:
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?
Болельщики:
Это – я, это – я, это все мои друзья!
Молодцы!
Пока жюри подводит итоги нашего соревнования, мы немного повторим и закрепим наши знания.
Назовите, пожалуйста, причины возникновения пожаров в лесу. Поможет вам маленькая подсказка. (слайд №66)
Правильно молодцы. Сейчас я хочу вам предложить просмотреть маленький видеоролик.
Давайте повторим правила поведения в природе и запомним их, чтобы таких пожаров было как можно меньше. (слайд 68)
Лучше разводить костры на старых костровищах.
Нельзя разводить костёр на сухой траве и рядом с сухими деревьями.
Не стоит устраивать очень большие костры и разводить костры при сильном ветре.
Ни в коем случае нельзя разжигать огонь в сухую, жаркую погоду.
Не играй со спичками.
Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не режь кору).
Находясь в природе, учись наблюдать за ней.
Молодцы ребята! Сейчас предоставляем слово жюри для подведения итогов соревнования.
Награждение победителей и вручение призов.
Наше дружное соревнование подходит к концу. Я хочу вам порекомендовать прочитать книжки, для закрепления полученных знаний.(слайд 70) Никогда не забывайте, что с огнем шутки плохи. Ведь не зря в народе говорят, что (слайд 71)
- От искры пожар рождается.
- В огне и железо плавко.
- Огонь не вода, схватит - всплывешь.
- С огнем не шути – сгореть можно.
- Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
- Не играй кошка с огнем – лапу обожжешь.
Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом! Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, и школу, в которой вы учитесь!
Спасибо всем за внимание!
Использованная литература
Абрамова Э.Г. Огонь – друг и враг человека / Начальная школа, № 6, 2006.
С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».
Миткалёва Е.М. Сб. сценариев по основам безопасности жизнедеятельности – М.: Айрис – пресс,2006. – 96с.:ил. – (методика)
Основы безопасности жизнедеятельности, 7/2002, с. 57
Основы безопасности жизнедеятельности, 5/2003, с 17, ОБЖ, Классный руководитель
Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост.: М.П. Фролов и др. – М.: ООО “Издательство ACT”, 2000.
Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О.В. Павлова, Г.Н. Попова, Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
Пожарная безопасность в школе: методическое пособие / Л.Ю. Скрипник. – 3-е изд. – М.: Айрис-прес, 2006.
В.А. Степанов «Азбука в загадках».
Сюнькова В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». 1-4 кл.: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 76с
Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.