kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционное занятие по развитию познавательной деятельности : «Ориентировка во временных последовательностях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дан подробный план-конспект  коррекционного занятия по развитию познавательной деятельности  на тему "Ориентировка во временных последовательностях"

Просмотр содержимого документа
«Коррекционное занятие по развитию познавательной деятельности : «Ориентировка во временных последовательностях»»

Коррекционное занятие по развитию познавательной деятельности по программе 5 класса для детей с трудностями в обучении

Тема: «Ориентировка во временных последовательностях»

Задачи:

Формировать умение правильно воспроизводить временные ряды (времена года, месяцы, дни недели)

Закреплять вычислительные умения при решении примеров

Совершенствовать умение составлять сюжетную картинку из разрезных элементов

Корректировать параметры внимания и памяти.

Содействовать воспитанию любознательности и стремлению удерживать цель деятельности

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки для разрезной мозаики, цветик-семицветик, карточки-задания, картинка Старик-годовик

Ход занятия

  1. Вводная часть

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый
Он позвал нас на урок.
Такой порядок в школе  -
Не забывай, дружок.
Все у парты ровно встали, 
Улыбнулись, подравнялись, 
Тихо сели за свой стол, 
Начинаем разговор.

  1. Психологический настрой

Представьте себе цветок Добра и хорошего настроения, положите между ладонями и закройте глаза. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваши души. Мысленно поместите всё доброе, хорошее и прекрасное этого цветка в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Желаю, чтобы тёплые чувства и хорошее настроение сопровождали вас на нашем занятии.

  • Откройте глаза, посмотрите друг на друга и скажите добрые слова.

  • Тихо сели, спинки прямо. Сделаем мозговую гимнастику, чтобы все задания на занятии выполнялись легко.

  1. Мозговая гимнастика (под релаксационную музыку)

«Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы).

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (Выполнять 30 секунд).

«Точки пространства» (улучшают мыслительную деятельность)

Положите два пальца над верхней губой, а другую руку на копчик. Держите так минуту, «вдыхая» энергию вверх по позвоночнику.

«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь).

«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.

  1. Подготовительная часть

Закрепление материала предыдущих занятий (ориентировка в схеме своего тела и в взаимоположениях предметов, относительно себя)

«Разминка»

  • показать: левой рукой правую бровь, левую ногу и т.д.;

  • что находится выше кисть или локоть руки? (Анализ положения рук относительно собственного тела);

  • «Будь моим зеркалом».  Учитель выполняет различные движения, стоя напротив ребенка, который копирует его действия (движения ребенка должны выполняться одноименными частями тела).

  • «Зеркало треснуло». То же, только действия должны вы­полняться разноименными частями тела.

  • на полках находятся разные предметы, покажи, что находится на третьей полке, а что находится выше…

  • Какой знак ставится в конце предложения? (Точка)

Вот и мы поставим точку в нашей разминке

  1. Основная часть

Преподнесение нового материала. Прочитайте тему урока.

-Как люди раньше определяли время, когда не было часов? Каждое утро на восходе солнца они нанизывали камешки на прутик и таким образом определяли, сколько дней прошло до возвращения охотников, сбора урожая и тому подобное.

Позже появились огненные, водяные, солнечные и песочные часы.

Таким образом, древние люди заметили чередование дня и ночи, периодичность смены времён года. Появились первые единицы времени: сутки и год. Сутки принято делить на 4 части: утро, день, вечер, ночь.

-А как у вас проходит утро, день, вечер, ночь?

Неделя содержит 7 дней. С чем у вас ассоциируется каждый день недели?

В году 12 месяцев, количество дней в месяце можно определить по бугоркам на руках. Год делится на 4 сезона, в каждом сезоне 3 месяца.

  1. Сейчас вы послушаете сказку и попробуете догадаться кто у нас в гостях. Сказка В. Даля «Старик-годовик». (Аудио или видео сказка)

В. Даль «Старик-годовик»

Литературная сказка

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик в первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная?

В.Даль

- Сегодня у нас в гостях Старик-годовик (иллюстрация). Он следит в природе за сменой времён года. К нам же он пришёл, чтобы услышать ответы на свои вопросы. Если он будет с вами не согласен – вы услышите звоночек, а за правильные ответы будет раздавать солнечные капельки.


2. Закрепление нового материала

Вы готовы ответить на первый вопрос? В году 12 месяцев, количество дней в месяце можно определить по бугоркам на руках. Год делится на 4 сезона, в каждом сезоне 3 месяца.

Старик-годовик сможет вам помочь повторить времена года, если вы выполните данное задание. Сложить сюжетные картинки о временах года из разрезных картинок. (зима, весна, лето, осень - каждая картинка в 2-х экземплярах). Молодцы! Так что обозначают каждые три птицы?

- А почему они вылетали по три? Вы можете назвать этих птиц? Тогда подсказка Старика-годовика. Наши птички подписаны. Ваша задача: прикрепить к доске слова-названия месяцев в такой последовательности, в какой они вылетали. (Птички Старика-годовика с написанными на них названиями месяцев).

- Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Вы готовы ответить на вопрос? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Если нет, то давайте рассмотрим в календаре текущий месяц. Как он называется? (Октябрь). К какому времени года относится? (Осень). Чего в месяце четыре? (Недели) Значит крылья у птиц, это что…(недели)

- Какие семь перьев в каждом крыле? Чего в неделе семь? (Дней)

Физкультминутка

В понедельник мы стирали,

Пол во вторник подметали.

В среду – мы пекли калач.

Весь четверг играли в мяч.

В пятницу мы чашки мыли,

А в субботу – торт купили.

И, конечно, в воскресенье

Звали всех на день рожденья.

Пели, прыгали,

Плясали,

Дни недели – посчитали

  1. Какие семь перьев в каждом крыле? Чего в неделе семь? (Дней). Вы можете разместить по порядку дни недели? Давайте проверим: правильно ли вы разместили дни недели. Для этого необходимо повторить таблицу «Меры времени», вспомнить как можно преобразовать меры времени и решить примеры.

24 ч:4=

120 с-60 с=

5 ч*1=

32 мин:8=

90 мин:30=

1 сут*7=

60 с+60 с=


21 ч:3=

120 с:60 =

60 с:60=

150 мин:5=

120 мин-1 ч 56 мин=

12мес.-7 мес=

(Примеры прикреплены на обратной стороне дней недели. Ответ в примере соответствует порядковому номеру дня недели: 1 - понедельник, 2 - вторник, 3 – среда, 4 – четверг, 5 – пятница, 6 – суббота, 7 – воскресенье)

  1. Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая чёрная? (День – ночь)

Упражнения в определении времени. (Демонстрирую на циферблате, учащиеся называют время).

14 ч, 18 ч, 23 ч 30 мин, 20 ч 25 мин, 15 ч 15 мин, 22 ч 20 мин

- А теперь вы покажите на своих часах заданное время:

12 ч, 17 ч, 21 ч 40 мин, 16 ч. 10 мин

IV. Заключительная часть

Работа по карточкам

Карточка 1

- Вставить пропущенные назва­ния месяцев, дней недели.

Самый короткий месяц гoдa...

В...самые короткие световые дни.

Первый лeтний месяц - ...

Второй зимний месяц - ...

Карточка 2

В... есть день весеннего равноденствия.

Третий осенний месяц - ...

Последний месяц зимы - ...

В... начинается учебный гoд.

Карточка 3

... - выходные дни. Середина рабочей не­дели - ...

Второй месяц весны­ - ...

Первый осенний месяц - ...

По­следнии месяц лета - ...

Карточка 4. Вставить пропущенные циф­ры.

В одном веке... лет. В году... суток, а в високосном году... суток. В сут­ках... часа. В... году наступил ХХI век.

Карточка 5. Вставить пропущенные циф­ры.

В мае... дней. В сентябре... ночей. В часе... минут. Моя мама родилась в …веке, а я родился в ….веке.

Карточка 6.

Объяснить смыл пословиц о, временах года. Подчеркнуть только те, которые относятся к временам года. Придумать и записать рассказ, используя в качестве названия одну из по­словиц.(У каждого на карточках)

Весенний дождь лишним не бывает.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Весна красна цвeтaми, а осень пирогами.

Пахать, так не дремать.

Журавль летит высоко, видит да­леко.

Воробей мал, да удал.

Где воробью не летать, а всё дома ночевать.

Старого воробья на мякине не провдешь.

Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!

Что летом родится, зимой приго­дится.

Готовь сани летом, телегу - зи­мой.

Летний день за зимнюю неделю.

Клади по ягодке, наберешь кузовок.

Зернышко к зернышку – будет мешок.

Кто рано встает, тот грибы соберет, а сонливый да ленивый идет после за крапивой.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Пошла репа в поле блошкой, а на­зад пришла лепешкой.

Холоден сентябрь, да сыт.

Весной дождь растит, а осенью гноит.

В ноябре весна с осенью борется.

Первый снежок - не лежок.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Спасибо, мороз, что cнeгy нанес.

Береги нос в большой мороз!

Солнце на лето, зима на мороз.

Работа с кроссвордом по теме «Время и его измерение» (см приложение)

V. Подведение итогов занятия.

1. Давайте ещё раз ответим на все вопросы по сказке.

Что это за птицы вылетели из рукава старика годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная?

2. Игра «Цветик-семицветик»

На лепестках задания:

-Сколько минут в часе?

- Назови самую большую единицу времени.

- Сколько часов в сутках?

- Сколько дней в феврале?

Рефлексия

- Назови последний месяц года; первый.

Сколько месяцев в году?

- Назови дни недели. Сколько их?


  1. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли при выполнении заданий

  • Какое задание вам понравилось больше всего?

  • А какое задание было для вас сложным?

Посчитайте у кого сколько капелек.

  • Наш гость остался доволен вами, собрал все солнечные капельки и дарит вам стихотворение.

За весной приходит лето.

Вы все знаете про это.

А за летом – так и жди –

Будет осень и дожди.

А потом зима, конечно.

И весна. Так будет вечно

. Всего вам доброго! До встречи!

Приложение

Если останется время. Тест:

1) Какой месяц состоит из 30 суток?

□ январь

□ март

□ ноябрь

□ октябрь


2) К какому веку относится 2019 год?

  • □ к восемнадцатому

  • □ к двадцатому

  • □ к девятнадцатому

  • □ к двадцать первому

 

3) Какую часть года составляет один месяц?

□ шестую

□ двадцатую

□ десятую

□ двенадцатую


4) Сколько минут составляет 1 ч?

□ 30 мин

□ 100 мин

□ 60 мин


5) Укажи верную запись.

  • □ 4 мин 50 с = 450 с

  • □ З ч


6) Сколько минут в 9 ч?

□ 900 мин

□ 540 мин

□ 450 мин


7) Сколько минут составляют 120 с?

□ 12 мин

□ 2 мин

□ 3 мин

□ 60 мин


8) Сколько секунд составляют 2 мин 30 с?

□ 230 с

□ 120 с

□ 150 с



9) Часы показывают без четверти двенадцать. Сколько это часов и минут?

□ 11 ч 15 мин

□ 8 ч 45 мин

□ 12 ч 15 мин

□ 11 ч 45 мин


10) Часы спешат на 3 мин. Сейчас они показывают 10 ч. Сколько времени в действительности?

□ 10 ч З мин

□ 9 ч З мин

□ 9 ч 57 мин

□ 7 ч


Карточка 1

- Вставить пропущенные назва­ния месяцев, дней недели.

Самый короткий месяц гoдa...

В...самые короткие световые дни.

Первый лeтний месяц - ...

Второй зимний месяц - ...


Карточка 2

В... есть день весеннего равноденствия.

Третий осенний месяц - ...

Последний месяц зимы - ...

В... начинается учебный гoд.


Карточка 3

... - выходные дни. Середина рабочей не­дели - ...

Второй месяц весны­ - ...

Первый осенний месяц - ...

По­следний месяц лета - ...


Карточка 4. Вставить пропущенные циф­ры.

В одном веке... лет. В году... суток, а в високосном году... суток. В сут­ках... часа. В... году наступил ХХI век.


Карточка 5. Вставить пропущенные циф­ры.

В мае... дней. В сентябре... ночей. В часе... минут. Моя мама родилась в …веке, а я родился в ….веке.

Карточка 6

Объяснить смыл пословиц о, временах года. Подчеркнуть только те, которые относятся к временам года.

Весенний дождь лишним не бывает.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Весна красна цвeтaми, а осень пирогами.

Пахать, так не дремать.

Журавль летит высоко, видит да­леко.

Воробей мал, да удал.

Где воробью не летать, а всё дома ночевать.

Старого воробья на мякине не провдешь.

Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!

Что летом родится, зимой приго­дится.

Готовь сани летом, телегу - зи­мой.

Летний день за зимнюю неделю.

Клади по ягодке, наберешь кузовок.

Зернышко к зернышку – будет мешок.

Кто рано встает, тот грибы соберет, а сонливый да ленивый идет после за крапивой.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Пошла репа в поле блошкой, а на­зад пришла лепешкой.

Холоден сентя6рь, да сыт.

Весной дождь растит, а осенью гноит.

В ноябре весна с осенью борется.

Первый снежок - не лежок.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Спасибо, мороз, что cнeгy нанес.

Береги нос в большой мороз!

Солнце на лето, зима на мороз.




Кроссворд по теме «Время и его измерение»




По горизонтали:

2. На первую ступеньку встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке пришел старик седой.

3. Худеет с каждым днем толстяк

И не поправится никак.

4. К вечеру умирает, поутру оживает.



8. Двенадцать братьев друг за другом стоят,

Но друг друга не видят.

11. Малая мера времени.

12. Часть часа.

По вертикали:

1. Я напрасно не стучу, когда надо, разбужу.

5. Семь друзей – и все прекрасны:

Шесть черных, один красный.

6. Подходить к дому стала –

С неба солнце украла.

7. Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

9. Две сестренки друг за другом,

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та что выше – каждый час.

10. Мы идем, идем, идем

День за днем, день за днем.

Мы уже идем лет двести

На одном и том же месте.

Ответы

По горизонтали:

2. Год

3. Календарь

4. День

8. Месяцы

11. Секунда

12. Минута

По вертикали:

1 Будильник

5. Неделя

6. Ночь

7. Время

9. Стрелки

10. Часы


Карточка 1

- Вставить пропущенные назва­ния месяцев, дней недели.

Самый короткий месяц гoдa...

В...самые короткие световые дни.

Первый лeтний месяц - ...

Второй зимний месяц - ...


Карточка 2

В... есть день весеннего равноденствия.

Третий осенний месяц - ...

Последний месяц зимы - ...

В... начинается учебный гoд.


Карточка 3

... - выходные дни. Середина рабочей не­дели - ...

Второй месяц весны­ - ...

Первый осенний месяц - ...

По­следний месяц лета - ...


Карточка 4. Вставить пропущенные циф­ры.

В одном веке... лет. В году... суток, а в високосном году... суток. В сут­ках... часа. В... году наступил ХХI век.


Карточка 5. Вставить пропущенные циф­ры.

В мае... дней. В сентябре... ночей. В часе... минут. Моя мама родилась в …веке, а я родился в ….веке.

- Объяснить смыл пословиц о, временах года. Подчеркнуть только те, которые относятся к временам года.

Весенний дождь лишним не бывает.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Весна красна цвeтaми, а осень пирогами.

Пахать, так не дремать.

Журавль летит высоко, видит да­леко.

Воробей мал, да удал.

Где воробью не летать, а всё дома ночевать.

Старого воробья на мякине не провдешь.

Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!

Что летом родится, зимой приго­дится.

Готовь сани летом, телегу - зи­мой.

Летний день за зимнюю неделю.

Клади по ягодке, наберешь кузовок.

Зернышко к зернышку – будет мешок.

Кто рано встает, тот грибы соберет, а сонливый да ленивый идет после за крапивой.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Пошла репа в поле блошкой, а на­зад пришла лепешкой.

Холоден сентя6рь, да сыт.

Весной дождь растит, а осенью гноит.

В ноябре весна с осенью борется.

Первый снежок - не лежок.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Спасибо, мороз, что cнeгy нанес.

Береги нос в большой мороз!

Солнце на лето, зима на мороз.



311-310=

717-711=

227-220=

6+1=

335-333=

142-140=

517-514=

910-909=

42:7=

45:9=

36:9=

160-157=

330-325=

28:7=



311-310=

717-711=

227-220=

6+1=

335-333=

142-140=

517-514=

910-909=

42:7=

45:9=

36:9=

160-157=

330-325=

28:7=





Старик-годовик


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Данилова Ирина Геннадьевна

Дата: 08.12.2019

Номер свидетельства: 530933

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Игровые формы работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(59) "ighrovyieformyrabotysdietmisovznamuzykalnykhzaniatiiakhvdou"
    ["file_id"] => string(6) "274856"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452450074"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) ""Социализация учащихся с тяжёлой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида " "
    ["seo_title"] => string(160) "sotsializatsiia-uchashchikhsia-s-tiazhioloi-umstviennoi-otstalost-iu-i-slozhnoi-strukturoi-diefiekta-v-usloviiakh-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "214509"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432318063"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Пояснительная записка к рабочей программе по социально-бытовой ориентировке 5 класс коррекционной школы-интерната VIII вида "
    ["seo_title"] => string(137) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-rabochiei-proghrammie-po-sotsial-no-bytovoi-oriientirovkie-5-klass-korriektsionnoi-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "153959"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421082685"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методика организации самоподготовки в условиях школы-интернат"
    ["seo_title"] => string(69) "mietodika_orghanizatsii_samopodghotovki_v_usloviiakh_shkoly_intiernat"
    ["file_id"] => string(6) "379124"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484373608"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства