Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Производство тканей"»
Конспект урока «Производство тканей»
Дидактические цели : расширить понятия о способах получения тканей.
Коррекционно-развивающие цели:
-развитие устной и письменной речи -коррекция и развитие зрительного восприятия и узнавания; -коррекция основных способов мыслительной деятельности учащихся (анализ, сравнение, решение проблемы); - развитие мелкой моторики.
Воспитательные цели – мотивация к учёбе, ответственное отношение к труду.
Ход урока.
1.Оргмомент
Чтобы у каждого из нас было хорошее настроение, мы воспользуемся волшебной палочкой- палочкой хорошего настроения. Мы будем передавать палочку друг другу и говорить комплименты, пожелания на урок.
И так начинаем наш урок.
2.Коррекционное упражнение. А тему сегодняшнего урока отгадайте вы, переставив буквы:
« р П з о в о с д т и в о к т н а и» (слайд 2)
«Производство ткани» (слайд 3)
3. Объяснение нового материала.
Тканью человек пользуется с древнейших времён. Мы настолько привыкли к ней, что даже не задумываемся, когда шьём изделие, как получают ткани и из какого сырья. Трудно себе представить, как при свете лучин, в тёмных избах, наши прапрабабушки пряли и ткали ткани. Создавали дивные узоры, красили растительными красками белые полотна и печатали рисунок.
– Возьмите образец ткани, иглу и посмотрите ( слайд4 )
– Из чего состоит ткань? (Из нитей плотно прилегающих друг к другу)
– Из чего состоят нити? С помощью иглы распушите нитку. (Из тонких волокон)
Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.
В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных, так и химических. С некоторыми мы с вами уже познакомились . С какими?
Вопрос: Хлопок и лен – волокна натуральные или химические?
А какого происхождения эти волокна, растительного или животного?
Где же находятся волокна хлопка, льна? Сегодня на уроке мы узнаем как же производят ткань. Выделяют три этапа производства ткани: прядение, ткачество, отделка (слайд 5 ). Записать в тетрадь.
Сегодня на уроке мы познакомимся с 2 этапами: прядение и ткачество.
Прядение
Учитель: Ткань получают из ниток. А откуда нити берутся? Сами волокна короткие, а нити получаются длинные, хоть до Луны дотягивай!
Вначале вручную, при помощи незамысловатого веретена, а потом придумали прялку. Помните у Пушкина: "Три сестрицы под окном пряли поздно вечерком»
Сейчас мы послушаем ученика с исторической справкой.
Ученик: На протяжении тысячелетий единственным орудием прядильщицы было ручное веретено. (слайд 6)
Первые механические приспособления для прядения относятся к середине 15-го века. Первую самопрялку с ножным приводом придумал немецкий изобретатель Юргенс в 1530 году.(слайд 7,8)
Первую прядильную машину сконструировал в 1764 году американский изобретатель Харгревс и в последствии она получила широкое промышленное применение.(слайд 9)
А это прядильная машина. Приводилась в движение при помощи водяного колеса. Изобрели их в 1791 году в Англии. (слайд 10)
Что же такое прядение? Прядение– процесс получения пряжи (нитей) из волокон. (слайд 11) Запись в тетрадь.
А знаете, у каждого из вас дома есть образец хлопкового волокна? Кто подскажет - что это?
Практическая работа. Получение нити из ваты путем вытягивания и скручивания.
«Какова пряха, такова на ней и рубаха»,- говорили в народе. У нерадивой пряхи и нить получалась неровная, непрочная: «Возьмешь дуру пряху – не сошьешь мужу рубаху».
Сравните полученную вами нить с пряжей промышленного производства. Что можете сказать?
Процесс получения пряжи: (слайд 12)
*Разрыхление *Трепание *Чесание *Получение ровницы *Прядение Записать в тетрадь.
Видеоролик о прядении.
Вопросы:
Как называется предприятие по производству пряжи?
Какие операции проходит волокно прежде чем стать пряжей?
Физминутка. ( слайд13)«Иголочка с ниточкой» Встаньте в круг, возьмитесь за руки. По команде запутайтесь. Ученик распутывает.
Ткачество
Слово ученику, который расскажет как в старину ткали .
Ученик: Сначала древние люди научились не ткать, а плести - из веток, тростника, травы. Может сами додумались, а может, подсмотрели у птиц?
Вот такое гнездо плетет птичка "ткачик", а вот так трудится "длиннохвостая ткачиха.( слайд 14)
А топом научились переплетать нити или ткать на ткацких станках. На таких станках женщины ткали полотно.(слайд 15)
На таких станках работали ткачи Древнего Рима.(слайд 16)
Это механический станок в Англии.(слайд 17)
В России в ХVI веке окрашивали готовую материю. Только в 1787 году купец Иван Каретников пустил первую фабрику по выработке набивных ситцев.
Учитель:
Ткачество – процесс получения ткани из пряжи .(слайд 18)
Основа - нить, идущая вдоль ткани.
Уток - нить, идущая поперек ткани
Кромка – не осыпающийся край ткани.
Нити в ткани могут переплетаться по-разному. Самое простое переплетение- полотняное.
Полотняное переплетение - переплетение ниток через одну.(слайд 19)
Запишите в тетрадь основные понятия. (сначала прочитать на слайде)
Ткани полотняного переплетения имеют одинаковый ткацкий рисунок с лицевой и с изнаночной стороны, напоминающий по виду шахматную доску. Рассмотреть рисунок на слайде, на ткани через лупу.
А теперь мы выполним практическую работу.
Практическая работа
Изготовление образца ткани полотняного переплетения.
Инструменты и принадлежности разложены на рабочих местах.
1. Приготовить полоски картона шириной 1-1,5 см голубого цвета(основа), другие полоски белого цвета шириной также 1-1,5 см(уток)
2. Отрезанные полоски продевать через одну нить основы в шахматном порядке. Концы приклеить клеем ПВА.
На современном ткацком станке легко управляется с работой ткачиха, не прикладывая особой физической силы.
Устроен станок интересно.
Одни нити натянуты. Это основа. А другая нитка, уток, бегает между натянутых нитей.
Вот такая нехитрая наука!
Видеоролик о ткачестве.
Вопросы:
Как называют предприятия по производству тканей?
Как называется станок, на котором производят ткань?
Как называют нить, идущую вдоль куска ткани? Поперек?
Скороговорка «Ткёт ткач ткани на платье Тане» (слайд 21)
Анаграммы:
Оволнко- волокно
Лхпоко- хлопок
Рпжяа- пряжа
Ктнаь- ткань
Туко- уток
Соонав- основа
4. Закрепление изученного материала.
Из чего состоит ткань?
Из чего состоят нити?
Назовите этапы производства ткани.
Что такое прядение? Ткачество?
Макет какого ткацкого переплетения мы с вами выполняли?
5 Рефлексия. Выразите свое мнение об уроке. Вот вам некоторые слова в помощь.(слайд 22)