Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию речи "Семья"»
Семья
Задачи: выявить представления детей о семье, уточнить понимание ими родственных отношений; закрепить в речи учащихся употребление имени и отчества родителей; познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи.
Оборудование: сюжетные картинки на тему «Семья», карточки для подбора прилагательных, картонные фигурки членов семьи; мяч.
Ход урока
1.Организационный момент.
На доске картинки с изображением семьи.
-Кто нарисован на картинке, незнакомые люди или родственники? Кого из родственников вы видите на картинке?
2.Введение в тему урока.
-Сегодня на уроке мы поговорим о тех, с кем вы живёте. Вы сейчас видели картинку, на которой изображены: мама, папа, бабушка, дети. У каждого из вас тоже есть родные.
Доскажите слово: дети, их родители, бабушка и дедушка. А все вместе – это одна …(семья).
-Правильно, это семья.
3. Работа по теме урока.
Беседа.
-Сколько человек в вашей семье?
-Как зовут вашу маму? (Полное имя и отчество). Как зовут папу? Бабушку? Дедушку?
-Сколько у вас братьев и сестёр?
-Кто из них старше вас? Кто младше? Как их зовут?
-Сейчас мы с вами поучимся рассказывать о близком человеке.
-Чтобы вам было легче составить рассказ, можно пользоваться следующей схемой: возраст, внешность, характер.
-Кого вы видите на картинке? Как одним словом назвать их?
-Сколько человек в этой семье?
-Кто, по- вашему, самый старший? Как его зовут? Давайте придумаем ему имя. (Даётся полное имя и отчество).
-Придумайте имена для мамы и папы. Подумайте, кем они могут работать.
-Кто самый младший в семье? Чем она занимается?
-Что делают члены семьи в настоящее время?
-Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?
-Может ли жить семья, если все будут только отдыхать?
-Кто может сказать, а какая это семья? (А эту семью можно назвать дружной. Вечером все её члены собрались вместе).
-Расскажите о своей семье. Когда вы собираетесь вместе, чем занимаетесь? О чём беседуете?
Физкультминутка
Осенью, весною, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку. (Становятся в круг).
Мама руки поднимает. (Руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает. (Приседания).
Повороты вправо-влево делает мой братик Сева.
(Руки на поясе, дети делают повороты всем корпусом).
Я сама бегу трусцой (Бег на месте).
И качаю головой. (Наклоны головой в стороны).
4.Изучение нового материала.
Беседа
-Назовите всех членов вашей семьи. (Учитель выставляет картонные фигурки членов семьи).
-Знаете ли вы о родственных отношениях? Кто главный в семье?
-Кем приходится мама папе? (Мама-жена папы.)
-Кем является девочка для мальчика? (Сестрой.) Для папы? (Дочкой.) Для дедушки и бабушки? (Внучкой.)
-Кем является мальчик для девочки? (Братом.) Для мамы? (Сыном.) Для бабушки с дедушкой? (Внуком.)
-Кем является папа для мамы? (Мужем.)
-Молодцы! Вы хорошо разбираетесь в родственных отношениях. А теперь поговорим об обязанностях членов семьи. Что делают дома ваши мамы?
-Чем занимаются дома папы? Бабушки? Дедушки?
-Надо ли помогать дома старшим? Почему?
-Как вы помогаете по дому?
Игра «Справедливо распределим обязанности в семье».
-Давайте справедливо распределим обязанности в семье.
Сын. Какие поручения и обязанности могут быть у сына? (Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами и т д)
Дочь. Какую помощь по дому может оказать дочь? (Моет и вытирает посуду, вытирает пыль, помогает готовить обед, убирает в квартире и т д)
Отец. Чем занимается папа? (Зарабатывает деньги, делает ремонт, стирает и гладит бельё, убирает и т д)
Мать. Что делает мама? (Зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за малышами и т д)
-А кто помогает школьникам учить уроки? (Лучше всего делать уроки самостоятельно.)
-Каждый член семьи должен заботиться о других. Работу по дому надо выполнять совместно, тогда можно будет с гордостью сказать о том, что у вас очень дружная семья.
Лексическая игра «Скажи со словом «семейный».
-Я буду называть слова, а вы повторяйте их, но только вместе со словом «семейный». (альбом, сервиз, праздники, обед, прогулка, игра).
-Какие вы знаете семейные праздники?
-Какие бывают семейные игры?
5.Закрепление. Работа в тетрадях.
-Запишите имена и отчества своих родных.
Мою маму зовут… .
Моего папу зовут … .
Моего брата зовут … .
Мою сестру зовут … .
Мою бабушку зовут … .
Моего дедушку зовут … .
У нас … семья.
-Прочтите, что вы записали.
6. Подведение итогов.
-Расскажите о членах своей семьи по плану: имя, отчество, фамилия, профессии взрослых и занятия детей; о совместных увлечениях всех членов семьи.