Просмотр содержимого документа
«Конспект коррекционно - развивающего занятия на тему: "Наши эмоции"»
Конспект коррекционно – развивающего занятия на тему: «Наши эмоции»
Пояснительная записка
Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью является актуальной и важной не только для их дальнейшей адаптации в обществе, но и для участия в школьной жизни и для общения в классе, для построения конструктивных межличностных отношений.
Предлагаемый урок носит вводный характер и обеспечивает знакомство с эмоциями.
Цель занятия:создание условий для знакомства учащихся с эмоциями человека, с формами проявления эмоций.
Задачи занятия:
научить ребенка исследовать свои эмоции для того, чтобы лучше понимать себя и других и правильно выражать свои чувства;
развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
научить проявлять положительные эмоции.
Целевая аудитория: учащиеся 3 класса с лёгкой степенью УО.
Стимульный материал: в конце урока все дети будут простимулированы: получат в подарок пиктограмму с эмоцией «Радость», а самый активный ученик получит еще одну пиктограмму дополнительно. Данный подарок позволит продлить эффект эмоционального заражения и будет служить объектом, к которому ребенок сможет обратиться, если ему будет грустно. Что значимо и ценно для ребенка.
Ход урока.
Вступление:
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей,
Влияет без сомнения на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Развеет все сомнения
Азбука настроения.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: формирование положительной установки учащихся на занятие,
посредством двигательной активности.
Учитель: Как вы думаете, что делают люди при встрече друг с другом?
(Они здороваются.)
А как люди здороваются друг с другом? Что же они желают друг другу при встрече? Я предлагаю вам поздороваться друг с другом за руку.
Затем детям предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной и т.д. и выдумать свои необычные способы приветствия и поздороваться ими.
Что вы чувствовали, выполняя это упражнение? А как, мы назовём это общим словом?
Итак, ребята, чувства, которые может испытывать человек - радость, огорчение, страх, восхищение, злость, мы называем Эмоциями.
Тема нашего урока называется «Наши эмоции»!
Учитель: Для того, чтобы нам с вами попасть в мир эмоций, нам предстоит совершить путешествие. Ребята, вы готовы? (ответы детей). Становитесь друг за другом, и в путь!
Учитель: Посмотрите, под деревом спит медведь, пойдем тихо - тихо, чтобы не разбудить его. А дальше нам путь преградили лесные ручейки, давайте перешагнём через них. Молодцы!
Ребята, нам предстоит пройти по узенькой тропинке, вокруг которой растёт колючая - колючая крапива. Осторожно!
Чтобы пройти через болото, будем прыгать по кочкам! (звучит «Музыка леса»).
Учитель: Вот мы и добрались до мира эмоций. Ребята, посмотрите, как здесь красиво! Послушайте, как поют птицы, как жужжат насекомые, как шуршат листья под ногами, какой здесь чистый, ароматный воздух. Сделаем глубокий вдох и выдох.
Учитель: Садитесь и закройте глазки. Представьте лес, в котором круглый год лето. Послушайте, как поют птицы. Здесь растут высокие сосны, стройные березы, могучие дубы, журчат звонкие ручейки. Звери прячутся в теплых норках. На полянках много ягод, грибов.
Откройте глаза. Вам понравилось в этом лесу? Покажите свое настроение (мимика детей).
Учитель: перед тем, как начать наше занятие мы с вами выполним несколько простых упражнений.
Блок упражнений «Гимнастика мозга»
Цель упражнений:
Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей;
Развитие мелкой моторики, способностей, памяти и внимания;
Развитие речи, навыков письма и чтения, мышления;
Устранение дислексии, стресса, апатии;
Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста.
Упражнение № 1. «Думательная шляпа»
Упражнение «включает» кратковременную память и активизирует работу мозга. Его очень полезно выполнить перед выходом к доске или сдачей экзамена.
Выполнение
Ребенок должен ухватиться за свои ушки таким образом, чтобы его большой палец оказался с тыльной стороны, а все остальные - спереди. Пусть помассируйте ушки сверху вниз, а затем чуть развернет их к затылку.
Упражнение № 2. Восьмерки и узоры
Знак восьмерки, это бесконечность, взаимосвязь и цикличность. Поэтому упражнение помогает развить творческий потенциал, заглянуть вглубь себя и открыть уникальные способности.
Выполнение
Ребенок должен рисовать пальцем в воздухе знак бесконечности и следить взглядом за этими движениями. Далее задача усложняется – нужно нарисовать восьмерки сразу обеими ручками. Кстати восьмерки можно заменить кругами, спиралями или любыми узоры.
Упражнение № 3. «Крюк Деннисона»
Если ребенок не уверен в себе, застенчив, боится собственного голоса и взгляда класса, то это упражнение поможет ему раскрепоститься и поверить в себя.
Упражнение помогает выйти из стресса, успокоиться, расслабиться и блистательно ответить возле доски или прочесть выученный стих. Для гиперактивных детей, это поможет сгруппироваться и унять свои эмоции.
Выполнение
Ребенок встает и скрещивает ножки. Затем скрещивает ручки и вытягивает их вперед таким образом, чтобы две ладошки переплелись и вышел «замочек». Сгибает локти (вывернув кисти вовнутрь так чтобы они «смотрели» вниз) и прижимает их к груди. Глазки поднимает вверх и «цепляется» за недвижимую мишень, оставляя подбородок опущенным.
Учитель: ребята, вы большие молодцы, а сейчас давайте все займем свои места и продолжим наш урок.
Ребята, эмоции бывают разные, положительные и отрицательные. Все эмоции дополняют нашу речь и мимику.
Посмотрите на рисунок и скажите, какие эмоции здесь изображены? (Приложение 1).
Обсуждение с учащимися.
Учитель: Молодцы!
А теперь ребята, посмотрите на другой рисунок, и скажите, какие эмоции испытывает девочка на каждом рисунке? (Приложение 2).
Обсуждение с учащимися.
Учитель: Молодцы!
Посмотрите друг на друга, и попытайтесь понять, какие эмоции испытывает ваш сосед?
Обсуждение с учащимися.
Учитель: Ребята вы умницы. Выполняете все задания. А сейчас мы с вами не много отдохнем.
(Разминка выполняется под музыкальное сопровождение – фоновая музыка).
Надо ловким стать стремиться,
Словно зверь и словно птица.
Становись - ка на зарядку,
Всех покажем по порядку!
Изогну я круче шею,
Как жираф кивать умею.
Наклоняйся голова!
Раз- два! Раз- два!
Руки ходят , фу- ты, ну- ты.
Словно щупальца у спрута.
Как похоже посмотри!
Раз, два, три! Раз, два, три!
Я могу коль напрягусь,
Хлопать крыльями , как гусь.
Нет проворней гуся в мире,
Три- четыре! Три- четыре!
Я упрямиться не стану,
Ловко словно обезьяна,
Буду спину прогибать.
Три- четыре- пять! Три- четыре- пять!
Вот еще пример хороший:
Буду топать, словно лошадь,
Будто бы копыта есть .
Пять- шесть! Пять- шесть!
Буду гибким словно кошка,
Потянусь еще немножко.
Позвоночки перекосим-
Семь- восемь! Семь- восемь!
Учитель: Хорошо, занимаем свои места и продолжаем урок.
Посмотрите теперь на доску, там множество картинок, давайте распределим какие эмоции, мы относим к положительным, а какие к отрицательным? (Приложение 3 – рис.1,2).
Учитель: Молодцы, все задания нам под силу. А впереди нас ждут еще упражнения.
Упражнение"Тренируем эмоции"
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Дети хмурятся как: осенняя грозная туча, рассерженный человек, злая волшебница.
Дети злятся как: ребенок, у которого отняли мороженое, как человек, которого ударили.
Дети улыбаются, как: кот на солнце, само солнце, как Буратино, как хитрая лиса, как радостный ребенок, как будто ты увидел чудо.
Дети радуются, как: цветок на солнце после дождя, как мамонтенок, нашедший свою маму.
Обсуждение.
Игра «Мое настроение»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.
Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.
Игра «Передача чувств»
Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.
Обсуждение.
Завершающая часть урока
Упражнение «Подарок». Ребята рассаживаются в круг. Ведущий берет не большой мяч, кидает в руки ребенку и говорит, что он ему дарит (радость, счастье, улыбку, восторг, бабочку счастья, птицу удачи и т. д.).
Подведение итогов урока
Учитель: Ребята наш урок подходит к концу.
Что вам особенно понравилось сегодня на уроке?
Что мы делали? В какие игры играли?
Все были сегодня внимательны?
Кто хочет похвалить себя?
Каждому учащемуся предлагается поднять вверх карточку с его настроением (понравился урок/не понравился). Отрицательные эмоции обязательно обсуждаются.
Учитель: Ребята, но это еще не все. Сегодня вы все очень активно принимали участие на уроке, но я предлагаю выбрать самого самого активного. И вы мне обязательно поможете.
Учитель: Ребята, всем большое спасибо за урок, а я желаю вам всегда хорошего настроения и улыбок. До свидания!