Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Посуда" для детей дошкольного возраста
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Посуда" для детей дошкольного возраста
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме “Посуда”.
Задачи:
Образовательные задачи:
Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении;
Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда;
Учить подбирать антонимы;
Научить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие артикуляционной моторики;
Развитие общей и тонкой моторики;
Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к предметам посуды;
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
Картинки с изображением посуды, картинки для артикуляционной гимнастики, мяч, мелкая посуда в мешочке, разрезные картинки, посуда для игры «В магазине»
Организационный момент.
- Здравствуй, Дана. Я очень рада тебя видеть. Посмотри сколько к нам пришло гостей. Давай с ними поздороваемся и улыбнёмся. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.
II. Сообщение темы занятия:
- Дана, давай с помощью загадок попробуем узнать, о чем мы сегодня будем говорить.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)
И в столовой, и на кухне,
В ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле,
Жарят – на …. (сковороде)
По моей тарелочке
Лодочка плывет.
Лодочку с едою
Отправляю в рот. (ложка)
Молодец, правильно. Посмотри теперь доску. Как можно их назвать одним словом? Правильно. Посуда. Сегодня мы с тобой поговорим о посуде.
Артикуляционная гимнастика
Но прежде чем начать разговаривать о посуде, нам нужно подготовить свой ротик. Скажи, ты любишь ходить в гости? Давай представим, что пришли на чай к бабушке. Что же мы видим у нее на столе? (выполнение упражнений)
«Вкусное варенье»
Улыбнуться. Открыть рот. Широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
«Блинчики»
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу
«Чашечка»
Улыбнуться. Широко открыть рот. Высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)
«Конфетка»
Упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) – «спрятали конфетку за щеку», нажать несильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию) – «конфетка твердая!»
«Воздушный шарик» («Самовар»)
Надуваем щечки. Медленно сдуваем.
«Почистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубки
III. Основная часть
Игра «Из чего сделана посуда». (закрепить у ребенка умение образовывать от существительных качественные прилагательные)
Дана, скажи, а посуда сделана из одного материала?
Давай сейчас узнаем из чего могут делать посуду. Я тебе буду говорить материал, из которого сделана посуда, а ты мне называть, какая она.
Например: Посуда из металла – металлическая,
…………. из фарфора – фарфоровая;
…………… из дерева – деревянная;
…………… из стекла – стеклянная;
…………… из глины – глиняная;
…………… из пластмассы – пластмассовая.
Игра «В магазине»
Сегодня в магазин привезли новый товар, и продавцы не успели его разобрать. Давай поможем расставить посуду на полки.
На верхнюю полку поставить нужно чайную посуду, которая нам нужна для чаепития, на нижнюю полку – кухонную посуду, с помощью которой мы готовим пищу, а на среднюю полку – столовую посуду, которую мы используем во время приема пищи.
Молодец! Итак, давай повторим:
– Для чего нужна чайная посуда?
– Когда пользуются столовой посудой и почему она так называется?
– Верно. А где используется кухонная посуда? Для чего она нужна?
– Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Данина каша».
Дана каши наварила, Указательным пальцем правой руки
Дана кашей всех кормила. ребенок мешает в левой ладошке.
Положила Дана кашу Загибает по одному пальчику
Кошке – в чашку, на левой руке.
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, Разжимает кулачок.
Все до крошки раздала. Сдувает «крошку» с ладошки.
4. Игра «Разбитые чашки»
Дана, сегодня я убиралась на кухне и разбила чашки с блюдцами. Поможешь мне их склеить? Они выглядят вот так, как эти чашки на картинке.
5. Игра «Волшебный мешочек»
Дана, также, когда я убиралась на кухне, собрала в мешочек все предметы. Помоги мне достать оттуда только посуду.
6. Физкультминутка
7. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Дана, давай поиграем в одну игру. Я бросаю мяч и называю слово, а ты говоришь как будет наоборот и возвращаешь мне мяч.
Ложка чистая – ложка грязная.
Тарелка глубокая – тарелка мелкая.
Чашка большая – чашка маленькая.
Сковорода тяжелая – сковорода легкая.
Ножик старый – ножик новый.
Игра «Что лишнее»
Молодец. Следующее задание на внимание. Я буду называть слова, а ты должна сказать какое слово лишнее и почему.
Стакан, стол, тарелка, ложка.
Ложка, вилка, телевизор, нож.
Кастрюля, сковорода, чашка, карандаш.
Дана, а ты помогаешь маме мыть посуду? Расскажи, как правильно ухаживать за посудой, чтобы она прослужила нам долго-долго.
Рефлексия «Смайлик»
Я сейчас дам тебе смайлик, который абсолютно без эмоций, а ты должна нарисовать ему ротик. Если тебе понравилось сегодня на занятии, то сделай его веселым, а если не понравилось, то грустным.
Итоги.
О чем мы сегодня поговорили? Что нового ты узнала?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Посуда" для детей дошкольного возраста»
Открытое коррекционно-развивающее занятие.
Тема: «Посуда».
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме “Посуда”.
Задачи:
Образовательные задачи:
Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении;
Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда;
Учить подбирать антонимы;
Научить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие артикуляционной моторики;
Развитие общей и тонкой моторики;
Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к предметам посуды;
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
Картинки с изображением посуды, картинки для артикуляционной гимнастики, мяч, мелкая посуда в мешочке, разрезные картинки, посуда для игры «В магазине»
Организационный момент.
- Здравствуй, Дана. Я очень рада тебя видеть. Посмотри сколько к нам пришло гостей. Давай с ними поздороваемся и улыбнёмся. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.
II. Сообщение темы занятия:
- Дана, давай с помощью загадок попробуем узнать, о чем мы сегодня будем говорить.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)
И в столовой, и на кухне,
В ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле,
Жарят – на …. (сковороде)
По моей тарелочке
Лодочка плывет.
Лодочку с едою
Отправляю в рот. (ложка)
Молодец, правильно. Посмотри теперь доску. Как можно их назвать одним словом? Правильно. Посуда. Сегодня мы с тобой поговорим о посуде.
Артикуляционная гимнастика
Но прежде чем начать разговаривать о посуде, нам нужно подготовить свой ротик. Скажи, ты любишь ходить в гости? Давай представим, что пришли на чай к бабушке. Что же мы видим у нее на столе? (выполнение упражнений)
«Вкусное варенье»
Улыбнуться. Открыть рот. Широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
«Блинчики»
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу
«Чашечка»
Улыбнуться. Широко открыть рот. Высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)
«Конфетка»
Упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) – «спрятали конфетку за щеку», нажать несильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию) – «конфетка твердая!»
«Воздушный шарик» («Самовар»)
Надуваем щечки. Медленно сдуваем.
«Почистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубки
III. Основная часть
Игра «Из чего сделана посуда». (закрепить у ребенка умение образовывать от существительных качественные прилагательные)
Дана, скажи, а посуда сделана из одного материала?
Давай сейчас узнаем из чего могут делать посуду. Я тебе буду говорить материал, из которого сделана посуда, а ты мне называть, какая она.
Например: Посуда из металла – металлическая,
…………... из фарфора – фарфоровая;
…………… из дерева – деревянная;
…………… из стекла – стеклянная;
…………… из глины – глиняная;
…………… из пластмассы – пластмассовая.
Игра «В магазине»
Сегодня в магазин привезли новый товар, и продавцы не успели его разобрать. Давай поможем расставить посуду на полки.
На верхнюю полку поставить нужно чайную посуду, которая нам нужна для чаепития, на нижнюю полку – кухонную посуду, с помощью которой мы готовим пищу, а на среднюю полку – столовую посуду, которую мы используем во время приема пищи.
Молодец! Итак, давай повторим:
– Для чего нужна чайная посуда?
– Когда пользуются столовой посудой и почему она так называется?
– Верно. А где используется кухонная посуда? Для чего она нужна?
– Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Данина каша».
Дана каши наварила, Указательным пальцем правой руки
Дана кашей всех кормила. ребенок мешает в левой ладошке.
Положила Дана кашу Загибает по одному пальчику
Кошке – в чашку, на левой руке.
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, Разжимает кулачок.
Все до крошки раздала. Сдувает «крошку» с ладошки.
Игра «Разбитые чашки»
Дана, сегодня я убиралась на кухне и разбила чашки с блюдцами. Поможешь мне их склеить? Они выглядят вот так, как эти чашки на картинке.
Игра «Волшебный мешочек»
Дана, также, когда я убиралась на кухне, собрала в мешочек все предметы. Помоги мне достать оттуда только посуду.
Физкультминутка
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Дана, давай поиграем в одну игру. Я бросаю мяч и называю слово, а ты говоришь как будет наоборот и возвращаешь мне мяч.
Ложка чистая – ложка грязная.
Тарелка глубокая – тарелка мелкая.
Чашка большая – чашка маленькая.
Сковорода тяжелая – сковорода легкая.
Ножик старый – ножик новый.
Игра «Что лишнее»
Молодец. Следующее задание на внимание. Я буду называть слова, а ты должна сказать какое слово лишнее и почему.
Стакан, стол, тарелка, ложка.
Ложка, вилка, телевизор, нож.
Кастрюля, сковорода, чашка, карандаш.
Дана, а ты помогаешь маме мыть посуду? Расскажи, как правильно ухаживать за посудой, чтобы она прослужила нам долго-долго.
Рефлексия «Смайлик»
Я сейчас дам тебе смайлик, который абсолютно без эмоций, а ты должна нарисовать ему ротик. Если тебе понравилось сегодня на занятии, то сделай его веселым, а если не понравилось, то грустным.
Итоги.
О чем мы сегодня поговорили? Что нового ты узнала?