kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Имя существительное как часть речи.

Цели: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи); повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;

способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

воспитывать осознанного интерес и любовь к русскому языку.

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, дидактический материал, фломастеры, клей, бумага.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи".»

Конспект урока

Тема. Имя существительное как часть речи.

Цели: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи); повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;

способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

воспитывать осознанного интерес и любовь к русскому языку.

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, дидактический материал, фломастеры, клей, бумага.

Ход урока

I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово учителя

- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече!

- Сегодняшний урок я хочу начать с современной притчи.

Демонстрация слайда № 1, 2, 3.

(При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.)

Притча

Представьте, что каждый день вы в банке получаете 86 400 долларов. И потратить эти деньги можно только в этот день, переносить покупки ни в коем случае нельзя. Что вы будете делать? Конечно же, тратить деньги!

У каждого из вас есть такой банк, и он называется ВРЕМЯ. Каждое утро вы получаете 86 400 секунд. Поздно ночью вы подводите итоги, несмотря ни на что!!!

Если вы хотите узнать, сколько стоит час, спросите об этом у студентов, которые готовятся к экзамену.

Если вы хотите узнать, сколько стоит минута, спросите об этом у человека, который опоздал на поезд или самолёт.

Если вы хотите узнать, сколько стоит секунда, спросите об этом у человека, который чудом спасся от аварии.

Если вы хотите узнать, сколько стоит миллисекунда, спросите об этом у спортсмена, который получил серебряную медаль на Олимпийских играх вместо золотой.

Каждый день вы получаете 86 400 секунд, и каждую ночь они исчезают. Зря было потрачено время или нет – все зависит только от вас.

И мне хочется, чтобы 2 700 секунд, которые мы проведем вместе, прошли с пользой для вас. Успехов всем!!!


II. Актуализация знаний, определение темы и цели урока.

Беседа.

- Как называется раздел науки о языке, который изучает части речи? (Морфология)

- На какие группы делятся части речи в русском языке? (Самостоятельные, служебные, междометия)

Демонстрация слайда № 4.

- Чем отличаются самостоятельные от других групп частей речи? (Они имеют общее лексическое значение, определенный набор грамматических признаков, являются членами предложения).

- Прочитаем стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»:

Демонстрация слайда № 5.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.


И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.


- О чем это стихотворение? (о роли слов в языке)

- О словах какой части речи написано это стихотворение и почему вы так думаете? (Имя существительное. Имена существительные появились в связи с необходимостью назвать предметы и явления окружающего мира.)

- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? ( Имя существительное как часть речи)

Демонстрация слайда № 6.

- Запишем дату и тему в тетради.

- Сегодня у нас первый урок по теме «Имя существительное», но в 5 классе мы уже обращались к этому материалу. Как вы думаете, какой будет главная цель урока? (Повторить ранее изученные сведения об имени существительном: его общее лексическое значение, грамматические признаки, роль в предложении, вспомнить и закрепить умения и навыки по этой теме. Это станет базой для нового материала в процессе изучения темы в 6 классе).

Демонстрация слайда № 7.

III. Работа по теме урока.

  1. Выступление знатока слова (заранее подготовленное сообщение).

  2. Слово учителя.

- Вы сегодня будете работать в группах. На листы вы будете постепенно добавлять необходимую информацию (записывая на маленькие цветные листочки фломастерами) об имени существительном. У вас должна выйти схема, по которой вы подведете итоги своей работы. Ориентируясь на схему, вы сможете наблюдать, какие темы вами пройдены, а какие еще нужно изучить.

  1. Беседа по теме ( вопросы и лексическое значение).

- Что помогает нам определить, к какой части речи относится слово? (Вопрос)

- На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? что?)

- Что обозначают существительные? (Предмет)

- Выпишите из стихотворения имена существительные, поставив их в начальную форму (название, зверь, предмет, вещь, глаз, память, слово). Прочитайте получившийся список, дополните его по мере необходимости.

- Можно ли сказать, что все выписанные слова обозначают конкретный предмет? Докажите свою точку зрения. ( Нет, слова: название, память, слово – не обозначают конкретного предмета.)

- Каково же лексическое значение имени существительного? (Предмет в широком смысле слова)

Таким образом, говоря в определении имени существительного, что оно обозначает предмет, мы должны понимать: это слово используется в широком смысле, не только как название окружающих конкретных вещей.

Демонстрация слайда № 9.

Мы вспомнили, что имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает в начальной форме на вопросы кто? что?

Сделайте записи на листочках.

- Почему в определении имени существительного два вопроса? (Вопрос кто? задается к одушевленным, что? – к неодушевленным существительным.)

- Значит, у существительных можно определить одушевленность. (Сделайте записи на листочках.)

  1. Работа с текстом (одушевленность / неодушевленность).

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы.

Демонстрация слайда № 10, 11

Я попал в густой ельник. Кругом была глуш__. Я настрелял тетеревов, куропаток, глухарей. После этого ра__кинул плащ__ и устроился отдыхать в тени.

Стояла ре__кая тиш__на. Бывает в лесу такая тиш__ что и людям и ж__вотным становит__ся жутко. От любого звука охватывает ужас.


Я попал в густой ельник. Кругом была глушь. Я настрелял тетеревов, куропаток, глухарей. После этого раскинул плащ и устроился отдыхать в тени.

Стояла редкая тишина. Бывает в лесу такая тишь, что и людям, и животным становится жутко. От любого звука охватывает ужас.

- Прокомментируйте написанное, объясните правописание, постановку знаков препинания. Прошу поднять руки, кто не допустил ошибок, остальных прошу после домашней сделать работу над ошибками.

- Как мы определяем одушевленность/ неодушевленность? ( Живое – неживое, вопросом кто? или что? и по грамматической форме, если спорная ситуация.)

Демонстрация слайда № 12.


Одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного: 
1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;
2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.

Демонстрация слайда № 13.


Сравним: 
                              одушевленные    неодушевленные
И. п. мн. числа    глухари-и                     кукл-а  тен-и
Р. п. мн. числа    (нет) глухар-ей кук-ол (нет) тен-ей
В. п. мн. числа    (вижу) глухар-ей кук-ол  (вижу) тен-и


  1. Задание. Найдите в тексте существительные. Девочки, выпишите одушевленные имена существительные, а мальчики - неодушевленные. Запись сделайте в столбик, слова выпишите в той форме, в какой они стоят в тексте.

Прокомментируйте, остальные исправляют.

Демонстрация слайда № 14, 15.

Одушевленные: тетерева, куропатки, глухари, люди, животные.

Неодушевленные: ельник, тишь, глушь, плащ, тень, тишина, звук, ужас.

- Прошу поднять руки учеников, кто успешно справился с заданием.

  1. Работа над понятием рода ИС.

- А теперь давайте вспомним постоянный признак имени существительного – род.

Демонстрация слайда № 16.

СТИХОТВОРЕНИЕ – ПОДСКАЗКА:

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род – оно - моё!

Это правило твоё.

- А есть имена существительные, которые не имеет рода? (Да, во мн. числе)

(Сделайте записи на листочках)


Демонстрация слайда № 17.

Физкультминутка. А теперь отдохнем, но отдохнем с пользой. Определим род имен существительных. Если слово женского рода, присаживаются девочки, если мужского – мальчики, если среднего - все: мяч, пион, лента, кактус, солнце, лень, комар, успех, сила, отличница, завхоз, вдохновение.


- Демонстрирую слайд № 18, 19.

  1. Работа в группах. Учащихся прошу найти в раздаточном материале задание № 4. Раскройте тайны молчащей таблицы, обговорите в группах. По какому признаку распределены слова по столбикам?


Тайна молчащей таблицы

Малина

Окно

Осень

Марья

сердце

дочь

весна

лето

тень

ярмарка

пень

печь

калинка

плащ

лень

( Слова распределены по типу склонений)


- Расскажите, как распределяются существительные по склонениям (1- женского и мужского родов с окончаниями –а, -я; 2 – среднего рода с окончанием – о, - е и мужского с нулевым окончанием; 3 - женского рода с нулевым окончанием).


- У существительных можно определить склонение. Сделайте записи на листочках.


Демонстрация слайда № 20.

  1. Задание. Восстановите слова по склонениям:

1 группа – 2 склонение: _ _ _ а, _ _ _ _ а, _ _ _ я

2 группа – 3 склонение: _ _ _ т, _ _ _ _ о, _ _ _ е.

3 группа – 1 склонение: _ _ _ ь, _ _ _ _ ь, _ _ _ ь.


- Что такое склонение? ( Это изменение по числам и падежам). Следовательно, падеж и число также являются грамматическими признаками существительных. (Сделайте записи).


  1. Задание. «Измени слово».

Демонстрация слайда № 21.


От данных существительных образовать форму множественного числа:

1 группа Параш…т, учительство, пл…нета, ножницы.
2 группа Сп…ртсмен, студенчество, мастер, каникулы.
3 группа Скр…пач, товарищество, п…мидор, ворота.

Проверка

 Учитель:  Чем необычны некоторые существительные? (Одни имеют только форму множественного числа, другие – только единственного.)

  1. Беседа о нарицательных именах и собственных.

- Какой признак еще не назван? (нарицательность)

- Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными? Приведите примеры. (Существительные, которые называют однородные предметы, являются нарицательными, а те, которые называют единичные – собственные. Например: город, Донецк)


Распределите данные слова на два столбика ( Какая группа быстрее?)

Демонстрация слайда № 22.


Нарицательные имена существительные

Собственные имена существительные



Дождь, луна, камыш, волк, Илья Муромец, Байкал, книга, Шарик, человек, Волк, Виктор, Новый год, шарик, Сидоров, «Бородино».


Взаимопроверка.

- Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?

- Кто был внимателен, тот заметил, что несколько слов написано дважды. Почему? (Нарицательные имена существительные иногда переходят в собственные).

Сделайте записи на листочках.


- Таким образом, имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными, у них можно определить род и склонение. Большинство существительных изменяется по числам и падежам.

- Итак, мы повторили, что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает, какими грамматическими признаками обладает. О чем мы еще не говорили? (о синтаксической роли в предложении).


- Обратимся к маршрутному листу урока.

Демонстрация слайда № 23.


  1. Задание. Прочитайте предложения и определите, какими членами в них являются существительные. Подчеркивания выполняем в раздаточном материале.

1 группа Донецк – столица Донбасса.

2 группа Он отправился на Кавказ.

3 группа Родители купили лодку с мотором.

Прокомментируйте написанное.

Таким образом, в предложении имя существительное может быть любым членом, но чаще всего бывает подлежащим, дополнением и обстоятельством.

Сделайте записи на листочках.


IV. Подведение итогов урока. Рефлексия (выполнение итоговой работы)

Демонстрация слайда № 24.

- Итак, сформулируйте определение имени существительного, пользуясь ключевыми словами на ваших схемах.

1) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает в начальной форме на вопросы кто? что?

2) Имена существительные являются собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными. Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду. Большинство существительных изменяется по числам и падежам.

3) В предложении имя существительное может быть любым членом, но чаще всего бывает подлежащим, дополнением и обстоятельством.

По одному учащемуся от каждой группы.

- Подведем итоги. Какую цель мы ставили вначале? (Повторить ранее изученные сведения об имени существительном: его общее лексическое значение, грамматические признаки, роль в предложении, вспомнить и закрепить умения и навыки по этой теме.)

- Выполнили мы поставленную задачу? (да)

- Оценки за работу на уроке.

V. Домашнее задание.

Демонстрация слайда № 25, 26.

Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Теоретический материал параграфа 44, стр. 131 (определение существительного), упражнение 249 (списать слова и словосочетания, вставить пропущенные буквы, обозначив орфограммы, у существительных определить все морфологические признаки, как в классной работе).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя существительное как часть речи".

Автор: Шурупова Галина Борисовна

Дата: 15.12.2022

Номер свидетельства: 620506

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "конспект урока по русскому языку на тему: «Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». "
    ["seo_title"] => string(155) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-imiena-sushchiestvitiel-nyie-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "156391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421419373"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока русского языка. 4 класс. "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "135241"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416891502"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "План – конспект урока по русскому языку на тему: «Имя существительное как часть речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_imia_sushchestvitelnoe_kak_chast_"
    ["file_id"] => string(6) "557455"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1600039251"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по русскому языку:"Имя существительное как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "236350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444044521"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по  русскому языку  на тему "Имя существительное как часть речи. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407142939"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства