Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Домашние животные: корова и лошадь"»
Дегтярева Елена Николаевна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
ГКОУ СКШ № 571 г. Москва
Класс: 4
Тема урока: «Домашние животные: корова и лошадь»
Цель урока: углубление и расширение знаний обучающихся о роли домашних животных в жизни человека.
Задачи урока:
А) Образовательные:
1.Уточнить представления о домашних животных. Расширить знание детей о домашних животных – корове и лошади.
2. Познакомить со строением тела коровы и лошади, питанием, жилищем, названием детенышей, пользой, которую они приносят человеку.
3. Обогащать словарный запас детей благодаря знакомству с новыми словами: ферма, фермер, жеребец, кобыла, жеребёнок, сено, стог, доярка, пастбище, пастух.
Б) Коррекционно-развивающие:
1. развивать связную устную речь путём устных высказываний обучающихся, ответов на вопросы учителя, дополнения предложений; через дидактические игры «Назови ласково», «Назови маму и детёныша»;
2. развивать координацию, мелкую моторику рук, умение ориентироваться в пространстве с помощью упражнений «Найди маму и детёныша», «Найди животное», «Собери пазл»;
3. развивать навыки аналитико – синтетической деятельности посредством дифференциации продуктов питания;
4. корригировать слуховое внимание и слуховое восприятие через игру «Правильно – неправильно».
В) Воспитательные:
1. прививать любовь и ответственное отношение к домашним животным, желание о них заботиться;
2. воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Планируемые результаты:
А) Предметные:
1. проявление активности в организации совместной деятельности;
2. различать диких и домашних животных, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;
3. готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
4. отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
5. ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения;
6. выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля),
7. оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы.
Б)Личностные:
1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
2. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
3. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
4. сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Базовые учебные действия
1. коммуникативные:
- умением вступать в контакт и работать в группах (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);
- умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителями;
- умением обращаться за помощью и принимать помощь;
- умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
2.регулятивные:
- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
3.познавательные:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,
- характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
- находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу);
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
- знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Техническое обеспечение:
ноутбук; презентация к уроку; предметные картинки с изображением домашних и диких животных; карточки с изображением взрослых животных и их детёнышей; карточки, пазлы с изображением коровы, лошади; таблички со словами «фермер», «пастбище», «пастух», «коровник», «доярка» и т. д; карточки «Продукты».
Содержание урока на тему: «Домашние животные: корова и лошадь»
Организационный момент (Слайд 1)
В школе прозвенел звонок.
Начинается урок.
Шум отправим мы за дверь,
Пусть на улице теперь.
В классе он не нужен вовсе
Тишину зовём мы в гости.
Учитель задаёт вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Какой день недели?
- Какое число?
- К какому уроку мы готовы? (к уроку мир природы и человека.)
- Какой это по счету урок? (третий)
- Что мы изучаем на уроках мир природы и человека? (на уроках мир природы и человека мы изучаем предметы и явления, которые нас окружают).
Учитель: - У нас сегодня необычный урок – к нам пришли учителя и педагоги нашей школы. Помогать мне сегодня на уроке будут наши дежурные.
Нейрогимнастика
«Салют»
«Ладонь, ребро, кулак»
«Зайчик-класс»
«Носик-ушко»
«Кулачок — ладошка»
Актуализация знаний
Учитель: - Ребята, на Земле живёт много самых разных животных. Некоторые из них давно приручены человеком. Они нуждаются в постоянном внимании, заботе и защите человека.
Как мы можем назвать животных, которые живут на ферме? (домашние)
Почему эти животные называются – домашними? (живут рядом с человеком, человек их кормит и ухаживает за ними)
Каких животных можно назвать дикими? (тех, которые живут в лесу и сами добывают себе пищу)
Игра «Кто живёт на ферме, кто живёт в лесу?»
На доске картинки с изображением фермы и леса. Обучающимся необходимо выбрать и поместить на ферму только домашних животных (собака, лошадь, кошка, корова, коза, овца, свинья), в лес – диких животных.
Учитель: - На доске вы видите картинки с изображением фермы и леса. Необходимо выбрать и поместить на ферму только домашних животных, в лес – диких животных. (для обучающегося с РАС отдельное задание)
Учитель: - Домашние животные живут рядом с домом человека, он за ними ухаживает: поит, кормит, убирает за ними, строит для них жилища, а животные ему за это приносят пользу. Они ждут от нас ласки, заботы, бережного отношения. Каждое животное мы назовём ласково.
Игра «Назови ласково»(учитель перечисляет животных)
Учитель: - Ребята, домашние животные потеряли своих детёнышей. Давайте поможем их найти. (Обучающиеся соединяют линиями изображения взрослых животных с изображением их детёнышей и называют, кто у кого; у кошки – котёнок,у собаки – щенок, у лошади – жеребёнок и т.д., для обучающегося с РАС отдельное задание)
Основная часть урока
Игра «Собери корову, лошадь»(на партах лежат пазлы)
Обучающимся необходимо из фрагментов сложить изображение коровы или лошади.
Учитель: - Ребята, чтобы узнать, каких животных мы будем изучать на уроке, нужно сложить пазлы. Какие животные у вас получились? (корова, лошадь). Молодцы!
Учитель: - Ребята, вы уже догадались, о каких домашних животных мы будем говорить на уроке? (о корове и лошади). На уроке мы вспомним, как выглядит корова и лошадь, чем питаются, где живут, как за ними ухаживает человек и какую они ему приносят пользу. Тема нашего урока «Домашние животные: корова и лошадь». (Слайд 2)
Внешний вид коровы и лошади
(учитель прикрепляет на доску изображение коровы)
Учитель:- Ктохочет на доске собрать из букв слово «корова»? Будь внимателен, в коробочке есть лишние буквы! Почему, ты так собрал слово? Какая буква трудная? (словарное слово, его нужно запомнить). Разделим слово «корова» для переноса (ко-ро-ва, ко-рова, коро-ва). Молодец!
Учитель: - Ребята, сейчас мы услышим мычание коровы. (Слайд 3) Посмотрим на корову и скажем, как она выглядит, какие части тела у неё есть. Ученик выходит к доске, показывает и называет части тела коровы.
(учитель обобщает высказывания детей своим рассказом)
Рассказ учителя
У коровы крупная голова, с загнутыми вверх рогами, стоячие уши, которыми она хорошо слышит, и большие темно-карие бархатистые глаза. Тело у коровы широкое, с округлыми раздутыми боками, ноги высокие, на ногах копыта, длинный, сильный хвост напоминает метелку - им коровушка отгоняет надоедливых мух. Ещё у коровы есть вымя, в котором накапливается молоко. Тело покрыто короткой шерстью белого, черного, рыжего или коричневого цвета.
(учитель прикрепляет на доску изображение лошади)
Учитель: - Ребята, какое это животное? (это лошадь). Ктохочет на доске собрать из букв слово «лошадь»? Будь внимателен, в коробочке есть лишние буквы! Разделим слово «лошадь» для переноса (ло-шадь). Молодец!
Учитель: - Ребята, давайте послушаем ржание лошади. Посмотрим на лошадь и скажем, как она выглядит, какие части тела у неё есть. Кто назовёт части тела лошади? (Слайд 4)
Рассказ учителя. Лошадь — это сильное и большое животное, которое намного сильнее человека. У лошадок, как и у людей, есть характер, они бывают смелые и пугливые, работящие и ленивые, спокойные и шустрые.
Цвет лошадиной шерстки также бывает очень разной – рыжий, серый, черный, белый и даже белый с пятнами.Особенную красоту придают этим удивительным животным хвост и грива. (Слайды 5,6,7) Лошади – животные, которые на протяжении многих веков живут рядом с человеком, помогают ему в хозяйстве и остаются добрым и верным другом. Лошади от природы очень сильны и выносливы – с легкостью преодолевают даже большие расстояния с грузом на спине или в повозке.
Физкультминутка (проводит ученик, дежурный по классу)
Вы, наверное, устали? Ну, тогда, все дружно встали! Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем! (Выполнение движений вслед за дежурным)
«Нейропальчики»
(пальчиковая гимнастика по схеме, на индивидуальных карточках) (обучающийся с РАС выполняет упражнение с массажным мячом)
Жилище коровы и лошади
Учитель: коровы и лошади живут на ферме. (Слайд 8) Ферма - это хозяйство, в котором выращивают животных. А человека, который ухаживает за животными, называют фермер. На ферме коровы и лошади содержатся в специальных помещениях: коровы в коровниках, а лошади в конюшнях. (Слайд 9, 10) Здесь у каждой коровы и лошади есть свой отдельный загончик, поилка для воды и кормушка. В процессе рассказа на доску вывешиваются таблички со словами фермер, коровник, конюшня.
Питание коровы и лошади
Учитель: ребята, чтобы вспомнить, чем питаются коровы и лошади, давайте посмотрим видео. (Слайд 11)Демонстрация видео, где коровы пасутся и щиплют зелёную траву.
Учитель: - Чем же питаются коровы и лошади? (травой) Правильно! Коров, лошадей объединяют в стадо, выводят пастись на луг, где они и едят сочную зелёную траву. Луг, где пасутся коровы и лошади, называется пастбище. Пасёт коров и лошадей пастух. (На доску прикрепляются таблички со словом пастбище, пастух.)
А в какое время года коровы и лошади пасутся на лугу? (летом) Правильно. А как вы думаете, чем же они питаются зимой? (сеном) Летом фермеры косят траву, сушат её на солнце, затем собирают в стога. Сухая трава называется сеном. (Слайд 12) Зимой фермеры кормят им коров и лошадей.
Члены семьи коровы и лошади
Учитель: Ребята, чтобы вспомнить, как называют членов семейства коровы, давайте посмотрим на экран и прочитаем слова, написанные большими буквами. (Слайд 13-15)(бык, корова, телёнок; жеребец, кобыла, жеребёнок) Детёныши коров – телята. Детёныши лошадей – жеребята. Маленьких телят и жеребят выкармливают молоком. Корова и лошадь заботятся о своих детёнышах, защищают их.
Работа с учебником и рабочей тетрадью.
Учитель: Ребята, а сейчас, откройте учебник на стр.31. Читаем текст по очереди. Начинает Миша, затем Полина, Бен, Злата.
Закроем учебники и откроем рабочие тетради и выполним задания на стр.38.
Закройте тетради. Сдадите их на проверку после урока. (для обучающегося с РАС отдельное задание)
Какую пользу приносит корова человеку
Учитель: Ребята, человек кормит, поит корову, заботится о ней, а как же корова отблагодарит его за это? Что получает человек от коровы? (молоко и мясо) Доит коров доярка. (Слайд 16) Их можно доить как вручную, так и специальными доильными аппаратами несколько раз в сутки.
Учитель: - Чем же полезно молоко? В нём много витаминов и нужных для организма человека веществ. Из молока можно приготовить много вкусных и питательных продуктов. Как их можно назвать одним словом? (молочные) Какие молочные продукты вы знаете? (Слайд 17)
Игра «Молочные продукты» (прикрепляю на доску табличку «Молочные продукты»)
Детям предлагаются картинки с изображениями различных продуктов. Даётся задание выбрать только молочные.
Учитель: Ребята, скажите, а где в нашем городе вы можете купить молочные продукты? (в молочном отделе магазина, на рынке) (Слайд 18)
Просмотр мультфильма «Кто пасётся на лугу» (Слайд 19)
Закрепление пройденного материала
Игра «Правильно – неправильно»
Учитель: если моё утверждение правильно, вы хлопаете в ладоши, если нет – топаете.
- Корова – это крупное домашнее животное.
- У коров острые когти.
- Коровы живут в лесу.
- Лошадь – это крупное дикое животное.
- Летом коровы и лошади пасутся на лугу.
- Детёнышей коров называют жеребята.
- Коровы дают человеку молоко и мясо.
- Детёнышей лошадей называют телятами.
- Продукты, которые получают из молока, называются мясные.
- Молоко полезно для человека.
Резерв
Игра «Найди животное!»
Учитель:- Ребята, соедините на картинке линиями цифры от 1 до 65. Какое животное у вас получилось? (корова, лошадь) (для обучающегося с РАС сбор пазлов)
Домашнее задание (Слайд 20)
Учитель: - К следующему уроку в рабочей тетради выполните задания на стр.39.
Заключительная часть. Рефлексия (Слайд 21)
Учитель:
- Какую тему мы изучали сегодня на уроке?
- Почему корова и лошадь – это домашние животные?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Оцените свою работу на уроке – поднимите смайлики!
Самооценка обучающихся (выбор и показ обучающимися разноцветных смайликов). (Слайд 22)
Эмоциональная оценка работы обучающихся на уроке, выставление отметок.
Учитель: - Ребята, вы сегодня отлично работали на уроке, и я рада всем поставить хорошие отметки! Спасибо за урок! (Слайд 23)