Развивать воображение, четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, устанавливать логические связи;
Эстетическое воспитание. Воспитывать у обучающихся бережное отношение к деревьям, природе в целом.
№ п/п | Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1. | Организацион-ный момент. | Приветствие учащихся. Настрой на предстоящую работу, выполнение заданий на «хорошо» и «отлично». Проверка готовности к уроку (правильно сесть, правильность расположения учебных принадлежностей). - Здравствуйте! Какие Вы все сегодня красивые! У всех хорошее настроение!? Улыбнемся друг другу! Настроились на работу, на получение только хороших оценок! | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Правильная посадка. |
2. | Актуализация знаний. | - Ребята, скажите какой сейчас урок? - Напомните мне, что это за урок, о чем мы с вами говорим на нем? - Правильно, молодцы. Окружающий социальный мир – это предмет о мире, созданном человеком, о жизни человека в этом мире, его поведении и взаимодействии с другими его членами. | - Сейчас урок - окружающий социальный мир. Ответы детей. |
3. | Проверка д/з. | - Молодцы. На прошлом уроке мы с вами как раз знакомились с предметами, созданными человеком. Давайте вспомним, с каким материалом, созданным человеком, познакомились? - Кто запомнил, из чего делают пластмасс? Из чего его производят? - Правильно. Назовите свойства пластика. - Какие изделия из пластмасса вы знаете? - Молодцы! Как необходимо утилизировать изделия из пластика? - Все правильно. Молодцы! Свалки просто завалены пластиком. Природу необходимо беречь и избавлять ее от ненужного мусора. Природа-это наше будущее, которое мы должны сохранить! | - С пластмассом. - Пластмасс получают путем соединения органического сырья и природных ресурсов (нефть, газ и др.). - Пластмасс легкий, гибкий, плавиться, принимает форму, водонепроницаемый, достаточно прочный. - Посуда, санитарно-гигиенические изделия (тазы, ершики, ведра, мыльницы, детские ванночки, горшки), прищепки, вешалки, бутылки, мебель (стулья, столы) и др. - Пластик не разлагается в окружающей среде. Необходимо его складывать отдельно в специальные мусорные контейнеры. На специальных заводах пластик перерабатывают в другие изделия. |
4. | Сообщение темы и цели урока. | - Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с различными материалами и их свойствами, предметами, изготовленных человеком. Для того, чтобы узнать о каком материале будем говорить сегодня предлагаю вам загадку! Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, Но всего одна игрушка. Демонстрация матрешки. - Правильно, это кукла матрешка! А почему в загадке говориться, что подружки сидят друг в дружке? - Ребята, из какого материала сделана матрешка? - А если предмет из дерева, он какой? - Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся со свойствами дерева, посмотрим, какие предметы делают из дерева. Вы понимаете, что речь пойдет не о том дереве, которое растет за окном, а дереве, как материале для изготовления различных предметов. Демонстрация картинки. | - Матрешка. - Потому что, в матрешке побольше спрятана матрешка поменьше и так много раз. - Матрешка сделана из дерева. - Предмет деревянный. |
5. | Запись числа и темы урока. | Записываю тему урока «Свойства дерева». | Записывают. |
6. | Изучение нового материала. | - Ребята, посмотрите вокруг и назовите деревянные предметы. Есть ли такие в нашем кабинете? - Парты, шкафы и стул учителя сделаны из мелких стружек и клея, которые склеивают под воздействием горячего воздуха. Этот материал называется мдф. - Молодцы! Вы очень внимательны и назвали правильно. Вот сколько нужных и полезных предметов можно сделать из дерева. А сейчас я предлагаю нам перейти к изучению свойств дерева. И чтобы этот процесс был более интересным, мы будем проводить опыты. Т.е. наблюдать за предметами из дерева в разных условиях. Готовы!? - Посмотрите, я вам раздаю вот такие брусочки из дерева. Возьмите их в руки, потрогайте, нажмите на него. Постучите о парту. Что можно сказать о нем? Какой он? - Значит первое свойство дерева - твердость. Его нельзя смять или разбить. Нельзя без усилия в него что-то вставить. Тот же самый гвоздь или шуруп, мы забиваем или вкручиваем с помощью специальных инструментов. Вывешиваю картинку. - Теперь попробуйте посмотреть сквозь свои брусочки. Вы что-нибудь видите? - Действительно, непрозрачное. Это еще одно свойство дерева. Вывешиваю картинку. - Ребята, а как вы думаете, дерево тонет или нет? - А давайте проверим? Как мы это сделаем? - Правильно! Нужно опустить брусочки деревянные в воду. Достаю тазик с водой. Дети опускают свои брусочки в воду. - Что происходит? - Мы узнали еще об одном свойстве дерева, оно не тонет в воде, поэтому из дерева делают лодки, корабли и другие средства передвижения по воде. Вывешиваю картинку. | Дети в окружающей обстановке находят предметы из дерева и называют их. - Парты, шкафы, стол учителя, стулья, столик для куллера, двери и т.д. -Да. - От твердый. Приклеивают такую же картинку в тетрадь. - Нет, оно непрозрачное. Приклеивают такую же картинку в тетрадь. -Нет, не тонет. - Опустим их в воду. - Дерево плавает, оно не тонет. Приклеивают такую же картинку в тетрадь. |
7. | Физ. минутка. | Во дворе стоит сосна. Во дворе стоит сосна, К небу тянется она (поднимаемся на носочки). Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней, (руки вверх) Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.) Ветки гнутся взад-вперёд, Ветер их качает, гнёт (руками махи над головой). Будем вместе приседать — Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.) Мы размялись от души, И на место поспешим. (Дети идут на места.) | Выполняют соответствующие движения. |
8. | Продолжение работы. | Демонстрация контейнера с опилками. - Ребята, посмотрите, что у меня здесь такое? - Правильно. О каком следующем свойстве дерева подсказывают нам эти опилки? - Молодцы, древесину можно распилить. Вывешиваю картинку. - Кстати, вот из таких опилок и сделаны наши парты и шкафы. - Понюхайте опилки. Они имеют запах? - Еще одно свойства древесины - это запах. Но запомните, запах имеет только не обработанная, не покрашенная древесина. Вывешиваю картинку. - Молодцы! Пришло время посмотреть, что стало с вашими брусками за это время в воде. Растворились ли они. Достаем бруски. Делаем вывод, что бруски намокли и набухли. Древесину нужно обрабатывать, чтобы защитить от воздействия окружающей среды. Поэтому деревянные дома, лавочки красят. Бани, сделанные из дерева, тоже обрабатывают специальными средствами и лаками. Без обработки дерево сгниет и быстро выйдет из строя. Это следующее свойство древесины. Оно нуждается в обработке. Вывешиваю картинку. - А сейчас опыт я проведу сама, потому что для него мне понадобятся спички. А вы знаете, что спички не игрушка. И детям брать и зажигать спички нельзя. Почему? - У меня в руках лучина. Лучина – это тонкая щепка, и я попробую ее зажечь. Горит? Проведение опыта с поджогом лучины. - Это значит, что дерево легко воспламеняется и горит. Вывешиваю картинку. | - Это опилки. - О том, что дерево можно распилить. Приклеивают такую же картинку в тетрадь. - Да. Приклеивают такую же картинку в тетрадь. Ответы детей. Приклеивают такую же картинку в тетрадь. Ответы детей. Ответы детей. Приклеивают такую же картинку в тетрадь. |
9. | Закрепление. Итог урока. | Вот так, проделав столько опытов, мы узнали о свойствах дерева. Давайте обобщим всю информацию. - Перечислите свойства дерева. - А зачем нужно знать свойства материала? - Правильно. Людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые. Демонстрация картинок с изображением изделий из дерева. - Как должен человек использовать природные ресурсы? | Ответы детей. - Люди узнают свойства для того, чтобы знать, чем и как обрабатывать и что можно сделать из этого материала. - Рационально! - Человек должен не вредить природе, бережно к ней относиться, стремиться к ее охране и восстановлению. - Во всем знать меру. |
10. | Рефлексия. Домашнее задание. | - Вам понравился наш урок? - Что было самым интересным? - Было что-нибудь трудным? - Вам д/з. Выучить свойства дерева по тетради. И выполнить задание по карточке. Обозначить только те предметы, которые изготовлены из дерева. | |
11. | Оценивание учащихся. | Аргументированное выставление оценок. | |