Просмотр содержимого документа
«" Использование прилагательных в речи"»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
« Красносулинская специальная школа – интернат№1»
Конспект урока по русскому языку в 8 классе
на тему: « Использование прилагательных в речи».
Учитель: Калюжная В.В.
2023 г.
Задачи:
Дать понятие об имени прилагательном, расширить знания обучающихся о признаках предметов, которые обозначают имена прилагательные. Показать роль имени прилагательного в речи.
Коррекция и развитие связной устной и письменной речи через выполнение упражнений, направленных на расширение и активизацию словарного запаса, развитие орфографической зоркости, памяти, внимания.
Воспитание интереса к родному языку , формирование положительной мотивации к учению.
Ход урока.
1.Орг.момент.
Актуализация знаний.
- Ребята, скажите, какую тему мы изучали на прошлых уроках русского языка?
- Имя существительное.
- какая ч речи называется существительным?
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Например: кто? мальчик, девочка, учитель, кошка…
Что? доска, парта, окно, ручка… Ваши примеры.
Проверка д.з. молодцы, справились с заданием.
А вот новую тему нашего урока вы должны отгадать из стихотворений, которые я вам прочитаю.
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее будет жить!
- Как вы думаете, о какой части речи говорится в стихотворении?
Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
Мне равных в этом нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
О какой ч речи говориться в стихотворениях? Об имени прилаг.
- Тема нашего урока: «Значение прилагательных в речи». Сегодня, мы научимся определять имена прилагательные, убедимся, какую важную роль они играют в нашей речи, будем правильно выражать свои мысли, давать полные ответы.
Записи в тетрадях число и тема урока.
В течение всего урока мы с вами будем составлять и систематизировать наши знания об имени прилагательном на доске( по мере выполнения разных заданий)
На доске разбор и запись предложения:
Белый снег пушистый в_ воздухе кружится.
Давайте объясним орфограммы в словах
А теперь находим гл чл предложения ( разбор предложения)
От сущ ставим вопрос к второстепенным чл. Предложения снег какой? ( белый,пушистый) какая часть речи?
Прилагательное
На какие вопросы отвечает? Какой? Что обозначает? Признак предмета
Заполнение правила на доске…. Признак.вопросы..
А теперь прочитайте вслух это предложение без имени прилагательного
Снег кружится в воздухе. и Белый снег пушистый в воздухе кружится.
Какое предложение вам понравилось больше?
Правильно, предложения с использованием прилагательных сразу кажутся полнее, ярче, выразительнее.
Как вы думаете, с какой ч. речи больше всего дружит прилагательное? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним упр 115 устно по учебнику.
С какой ч речи дружит прилаг? с именем сущ( дополняют правило)
Послушайте следующее задание. Я вам прочитаю текст, а вы скажите. Понятно ли вам было о каком времени года идет речь?
Наступило утро. Подул ветер. Земля покрылась ковром.
Чего не хватает в предложениях, чтобы они стали более полными и красивыми?
Прилагательных
Вот следующее задание:
Один ряд получает задание на карточке добавить прилагательные, которые дают описание летнего утра, второй ряд- зимнего.( задание в тетрадях) проверка
Летнее утро(летнее ,теплый, цветным,)
Зимнее( зимнее, морозное, холодный, снежным)
Прилаг дополняют,украшают предложения.
Физминутка
Я прочитаю вам слова, а вы если услышали имя прилаг, то хлопаете в ладоши.
Обратите внимание на доску. На ней картины зимы. Давайте представим, что вы писатели и вам нужно описать красоту зимнего леса. С помощью какой ч речи кроме сущ.мы будем описывать картину? Прилаг. вы знаете,что у этой ч речи много признаков: цвет, вкус, запах, форма, чувства, и многие другие .давайте составим с вами небольшую таблицу, которая поможет вам при описании картины.
На доске запись
Признаки прилаг. по цвету: синий, белый, черный, чистый
По запаху: свежий, морозный,
Чувства- чудесный, замечательный, сказочный.
Устно с пом предложений записанных на доске, составить предложения. И записать их .( Валя,Юля)
Стоит …….день.( чудесный, морозный )
Над нами …… (синее чистое ) небо.
Земля покрыта ….. ( белым) снегом, одеялом.
Деревья и ели ( чудесные и сказочные). Проверка.
Остальные дети с пом. слов на карточках составляют предложения в тетради.
У вас на столах лежат карточки, на них написаны слова ,нам нужно составить предложения. (Денис,Даня,Оля, Женя)
Карточки без прилагательных. (Оля , Женя)
С прилагательными (Даня,Денис)
Сначала читают свои предложения.( Женя.Оля)
Затем Даня,Денис.
Снег укрыл землю одеялом.( пушистый снег укрыл землю белым одеялом)
Снежинки кружатся в воздухе.( кружатся в воздухе легкие снежинки)
Мы любуемся лесом.( мы любуемся чудесным лесом)
А теперь запишите текст в тетрадь по карточкам с помощью прилагательных.( по карточкам)
Какие предложения вам показались более выразительнее. ярче?
( те ,в которых были прилагательные)
О каком времени года идет речь в наших текстах ?( о зиме.)
Найдите третье предложение в тексте, о чем говорится в нем?
О снежинках. А кто знает, как они образуются в воздухе? Послушайте отрывок из книги как образуются снежинки?.
а теперь я вам предлагаю описать снежинку, именами прилагательными, какая она? ( вот они лежат у вас на столах и все разные.( легкая, ажурная, синяя, бумажная, маленькая, холодная) какие признаки здесь присутствуют?( цвет, форма, ..)
А какой вы представляете себе зиму?
Кто-то скажет: «Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”. “Красивая, пушистая и белоснежная!” А на самом деле, если присмотреться, она разная.
Вот послушайте стихотворение А.С. Пушкина
«Под голубыми … небесами
… великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.»
Кто из вас заметил прилагательные? Какие небеса?( голубые)
Ковры( великолепные,лес прозрачный)
Какая часть речи «виновата» в создании такой образной зимней картины?
Имя прилагательное.
Может ли речь существовать без имён прилагательных?
Нет , без них наша речь была бы намного скуднее. невыразительнее
. прилагательные помогают представить картину более ярко, полно , выразить свои чувства.
А чтобы понять насколько хорошо вы усвоили данный урок, я предлагаю пройти вам короткий тест по имени прилагательному. И в конце поиграть в небольшую игру( по картинкам соединить прилагательные с картинкой)
Дз. Упр 117 начинаем в классе устно, разбор , дом зад переписать 3 часть текста)
Я надеюсь, что наш урок не прошел даром и вы общаясь друг с другом будете как можно ярче, полнее и выразительнее использовать прилагательные в своей речи.