kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И. Куприн "Белый пудель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы И.Куприн "Белый пудель"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И. Куприн "Белый пудель"»

Урок литературы И. А. Куприн «Белый пудель»

Цели урока: расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя; формировать читательские навыки, познакомить терминами сюжет, композиция художественного текста: завязка

воспитывать: доброту и сострадание к окружающему миру, любовь к животным, ценностное отношение к дружбе, ответственность.

предметные

  • формировать умение находить основные темы художественного произведения на примере рассказа «Белый пудель» А.И. Куприна,

  • анализировать эпизод художественного текста,

  • уметь определять особенности сюжета и композиции художественного произведения,

  • уметь пересказывать текст от лица героя произведения;

  • обеспечить повторение теории литературы, портрет, литературный герой, композиция художественного текста.

Метапредметные:

-умении понимать проблему,

-структурировать материал,

-подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

-выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,

-формулировать выводы;

- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

-умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Личностные:

формировать у учащихся желание быть сильными личностями:

- стремление искать выход в трудных жизненных ситуациях;

-мнение принимать верное решение, отстаивать свой выбор,

-стремиться избавиться от таких человеческих качеств как эгоизм, капризность, вседозволенность.

Тип урока: изучение нового материала

Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.

Формы организации учебной деятельности учащихся:

индивидуальная, групповая.

Технологии: информационно-коммуникативная, технология развития критического мышления, ИКТ технология, здоровьесберегающая.

Ход урока

I. Слайд 1 Организационный момент.

Начну я наш сегодняшний урок словами английской писательницы и историка Элис Море Эрл «Вчерашний день — это история. Завтрашний — загадка. Сегодняшний — подарок». Так пусть сегодняшний день принесет вам много интересного и полезного, а также море положительных эмоций вам и нашим гостям.

Откроем тетради и запишем число.


II. Слайд 2 Введение в тему урока. Актуализация знаний.

1. Артикуляционная разминка:

Чтобы наша речь и дикция была выразительной, чёткой и понятной поработаем над скороговоркой. Послушайте её : Дрессированный пудель Арто принёс даме в лапах манто.( медленным, средним , быстром темпом, по рядам, в парах, индивидуально- по желанию)
- Что вы знаете о пуделях?

ПУДЕЛЬ – порода декоративных собак. Предположительно эта порода произошла в 16 веке от старинных длинношерстных пастушьих и охотничьих «водяных собак». Пудели приобрели огромную популярность, но впоследствии их перестали использовать для охоты и они постепенно превратились в комнатно-декоративных. Прекрасно дрессируются, послушны и дружелюбны. Продолжительность их жизни от 12 до 18 лет. Интересно, что они могут быть даже красного цвета.
Пудели были любимцами многих известных людей. Великий немецкий музыкант Людвиг ванн Бетховен написал элегию на смерть своего любимца, немецкий поэт и писатель Генрих Гейне сочинил стихотворение «Добродетельная собака».

2. В скороговорке главным героем был дрессированный пудель Арто.
- Где мы с вами ещё встречались с пуделем по кличке Арто.
( В рассказе «Белый пудель»)

- Кто является автором этого произведения?

(Александр Иванович Куприн)

3. Слайд 3

– Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.
( А.И.Куприн «Белый пудель»)

- Что мы знаем об А.И.Куприне? ( Русский писатель к.19-н.20 столетия. Мы читали его рассказы «Слон», «Золотой петух»)

Что мы должны узнать?

( Познакомиться с жизнью и творчеством А.И.Куприна, какие еще произведения написал этот писатель.)

- Раз дома вы готовили рассказ «Белый пудель», что мы с вами должны еще узнать?

(Какую мысль хотел донести до нас писатель своим рассказом?)

4. Слайд 4

Знакомство с творчеством А.И.Куприна мы начнем словами профессора филологических наук Леонида Павловича Кременцова «Мы  должны  быть  благодарны  Куприну за все – за его человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа…»

- Что можно сказать о Куприне из этих слов?

(Это человечный, талантливый, любящий свою родину и народ)

III. Слайд 5-16 Рассказ о писателе. Презентация.

Давайте послушаем, что же интересного узнали о жизни этого замечательного писателя наши «Исследователи».

Анафема- отлучение от церкви, церковное проклятие.

У Куприна более 30 рассказов о животных. Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен и своеобразен. Писатель любил и хорошо знал повадки многих животных. Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле, многие из них в доме Куприна, В его доме жили семнадцать собак, несколько кошек, козлёнок и обезьянка Марья Ивановна - писатель спасал зверей, попавших в беду, заботился о них, лечил, изучал их повадки.

Собак особенно любил А. Куприн. Он даже собирался написать целую книгу о собаках под названием «Друзья человека», но его замысел так и не был реализован. Один из друзей писателя вспоминал, что он ни разу не видел, чтобы Куприн прошёл мимо пса на улице и не остановился, чтобы его не погладить. Куприн создал целую серию рассказов о собаках: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф» и другие.

Обычно за публикации авторы получают некие вознаграждения – гонорары. За издание рассказа «Последний дебют» в журнале «Русский сатирический листок» Куприн получил двое суток гауптвахты. Дело в том, что молодой военнослужащий не имел права на какие-либо публикации без письменного согласия высшего начальства.



- Также обратите внимание на выставку, которая у нас в классе. Вы можете брать эти книги в библиотеке и читать.

- А сейчас давайте обобщим полученные сведения о А.И.Куприне в виде кластера.

Куприн- писатель, военный, эмигрант, талантливый, любит Родину, любит животных, человечный.





2. – Ребята, а что такое сюжет?

Сюжет - (от фр. sujet, букв. — «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении.

- Какова же реальная основа сюжета рассказа «Белый пудель»?

Сообщение. Рассказ о реальной основе сюжета (из воспоминаний дочери А.И.Куприна)

Летом 1903 года писатель с семьёй жил в Мисхоре. Дочь писателя пишет в своих воспоминаниях: « в послеобеденное время заходили к нам на дачу бродячие артисты – старик с шарманкой, лет тринадцати мальчик Серёжа, акробат, и с ними дрессированный белый пудель. Как только раздавались звуки шарманки, к нашей даче стягивались зрители – турки-строители, работавшие на соседней даче, няньки с детьми с других дач и просто случайные прохожие.

После представления старик получал деньги и Александр Иванович звал их обедать на террасу около кухни. Но они брали миски с едой и располагались под деревьями на берегу Селигирки. Старик был неразговорчив и старался о себе говорить как можно меньше. Зато Серёжа охотно делился своими планами. В длинных путешествиях по Крыму доходили они до Одессы. Там удалось Серёже однажды побывать в цирке, и с тех пор мечтает он стать настоящим акробатом. Рассказывал он Александру Ивановичу и о том, как однажды богатая барыня непременно требовала, чтобы ей продали пуделя, который очень понравился её мальчику.

«Дедушка отказался отдать собаку. Барыня обозлилась на нас. Мы боялись, что она донесёт в полицию, да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё украли, - рассказывал мальчик.- поэтому мы скорее ушли из города»

Эта история послужила Куприну темой для произведения «Белый пудель». Писатель внес изменения в реальную историю и назвал рассказ «Белый пудель». Писатель увидел в простом сюжете две очень важные темы. Во-первых, тему социального неравенства, а, во-вторых, бескорыстной дружбы и заботы о «братьях наших меньших». В 1903 году рассказ Куприна «Белый пудель» вышел в свет.

IV. Знакомство с произведением.

Слайд 17

1. - Для того, чтобы проверить насколько внимательно вы читали текст, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов.

Тест.

1. Кем приходится Сергей дедушке Лодыжкину?

А.внуком

Б.никем, он взял его «напрокат» у вдового сапожника

В.дальним родственником

2.Как воспитывает Сергея дедушка Лодыжкин?

А.учит его заботиться только о себе

Б.учит его уважать и любить любое существо: и человека и собаку

В.у дедушки не получается воспитывать Сергея, потому что тот его не слушается

3.Почему Трилли растёт эгоистом, кто в этом виноват?

А.у него плохое здоровье, он очень нервный

Б.родители, которые его избаловали

В.никто не виноват, Трилли такой сам по себе

4.Как собака попадает к Трилли?

А.Арто сам убегает от Сергея к Трилли

Б.дворник ворует Арто, приманив его колбасой

В.Дедушка Лодыжкин продаёт Арто за очень большие деньги

5.Кто возвращает Арто бродячим артистам?

А.полиция

Б.дедушка Лодыжкин

В.Сергей


2. Слайд 18

Взаимопроверка (1б 2б 3б 4б 5в).

3. Дома вы также готовили рисунки к тексту, и я рада что вы все участвовали в этой работе.

V. Анализ рассказа.

– К какому жанру мы можем отнести это произведение? Почему?

(Рассказ, т.к. – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем)

- Дети, как вы думаете, о чем рассказ? О собаке?.. (Ответы...) Но не только.

О бродячих артистах? Да, но не совсем. На этот вопрос мы с вами ответим позже.

(О преданности, верности, дружбе, доброте- основная тема рассказа)

– Из скольких частей состоит рассказ «Белый пудель»? (6 глав)
– Вспомним содержание текста и озаглавьте каждую его часть. Работа в группе.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

1. Бродячая труппа артистов
2. Неудачный день
3. «Хочу! Собаку-у-у!»
4. «Не всё… продаётся, что покупается»
5. Арто украден.
6. Спасение собаки

VI. Слайд 19

Физминутка

VII. - Опираясь на сюжет произведения, давайте определим его композицию.

Слайд 20

Композиция-это структура, построение произведения

- Где происходит действие рассказа? (В Крыму)

- Давайте вспомним, с какого момента начинается повествование в рассказе?

  1. Поиск экспозиции в тексте. ( Описание жизни Ивана Дудкина и мальчикаСережи: кем они были, как встретились и чем занимались) Бродячая труппа артистов

  2. Найдите завязку. ( это решение артистов зайти в богатый дом, в котором они надеялись получить хорошее вознаграждение) Мальчик хочет собаку.

  3. Развитие действий. (Далее следует развитие действия: артисты выступают, собака нравится богатому мальчику, собаку просят продать, артисты отказываются и уходят)

- Ребята какой момент в тексте показался вам самым волнительным? (Ответы)

Кульминация. (Похищение пуделя) Арто украден

Развязка. (Мальчик и собака возвращаются в Ивану Дудкину, они счастливы и возвращаются к привычной жизни.) Спасение собаки

VIII. Беседа с учащимися.

1. Как мальчик попал к дедушке?

Мартын Лодыжкин или Иван Дудкин взял Серёжу у сапожника-вдовца, обязавшись платить сапожнику по 2 рубля в месяц. Вскоре сапожник умер, и Сергей надолго остался у дедушки Лодыжкина.

2. Как и сколько зарабатывали бродячие артисты?

Показывали представление: дед играл на шарманке, в это время Сережа показывал акробатические номера, потом Арто с шляпой в зубах на задних лапах собирал деньги, а щегол вытаскивал из ящика цветные карточки с предсказаниями. Платили очень мало, но дедушка никакой низкой платы не гнушался.

3. Как относился дедушка к своему инструменту?

Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью, во время ночлега, где-нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий: точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково: - Что, брат? Жалуешься?. . А ты терпи...

4. Как реагировала барская семья на капризы Трилли. Подтвердите текстом.

5. Почему мальчик захотел собаку?

6. Мог ли продать дедушка собаку?

7. Почему дедушка не продает собаку.

Старый шарманщик Лодыжкин отказался продавать собаку по нескольким причинам.

  • Во-первых, и самая главная причина, - дед сильно любил собаку и считал ее членом своей семьи, другом и товарищем, с которым они вместе работали, жили, делили радости и горести, а так же один кусок хлеба на всех.

  • Во-вторых, видя надменность, хамство и вседозволенность барчука и потакание ему со стороны барыни и прислуги, дед решил преподать урок всем этим господам и подтвердил народную мудрость о том, что не все то продается, что покупается.

Сам же дед Лодыжкин, когда растолковывал дворнику свой отказ продать собаку, пояснил это так :

И когда дворник ответил :

Вот таким образом дедушка и доказал, что дружба и преданность не продается и не покупается ни за какие деньги.

8. Что чувствовал дедушка, когда украли собаку? (ответ детей)

(Он испытал чувство невосполнимой утраты, тягаться с барыней он не мог.)

9. Как вы считаете, для дедушки и мальчика Серёжа Арто был просто собакой? Ответ

IX. Вывод:

Давайте ответим на основной вопрос.

- Какую главную тему поднимает Куприн в рассказе?

Главная тема: преданность, верность, дружба, доброта.

- И какой вывод мы можем сделать вывод:

« Не все в жизни продаётся, не всё покупается»

Слайд 21

- Какая пословица выражает главную мысль рассказа:

а) Над другом посмеёшься – над собой поплачешь
б) Друг дороже денег
в) Дружба крепка не лестью, а правдой и честью

X. Слайд 22

Чтобы мы лучше понимали роль друга –собаки в жизни человека споём вместе песню «Пропала собака».

Висит на заборе, колышется ветром,
Колышется ветром бумажный листок.
Пропала собака, пропала собака,
Пропала собака по кличке Дружок!
Пропала собака, пропала собака,
Пропала собака по кличке Дружок!
Щенок белоснежный, лишь рыжие пятна,
Лишь рыжие пятна и кисточкой хвост.
Он очень занятный, он очень занятный,
Совсем ещё глупый, доверчивый пёс.
Он очень занятный, он очень занятный,
Совсем ещё глупый, доверчивый пёс.
А дождь-забияка листочек закапал,
И буквы и строчки заплакали вдруг.
Найдите собаку, найдите собаку!
Вернись поскорее, мой маленький друг!
Найдите собаку, найдите собаку!
Вернись поскорее, мой маленький друг!

XI.Подведение итогов

Интерактивная игра «Микрофон»

  1. Вам понравилось произведение.

  2. Чему нас учит этот рассказ?

(Как уметь дружить и стать настоящими друзьями, смелости и преданности)

  1. Как вы считаете чего в жизни нельзя купить?

  2. Как вы считаете, имеют ли богатые люди больше прав, чем бедные?

  3. Над чем нам всем следует задуматься? (Ничего нет на свете дороже дружбы)

  4. Хотели бы вы иметь таких друзей как дедушка Лодыжкин, Арто и Серёжа.

Притча.

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, тогда пришло счастье, появилось и богатство.

XII. Слайд 23

Рефлексия. Составим cинквейн к главной теме произведения.

Главная тема: преданность, верность, дружба, доброта.

XIII. (Выставление оценок).

XIV. Слайд 24 Домашнее задание  На выбор:
1. Написать мини-сочинение «Чему учит читателей рассказ А.И. Куприна «Белый пудель»?

2. Сделать лэпбук на тему «Белый пудель».

3. Творческий пересказ от лица одного из героев



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
И. Куприн "Белый пудель"

Автор: Смирнова Ирина Александровна

Дата: 20.04.2021

Номер свидетельства: 578769

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Тест к рассказу А. Куприна "Белый пудель""
    ["seo_title"] => string(37) "test_k_rasskazu_a_kuprina_belyi_pudel"
    ["file_id"] => string(6) "578221"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1618463432"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "А.И.Куприна «Белый пудель». "
    ["seo_title"] => string(25) "a-i-kuprina-bielyi-pudiel"
    ["file_id"] => string(6) "106034"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402936088"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Тест по литературному чтению за 1 четверть 4 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "tiest-po-litieraturnomu-chtieniiu-za-1-chietviert-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "247187"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1446503324"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок литературного чтения по теме "А.И. Куприн "Слон" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-a-i-kuprin-slon"
    ["file_id"] => string(6) "172671"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423844951"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "тест по литературе "Произведения русских писателей 19 века""
    ["seo_title"] => string(60) "tiestpolitieraturieproizviedieniiarusskikhpisatieliei19vieka"
    ["file_id"] => string(6) "310448"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1459016119"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства