Просмотр содержимого документа
«Чай, его полезные свойства.»
Беширова Н.В. учитель – дефектолог
Казахстан, г.Петропавловск
Урок социально – бытовой ориентировки для детей с легкой умственной отсталостью ( 6 класс)
Тема: Напитки. Чай, его полезные свойства
Цель:Познакомить учащихся с пищевой ценностью чайного напитка, назначением, сортами чая ( 2- 3 на выбор). Научить приготовлению заваривания чая. Задачи:1) дать информацию о ценности чайного напитка; 2) познакомить с традициями чаепития, сервировкой стола и угощениями на чаепитии; 3) прививать навыки культуры чаепития; 4) воспитывать бережливость, аккуратность и эстетический вкус. Оборудование: Иллюстрации, карточки, ( скатерть, салфетки, чайник, чайная посуда, чайные ложки), заварка, угощение к чаю. Словарь:Чай, заварка, самовар, пиала, угощение, чаепитие.
Ход урока:
Психолого – педагогический настрой на урок:
Громко прозвенел звонок – Начинается урок .
Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте!
Повторение: - Что необходимо человеку, чтобы жить? ( еда, вода) – Какие продукты питания, вы знаете? – Назовите полезные продукты? (вредные)? – Как называют человека, который готовит еду? – Что необходимо взять повару, для того чтобы приготовить еду? (продукты, посуду)? – Угадайте, что здесь лишнее и почему? (карточки) - Молодцы!
Сюрпризный момент. Учитель держит в руках конверт, отгадайте загадку:
Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.
Никогда не ест, а только пьет.
А как зашумит - всех приманит.(Самовар)
Учитель:Дети, как вы думаете: « Почему САМОВАР назвали «самоваром»?» Всем известно, что самовар – это устройстводля приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар» .
4) Тема урока: Раз к нам в гости пришел САМОВАР, то говорить сегодня на уроке мы будем о чае. Среди нас нет такого человека, который никогда не пил бы чай.
Чай - это напиток, придающий бодрость и улучшающий пищеварение и настроение. А также у чая очень мягкий неповторимый аромат, ни с чем не сравнимый вкус.Чай можно пить как горячим, так и холодным.
- Как вы думаете, ребята, где растёт чай? – Родина чая? (Китай).
Учитель вывешивает на доску яркие картинки, сопровождая их рассказом: Чай стал известен человеку за долго до нашей эры, поэтому его история уходит в глубь веков. Само появление чая овеяно легендами. Когда-то китайскому императору кипятили воду, и в сосуд упало несколько листков с чайного куста. Вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.
Чайный куст это вечнозеленый кустарник высотой 90 см -1,5 м (рис 1). Не боится тропической жары и хорошо переносит морозы. Длина зрелых листьев 5 –13 см. Цветки белые, повислые, со слабым приятным запахом. Плодоносить куст начинает рано, но наибольший сбор листа начинается только через 8-10 лет, растёт до 100 лет. Собирают листья чая вручную. Сбор чая требует квалификации, выносливости, огромных затрат ручного труда ( рис.2) . Ведь собирают не все подряд листья, а только верхние молодые побеги. Затем листочки сушат в прохладном месте, из них получается – заварка, которую мы с вами и завариваем кипятком ( Учитель предлагает потрогать, понюхать заварку, стоящую на партах ).
- Ребята, какие виды чая вы знаете? - Давайте проверим, правильно ли вы ответили? ОПЫТ:У меня на подносе 3 чашечки. Сейчас мы возьмем заварку, положим в чашечку 1 ч.л. и зальём кипятком. Дети наблюдают за тем, что получилось.
- Какой чай перед нами: черный, зеленый, ароматный (по запаху).
На доске таблица « ВИДЫ ЧАЯ »
Черный. Дает интенсивный настой и имеет терпкий вкус, он самый популярный. Поставщики: Индия, Китай, Шри-Ланка, Цейлон. Зеленый.По распространению на втором месте. Цвет настоя светло-зеленый. Имеет своеобразный вкус и терпкость, а при повышенной консистенции даже вяжет. Пьют этот чай без сахара, он хорошо утоляет жажду. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Поставщиком этого чая является Китай.
Красный. Имеет своеобразный вкус и аромат. Производят его в основном в Китае. Чай насыпают сразу в чашку, заливают кипятком и закрывают крышкой, на 3-4 минуты. Пьют такой чай без сахара и немного охлажденным. Желтый. Его изготавливают из высокосортного сырья - молодых побегов и чайных почек, поэтому производство этого чая ограничено. Ведь его можно собирать лишь в ограниченном количестве. Он обладает тонким ароматом, приятным вкусом и хорошим настроем. Это чай фирмы “Липтон”. Ароматизированный.Иногда чай ароматизируют. Наиболее известными ароматизаторами любого чая является чай с лимоном, чай с фруктами и ягодами.
- Когда Вы болеете, какой чай, вам заваривает мама ? Значит, чай бывает травяной, или лечебный – это богатейшая аптека (ромашка, шиповник, смородина, малина и др.). Благодаря витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние.
ФИЗМИНУТКА:Дети выполняют движения, проговаривая текст.Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка звонко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела».
Дети рассказывают стихотворения:
Чёрный, красный и зелёный, Рассыпной и листовой.
Чай-напиток бесподобный. Это скажет вам любой.
Хорошо, гостей встречая, Посидеть за чашкой чая!
Чай с черникой, черный чай. Чаем чаще угощай!
С чаем праздники встречай, Вместе с чаем не скучай!
С молоком, лимоном, медом, С тортом, или бутербродом,
Иди скорей друзей встречай . Наливай всем вкусный... ЧАЙ.
- Ребята, вы наверное обратили внимание, что я использовала для заваривания чай в пакетиках ( разовый чай). Разовый чай, это та же заварка, только более мелкая.
- Как вы думаете, чем он удобен?
- Подумайте и скажите, что нам понадобиться, чтобы заварить чай? (кипяток, заварочный чайник, заварка, ложечка полотенце ).
– В каком чайнике лучше всего заваривать чай? ( на доске – картинки чайников).
Учитель:Лучше всего заваривать чай (заварку) в керамических чайниках. Их толстые стенки, позволяют долго удерживать тепло, полностью раскрывать вкус и аромат чайного листа. Вначале заварной чайник нужно прогреть. Для этого налейте в него кипяток и слегка покрутите, чтобы прогрев был более равномерным. После этого воду слейте инасыпьте заварку из расчета примерно 1 ч.л. на одну чашку. Насыпав чай, залейте его кипятком примерно на ¼ объема чайника. Подождите несколько минут и заполните чайник кипятком на весь объем, оставив между жидкостью и крышкой расстояние не менее 2 см., чтобы заварка могла «дышать». Время заваривания чая 6 – 10 минут. Пакетированный чай лучше сразу же заваривать в бокал.
Фарфоровые чайники для заварки хуже сохраняют тепло и полезные свойства чая. Кроме того, они менее практичны, поскольку могут просто лопнуть под частым воздействием высокой температуры кипятка.
Стеклянные чайники для заварки очень плохо удерживают тепло, поэтому чай в них быстро остывает.
Итак,лучше всего заваривать чай в керамическом чайнике.
Учитель:Но прежде чем приступить к завариванию чая, нам необходимо повторить правила техники безопасности при работе с кипятком - Памятка.
Образец заваривания чая.
Учитель: Пока чай настаивается, давайте поговорим: - Из какой посуды принято пить чай? (бокал, стакан, кружка) - Что такое чайная пара? - Из чего принято пить чай у нас в Казахстане? - Что добавляют в чай для вкуса? ( сахар, молоко, лимон) – Почему чай удобнее пить из кружки, чем из стакана? – Чем опасен стакан? (может лопнуть) – Как называется посуда для чаепития? (сервиз) - К каким напиткам относится чай? - Что подают к чайному столу в качестве угощения ?
Не зря в народе говорят:
«ВЫПЕЙ ЧАЙКУ – ЗАБУДЕШЬ ТОСКУ »
«САМОВАР КИПИТ – УХОДИТЬ НЕ ВЕЛИТ »
« ЧАЙ ПЬЕШЬ – ДО СТА ЛЕТ ПРОЖИВЕШЬ »
Работа в тетрадях:
Словарные слова.
План заваривания чая (Инструкция).
6) Творческое задание:рисование по теме – укрась кружку или пиалу ( на выбор ученика )
Пиала ( кесе) кружка
Учитель: Ну, что же, чай заварен, пора приглашать к столу. У меня в руке чайная чашка. Пусть она будет символом приглашения к чаю. Передавая ее, из рук в руки, своему соседу, подумайте, как бы вы сейчас пригласили его на чай? - Какие найдете слова для этого?