Просмотр содержимого документа
«Бумага. Виды и свойства»
Тема: Виды бумаги - картон, альбомный лист.
Цель: дать возможность учащимся узнать о свойствах и видах бумаги.
Задачи:
- расширять представления о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;
- пополнять знания о характеристиках бумаги, развивать мышление.
- совершенствовать умение определять предметы по признакам материала;
- развивать воображение, сообразительность;
- формировать бережное отношение к природным ресурсам.
Ход урока.
1.Орг. Момент.
2. Акт. Знаний.
3. Новая тема.
-Сегодня мы попытаемся разгадать загадки одного из материалов, который нас окружает.
-А что это за материал, ты узнаешь, отгадав загадку.
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная…. (бумага).
На чем мы пишем что-нибудь,
На чем мы любим рисовать,
Что можно скомкать и согнуть?
И даже трубочкой свернуть?
А ну, попробуй угадать! (бумага).
-Посмотрите вокруг, назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. (салфетки, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.).
Давайте с вами посмотрим презентацию о истории возникновения бумаги и о том как делают бумагу в наши дни.
-Беседа «Изготовление бумаги»
-Впервые бумагу изобрели в Китае. Китайцы делали её из размоченных растительных волокон. К нам в страну она попала уже намного позже. Оказалось, что её можно делать из дерева, тряпок и даже… из старой бумаги – макулатуры.
-Как же делают бумагу в наши дни? В настоящее время бумагу производят на бумажных фабриках. Основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь и другие.
-Комментарии (На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки. Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой
Затем в бумажную массу добавляют красители, в зависимости от того, какого цвета бумага необходима. Потом превращенная в кашицу, бумажная масса попадает в бумагоделательную машину. Здесь сырая бумажная лента проходит через ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые паром, высушивают ее.
Наконец, ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон
Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы.
Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.)
-Мы знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывай, а проси родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.
4.Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
5. Экспериментальная часть. Изучение свойств бумаги.
-А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьми в руки бумагу, которая лежит у вас на столе, потрогайте ее.
-Что можно сказать о ней, какая она? (гладкая, белая, цветная, мягкая, твёрдая.)
-А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и проведем ряд экспериментов. Для этого мы перемещаемся с вами в лабораторию. Вспомните, кто работает лабораториях? (ученые) Мы с вами все превращаемся в ученых.
1) Для начала, возьми в руки лист бумаги и лист картона, и попробуй смять его. Мнется? Скрути. Крутиться? Согни. Сгибается? (скручивается, сгибается).
-Сделаем вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.
2)А теперь порви. Рвется? Прочная бумага?
Бумага рвется, а значит она непрочная.
-Вывод второй: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.
3) Возьми ножницы и разрежь сначала бумагу, потом картон.
-Вывод следующей: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.
-А как ты думаешь, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести).
4) А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
5) Посмотри, теперь я подожгу бумагу. Что с ней произошло?
-Вывод: бумага горит.
-Вспомним выводы исследований:
-Молодцы! Много свойств мы с тобой обнаружили у бумаги.
6) А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги?
Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите ее над головой и отпустите. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз. Т. е., бумага падает по-разному.
Выводы исследований.
1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
2. Бумага бывает прочной и не прочной.
3. Бумага боится воды.
4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.
5. Из бумаги можно сделать поделки.
6. «Бумага горит»
Молодцы! Много свойств мы с вами обнаружили у бумаги.
Зная, все эти свойства мы будем их использовать в дальнейшей работе.
6. Создание коллекционного альбома «Виды бумаги»
- Есть много видов бумаги. Я вам предлагаю собрать коллекционный альбом и назвать его «Виды бумаги»
(Ребята по очереди подходят и наклеивают виды бумаги в альбом)
- салфетка,
- газета,
- открытка,
- фотография,
- калька,
- цветная,
-картон
- гофрированная бумага и картон,
- бархатная бумага и картон,
- обойная,
-фотобумага,
-наждачная бумага,
- самоклеющаяся,
- тетрадная.
-Вот какая пока небольшая замечательная коллекция у нас получилась! Постепенно, мы будем её заполнять.
-Молодец, хорошо потрудился!
7. Итог урока.
-Скажи, что нового узнал о бумаге?
-Что тебе понравилось, запомнилось? Я уверена, что ты теперь будешь бережнее относиться к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.