Здоровьесберегающие технологии в классах для детей с ОВЗ
Здоровьесберегающие технологии в классах для детей с ОВЗ
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в классах для детей с ОВЗ»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В КЛАССАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
(ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ)
(из опыта работы учителя начальных классов МАОУСШ п..Парфино Ивановой Н.Н.)
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Одна из задач школьной педагогики и психологии – поиск путей эффективного обучения на занятиях, поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности, повышение самостоятельности.
Моя многолетняя педагогическая практика показывает, что существующая традиционная методика проведения занятий в классах для детей с ОВЗ не всегда приводит к успеху. Детям даётся много знаний, понятий, они сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно - расторможенными, неусидчивыми или вялыми.
Цель коррекционной школы и моей работы – социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Технология, которая поможет детям развиваться, и достичь положительных результатов, является здоровьесберегающей.
Я на протяжении многих лет работаю с детьми, обучащимися по программе поэтому в полной мере понимаю необходимость привить этим детям навыки здорового образа жизни. Подхожу к этому вопросу системно, а для этого использую на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий.
1. МИКРОКЛИМАТ В КЛАССЕ.
Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.
Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.
Я использую положительные установки на успех («Я смогу», «У меня все получится» и др.); помогаю учащимся настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»); использую похвалу, («Ты молодец, умничка!», «Горжусь вами!», «Вы мне очень помогли»… )
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Строго соблюдаю режим школьных занятий (продолжительность уроков, учебного дня, перемен, каникул); правильно организую урок (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств и др.); обязательно выполняю гигиенические требования, предъявляемые к учебным предметам ( световой, звуковой, воздушный режим, цветовое оформление). Например на уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, осуществляю демонстрацию примеров, задач, геометрического материала, а также закрепляем умения и навыки устного счета. При решении примеров и задач, показ на экране правильного ответа способствует развитию самоконтроля. На уроках по развитию связной устной речи по каждой теме находим соответствующий материал в Интернете, рассматриваем картинки, смотрим видеосюжеты. На уроках чтения показываем слайды к изучаемому произведению, знакомимся с авторами. На уроках письма во время проведения орфографической минутки, используем презентации, тренажеры со словарными словами, зрительные словарные диктанты.
На поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости на уроке применяю различные виды деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и п. д.), использую разнообразные задания. Часто на уроках математики, окружающего мира, развития речи организую групповую работу и работу в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
3. НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ.
Детям специальной коррекционной школы очень трудно долгое время сидеть неподвижно за партой, их отличает гиперактивность, поэтому часто я использую нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры.
Через игру учу детей анализировать, обобщать, сравнивать.
Например, игры:
«Ты – мне, я – тебе». Дети задают друг другу, заранее подготовленные вопросы.
«Кто больше?» (Кто больше назовет фруктов, овощей, деревьев и т.д.)
«Угадай-ка». Задача участников – угадать растение (любой другой предмет) по описанию.
Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
4. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ.
Ввожу в структуру урока специальные валеологические паузы. Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения, 1 – Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать Повторить 4-6 раз. Темп медленный
2 – И.п. – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо 2 -и.п. 3 -поворот головы налево. 4 -и.п. Повторить 6 раз. Темп медленный. 3 - И.п. – стоя или сидя, руки на поясе1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2- и.п. 3-4 – то же правой рукой Повторить 4-6 раз. Темп медленный; для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища.
Постоянно провожу физкультминутки на уроках. Я стараюсь проводить их с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Время начала физкультминутки выбираю сама, когда значительная часть детей начинает утомляться. В течение урока проводится одна - две физкультминутки. Например:
Мы становимся все выше,
Достаем руками крышу,
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
Мы писали, мы считали,
И тогда мы дружно встали,
Ручками похлопали: Раз, два, три. Ножками потопали:Раз, два, три. Сели, встали, встали, сели. И друг друга не задели.Мы немножко отдохнем И опять писать начнем.
Поднимает руки класс –
Это «раз».
Повернулась голова –
Это «два».
Руки вниз, вперед смотри –
Это «три».
Руки в стороны пошире
Развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать –
Это «пять».
Всем ребятам тихо сесть
Это «шесть».
У оленя дом большой Он глядит в свое окошко.
Заяц по полю бежит.
В дверь к нему стучит.
Тук, тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Заяц, заяц, забегай!
Лапу мне свою давай!
5. ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ.
Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка. Глаз как зрительный орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. Учебные нагрузки становятся для многих детей непосильными. Возникает близорукость. Поэтому во время урока я использую офтальмотренажер. Тренажёр вывешивается на доске выше уровня глаз. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.
Также использую упражнения для глаз:
Широко открыть глаза.
Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду.
Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду.
Далее - глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду.
Глаза держать широко открытыми.
(Выполнять упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз - против часовой стрелки.)
«Весёлые человечки».На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.
«Пирамидки». Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе? (Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.)
Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:
белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;
красный – возбуждает, раздражает;
голубой- ухудшает настроение;
зелёный – улучшает настроение, успокаивает;
жёлтый– тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.
коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.
6. ДИНАМИЧЕСКИЕ РАУЗЫ.
Проводимые ежедневно на переменах динамические паузы благотворно влияют на физическое состояние детей. В программу динамических пауз включаю общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Игры помогают снять утомление, напряжение детей.
Например, игра "Настроение". Задача: развитие мимических движений и навыков невербального общения.
Детям предлагается отгадывать настроение одного из игроков по выражению лица.
Игра "Поймай мяч". Задача этой игры - развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.
Правила игры: дети располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч, если не поймал, то становится на место водящего. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Игра «Нос - ухо - нос». Она направлена на развитие слухового восприятия, быстроты реакции, координации и произвольности движения. Ведущий говорит: «Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом – «нос». Но если я скажу, например, «Лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно! Начали! Нос - нос - ухо! Сказав «Ухо», ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие непроизвольно делают то же самое. В конце игры называется самый внимательный игрок, который не поддался на игровые провокации ведущего.
7. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ЗАДАЧКИ И УПРАЖНЕНИЯ.
Искусству быть здоровыми наших детей нужно учить ежедневно, кропотливо, повсеместно, поэтому на своих уроках использую здоровьесберегающие задания.
Например, на уроке русского языка:
1. Запиши какие ты знаешь вежливые слова и какие из них связаны со здоровьем.
2. Списывание текста о здоровье.
На математике:
Задача. Петя съел 8 пирожков, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожков съели оба мальчика? (дети составляют краткую запись и записывают решение задачи) – Можно съедать так много пирожков? Почему? – Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
Чтение и развитие речи.
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Например:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Окружающий мир.
1. Лекарственные растения твоего края.
- Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.
2. К теме «Человек» «Здоровье человека» .
Занимательный труд и рисование: развиваю мелкую моторику рук: лепим, вышиваем, рисуем. Использую элементы арт-терапии.
Основная задача арт-терапии с помощью изобразительного искусства научить детей выражать свои чувства и сформировать у них позитивное мировосприятие.Провожу упражнения на развитие образного восприятия, воображения:
рисование по точкам (дорисуй, докрась);
волшебные кляксы (назвать, придумать);
рисование в воздухе (повторить).
8. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
Через воспитательные мероприятия я тоже формирую у ребят правильное отношение к здоровому образу жизни. Для этого использую различные формы: это система классных часов:
« Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.», «Правильное питание», « О витаминах», «Правильная осанка», «Пожарная безопасность в школе и дома», «Безопасность в доме», «Путешествие в страну «ЗОЖ». ( Приложение 1, разработка классного часа);
беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, какие меры нужно принимать, чтобы не заразиться гриппом и другими простудными заболеваниями. Например «Понятие о здоровье человека», «Привычки и здоровье». (Приложение №2, разработка);
классные выставки рисунков на тему «Здоровый образ жизни».
Мои дети очень любят танцевать, мы разучиваем танцы и выступаем на общешкольных концертах, классных мероприятиях.
Прогулки, экскурсии, походы, где проводим спортивные игры, эстафеты. Тема наших походов «Изучение родного края», Маршруты: д.Конюхово, д. Мухино, река Ловать, река Пола.
Каждый год участвуем в «Кроссе наций».
Я третий год веду в классе кружок «Дети. Дорога. Жизнь». Мы изучаем Правила дорожного движения. На прогулках, экскурсиях, в походах мы применяем эти правила. Также изучили безопасный маршрут от дома до школы.
Вместе с детьми постоянно подготавливаем программу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и выступаем перед учащимися начальных классов. Участвуем в акциях ГИБДД «Внимание! Дети!», «День без автомобиля». ( Приложение №3, разработка)
9. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Вся работа с детьми по охране и укреплению их здоровья проводится в тесном контакте с семьёй. Работа с родителями в большей степени на- правлена на оказание им помощи в становлении полноценной здоровой личности ребёнка. Одной из главных ступенек в сотрудничестве с родителями является классное родительское собрание. В повестку собрания включала такие темы:
Режим дня в жизни школьника.
Здоровье и гигиена.
Что нужно знать, чтобы не заболеть простудными заболеваниями.
Полезные советы на каждый день.
Компьютер в жизни ребёнка.
Вредные привычки — профилактика в раннем возрасте.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников:
1класс - за учебный год переболело простудными заболеваниями около 80%,
конец 4 класса - процент заболевших снизился до 16%.
Кроме того, систематическое применение вышеперечисленных элементов здоровьесберегающих технологий влияет на мотивацию обучения учащихся. Среди моих учеников нет неуспевающих, в течение 3-х лет обучения прослеживается положительная динамика обученности, ребята с удовольствием посещают занятия в школе, чувствуют себя комфортно, активно участвуют не только в жизни класса, но и школы. Это позволяет сделать вывод о том, что данная работа помогает моих ученикам в дальнейшем успешно социализироваться в жизни.
В заключение, хочу сказать словами Жан Жака Руссо«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Приложение №1(Классный час)
Тема: Путешествие в страну ЗОЖ
Цели:
1. Формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.
2. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, в личной гигиене.
3. Способствовать развитию личных качеств учащихся.
Оборудование: таблички названий станций, карточки-картинки продуктов питания, карточки с правильными и неправильными правилами личной гигиены, карточки-картинки «Режим дня»
Ход урока
У. Здравствуйте, ребята!
Слово «здравствуйте» является волшебным! Как вы думаете, почему?
Слово «здравствуйте» - это пожелание другому человеку здравия, то есть здоровья и долгих лет жизни. Есть различные формы приветствия.
- Назовите, какие еще формы приветствия вы знаете? ( Доброе утро, добрый день, добрый вечер). Правильно, ребята. Люди, встречаясь, здороваются и желают друг другу при встрече добра и здоровья.
- Ребята, а что такое здоровье? Здоровье – это хорошее физическое состояние, хорошее самочувствие, хорошее настроение. Сегодня мы с вами будем говорить о здоровье и здоровых привычках, будем много играть и веселиться.
- А вы знаете, как можно жить не болея? А я хочу предложить вам совершить путешествие в страну «ЗОЖ». В этой стране есть свои правила, которые надо знать. Если вы выучите все эти правила и будете их применять, то станете полноправными гражданами страны «ЗОЖ». Прямо сейчас отправляемся в страну.
2.Первая наша остановка «Личная гигиена».
- Чистота – залог здоровья. Кто этого не знает? Но все ли выполняют правила личной гигиены? Что такое гигиена?
- Что значит соблюдать правила личной гигиены? Об этом мы и поговорим.
Принесла я вам загадки
Про разные предметы
Для личной гигиены,
Которые уж очень
Для всех для нас важны.
Кто отгадает быстро,
Вы руки поднимите
И для всех нас отгадку скажите.
Костяная спинка, жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит, нам усердно служит.(зубная щетка)
Резинка Акулинка пошла гулять по спинке
И пока гуляла, спинка розовую стала. (губка)
Плещет теплая волна в берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните: что за море в комнате.(Ванна)
Зубастая пила в лес густой пошла.
Вест лес обходила, ничего не спилила. (Расческа)
Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое,
Всегда под рукою- а что это такое? (Полотенце)
А что было! А что было! Мама речку в дом пустила.
Речка весело журчала, мама в ней белье стирала.
А потом, а потом… Я купался под дождем! (Душ)
Молодцы, ребятки!
Отгадали все загадки.
Загадки мудреные,
Но и вы, ребята, смышленые.
- Зачем нам нужны все эти предметы? Это предметы для личной гигиены.
- Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Правила личной гигиены». Дидактическая игра «Правила личной гигиены» (Раздаю карточки с правильными и неправильными правилами личной гигиены. Задание: выбрать правильные правила). Работа в парах. - Молодцы, ребята, отлично справились с заданием.
- С каким же первым правилом здорового образа жизни мы познакомились?
3. Следующая остановка называется «Режим дня». - Ребята, а что такое режим дня? Режим дня - это распорядок дня. Режим дня - это форма организации деятельности человека в течение суток. Правильно составленный режим дня помогает поддерживать здоровье человека. При составлении режима дня необходимо, чтобы учеба, работа сменялась отдыхом.
- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Мой режим дня».
( Раздаю карточки с рисунками распорядка дня. Задание: разложить карточки в правильном порядке.) Работа в парах. - Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием.
- Расскажите, какой у вас режим дня. - Ребята, а вы делаете по утрам зарядку?
Давайте сейчас все вместе сделаем зарядку Физминутка
- Какое правило мы должны запомнить на этой станции? 4. Следующая наша остановка «Здоровое питание».
- Ребята, для чего человек ест пищу? Человек ест пищу, чтобы ходить, бегать, смеяться, работать, учиться, то есть, жить и расти. Именно с пищей в организм человека попадают все необходимые для жизни элементы и питательные вещества. Чтобы вырасти здоровым, нужно соблюдать режим питания. Вы должны помнить, что взрослые заботятся о детях, готовят для них вкусную, здоровую пищу, вкладывают в нее свою энергию и желание, чтобы каждый ребенок вырос здоровым и крепким. Вы должны уважать труд взрослых и не оставлять пищу на тарелках. Каждый продукт питания имеет свою ценность, содержит витамины и белки. Но есть и вредные продукты, которые наносят нашему организму вред. Давайте узнаем, какие продукты полезны, а какие не нужно употреблять в пищу? Дидактическая игра - эстафета «Собери корзинку».
Вызываю двух учащихся.
( На столе разложены картинки с различными видами пищи. Задание: 1 ученик собирает в корзинку полезные продукты, 2 ученик – вредные продукты.)
- А почему пища не должна содержать много сладостей?
Совершенно верно. Всем известно, что сахар , кондитерские изделия вредны для зубов. И это действительно так.
- Кариес - болезнь нашего времени. Это разрушение зуба с образованием полости (дырки). Раньше эту болезнь называли костоедой, потому что происходит постоянное разрушение, как бы поедание зуба.. Конечно, совсем отказываться от сладкого не нужно. Просто есть сладости нужно в небольших количествах во время основного приема пищи. Лечение зуба практически безболезненно, если кариес только начинается. Поэтому при малейших признаках кариеса обращайтесь к стоматологу.
Вам мальчишки и девчонки приготовила советы.
Если совет хороший вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет говорите: Нет. Нет. Нет.
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший.
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный.
Ешьте лучше шоколад.
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Говорила маме Люба:
- я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырки в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба?
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
Ох, неловкая Людмила
На пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда?
Навсегда запомните,
Милые друзья
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили и идете спать
Захватите булочку сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Запомните совет полезный,
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
-Молодцы, был ваш правильный ответ, что полезно, а что нет.
- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете правила здорового питания. Дидактическая игра «Закончи предложение» 1. Пища должна быть разнообразной, ее нужно принимать в одно и тоже _________. (время) 2.Перед едой тщательно мойте _______. (руки) 3. Ешь медленно, тщательно пережевывая _______. (пищу) 4. Жуй пищу с закрытым _______. (ртом) 5. Ешь больше овощей и ___________ (фруктов), они полны _______ (витаминов).
- Какое правило мы должны запомнить на этой станции?
5.Следующая остановка «Спортивная».
- Ребята, кто из вас занимается спортом? Чем можно заниматься у нас в поселке? (Кататься на велосипеде, на роликах, играть в футбол, волейбол, теннис, заниматься бегом, на турнике и т.д.),
- А вы любите заниматься физкультурой?
Человек должен выбрать для себя девиз «Движенье - это жизнь».
- Для чего надо заниматься физкультурой? Физкультура помогает не только лечить, но и упражнять, развивать, укреплять наши мышцы, формировать скелет и наши кости. Она помогает развивать такие качества, как внимательность, точность, настойчивость и волю.
- Какие вы знаете виды спорта?
Физминутка
А у меня для вас есть игра, которая называется « Пожалуйста»
(Выполняем команды только тогда, когда я скажу слово «пожалуйста»). - Какое правило мы должны запомнить на этой станции?
6. Следующая станция «Вредные привычки»
- На этой станции мы поговорим о вредных привычках, которые оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. Самые вредные привычки- это курение, употребление спиртного.
Выступление учащихся.
- Курение очень вредно для легких, да и для всего организма. Ребенок, который начинает курить, хуже растет, быстрее устает при любой работе, плохо справляется с учебой, чаще болеет.
Все это происходит потому , что в табачном дыме содержится опасный яд- никотин и еще много других вредных веществ.
У некурящего человека легкие розовые, а у того кто курит, они становятся серыми. Ученые подсчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут.
Вывод: дышать опасным дымом опасно для вашего здоровья.
-Спирт (алкоголь), который содержится в спиртных напитках, при неумеренном употреблении вызывает заболевание желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребенка сильное отравление.
Вывод: алкоголь опасен для вашего здоровья.
-Назовите пятое правило? (Не заводи вредных привычек).
7. Подведение итогов.
- Вот и закончилось наше путешествие в страну «ЗОЖ». Подведем его итоги.
- Что значит вести здоровый образ жизни? (Постоянно выполнять правила сохранения и укрепления здоровья).
- Перечислите главные правила здорового образа жизни.
Я желаю вам ребята быть здоровыми всегда,
Но добиться результата невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться, каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садится, руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам,
И конечно, закаляйтесь. Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите по возможности всегда,
На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, друзья!
Я надеюсь, что вы, ребята, всегда будете вести здоровой образ жизни
Помните, что ваше здоровье – в ваших руках! Будьте здоровы!
Приложение №2
Беседа
Привычки и здоровье
Цель: формировать у детей представление о полезных и вредных привычках; воспитывать умение противостоять дурному влиянию окружающих.
Основные понятия: привычка (полезная, вредная).
Ход урока
У. Мы привыкаем к каким-то постоянно повторяющимся действиям или чувствам, например, кто-то рано ложится спать, кто-то — поздно, кто-то чистит зубы перед сном, а кто и нет… (Дети называют другие привычки.) Кто-то постоянно кричит, дерется, обижает других, а кто-то и муху не обидит. Люди привыкают к любимой одежде, месту жительства, к пище…
Привычка вырабатывается в результате многократных повторений, когда человек что-то делает много-много раз, а потом уже и не думает, как это сделать по-другому, а просто выполняет привычные действия. (Например, ребенок аккуратно кушает, не опаздывает в школу, помогает маме…) Те привычки, которые не мешают здоровью человека, называются полезными.
Тренинг «Мои полезные привычки».
У. Я всегда при встрече со всеми здороваюсь, чищу зубы перед сном… (Каждый ученик дополняет ответ.)
Привычки, которые наносят вред здоровью, называются вредными.
Предложить детям назвать их (есть много сладостей, долго сидеть у телевизора, разговаривать во время еды, перебивать взрослых при разговоре…)
У. Но есть очень-очень вредные привычки — курить, употреблять алкоголь, принимать наркотики. И если человек это делает (и ребенок в том числе), то портятся его внутренние органы — сердце, печень, желудок, почки, человек начинает болеть. Но страшнее всего то, что он сам об этом не догадывается, думает, что здоров, а на самом деле болеет такими болезнями, как алкоголизм, наркомания, привыкает к табакокурению.
Постепенно он начинает хуже видеть, слышать, у него теряется память, изменяется поведение — он шатается (может вообще упасть), он злой (кричит на всех). В таком состоянии он очень опасен.
Жизнь алкоголика становится неинтересной — он только и делает, что, проснувшись, ищет спиртное. К этой вредной привычке человек привыкает очень быстро, и потом сам не может остановиться.
Вам приходилось встречаться с такими людьми на улице. Они очень отличаются от остальных людей. Как они выглядят, помните? Их называют бомжами, пьяницами, вид у них всегда неприятный. А ведь когда-то они были нормальными, красивыми, аккуратными людьми. Вот что делает с человеком водка. Этим людям поможет теперь только лечение, но чаще всего они отказываются от него.
Игра «Представьте, что…»
Предложить представить ученикам, что чувствует сын или дочь алкоголика, почему им стыдно? А что нужно делать, чтобы не стать таким? Ведь многие пробуют водку уже в детском возрасте.
У. Кто-то из вас не привык вставать рано утром, и вас начинают будить. Как вы на это будете реагировать? (Плачем, не хотим вставать, просим чуточку поспать, обижаемся, а даже когда встаем, не можем сразу проснуться, ходим вялые, сонные.) Или наоборот. Вам говорят рано ложиться спать, а вы крутитесь, прячетесь под одеяло, капризничаете… Но вот вас просят один день, второй, третий, вы понимаете, что маму уже не изменишь, она все равно будет рано поднимать. И у вас появится привычка рано, без плача, вставать и получать удовольствие от того, что все успеваете сделать.
А вот от таких вредных привычек, как алкоголь, курение, наркотики трудно избавиться самому, без помощи близких и врачей.
Алкоголь, попав в кровь, отравляет ее, ослабляет организм. Человек так и живет — слабым, болезненным. И если алкоголик не выпьет, его «клеточки-алкоголики» требуют подкрепления — «еды» (алкоголя). И так — каждый день. Человек без спиртного обходиться уже не может. Особенно трудно избавиться от этой вредной привычки, если она сформировалась в детском возрасте. Детский организм быстрее привыкает к алкоголю, так как он еще молодой, все органы только начинают формироваться.
Давайте с вами задумаемся над тем, что вы сегодня узнали, и будем учиться только хорошему.
Приложение №3
Сценарий выступления агитбригады по правилам дорожного движения.
Цели: Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием подростков.
Не только в городе огромном,
Но и в посёлке небольшом
Знают взрослые и дети
Важный жизненный закон:
При переходе помогает
Он тебе, ему и мне,
А закон тот называют
Очень просто – ПДД!
(Правила дорожного движения).
2. (Появляются Помеха-Неумеха и Кот)
П.-Н.: Это что вы здесь шумите? Какой ещё такой закон?
Д.: Правила дорожного движения.
П.-Н.: Вот насмешили! Правила дорожного движения! Я – Помеха-Неумеха. У меня свои правила.
(входят П.-Н. и К., у них перевязаны руки, ноги, опираются на костыль)
П.-Н.: Это нам нужна ваша помощь.
К.: Это мы попали в аварию. Теперь мы поняли, как важно знать правила дорожного движения.
П.-Н.: А ещё дяденька в форме велел с ним вот подружиться. (показывает макет светофора)
К.: А как с ним подружиться, какое-то чучело трехглазое…
Д.: А мы вам расскажем.
(поют частушки)
Полосатая дорожка –
Пешеходный переход.
На зелёный свет шагай –
Поскорее, не зевай!
Светофор укажет строго –
Переход сейчас закрыт.
Не беги через дорогу,
Если красный свет горит.
И проспекты, и бульвары,
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
До дороги я дошёл,
Светофора не нашёл,
Растерялся и стою,
Указаний твоих жду.
В этом случае налево
И направо посмотри,
Если транспорт не увидишь,
То счастливого пути!
Все вместе: Чтоб жить, не зная огорченья,чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду соблюдать.
Хором: Знайте правила движенья, как таблицу умноженья.
Приложение №4
Конспект родительского собрания.
"Организация режима дня – залог здоровья младшего школьника"
«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы» Демокрит
Цели:
1)Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника;
2)Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня;
3)Воспитание здорового образа жизни.
План:
1.Что такое здоровье.
2.Здоровье ребенка и школьные нагрузки.
3.Режим дня школьника.
4.Советы родителям.
Ход собрания 1. ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Понимание содержания слова «здоровье» прошло ряд этапов. Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие какого-либо заболевания, и здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни. Такое понимание понятия здоровья основано на противопоставлении: болезнь-здоровье.
Развитие медицины привело к более глубокому пониманию смысла слова «здоровье», основанному на противопоставлении: болезнь + вероятность болезни – здоровье. Дело в том, что наукой выявлен целый ряд состояний организма, когда человек еще не может считаться больным, но вместе с тем не может считаться и здоровым. Это состояние предболезни. Оно может расцениваться или как переход от здорового состояния к болезненному, или как такое состояние организма, когда к болезни может вести, казалось бы, малосущественная причина. Данное понимание понятия здоровья подразумевает не только отсутствие болезни, но и малую вероятность ее развития в конкретных условиях жизни человека.
Наиболее полным является следующее определение понятия здоровья: здоровье – совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой семьи, рождения и воспитания детей.
Следует обратить внимание на то, что основы здоровья закладываются в детстве, что любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека.
Поэтому факторами влияющими на здоровье человека являются:
первый фактор – четкий и правильный распорядок дня;
второй фактор – высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка.
2. ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ШКОЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ
Всем вам родителям и нам педагогам хочется видеть не только умное, воспитанное, но и здоровое будущее поколение. Как известно, все закладывается в детстве, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека».
Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья ничто», - говорил мудрый Сократ.
Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром.
Ну а каков он, здоровый ребенок?
Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям, взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойкой и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных качеств, проходит гармонично.
Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела.
Конечно, здесь дан «портрет» идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретить не часто. Поэтому вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу – это одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. По мнению специалистов, состояние здоровья населения в той или иной стране на 15-20% зависит от генетических факторов, на 50-55% – от социальных условий и образа жизни, на 20-25% – от степени загрязнения окружающей среды, то есть среды обитания, и на 10-15% – от состояния и уровня здравоохранения в стране.
Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему.
Новые требования школьной жизни, подчас превосходящие возможности ребенка, изменяют состояние его эмоциональной сферы. Результаты исследования влияния современной учебной нагрузки на состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам (традиционной, развивающей) показали, что во всех случаях школа предъявляет к детям чрезмерную учебную нагрузку. Это ведет к снижению умственной работоспособности и утомлению к концу рабочего дня при всех сравниваемых видах обучения.
Очень важно понимать индивидуальные черты работоспособности ребенка, от них зависят учебные возможности ученика, темп выполнения заданий, скорость усвоения материала. По данным исследований низкий уровень работоспособности обнаруживается примерно у 20% младших школьников, поэтому они попадают в разряд неуспевающих. Это вызывает состояние ущербности, чреватое неврологическим явлениям.
Трудности обучения в школе и неправильное поведение взрослых нередко находят свое отражение в формировании у детей так называемых «дефицитных» свойств личности.
Первое свойство характеризуется ориентацией на ошибки и возникает, когда взрослые оценивают действия ребенка по его ошибкам. В результате ребенок всеми силами стремится избежать ошибки, но страх перед нею вызывает сильный контроль, который ограничивает ребенка, сдерживает его инициативу и творчество. Преодолеть этот тип ориентации можно, рассматривая ошибки с точки зрения их познавательного значения и преходящего характера.
Второе из дефицитных свойств – обесценивающее понимание себя. Это неуверенность в себе, которая препятствует пониманию ребенком своей роли в происходящих событиях. Формирование этого свойства связано с тем, как взрослые объясняют ребенку причины значимых для него, но недостаточных достижений: внешними факторами (везением, случайностью) или же качествами его личности (рассеянный, не старательный). Это оказывает неодинаковое влияние на отношение ребенка к себе и понимание себя. Преодоление этого свойства связано с одобрением при малейшем успехе и постепенным формированием уверенности в себе, в своих силах.
Третье дефицитное свойство – сокращенная жизненная перспектива. У ребенка проявляются ситуативные интересы, он легко поддается влиянию других, не стремится воспринимать свои действия как относительно независимые. Такие дети мало инициативны. Не могут самостоятельно организовать собственное поведение, во всем ждут подсказки взрослого и ориентируются на сверстника. Им необходимо развитие самостоятельности, которое требует умения дозировать, а потом и сокращать до минимума помощь ребенку.
Четвертая группа свойств – ограниченный языковый код. Основу ее составляет односторонняя ориентировка ребенка в системе оценок. Ребенок судит об успехах других и себя самого только по школьным отметкам. Ценность другого человека он измеряет принадлежащей ему вещью.
Таким образом, чтобы все эти факторы не ухудшили физическое и эмоциональное состояние ребенка, необходимо правильно организовать учебную деятельность, смену умственного труда умеренной физической нагрузкой, включение двигательной разрядки.
Особое значение имеет режим дня.
3. РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА
Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.
Режим дня школьников включает следующие компоненты:
учебные занятия в школе;
учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
сон;
питание;
занятия физическими упражнениями;
отдых;
занятия в свободное время.
Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требует усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.
Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;
повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.
Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.
Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).
Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.
Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.
Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.
В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия – круг интересов детей весьма широк. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.
Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет: в 10-12 лет – 9-10 часов, в 13-14 лет – 9-9,5 часов, в 15-16 лет – 8,5-9 часов.
Сон важно оберегать, если так можно выразиться, до того, как ребенок заснул. Конечно, он не малыш, которому на ночь нельзя рассказывать страшные сказки, и все-таки надо избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно: подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поместить под стеклянный колпак, не оградить от всего, однако разумное ограничение вечерних впечатлений необходимо. Иначе это отразится на сне – будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким.
«Но как быть, – спрашивают родители, – если нам самим хочется смотреть телепередачу, а отправить сына спать сил нет? Он обижается, да и жалко его: сами смотрим, а ему не даем». Думается, чувство вины, которое испытывают родители, напрасное. Нет ничего страшного, если телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок будет спать за закрытой дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так, чтобы это воспринималось им спокойно и просто, есть еще один выход из положения: не смотреть передачи самим. Это наименьшее зло.
Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.
Питание
Народная мудрость гласит:
«Какова еда и питье – таково и житье».
«Ешь правильно – и лекарство не надобно».
Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации.
Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.
Качественный состав питания должен удовлетворять потребности растущего организма. Оно должно быть разнообразным и содержать все необходимые вещества и в нужных количествах.
Потребность детей в калориях в зависимости от возраста
Возраст, лет
Потребление энергии в день (калорийность рациона/ккал)
7-10
2300
11-13 мальчики девочки
2700 2450
Питание должно быть регулярным.
Продолжительность «активного дня» составляет 11-13 часов. Интервал между приемами пищи, по мнению физиологов, не должен превышать 4-4,5 часа. Это способствует хорошей работе желудочно-кишечного тракта, хорошему аппетиту, правильному усвоению пищи.
Итак, наиболее рационален четырехразовый прием пищи в одни и те же часы.
Ешьте часто, но понемногу.
Не забывайте о сахаре, белках – ешьте творог, сыр, рыбу, мясо, яйца; фосфоре – яйца, морская рыба; о кальции – в молочных продуктах, о витамине С, который содержится в овощах и зелени, в апельсинах, лимонах, яблоках, квашеной капусте.
Сейчас, к сожалению, встречается много гиперактивных детей (это неусидчивые дети, невнимательные, импульсивные, не могут ни на чем сосредоточиться).
Согласно исследованиям, проведенным в институте по проблемам питания в университетской клинической больнице в Германии, среди причин, вызывающих гиперактивность, выделяется непереносимость определенных продуктов питания.
Продукты, от которых следует отказаться:
молоко, творог;
кока-кола, многие фруктовые соки;
продукты из овса;
орехи и продукты из орехов;
попкорн, нуга, продукты из какао, шоколад.
Рекомендуемые продукты:
овощи (горошек, морковь, капуста всех видов, бобы);
салат листовой;
фрукты: яблоки, груши, бананы;
гарнир: картофель, нешлифованный рис;
хлеб пшеничные и ржаной;
приправы: йодированная соль;
мясо: говядина, телятина, птица, рыба.
4. РОДИТЕЛЬСКИЕ «НЕЛЬЗЯ» ПРИ СОБЛЮДЕНИИ РЕЖИМА ДНЯ
Нельзя:
будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;
кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;
требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
ругать ребенка перед сном;
не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;