Выступление с докладом: "Как сделать урок воспитывающим?"
Выступление с докладом: "Как сделать урок воспитывающим?"
Сегодня воспитание - это одно из самых важных аспектов, которым уделяют внимание. "Как сделать урок воспитывающим?" - эту идею каждый учитель должен реализовывать на сегодняшних уроках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление с докладом: "Как сделать урок воспитывающим?"»
Выступление на методобъединении учителей-предметников по теме
«Как сделать урок воспитывающим?»
Сегодня весь мир, а вместе с ним и воспитание переживает трудный период постижения объективной действительности. Чтобы привести к новому качеству воспитания, я взяла курс на гуманизацию и демократизацию. В основу современного воспитания заложены идеи развития ребенка, опирающиеся на его способности и дарования.
Воспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
Еще в прошлом веке воспитание было приоритетным в педагогике А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.
Антон Семенович Макаренко писал:
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего родители и педагоги»
Воспитание — это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы. То есть суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем будут жить в нем.
В.А. Сухомлинский
В современном мире обновление ФГОС всех уровней образования определило изменения в области воспитательной работы в школе.
Помимо создания условий для развития личности, самоопределения и социализации ребенка, воспитательная работа по ФГОС нацелена на то, чтобы школьники:
освоили и приняли нормы, ценности и традиции российского общества;
приобрели необходимый социокультурный опыт поведения, общения,
межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
достигли личностных результатов освоения общеобразовательных программ.
Когда, как и где воспитывать ребенка? Ответ прост: всегда и везде, но прежде всего – на уроках.
Воспитывающими наши уроки становятся тогда, …когда они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность. Ведь при обучении мы также используем разнообразие форм, методов и приемов, чтобы возбудить живой интерес ученика, повысить его мотивацию, и воспитание не является исключением.
Когда же наши уроки можно назвать воспитывающими?
когда они побуждают школьников задуматься. О нравственных вопросах, жизненных проблемах…
когда время от времени на них используются игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы
Как же мы сделаем урок интересным?
Находить время, повод и темы для неформального общения со своими учениками – как до уроков, так и после них.
При этом учителю важно уметь слушать детей и не стремиться переносить акцент в разговоре только на себя и волнующие только его вопросы. Создавать проблемные ситуации и пытаться решить их, при этом оценивая поступки другого человека и себя в том числе.
Стараемся использовать на уроке знакомые детям, а потому более действенные примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, мультфильмов, компьютерных игр.
Для этого нужно больше узнавать своих учеников – что они читают, что слушают, во что играют, о чём говорят на переменах и в соцсетях.
Позитивное настроение, юмор способствует налаживанию хороших отношений со школьниками, созданию творческой атмосферы на уроке, преодолению многих учебных конфликтов. Шутка в сочетании с мягкой улыбкой помогает разрядить напряженную обстановку в классе, создать доверительный психологический климат.
Чаще обращаемся во время урока к личному опыту своих учеников. Например, так: «Поднимите руку, кто из вас хоть раз падал, поскользнувшись на льду, или споткнувшись о камень. Шишки были? Друзья сильно смеялись? Какова была их реакция?» …
Для чего? Чтобы на примере жизненных ситуаций объяснить тему урока. Тут вступает в игру дискуссия, в ходе которой учитель подводит учащихся к правильному выводу или определению.
Время от времени (и как бы между делом) стараемся акцентировать внимание на индивидуальных особенностях, интересах, увлечениях, привычках того или иного ученика. Этот прием имеет простое психологическое объяснение – когда ребенка таким образом выделяют на уроке, он с большим интересом относится и к самому уроку.
Воспитывающий урок – это еще и урок с таким содержанием, которое побуждает школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах, поэтому необходимо разнообразие форм работы на уроках.
Активные формы работы:
Беседы;
Дискуссии;
Игровые тренинги;
Игровые и конкурсные программы;
Викторины;
Познавательные игры;
Соревнования;
Нужно отметить, что многие из этих форм больше подходят для работы со старшеклассниками, но, по моему мнению, их можно скорректировать и для начальной школы. Они позволяют сделать процесс воспитания интересным и положительно мотивирующим.
Зачем это нужно учителю?
Если ребёнок увлечён учебным предметом, если он с удовольствием ходит на уроки, вовлечён в деятельность, то учитель становится ЗНАЧИМЫМ для ребёнка.
А такому учителю легче влиять на своих воспитанников.
При взаимодействии взрослых, куда включаются не только учителя, но и родителей наших детей, происходит выработка эталонов нравственности, образцов духовной культуры, норм и законов жизни, которые определяют активную позицию школьника.