Организация индивидуального подхода в обучении и воспитании реализует идею Л.С. Выготского о том, что «педагогика коррекционной школы должна быть лечебной педагогикой». Но нельзя к нашим детям относиться, как к больным. Таким образом, коррекционная школа должна создать каждому учащемуся оптимальные условия для обучения, воспитания, всестороннего развития и коррекции имеющихся недостатков, индивидуальный подход необходим всем школьникам с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО воспитателей»
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №5 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, п.г.т. Новобурейский
II отделение п.г.т. Прогресс
Реализация индивидуального и
дифференциального подхода в воспитании
детей во внеурочное время
(выступление на МО воспитателей)
Мигулина Елена Григорьевна
воспитатель
высшей категории
« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях» К.Д. Ушинский.
Современная система специального образования предполагает воспитание детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) учреждениях, которые создают благоприятные условия для развития и коррекции нарушений физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время помощь детям с проблемами в развитии оказывается в различных видах образовательных учреждений, которые рассчитаны на дифференцированное воспитание детей с отклонения в развитии в зависимости от характера и степени выраженности нарушения.
Под дифференцированным воспитанием обычно понимают форму организации воспитательной деятельности для различных групп учащихся.
Индивидуальный подход - важный психолого - педагогический принцип учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Сущность индивидуального подхода состоит в учёте индивидуальных особенностей учащихся в воспитательном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учётом выявленных особенностей.
В коррекционной школе индивидуальный подход имеет особенно важное значение, так как по восприимчивости к обучению и воспитанию учащиеся с ОВЗ различаются между собой значительно больше, чем дети с нормальным интеллектом. Различия обусловлены не только свойственными всем людям особенностями темперамента, характера, интересов, но и многообразием сопутствующих дефектов. К понятию "индивидуальный подход" относятся все меры, направленные на создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся.
Основными направлениями работы при реализации индивидуального подхода являются:
создание комфортных ощущений у ребёнка в процессе коррекционной - развивающей работы (каждое мероприятие должно приносить положительные эмоции, ребёнок в школу должен ходить с удовольствием);
социально - бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (подразумевает комфортную обстановку в группе и школе в целом);
формирование вербальных и невербальных навыков коммуникации;
коррекция эмоциональной сферы поведения детей (в связи с этим нужно было подобрать такие методы работы, чтобы дети смогли поверить в свои силы, в то, что в школе им рады, изменить их эмоциональный настрой);
учёт индивидуальных способностей и возможностей каждого.
Принципы индивидуальной работы:
Установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «воспитатель - воспитуемый - класс;
Уважение самооценки личности ученика;
Вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера(первоначально я сделала основной упор на творческие способности, привлечение детей к творческой деятельности: творческие занятия: « Раскраска», « Водная раскраска», « Аппликация», « Объёмная аппликация», « Поделки из природного материала», « Поделки из бумаги», « Поделки из пластилина» Дети из группы систематически участвуют в школьных концертах и праздниках, разучивают танцы и выходят с ними на общешкольные мероприятия. Посещают игровые часы, спортивные часы, занятия в тренажёрном зале, кружок по ИЗО, театральный кружок.
Разработана и применяется программа подвижные игры во время прогулки на свежем воздухе.
В группе дети играют в настольные игры, разгадывают кроссворды, сканворды, раскраски с математическими примерами, соедини точки по порядку и раскрась рисунок.
Постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;
Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания;
Принцип развивающего обучения;
Участие в системе дополнительного образования.
Воспитатель должен знать возможности каждого воспитанника, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.
Перед воспитателем всегда стоит задача: в каждом мероприятии определить пути достижения целей применительно к каждому ребёнку. Сочетание индивидуально-групповой и коллективной работы - задача нелёгкая, ведь для этого необходимо обеспечить работой каждого воспитанника в доступном ему темпе. В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по содержанию нагрузка. Индивидуальная работа со слабыми учащимися должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают. Одним из способов сочетания коллективных форм работы с индивидуальным подходом является использование дифференцированных заданий разной степени трудности. Задания можно разделить на 2 части: обязательную и желательную. Это позволяет слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным - выполнить и дополнительную. Для воспитателя при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, благожелательное отношение к учащимся, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов. Оценка успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию. Очень важно при осуществлении индивидуального подхода сравнивать результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. В коррекционной школе отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в развитии, за правильный переход улицы, быстрое и правильное решение задачи, качественное постоянное выполнение, умную мысль и единственный ответ на уроке. Любой результат успеха должен быть оценен - это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к деятельности.
Основные функции воспитателя:
Помощь детям в адаптации.
Создание необходимых условий для обучения и воспитания в школе, для
проявления активности ребёнка (двигательной, интеллектуальной,
Стимулирование усилий ребёнка, подростка по самопознанию, самооценке, самосовершенствованию, само регуляции.
Постоянное внимание к условиям и отношениям, в которых идет процесс формирования личности ребёнка.
Налаживание и регулирование взаимоотношений детей в школе в целом (межгрупповое, межличностное общение).
Предупреждение и помощь в разрешении возникающих конфликтов.
Регулирование взаимоотношений ребёнка с педагогами и взрослыми в школе и вне школы.
Помощь детям в установлении контакта с близкими родственниками, в создании по возможности благоприятного образа родителей, поддержки положительных семейных традиций.
Целенаправленное и последовательное приучение детей к навыкам самообслуживания, на основе выработки житейских умений и навыков.
Ведение работы с детьми по профилактике вредных привычек.
Ведение необходимой документации (ежедневные планы, дневники наблюдений, мониторинг уровня воспитанности).
Индивидуальный подход можно реализовать только в том случае, если есть СИСТЕМА РАБОТЫ, в которую включены все участники учебного процесса. Полученные результаты подлежат обработке и анализу для того, чтобы выработать наиболее эффективные подходы в каждом случае для каждого ребёнка
Организация индивидуального подхода в обучении и воспитании реализует идею Л.С. Выготского о том, что «педагогика коррекционной школы должна быть лечебной педагогикой». Но нельзя к нашим детям относиться, как к больным. Таким образом, коррекционная школа должна создать каждому учащемуся оптимальные условия для обучения, воспитания, всестороннего развития и коррекции имеющихся недостатков, индивидуальный подход необходим всем школьникам с ОВЗ.
Список используемой литературы.
1. В.В. Воронкова « Дифференцированный подход в воспитании и обучение» 2.Научно - практический журнал « Завуч» 2004 - 2005гг.
3. Ситаров В.А. Ненасильственное взаимодействие педагога с учащимися ( теоретические и практические аспекты) М, 1998г.
4. Индивидуально дифференцированный подход к обучению и воспитанию школьников (проблемы, опыт, поиски) Сборник статей Орехово - Зуево, 2013г.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов.
б. Технология игры в обучение и воспитание. Пидкасистый П.И. Хайдаров Ж.С. М, 1996г.
7. Шахмаев Н.М. « Индивидуальный подход в обучение и воспитание».