Просмотр содержимого документа
«Воспитательский час "Семья и её ценности"»
ГКОУ «Головинщинская школа-интернат»
Воспитательский час
Тема: «Семья и ее ценности»
Воспитатель 1 категории:
Дубинина Т.Н.
с. Головинщино
2021г.
Цель: содействовать расширению знаний учащихся о семье, о нравственных нормах и морали; формировать ценностное отношение к семье.
Задачи:
Образовательные: раскрыть понятия «семья», «счастливая семья», «семейные ценности».
Развивающие: расширять кругозор, способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе, развивать творческий потенциал детей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей нравственные качества личности, добрые взаимоотношения между детьми в группе, ценностное отношение к себе и окружающим;
- воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;
- побуждать к анализу собственного поведения, к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.
4. Коррекционные:
- развивать слуховое внимание;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие ассоциативного мышления с опорой на жизненный опыт;
- развивать связную устную речь.
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии: создание благоприятного психологического климата на уроке;
- Технология коллективного творческого воспитания: организация определенного образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения.
- Игровые технологии: помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого;
- Технология проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- Гуманно-личностная технология: способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
- Информационно – коммуникационная технология: работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование исследовательских умений.
I.Организационный момент
1. Создание психологической обстановки на занятии.
Упражнение «Дерево чувств»
С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный – восторженный; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние.
(Воспитанники на крону дерева прикрепляют листочки)..
Ход:
Вступительное слово. Сообщение темы.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я,
Что это?
Ответ детей:
- Семья.
Воспитатель:
- Сегодня мы поговорим о семье.
Беседа с детьми о семье.
Воспитатель:
- В словаре русского языка С.И. Ожегова «семья» определяется как группа живущих вместе родственников.
Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.
1.Как вы понимаете слово семья?
Семья – это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге.
А самое главное, они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие и маленькие.
В семье идет все своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.
А, сейчас выполните задание:
Составьте и запомните главную обязанность семьи: (воспитанники составляют из слов фразу) Воспитание детей и уход за больными и старыми членами семьи.
- О дружных семья слагают легенды. Послушайте одну из них.
Чтение легенды «Как появилась дружная семья»
Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
Обратить внимание на стенд (качества дружной семьи).
Прочтем названия этих качеств.
Запомните, ребята, эту легенду.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
Рассматривание репродукции иконы.
Воспитатель:
- посмотрите внимательно на эту икону и ответьте на несколько вопросов.
Почему мама ближе всех на свете?
Ответы детей:
- Мама самое главное в жизни каждого человека.
Воспитатель:
- Расскажите, какие же они, мамы?
Ответы детей:
- Мама ласковая, всегда жалеет и любит своего ребенка.
Воспитатель:
- Что делает мама для своих детей?
Ответы детей:
- Мама жалеет, делает так, чтобы ребенку было хорошо.
Воспитатель:
- Мама, мамочка, мамуля. Сколько тепла хранит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, самого дорогого, единственного.
На стенд вывешивается:Сердце матери лучше солнца греет.
- Как вы понимаете эту пословицу?
Ответы детей:
- Мама своим отношение к своему ребенку относится так, что даже солнце не сможет так согреть, как мамина любовь.
Демонстрация репродукции иконы Владимирской Божьей Матери.
Воспитатель:
- Посмотрите внимательно на лик Богоматери. Она печально смотрит на своего ребенка. Младенец нежно прижимается к матери. Лики матери и ребенка прекрасны, потому, что исполнены самых добрых и прекрасных чувств. Лица ваших мам тоже прекрасны, потому, что это ваши мамы, они вас любят. Не огорчайте своих мам.
4.Разминка «И в шутку и всерьез»
1. Какое выражение стало символом большой семьи:
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,
«33 родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит)
3. Цветок – символ семьи. (Ромашка)
4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (Мать и мачеха)
5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?(Матрешка)
6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»)
7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (В доме)
8. Как называют детей, родившихся у матери в один день? (Близнецы)
9. Назовите по-другому маму мамы. (Бабушка)
10. Про кого говорят: «Седьмая вода на киселе»? (Дальние родственники)
11. Назовите маму и папу одним словом. (Родители)
6.Деление на группы. Игра «Пазлы»
Воспитатель:
Для выполнения следующего задания нам необходимо разделиться на группы. У вас на столах находятся части разрезанных картинок, соберите из них целую и вы узнаете , кто в какой группе будет выполнять следующее задание. Чтобы вам было легче я вывешу на доску образцы готовых картинок. 7.Практическая работа «Распределение обязанностей в семье».
Работаете в группах. Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи. Наклеить словосочетания на ватман и ознакомить нас. Словосочетания (на полосках бумаги заранее заготовленные): мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, сходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.
(Воспитанники распределили обязанности среди родителей и детей. Одна из групп распределила обязанности так: старшие дети – мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, пылесосить в доме,сходить в магазин,заниматься с младшими детьми; младшие дети – вытирать пыль, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, выносить мусор; мать – стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, чинить одежду; отец – прибить что-нибудь, готовить в выходные дни. Другая группа распределила обязанности следующим образом: дети – мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, пылесосить в доме, вытирать пыль, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, выносить мусор; родители – сходить в магазин,заниматься с младшими детьми, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, чинить одежду, прибить что-нибудь. Только в одной группе в семью включили бабушку и дедушку, в их обязанности входило – мыть посуду, готовить обед, чинить одежду, заниматься с младшими детьми).
Каждая группа аргументирует свою работу.
1.Подведение итога воспитателем
Важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности. Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Ведь за каждым человеком признается право без принуждения и без вмешательства посторонних создать такой порядок в собственном доме, который он считает наилучшим для себя и своей семьи. Все понемногу – и тепло, и сыто, и уютно, и всем хорошо.
В семье мы получаем первые трудовые навыки, старшие поколения передают свой опыт младшим. Главное – желание и стремление каждого домочадца создать уют и благополучие.
3.Распределение обязанностей в семье.
-Как вы думаете, кто должен быть хозяином в доме и каковы его обязанности?
-Кто должен быть хозяйкой в семье? Каковы её обязанности?
4. Разделить всю домашнюю работумежду членами семьи
«Поварята». Установить последовательность варки макарон. (Работа по карточкам).
Задание: выбрать среди предложенных действий - правильные, и поставить в нужном порядке.
Вымыть, разрезать, поджарить, разломать, положить в кипящую воду, положить в холодную воду, положить соль, положить сахар, положить перец, положить томат, помешать, не мешать, обсушить, промывать, не промывать.
9. Разбор и анализ семейных ситуаций.
Пример№1. Дети пришли из школы. Они играют, читают книги, ждут, когда родители придут с работы. Ждут, когда мама разогреет пищу, накроет на стол.
Пример№2.Дети пришли со школы. Отдохнули, сделали уроки, навели порядок в квартире. К приходу родителей накрыли на стол, разогрели еду.
Вопрос: В каком из этих примеров дети поступили правильно? Объясните почему?
Вопрос: В каком случае дети являются потребителями? Объясните почему?
10. Конкурс для наших мальчиков, посмотрим как они справятся с женской обязанностью. Вам необходимо пришить пуговицу.
11. Испытание для девочек, забить гвоздь, какая группа это выполнит первыми.
Итак, подведем с вами итоги нашего занятия (победила дружба) а почему? потому что мы с вами тоже своего рода одна дружная семья, у каждого в классе есть свои обязанности. И вместе мы добиваемся с вами больших успехов.
Воспитатель:
Сегодня на занятии мы постарались определить круг обязанностей каждого члена семьи. В будущем вы создадите свои семьи и я хочу вам посоветовать: договаривайтесь, помогайте, окружайте друг друга вниманием и заботой, и тогда отношения в вашей семье будут наполнены пониманием и любовью.
Воспитатель:
- Что вам понравилось?
- Что вам не понравилось?
- Что на занятии запомнилось больше всего?
2.Рефлексия.
Контроль настроения: “Дерево чувств”.
Вернемся к “Дереву чувств”, с помощью листочков сообщите: как изменилось у вас настроение и эмоциональное состояние? (Воспитанники на кроне дерева перевешивают листочки).
- Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем. Лишь только в дружной семье все будет хорошо.
- Всем спасибо. Занятие закончено.
3.Распределение обязанностей в семье.
-Как вы думаете, кто должен быть хозяином в доме и каковы его обязанности?
-Кто должен быть хозяйкой в семье? Каковы её обязанности?
4. Разделить всю домашнюю работумежду членами семьи
«Поварята». Установить последовательность варки макарон. (Работа по карточкам).
Задание: выбрать среди предложенных действий - правильные, и поставить в нужном порядке.
Вымыть, разрезать, поджарить, разломать, положить в кипящую воду, положить в холодную воду, положить соль, положить сахар, положить перец, положить томат, помешать, не мешать, обсушить, промывать, не промывать.
9. Разбор и анализ семейных ситуаций.
Пример№1. Дети пришли из школы. Они играют, читают книги, ждут, когда родители придут с работы. Ждут, когда мама разогреет пищу, накроет на стол.
Пример№2.Дети пришли со школы. Отдохнули, сделали уроки, навели порядок в квартире. К приходу родителей накрыли на стол, разогрели еду.
Вопрос: В каком из этих примеров дети поступили правильно? Объясните почему?
Вопрос: В каком случае дети являются потребителями? Объясните почему?
10. Конкурс для наших мальчиков, посмотрим как они справятся с женской обязанностью. Вам необходимо пришить пуговицу.
11. Испытание для девочек, забить гвоздь, какая группа это выполнит первыми.
Итак, подведем с вами итоги нашего занятия (победила дружба) а почему? потому что мы с вами тоже своего рода одна дружная семья, у каждого в классе есть свои обязанности. И вместе мы добиваемся с вами больших успехов.
Пример№1.
Дети пришли из школы. Они играют, читают книги, ждут, когда родители придут с работы. Ждут, когда мама разогреет пищу, накроет на стол.
Пример№2.
Дети пришли со школы. Отдохнули, сделали уроки, навели порядок в квартире. К приходу родителей накрыли на стол, разогрели еду.
Вымыть, разрезать, поджарить, разломать, положить в кипящую воду, положить в холодную воду, положить соль, положить сахар, положить перец, положить томат, помешать, не мешать, обсушить, промывать, не промывать.
Разделить всю домашнюю работумежду членами семьи:
- Зарабатывает деньги
- Ходит на работу
- Шьет
- Гуляет с внуками
- Учит уроки
- Гладит
- Стирает
- Ремонтирует
- Смотрит телевизор
- Готовит ужин
- А готовит завтрак
- Ухаживает за домашними животными
- Поливает цветы
- Выбрасывает мусор
- Покупает продукты
- Моет посуду
- Расстилает и застилает постель
- Делает ремонт
- Ходит по магазинам
- Убирает игрушки
(Воспитанники распределили обязанности среди родителей и детей.
Одна из групп распределила обязанности так: старшие дети – мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, пылесосить в доме,сходить в магазин,заниматься с младшими детьми;
младшие дети – вытирать пыль, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, выносить мусор;