kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Умение решать ключевые задачи _ одно из условий формирования навыка решения составной задачи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье показано значениевыработки умения решения простых(ключевых) задач для успешного усвоения решения составных задач в коррекционной школе дл учащихся с нарушением интеллекта.

Просмотр содержимого документа
«Умение решать ключевые задачи _ одно из условий формирования навыка решения составной задачи»

УМЕНИЕ РЕШАТЬ КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ _ ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА РЕШЕНИЯ СОСТАВНОЙ ЗАДАЧИ

Решить задачу – это значит пережить приключение.

В. Произволов

Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!

Д. Пойя



Арифметические задачи в курсе математики в коррекционной школе VIII вида занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Это объясняется их большой коррекционно-воспитательной и образовательной ролью, которую они играют при обучении детей с ОВЗ.

Решение арифметических задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей.

При решении задач у детей с ОВЗ развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Велика роль решения задач в подготовке детей с ОВЗ к жизни, к их дальнейшей трудовой деятельности. Именно упражнения в решении и составлении задач помогают учащимся видеть в окружающей действительности такие факты и закономерности, которые используются в математике. Решение арифметических задач, как известно, является одним из са­мых сложных разделов программы по математике. От ребенка требуется осуществление довольно сложной аналитико-синтетической деятельности: с одной стороны он должен наглядно представить описанную в задаче жизнен­ную ситуацию, с другой – уметь отвлечься от конкретной ситуации и пере­вести ее в арифметический план, записав решение в виде примера. Умением решать арифметические задачи, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью овладевают с большим трудом. У данной категории учащихся навык решения тек­стовых арифметических задач формируется долго, при этом учащиеся испы­тывают ряд трудностей, поэтому обучение требует специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.



Причины ошибочных решений задач детей с ОВЗ кроются в первую очередь в особенностях мышления этих детей. Трудности в решении задач у детей с ОВЗ связаны с недостаточным пониманием предметно-действенной ситуации, отраженной в задаче, математических связях и отношений между числовыми данными, а также данными и искомыми.

Обучение детей в специальной (коррекционной) школе отличается своеобразием, поскольку требует предварительной и более длительной  под­готовки учеников к решению задач, изменения дозировки материала, боль­шей наглядности, использования дополнительных способов преподнесения материала и поиска методических приемов для облегчения  его усвоения.

Простые задачи в системе обучения математике играют чрезвычайно важную роль. С помощью решения простых задач формируется одно из центральных понятий начального курса математики – понятие об арифметических действиях и ряд других понятий. Умение решать простые задачи является подготовительной ступенью овладения учащимися умением решать составные задачи, так как решение составной задачи сводится к решению ряда простых задач. При решении простых задач происходит первое знакомство с задачей и её составными частями.

В связи с решением простых задач дети овладевают основными приемами работы над задачей.

На первом этапе знакомства детей с простой задачей перед учителем возникает одновременно несколько довольно сложных проблем:

1) Нужно, чтобы в сознание детей вошли и укрепились вторичные сигналы к определенным понятиям, связанным с задачей;

2) Выработать умение видеть в задаче данные числа и искомое число;

3) Научить выбирать действия и определять компоненты этих действий. Разрешение указанных проблем нельзя расположить в определенной последовательности. В занятиях с детьми довольно часто приходится добиваться результатов не одного за другим, а идти к достижению нескольких целей одновременно, постепенно развивая и расширяя достигнутые успехи в нескольких направлениях.

Задачи на уроке математики могут быть использо­ваны для самых разных целей:

- подготовки к введению новых понятий;

- ознакомления с новыми понятиями;

- показа области применения изу­чаемых понятий;

- углубления и расширения формируемых математиче­ских знаний и умений; - формирования вычислительных навыков;

- обучения методам и приемам решения задач на разных этапах обучения.

Прежде, чем приступить к знакомству с задачей и обучению реше­нию задач, необходимо сформулировать у учащихся целый комплекс умений.  

1) Слушать и понимать тексты различных структур.

2) Правильно представлять себе и моделировать ситуации, предлагаемые педагогом.

3) Правильно выбирать действие в соответствии с ситуацией.

4) Составлять математическое выражение в соответствии с выбранным действием.

5) Выполнять простые вычисления (как минимум, отсчитыванием и присчитыванием).

Эти умения являются ба­зовыми для подготовки ребенка к обучению решению задач. В коррекционной школе изучают виды простых задач:

1) Задачи, раскрывающие смыл арифметических действий (сложения, вычитания, умножения и деления).

2) Задачи, содержащие отношения «больше», «меньше», ( на, в , на, в

3) Задачи на нахождение скорости, времени, расстояния (простые).

4) Простые задачи на нахождение 1% и нескольких процентов от числа и нахождение числа по 1%.

5) Простые задачи на разностное и кратное сравнение.

6) Простые задачи на отношения: цена, количество, стоимость.

7) Простые задачи на нахождение P,S,V.

8) Задачи на нахождение неизвестных компонентов сложения, вычитания.

При обучении решению простых текстовых арифметических использую различную наглядность, дидактический материал. Стойкие затруднения у учащихся с интеллектуальным недоразвитием  вызывает решение арифметических  задач. Учитель должен особое внимание уделить этапу пропедевтики. Пропедевтике  изучения арифметических действий и задач разных видов служат упражнения на различение и выделение предметов и групп предметов. Задания целесообразно предлагать с постепенным усложнением: сначала использовать однородные предметы, затем однородные, но разного цвета, величины; потом разнородные предметы и, наконец, отвлеченные числа. Например, получению вывода о том, как узнать, на сколько единиц одно число больше или меньше другого, должна предшествовать длительная по времени работа с предметной наглядностью. Требуется рассмотреть много частных случаев, в которых повторяется наблюдаемая закономерность – из большего числа вычитается меньшее число. После такой подготовки ученики де­лают и запоминают нужный вывод, справляются с арифметическими зада­чами на разностное сравнение, которые изучают в 5 классе коррекционной школы.

В работе над задачей эффективны памятки для усвоения алгоритма решения задачи. Одним из эффективных и наглядных средств обучения решению текстовых задач является моделирование, которое способствует включению в учебный процесс всех учащихся класса.

Первое, что должны учащиеся твердо усвоить - это знать составные части задачи: условие, вопрос, решение, ответ. Чтобы ученики различали условие задачи и вопрос, реко­мендуется использовать известные методические приемы: выделение во­проса другим шрифтом, подчеркивание. А также, чтение задачи по частям (один ученик читает условие, другой вопрос задачи) и др. Важно, чтобы каждый учащийся понял, о чем идет речь в задаче, понимать каждое слово. В специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллекта широко применяется краткая запись задачи с по­мощью рисунка, схемы, чертежа. Это помогает уяснить структуру задачи, за­висимость между данными и искомыми величинами, затем выбрать арифметическое действие для решения задачи. Работа по обучению детей выполнять краткую запись задачи на ос­нове ее тщательного анализа проводится постепенно. Сначала в тексте задачи выделяются отдельные смысловые части, подчеркиваются наиболее важные слова и числа. Первоначально это делает учитель. При этом не рекоменду­ется сокращать слова, выражающие отношения между предметами. Для де­тей с умственной отсталостью  необходимо записывать задачу несколько подробнее, чем это при­нято, так, чтобы, глядя на запись, ученик мог самостоятельно рассказать за­дачу. И, наконец, сформулировать ответ на вопрос задачи. Учащиеся при разборе задачи учатся рассуждать, доказывать, аргументировать свои действия.

Эффективным приемом для норма­лизации учебной деятельности школьников с интеллектуальным недоразвитием является алгоритмиза­ция. Слабоуспевающие ученики часто не знают, в какой последовательности нужно работать над задачей. Для этого полезно приучать детей пользоваться памяткой.





Использование разнообразных приемов и методов работы будет спо­собствовать повышению эффективности обучения умению решать текстовые арифметические задачи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.

Главная цель учителя – научить каждого ученика самостоятельно решать арифметические задачи. У школьников с интеллектуальным недоразвитием  наблюдаются индивидуальные различия в овладении этим умением. Одни дети более успешно справляются с задачами какого-либо вида. Другим требуется увеличение числа подготовительных упражнений. Часть детей нуждается  в более подробном развертывании какого-либо этапа работы над задачей. Некоторым детям необходимо больше тренировочных упражнений для того, чтобы подвести их к нужному обобщению. Поэтому в процессе обучения следует применять дифференцированный подход к детям, использовать на уроках ИКТ. И еще одно условие: задачи необходимо решать на каждом уроке (устно или письменно). Овладение навыком решения простой (ключевой) задачи является одним из условий для успешного формирования навыка решения составной задачи. Смогу ли я сразу ответить на вопрос задачи?




Используемая литература


1. Белошистая А.В. Решение задач в 1- 2 классах четырехлетней начальной школы. Методическое пособие: М., 2001

2. Моро М.И., Пышкало А.И. Методика обучения математики в 1-3 классах, М:, Просвещение, 1978.

3.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида, М:, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

4. Царева С.Е. Виды работы с задачами на уроке математики. Начальная школа, 1990.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Земцова Валентина Яковлевна

Дата: 11.12.2018

Номер свидетельства: 490204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока математики на тему: "Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-uvielichieniie-i-umien-shieniie-v-nieskol-ko-raz"
    ["file_id"] => string(6) "125373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414958051"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС."
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_obshchieuchiebnykh_umienii_samoorghanizatsii_uchiebnoi_dieiatiel_n"
    ["file_id"] => string(6) "452551"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516900854"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_obshchieuchiebnykh_umienii_samoorghanizatsii_uchiebnoi_dieiatiel_1"
    ["file_id"] => string(6) "452557"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516901962"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Работа над методической темой "Формирование орфографических умений и навыков у младших школьников при изучении словарных слов""
    ["seo_title"] => string(124) "rabotanadmietodichieskoitiemoiformirovaniieorfoghrafichieskikhumieniiinavykovumladshikhshkolnikovpriizuchieniislovarnykhslov"
    ["file_id"] => string(6) "274414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452374632"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Работа над методической темой "Формирование орфографических умений и навыков у младших школьников при изучении словарных слов""
    ["seo_title"] => string(125) "rabotanadmietodichieskoitiemoiformirovaniieorfoghrafichieskikhumieniiinavykovumladshikhshkolnikovpriizuchieniislovarnykhslov1"
    ["file_id"] => string(6) "274415"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452374639"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства