Просмотр содержимого документа
«Циолковский Константин Эдуардович»
Тема:«165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского».
Невозможное сегодня станет возможным завтра».
К.Э. Циолковского.
Мечта – это наши мысли-желания, которые кажутся нам недоступными и невозможными, но на первый взгляд. Мечта – это сила, это смысл жизни, это интерес к жизни, это наш «мотиватор». Мечта – это самое ценное, что есть у человека, она наполняет его жизнь смыслом. Мечта – это идея, дающая нам возможность иметь представление о том, какую жизнь мы хотим себе построить. Мечта – это первый шаг к цели! Не будет мечты, не будет цели и не будет движения вперед на пути к своему счастью. Я думаю, для каждого есть свое определение – что такое мечта. Только мечты способны заставить человека совершить невозможное, это они зажигают в наших душах пламя надежды и веры в себя. Самые грандиозные открытия сделаны людьми, умеющими мечтать, все самые великие произведения искусства созданы великими мечтателями.
Учитель проводит викторину «Что? Где? Когда?
1.Когда и в какой стране был запущен первый искусственный спутник Земли? 4 октября 1957 г. в СССР. 16 июля 1969 г. в США. 12 апреля 1961 г. в СССР. 24 апреля 1970 г. в Китае. 2. Когда был осуществлён первый космический полёт с человеком на борту? Кто был первым космонавтом? 12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин. 20 июля, Нил Армстронг. 6 августа, Герман Степанович Титов. 18 марта, Алексей Архипович Леонов. 3. Как спят космонавты? Нужны ли космонавтам в полете постельные принадлежности?Не нужны, так как они спят в состоянии невесомости, пристёгнутыми к креслу. Нужны, так как они спят в криосне в специальной камере с кроватью 4. Кто считается отцом космонавтики? (Циолковский) 5. Как называли первый космический корабль? (Восток) 6. Кто был конструктором первого космического корабля?(Сергей Павлович Королёв) 7. К какому событию приурочено празднование международного Дня космонавтики? Первый полет человека в космос Первый полет космического корабля в космос. Первый полет на Луну. Вывод первого искусственного спутника Земли на орбиту . 8. В чём заключается разница между метеором и метеоритом? Метеоры – это явление сгорания космических частиц в воздухе. Метеорит – остаток метеорного тела на земле, не сгоревший в воздухе. Метеоры – небольшое небесное тело, обращающееся вокруг Солнца по орбите в виде конического сечения. Метеорит – тело космического происхождения, достигшее поверхности Земли. Метеоры – углубление, появившееся на поверхности небесного тела при падении тела меньшего размера. Метеорит – твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли.
9. Когда день равен ночи? 21 марта. 21 сентября.31 декабря. 31 октября. Спасибо вам за ваши ответы. Действительно, мы сегодня будем говорить о людях, которые мечтали о космосе. Это люди жили в разное время, занимали разное положение в обществе, у них были разные профессии. Их объединяла любовь к Родине и стремление постичь тайны природы! Предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент, связанный с этой темой. Демонстрация видео (дикторский текст)
Обычный весенний день 12 апреля 1961 года навсегда вошел в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток», пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным. Кто же помог осуществить мечту о космосе? Выдающийся русский ученый и изобретатель К.Э. Циолковский. Именно он разработал теорию межпланетных полётов, являясь основателем ракетостроения. Интересно, что в детстве после перенесенной скарлатины Циолковский почти полностью потерял слух, учился самостоятельно; экстерном сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику в Калуге. Научные труды Циолковского посвящены космическим ракетам и полётам в космос. Учёный предложил особое ракетное топливо, разработал модели ракет, предложил создавать орбитальные космические станции. Все свои силы Циолковский отдавал науке и почти все учительское жалование в 27 рублей тратил на научные опыты. Свои первые научные работы «Теория газов», «Механика животного организма», «Продолжительность лучеиспускания Солнца» он отправил в столицу. Ему предложили вступить в Русское физико-химическое общество. Главным проектом Циолковского в тот момент был дирижабль. Интерес к полетам над землей у Циолковского перерос в любовь к звездам, к далеким галактикам. В 1903 году Циолковский окончательно переключился на работы, связанные с освоением космоса.
В сентябре 1935 года Циолковский скончался, но за несколько месяцев до этого выступил на радио перед слушателями и выразил уверенность в том, что космические путешествия будут осуществлены и что многие радиослушатели будут свидетелями освоения космического пространства. … 4 октября 1957 года весь мир облетело сообщение: в Советском Союзе запущен первый искусственный спутник Земли. Эта дата стала началом космической эры. Именно об этом так долго мечтал К.Э. Циолковский! Учитель: Итак, какой, по-вашему, может быть тема сегодняшнего занятия? Ответы учеников Учитель: Верно. Сегодня мы постараемся понять, почему космические достижения так важны не только для нашей страны, но и во всем мире; какую роль в нашей жизни играют достижения знаменитых ученых и конструкторов, внесших неоценимый вклад в развитие науки и техники. Работа в группах. А сейчас мыпоближе познакомимся с героями освоения космоса Для этого каждая группа получает карточку с краткой историей одного из известных людей: К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин. Нужно прочитать свою историю и постараться ответить на вопросы к ней, а также выбрать того, кто будет представлять ответы группы всему классу. Ребята знакомятся с яркими биографиями, а представителям от каждой группы ответить на один из вопросов, который они обсуждали во время групповой работы – тот, который показался им наиболее важным и интересным. Беседа-дискуссия. Учитель предлагает продолжить разговор – уже в свободной форме – о мечте и героизме. Возможные вопросы для беседы: Как вы думаете, что движет человеком, совершающим такие поступки, которые совершали те герои, о которых мы только что говорили? Как мечта может побудить человека совершить героический поступок во имя науки и Родины? Героизм - это всегда преодоление себя? Нужно ли преодолевать себя на пути к мечте? Нужно ли ради мечты идти на риск, на жертвы? ЗАДАНИЕ № 2. «Портфель исследователя космоса» Какими качествами должен обладать исследователь космического пространства? Напишите те, которые, по вашему мнению, необходимы космонавту. Мужество, смелость, честность, образованность, патриотизм, любознательность, тренированность, скромность. А каких качеств не должно быть: Недоверчивость, себялюбие, зазнайство, болтливость, смешливость.
Итоговая рефлексия. - Наша наука за последнее столетие совершила немыслимый рывок вперед. То, что было мечтой для К.Э. Циолковского, стало для нас реальностью. Итак, давайте подведем итог нашего разговора о важном. (прием незаконченного тезиса. Я начну фразу, а кто-то из вас ее продолжит. Например: из рассказанных сегодня историй в моем сердце больше всего отозвалась... я думаю, что мечта - это в первую очередь... когда произносят слова «навстречу мечте», то я представляю себе... если бы мы захотели продолжить сегодняшний разговор, то я посвятил бы его…
Константин Эдуардович Циолковский Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии. Он рос непоседой: лазил по крышам домов и деревьям, прыгал с большой высоты. Зимой 1868 года заболел скарлатиной и из-за осложнений почти полностью оглох. Мальчик замкнулся и стал мастерить: он рисовал чертежи машин с крыльями и даже создал агрегат, который двигался за счет силы пара. Константин пытался учиться в обычной школе, но не преуспел. Через три года Циолковского отчислили за неуспеваемость. Ни в каком образовательном заведении он более не учился и остался самоучкой. В Москве он не стал поступать в Высшее техническое училище. Вместо этого он записался в единственную городскую бесплатную библиотеку — Чертковскую — и углубился в самостоятельное изучение наук. Позже Константин стал давать частные уроки. Он мастерил из бумаги многогранники, чтобы объяснять ученикам геометрию, часто объяснял предмет на опытах. О Циолковском пошла слава талантливого учителя-чудака. В 1878 году Циолковские вернулись в Рязань. Константин снял комнату и вновь засел за книги: изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. Спустя год он экстерном сдал экзамены в Первой гимназии и отправился преподавать арифметику и геометрию в город Боровск в Калужской губернии. Все свои силы Циолковский отдавал науке и почти все учительское жалование в 27 рублей тратил на научные опыты. Свои первые научные работы «Теория газов», «Механика животного организма» и «Продолжительность лучеиспускания Солнца» он отправил в столицу. Ему предложили вступить в Русское физико-химическое общество. На приглашение Циолковский не ответил: ему было нечем платить членские взносы. Главным проектом Циолковского в это время был дирижабльЦиолковский просил деятелей науки пожертвовать ему 300 рублей на постройку крупного металлического макета дирижабля, но материальную помощь ему так никто и не оказал. Интерес к полетам над землей у Циолковского угас — его заинтересовали звезды. В 1903 году Циолковский окончательно переключился на работы, связанные с освоением космоса.