«Труд как способ социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
«Труд как способ социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Выступление на ШМО классных руководителей по теме "Труд, как способ социализации детей с ограниченными возможностями здоровья". Об особенностях трудового обучения и воспитания в коррекционной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наиболее важное значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к практической общественно полезной деятельности имеет трудовое воспитание. Оно направленно на достижения детьми и подростками социального комфорта и равноправия в обществе. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что правильно организованное трудовое обучение – эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности учащихся коррекционной школы. В процессе трудовой деятельности по самообслуживанию, выполнению общественно полезных дел в школе у учащихся на практике воспитывается ответственность за выполняемую работу, бережливость, умение работать в коллективе. Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. При организации труда ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать ряд факторов. Фактор социализации: ребенок нуждается в том, чтобы ему создали условия, успешного преодоления трудностей социализации и подготовки к самостоятельной жизни. Труд как фактор, определяющий выбор ребенком профессии. Именно в процессе трудовой деятельности выявляются склонности и профессиональные способности ребенка. Формирование волевых качеств и навыков коммуникативной культуры, как фактор воспитания. При организации труда руководствоваться специальными программами трудового обучения, с учетом характера и степени нарушений основных функций организма ребенка. Выполняемый ребенком труд должен быть посильным и ни в коем случае принудительного характера.
Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса в ГКОУ «Перевозская школа-интернат». Цель данного направления подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в социуме. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей индивида. На протяжении моей работы в школе-интернате неоднократно передо мной становилась проблема, как осуществлять трудовое воспитание в условиях школы, где «семьи»-группы интерната носят разновозрастный характер. Таким образом, трудовое воспитание должно осуществляться с учётом перспектив развития каждого ребёнка и всей группы воспитанников, их индивидуальных, возрастных особенностей. Дети по окончанию школы должны успешно социализироваться, вливаясь в общество, должны не только зарабатывать себе на жизнь, но и выполнять различные социальные функции: создавать семью, растить детей, жить в соответствие с законами и правилами, регулирующими поведение человека в социуме. В своей работе трудовому воспитанию я отвожу существенную роль в решении коррекционных и воспитательных задач. Трудовое воспитание производится по следующим направлениям: труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
К моменту поступления в интернат, дети, как правило, беспомощны в самообслуживании, а также в выполнении простых трудовых поручений. В большинстве случаев это порождается неправильным воспитанием детей в семье, чрезмерной опекой со стороны родителей, нежелания долго ждать ребёнка, когда он справиться самостоятельно, например, одевая одежду или принимая пищу. Вместе с тем опыт показал, что таким детям доступно и посильно самообслуживание, простейшие виды ручного и хозяйственно-бытового труда (уборка игрового уголка, посуды со стола после принятия пищи, уход за растениями, различные формы дежурства). Так же, как и нормально развивающиеся дети, они способны принимать посильное участие в общественно полезном труде взрослых. При особой организации труд у детей с ограниченными возможностями здоровья может приобретать достаточно развитые формы, оказывая коррекционное влияние на их личностное развитие. В своей работе я стараюсь, чтобы элементарные трудовые навыки стали нормой: убрать свое рабочее место, почистить инвентарь и одежду. Учащиеся активно принимают участие в субботниках по благоустройству и уборки территории школы-интерната. Участвуют в таких акциях как «Чистый берег», операция «Цветущая клумба». Сельскохозяйственный труд способствует воспитанию таких качеств как трудолюбие, чувство долга и ответственности, умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь, умение планировать и организовывать свою работу.
При выработке у умственно отсталых детей трудовых навыков необходим наглядный показ и многократные повторения.
Так же в своей работе большое внимание уделяю знакомству учащихся с профессиями. Ознакомление с трудом взрослых связано с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Важно, чтобы система работы по трудовому обучению формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.
При трудовом обучении учащихся использую различные методы, такие как мотивация, одобрение, поощрение, благодарность.
Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда благотворно влияет на уровень развития детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.