Примерная специальная индивидуальная программа развития (СИПР) ребенка с ИН и ТМНР
Примерная специальная индивидуальная программа развития (СИПР) ребенка с ИН и ТМНР
Примерный вариант (скелет) оформления Специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для ребенка с интеллектуальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития (глубокая умственная отсталость, дцп.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Примерная специальная индивидуальная программа развития (СИПР) ребенка с ИН и ТМНР»
Пояснительная записка.
. Общие сведения о ребенке.
Фамилия, имя ребенка:
Возраст ребенка:
Место жительство:
Год обучения:
Ступень обучения:
Особые потребности:
1.2. Психолого-педагогическая характеристика.
Данная Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Положением «О специальной индивидуальной программе развития» ГКОУ «Вышневолоцкой школы – интерната № 1» № 40-1 от 26.10.2016.
Коллегиальное заключение ТПМПК города Тверь от 15.08.2016 г.
Год обучения пятый.
У (имя ребенка)сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжёлой степени.
Оценить степень вступления в контакт сложно, ребенок тревожно реагирует на голос взрослого, речевые и неречевые звуки. Можно отметить, что в последующем контакте, общение уже не носит формального характера. На лице (имя ребека) можно увидеть улыбку, услышать голосовую реакцию (слабый звук).
(Имя ребенка) часто находиться в менее или явно выраженном тревожном фоне. Прикосновения рук взрослого беспокоют ребенка, нужно время для положительного принятия поглаживания.
(имя ребенка) не может выразить свои желания. Его интуитивно понимают взрослые. По беспокойству или стону , можно понять , что ребенку некомфортно, ему больно…и т.д.
Можно отметить, что (имя ребенка) нравиться тихое, нежное повествование ласковых слов, называние его имени.
Деятельности у ребенка отсутствует, двигательные реакции невозможны. Внимание на занятии непродолжительно от 3 до 5 минут. Предметно-игровая деятельность скорее утомляет, чем стимулирует (игрушки, предметы).
Сенсорная сфера это одна из плодотворных платформ для общения с ребенком. Зрительно ориентировочные реакции истощены, кратковременны. Отсутствует слежение взглядом. Уверена, что узнает «дорогого» человека.
Слуховые ориентировочные реакции присутствуют, слышит, вздрагивает на звук, узнает ласковый голос.
Тактильное восприятие принимает. Есть положительная ответная реакция на поглаживание головы, кистей рук.
Внимание, память, мышление невозможно проанализировать.
У (имя ребенка) отсутствуют образовательные потребности, ему необходима только активизация эмоционально-положительного сенсомоторного потенциала в ситуации взаимодействия со знакомым взрослым.
По итогам учебного года за прошлый период рекомендуется выбор таких образовательных предметов из программы обучения, которые направлены на положительное общение и развивающий досуг.
Решением ПМПк ГКОУ (название школы)протокол №16 от 18.05.2020 г. рекомендовано включить в учебный план предметы , освоение которых максимально возможно и необходимы для полноценного развития ребёнка и отвечают возможностям ученика.
Образовательные предметы:
Музыка и движение – 7 занятий.
Коррекционные курсы:
Сенсорное развитие – 8 занятий.
Альтернативная коммуникация – 7 занятий.
В связи с тяжелым состоянием здоровья, (имя ребенка) рекомендуется сократить время занятия до 10 минут. Поэтому его уроки будут спаренными с другим ребенком, также находящемся в тяжелом состоянием.
Целью программы является поддержанием ребенка в положительно эмоциональном состоянии, возможностью общения доступным для ребенка.
Задачи: формирование мотивации общения доступным способом.
Доступное развитие физических возможностей.
Содержание программы составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2).
.
1.3 Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
9.00.-9.45.
9.00.-9.45.
9.00.-9.45.
9.00.-9.45.
9.00.-9.45.
11.30.-11.50.
11.15.-12.00.
11.15.-12.05.
11.15.-12.00.
12.30.12.50.
12.45.-14.05.
Время обучения
Время обучения
12.35.-12.55.
Время обучения
12.-35.-12.55.
Время обучения
Время обучения
Ребенок не способен к полноценной самостоятельной жизни, требуется эпизодическая и постоянная помощь взрослого.
II. Содержание образования в условиях организации и (или) семьи.
2.1 Индивидуальный учебный план и расписание занятий
Коррекционный курс. Предмет.
Кол-во инд. занятий
Кол-во подгрупп. занятий
Количество занятий в неделю.
Фамилия, имя педагога
Альтернативная коммуникация
-
7
7
Музыка и движение
-
7
7
Сенсорное развитие
-
8
8
Всего:
22
22
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
9.00.-9.20.
Альт. Коммун.
9.00.-9.20.
Альт. Коммун.
9.00.-9.20.
Альт. Коммун.
9.00.-9.20.
Альт. Коммун.
9.00.-9.20.
Альт. Коммун.
9.25.-9.45.
Сенсор. Разв.
9.25.-9.45.
Сенсор. Разв
11.15.-11.35.
Сенсор. Разв.
9.25.9.45.
Сенсор. Разв.
9.25.-9.45.
Музыка и движение
11.30.-11.50.
Альт. Коммун.
11.15.-11.35.
Альт. Коммун.
11.45.-12.05.
Музыка и движение
11.15.-11.35.
Сенсор. Разв.
11.10.-11.30.
Сенсор. Разв.
12.45.-13.05.
Музыка и движение
11.40.-12.00.
Сенсор. Разв.
12.35.-12.55.
Музыка и движение
11.40.-12.00.
Музыка и движение
12.30.-12.50.
Музыка и движение
12.20.-12.40.
Музыка и движение
С индивидуальным учебным планом и расписанием ознакомлен(а)_________
2.2 Базовые учебные действия.
У (имя ребенка) не сформированы базовые учебные действия, т.к. он находится в отделении милосердия и имеет тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП), вследствие которых он полностью зависим от посторонней помощи. Он самостоятельно не передвигается, является лежачим (запрещена вертикализация). Поэтому целесообразно все усилия направить на эмоциональный отклик ребёнка, на проявление ответной положительной реакции на обращённую речь, на прикосновения, на совместные действия с педагогом.
Цель:развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Основные задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
• направленность слухового внимания (на говорящего взрослого, на задание);
• умение выполнять инструкции педагога;
• использование по назначению учебных материалов;
• умение выполнять действия по инструкции.
3. Формирование умения выполнять задание:
• в течение определенного периода времени,
• от начала до конца,
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия)
Требования устанавливаются к результатам:
- личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.
Формирование базовых учебных действий.
Содержание
На нача
ло года
1 полугодие
2 полугодие
- готовность к обучению , к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом
- направленность взгляда:
на говорящего взрослого
- выполнение инструкций педагога:
«Посмотри на меня»
Средства мониторинга и оценки динамики обучения (условные обозначения).
Уровни освоения (выполнения) действий/операций
1. Пассивное участие / соучастие.
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)
-
2. Активное участие. Действие выполняется ребенком:
- со значительной помощью взрослого
дд
- с частичной помощью взрослого
д
- по последовательной инструкции (изображения или вербально)
ди
- по подражанию или по образцу
до
- самостоятельно с ошибками
сш
- самостоятельно
с
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
-
2. Не выявить наличие представлений
?
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
пп
- использования с косвенной подсказкой (изображение)
п
- самостоятельного использования
+
2.3 Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
«Альтернативная коммуникация».
Альтернативная коммуникация для (имя ребенка) включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов( произношение звука), а также на возможность социального общения.
Содержание программы составлено с учетом рекомендаций ТПМПК.
Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» строится с учетом возможности выбора доступных средств коммуникации. Применяется метод постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению. Обучение альтернативной коммуникации происходит в рамках функционального использования (для решения задач различного назначения).
Цель коррекционного курса развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной адекватной реакции на совместные действия (общение) со взрослым.
Основные задачи:
1. Направленность взгляда (на говорящего взрослого, );
2. Эмоциональный отклик ребёнка на обращённую речь, на тактильные прикосновения, на совместные действия с педагогом.
Программа коррекционного курса представлена следующими разделами:
- Установление контакта
- Коммуникация с использованием невербальных средств.
- Импрессивная речь.
Программа рассчитана на 208 занятий в год, 7 занятий в неделю.
I четверть -63 занятия,
II четверть -49 занятий,
III четверть -70 занятий,
IV четверть- 56 занятий.
Календарно тематическое планирование по коррекционному курсу
«Альтернативная коммуникация»
№
Тема:
Виды деятельности:
Количество занятий:
Дата:
Установление контакта
1-10
Установление контакта
Словесные игры, контактное прикосновение к голове, кистям рук.
Пение песен колыбельного мотива.
10
11-20
Привлечение внимания речью
10
21-30
Привлечение внимания жестами
Спокойные движения рук педагога
10
31-40
Привлечение внимания звучащими предметами
Показ различных игрушек с музыкальным содержанием
10
41-50
Побуждение к сосредоточению на предметах
Показ предметов, игрушек.
10
51-60
Стимулирование ответной реакции на обращенную речь
Вызывание вокализации звука
10
Коммуникация с использованием невербальных средств
61-70
Совместные действия с педагогом
Сопряженное действия с предметом и проговаривание педагогом
10
71-80
Тактильные прикосновения
Игровые ситуации
10
81-90
Фиксация внимания ребенка на тихой речи взрослого
Шепот , тихая речь взрослого
10
91-100
Вызывание потребности речевого подражания
Вызывание вокализации звука по подражанию
10
101-110
Рассматривание игрушек
Сосредоточить взгляд на конкретном предмете, лице человека, мишура, муз. Игрушка.
10
120-130
Рассматривание собеседника
10
131-140
Фиксирование внимания на предмете с различным содержанием.
10
141-150
Ответная реакция взглядом.
Эмоционально положительная реакция на тактильно прикосновение, речь .
10
151-160
Ответная реакция звуком.
Вокализация звуком на общение речью и прикосновениями
10
161-170
Вызывание потребности речевого подражания
Стимуляция желания общаться
10
Импрессивная речь
171-180
Слушание потешек с поглаживанием рук.
Разнообразие речевого общения
10
181-190
Слушание сказок с поглаживанием рук
10
191-200
Слушание колыбельных песенок
10
201-208
Слушание ласкового обращения.
8
Личностные и предметные планируемые результаты по коррекционному курсу
«Альтернативная коммуникация».
Личностные результаты:
- Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
- Формирование основ эмоционального реагирования.
- Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.
- Доброжелательная, эмоциональная отзывчивость.
Предметные результаты:
- Ощущения собственного тела.
- Принятие игры и игровых действий, эмоциональное реагирование, тактильные реакций.
- Понимание собственного имени.
Мониторинг и оценка динамики обучения.
№
Действия, представления:
Начало года:
Полугодие:
Конец года:
1
Сосредоточение внимания на некоторое время:
- на секунды
- на минуту
2
Ответная реакция на обращенную речь:
- движением тела.
- голосом
3
Принятие общения;
- эмоционально положительная реакция в поведении
-оживленность взгляда
-учащенность дыхания, сердцебиения.
- положительная двигательная реакция
4
Вслушивание в обращенную речь (попытки)
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение.
необходимость специального подбора учебного и дидактического материала.
В качестве средств для выполнения задач подобраны заводские игрушки, , интересные пособия, изготовленные своими руками, доступные ребенку музыкальные инструменты .
«Музыка и движение».
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для (имя ребенка). Музыка оказывает благотворительное влияние на все стороны его психического развития. Положительные эмоции, которые возникают в процессе слушания мелодий, песенок, воздействует на общее состояние всего организма ребёнка. Для уравновешивания деструктивных нервно-психических процессов подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом.
Предметом «Музыка и движение» можно помочь ребенку почувствовать чувство собственного достоинства.
Цель обучения – развитие эмоциональной отзывчивости.
Основными задачами обучения по предмету являются:
1.Формирование положительных эмоций.
2.Дать возможность ребенку подержать музыкальный инструмент, произвести сопряжено действия с инструментом.
Программа образовательного предмета представлена следующими разделами:
- Слушание
- действия с музыкальными инструментами с помощью педагога
- действия с телом ребенка под музыкальное сопровождение.
Программа рассчитана на 208 занятий в год, 7 занятий в неделю.
I четверть - 63 занятия,
II четверть - 49 занятий,
III четверть -70 занятий,
IV четверть- 56 занятий
Календарно тематическое планирование по предмету
«Музыка и движение»
№
Тема:
Виды деятельности:
Количество занятий:
Дата:
Слушание
1-10
Слушание музыкальных инструментов(предметов):
1-2
Погремушка
Слушание музыкальных инструментов, вкладывание в руку.
2
3-4
Металлафон
2
5-6
Бубен
2
7-8
Уголок
2
9-10
Погремушка, металлофон, бубен, уголок
2
11-20
Слушание детских песенок. Голос педагога.
Песенки из мультиков, колыбельные. Голос педагога.
10
21-30
Слушание детских песенок. Аудиозапись.
Песенки из мультиков, колыбельные. Аудиозапись.
10
31-40
Показ (слушание) музыкальной сказки
По возможности просмотр музыкальной сказки , фрагментами.
10
41-50
Показ (слушание) фрагмента «Балет» под спокойную музыку.
По возможности показать фрагмент балета.
10
действия с музыкальными инструментами с помощью педагога
51-60
Действия с погремушкой
Сопряженное тихое движение с погремушкой.
10
61-70
Побуждение к самостоятельному движению с погремушкой.
Помощь в движении пальчиками, кистью, руки.
10
действия с телом ребенка под музыкальное сопровождение.
71-80
Похлопывание по ладони рукой взрослого (хлопки в ладоши)
Имитация хлопков.
10
81-90
Похлопывание по ступням ладонями взрослого ( топанье ногами)
Имитация топота
10
91-100
Различные тактильные прикосновения по ритму и скорости музыки
Используются как игрушки-погремушки, так и музыкальные игрушки, аудиозаписи.
10
Слушание
101-110
Слушание музыкальных предметов(инструментов):
101-102
Погремушка
Слушание музыкальных инструментов, вкладывание в руку.
2
103-104
Металлафон
2
105-106
Бубен
2
107-108
Уголок
2
109-110
Погремушка, металлофон, бубен, уголок
2
111-120
Слушание детских песенок. Голос педагога.
Песенки из мультиков, колыбельные. Голос педагога.
10
121-130
Слушание детских песенок. Аудиозапись.
Песенки из мультиков, колыбельные. Аудиозапись.
10
131-140
Показ (слушание) музыкальной сказки
По возможности просмотр музыкальной сказки , фрагментами.
10
141-150
Показ (слушание) фрагмента «Балет» под спокойную музыку.
По возможности показать фрагмент балета.
10
Действия с музыкальными инструментами с помощью педагога
151-160
Действия с погремушкой
Сопряженное тихое движение с погремушкой.
10
161-170
Побуждение к самостоятельному движению с погремушкой.
Помощь в движении пальчиками, кистью, руки.
10
Действия с телом ребенка под музыкальное сопровождение.
171-180
Похлопывание по ладони рукой взрослого (хлопки в ладоши)
Имитация хлопков.
10
181-190
Похлопывание по ступням ладонями взрослого ( топанье ногами)
Имитация топота
10
191-200
Различные тактильные прикосновения по ритму и скорости музыки
Используются как игрушки-погремушки, так и музыкальные игрушки, аудиозаписи.
10
201-208
Сопряженные действия с музыкальными инструментами
Действия с инструментами, активизация мышечного ответа
8
Личностные и предметные планируемые результаты по предмету
«Музыка и движение».
Личностные результаты:
Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
Формирование основ эмоционального реагирования.
Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.
Доброжелательная, эмоциональная отзывчивость.
Предметные результаты:
Ощущения собственного тела.
Принятие игры и игровых действий, эмоциональное реагирование, тактильные реакций.
Адекватная реакция на музыкальные предметы, музыкальное сопровождение.
Мониторинг и оценка динамики обучения.
№
Деятельность,
Представления:
Начало года:
Полугодие:
Конец года:
1
Прислушивание к музыкальным исполнениям.
2
Положительная эмоциональная отзывчивость на музыкальное исполнение
3
Адекватная реакция на вкладывание музыкального предмета в ладонь
4
Адекватная реакция на движение с музыкальным предметом (сопряжено)
5
Положительная реакция на просмотр фрагментов музыкальных произведений
6
Положительная реакция на тактильные прикосновения(действия) под музыку.
7
Мышечное действие с вложенным предметом под музыкальное сопровождение
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение.
необходимость специального подбора учебного и дидактического материала.
В качестве средств для выполнения задач подобраны заводские игрушки, , интересные пособия, изготовленные своими руками, доступные ребенку музыкальные инструменты .
«Сенсорное развитие».
(Имя ребенка) имеет тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП), вследствие которых он полностью зависим от посторонней помощи. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью всех языковых средств и парезами органов речи. Мальчик самостоятельно не передвигается, является лежачим (запрещена вертикализация), ему необходима помощь взрослого во всем, поэтому в программе курса «Сенсорное развитие» приведены упражнения по стимуляции различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного), обоняния, осознания собственного тела.
Цель обучения: обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие слухового, зрительного, кинестетического восприятия, стимуляция голосовых реакций.
Основными задачами программы являются:
1.Развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия.
2. Развитие сенсорных ощущений.
Программа коррекционного курса содержит несколько разделов:
«Зрительное восприятии
«Слуховое восприятие»
«Кинестетическое восприятие»
Программа рассчитана на 272 занятия в год, 8 занятий в неделю.
I четверть - 72 занятия,
II четверть - 56 занятий,
III четверть -80 занятий,
IV четверть- 64 занятий
Календарно тематическое планирование по коррекционному курсу
«Сенсорное развитие».
№
Тема:
Виды деятельности:
Количество занятий:
Дата:
Зрительное восприятие
10-10
Посмотри на меня.
Фиксация взгляда на лице человека. Зрительная гимнастика.
10
11-20
Посмотри
(на уровне глаз)
Фиксация взгляда на неподвижном предмете- на уровне глаз. Зрительная гимнастика.
10
21-30
Посмотри
(выше уровня глаз)
Фиксация взгляда на неподвижном предмете- выше уровня глаз. Зрительная гимнастика.
10
31-40
Посмотри
(ниже уровня глаз)
Фиксация взгляда на неподвижном предмете- ниже уровня глаз. Зрительная гимнастика.
10
41-50
Посмотри
(справа)
Фиксация взгляда на неподвижном предмете-расположенном справа. Зрительная гимнастика.
10
51-60
Посмотри (слева)
Фиксация взгляда на неподвижном предмете- расположенном слева. Зрительная гимнастика.
10
61-70
Прослеживание за предметом (горизонталь)
Прослеживание взглядом за движущимся предметом по горизонтали. Зрительная гимнастика.
10
71-80
Прослеживание за предметом
(вертикаль)
Движение взглядом за предметом, движущимся по вертикали. Зрительная гимнастика.
10
81-90
Прослеживание за предметом (круг)
Движение взглядом за предметом, движущимся по кругу. Зрительная гимнастика.
10
91-100
Прослеживание за предметом (вперед-назад)
Движение взглядом за предметом, движущимся вперед-назад. Зрительная гимнастика.
10
Слуховое восприятие
10
101-110
Источник звука-справа
Локализация источника звука, расположенного на уровне уха справа
10
111-120
Источник звука - слева
Локализация источника звука, расположенного на уровне уха слева
10
121-130
Источник звука-плечо
Локализация источника звука, расположенного на уровне плеча
10
131--140
Эмоциональная или голосовая реакция на голос.
Реагирование на ласковые голосовые интонации голоса
10
Кинестетическое восприятие
10
141-150
Ощущение- «теплое»
Реакция на соприкосновения с материалами, различными по температуре
10
151-160
Развитие чувствительности на ладонях
реакция на соприкосновения с материалами, различными по фактуре
10
161-170
Развитие чувствительности от воды
реакция на взаимодействие с водой.
10
171-180
Развитие чувствительности от вибраций
Прикосновения вибрацией, исходящую от объектов.
10
181-190
Массаж стоп
Стимуляция стоп с помощью массажных мячиков.
10
191-200
Прикосновения руками по всему телу
Поглаживание частей тела с проговариванием потешек,
10
201-210
Прикосновения материалами
Поглаживание разными материалами
10
211-220
Развитие чувствительности ладони.
Вкладывание в руку предмета, сжимание, расслабление ладони.
Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: выставки, спортивно-развлекательные мероприятия, концерты, календарные праздники.
Задачи внеурочной деятельности:
- приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми.
- создание ситуаций для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- расширение интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности;
Название мероприятия
Планируемая деятельность ребенка в мероприятии
«1 сентября – День Знаний»
Присутствие на торжественной линейке. Посильное участие.
Праздник осени»
Посильное участие в празднике
« Международный день инвалида»
Присутствие на празднике, посильное
участие в соревнованиях.
«Новый год»
Изготовление украшений для ёлки, новогодней открытки; присутствие и участие на новогоднем празднике
«Праздник весны»
Праздник, изготовление открытки.
«Здравствуй лето»
Присутствие на празднике, посильное участие.
Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с годовым планом работы (название школы)и ГБУ (название ДДИ)
IV. Результативность прохождения СИПР.
4.1.Результативность.
Психолого-педагогическая характеристика на конец учебного года.