Просмотр содержимого документа
«Социализация детей с ОВЗ»
Социализация детей с ОВЗ.
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.
Проблема социализации ребенка с ОВЗ – одна из наиболее актуальных. Интеграция таких детей в общество не может происходить так же, как у нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом. Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Специфика нарушений процесса социализации обучающихся коррекционных образовательных учреждений обусловлена трудностями поведения, недоразвитием смысловой стороны речи обучающихся, низким уровнем коммуникативных навыков, особенностями самовосприятия и понимания личности других людей.
Успешное социальное развитие ребенка с умственной отсталостью в отличие от детей с нормальным интеллектом не может проходить стихийно и спонтанно, а требует специальной организации этого процесса в условиях образовательных учреждений. Практика специальной коррекционной школы показывает, что проблемы социальной адаптации детей данной категории, решаются трудно, хотя ее цели и задачи всегда являются приоритетными в коррекционно-воспитательной работе. Работа по социализации таких детей должна начинаться уже с дошкольного возраста.
Опыт показывает, насколько плохо ориентируются школьники с ОВЗ в жизненно важных вопросах - как пользоваться средствами связи, как устроиться на работу, как получить необходимое медицинское обследование, куда обращаться, как распределить бюджет и многое другое. Единственным университетом знаний для таких детей по вопросам социализации является школа. Если ребенок, развивающийся в норме в силу своих возможностей, мотивированных потребностей черпает эти знания не только в школе, семье, но и самостоятельно, перерабатывая поступающую информацию из окружающего мира, то дети с ОВЗ имея такой дефицит как недоразвитие познавательной деятельности, самостоятельно не могут получить необходимые знания для успешной социализации. Поэтому во многих случаях только в школе под влиянием учителя становится возможной коррекция недостатков в формировании личности детей с ОВЗ.
Работа воспитателя с такими детьми представляет чрезвычайную сложность. Основными задачами и критериями успешности работы должно быть не только и не столько овладение детьми общеобразовательными знаниями, сколько привитие им навыков самообслуживания, элементарной культуры поведения и общения, развитие моторики, речи, ручной умелости. На уроке необходимо организовать постоянную активную практическую деятельность детей, так как вербальное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном восприятии, является малоэффективным.
Все обучение в школе – интернате VIII вида должно строиться на основе предметно – практической деятельности детей, сопровождаемой речью, и направлено на выработку правильных представлений и практических умений. Так на уроках обучения грамоте носит сугубо практический характер. Его конечная цель заключается в том, чтобы научить детей писать свое имя, фамилию, домашний адрес, уметь подписать открытку, правильно составить заявление и т.п. Учащиеся должны быть способны прочесть несложный текст, понять его содержание и кратко передать смысл прочитанного, ответить на задаваемые вопросы. На уроках математики дети учатся выполнять вычислительные операции, решать простейшие задачи, в том числе и на вычисление процентов, что является актуальным в современном обществе. Учащиеся должны научиться работать с калькулятором, обращаться с деньгами различного достоинства и уметь грамотно распределять семейный бюджет. Все счетные операции и меры стоимости учащиеся закрепляют в дальнейшем на уроках СБО, трудового обучения и в своей повседневной жизни.
Таким образом, созданные в школе условия способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решению сопутствующих проблем - социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности детей с ОВЗ, позволяя ему после окончания школы выступить на рынке труда