kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Содержание работы по развитию диалогической речи детей с нарушениями слуха (практический материал)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен практический материал по развитию диалогической речи детей с нарушениями слуха на занятиях РСВ и ФП.

Просмотр содержимого документа
«Содержание работы по развитию диалогической речи детей с нарушениями слуха (практический материал)»

 Задачи и содержание работы по развитию диалогической речи детей

На первых порах обучения детей с общим недоразвитием речи основное внимание уделяется развитию навыков разго­ворной речи. Для этого используется система упражнений, цель которых - сформировать умения и навыки отвечать на вопросы, задавать их, слушать других. Разговорная речь, по определению Л. В. Щербы, состоит «из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов... ».

Учащиеся осваивают простейшие диалоги и вырабатыва­ют умение вести беседы в наглядной ситуации, на определен­ную тему. Для обучения простейшим диалогам используются дидактические игры, инсценировки. Ситуация, данная в на­чале игры, изменяется по ходу ее развития. Наглядно воспри­нимая эти изменения, дети легко установят их логическую последовательность, что послужит основой для словесного оформления игр в виде диалога. Весь речевой материал диа­лога дается учащимся на протяжении игры в образах речи учителя. По мере усвоения образцов вопросов и ответов дети перейдут к самостоятельному ведению диалога.

Кроме диалогов на основе инсценировок и игр используются их более сложные разновидности:

  • разговор по подобию;

  • продолжение начатого разговора;

  • беседа на основе ситуации (в ходе учебной работы);

  • диалог по словесной инструкции (когда намечается со­держание разговора). Диалог по картине или серии можно рассматривать как самостоятельный вид занятий. Требования к учащимся в отношении степени самостоятельности ведения диалога постепенно усложняются. Ученики подготовительно­го и первого классов обучаются умению вести диалог с помощью готовых образцов и опорных слов.

На начальном этапе работы над диалогом общение развер­тывается между учителем и учеником (учитель спрашивает, ученик отвечает). Затем дети задают поочередно друг другу вопросы. В начале проведения диалога о предмете, явлении, событии у детей выясняется запас сведений о них, чтобы опе­реться на них и сообщить новое, и ставятся вопросы, побуж­дающие детей к приобретению дополнительных сведений.

Учитель постоянно помогает детям преодолевать трудности языкового и логического характера. Обучая диалогу, он держит в поле зрения весь класс, побуждает детей задавать уточняющие вопросы, обращать внимание на ошибки, привлекает детей к их коллективному исправлению и т. п. Счита­ется, что построение первых диалогов определяется примерно таким кругом вопросов: кто? что делает? куда? откуда?, комукого? какой? сколько? почему? зачем? Начинать работу рекомендуется с очень коротких бесед, связанных с непосредственными восприятиями и впечатлениями детей:

Куда мы ходим?

Кого мы видим?

Ч то делал дворник?

Чем убирал снег?

Зачем посыпал дорожку песком?

Диалоги на темы учебных занятий включают следующие вопросы:

Какая сегодня погода?

Ктo дежурный?

Кого нет в классе? И т. п.

Начальные этапы развития навыков диалога требуют широкого использования игровых занятий. Например, играя в лото дети учатся задавать вопросы и отвечать на них:

- У кого собака?

- У меня собака.

Рекомендуется включать сравнения. Например, при описании внешнего вида домашних животных попутно сообщаются сведения о пользе этих животных, об их питании и т. п. Или: проведение экскурсий, которые дают возможность для речевого общения. В классе дети делятся впечатлениями и ведется обобщающая беседа.

Примерный материал и структура диалога могут рассматриваться лишь как основа начала для подражания, а затем как ориентир к речевой деятельности. Для этого внимание детей акцентируется на типичное построение диалогов о предмете, событии, по картине и т. п. Усвоение примерной структуры диалогов является необходимым условием овладения связной описательно-повествовательной речью. Работа над диалогом является как бы подготовкой к построению расска­зов. Элементы связного рассказывания вводятся постепенно (расскажи; объясни почему; объясни как и т. п.).

Например, беседа на тему «Книжный шкаф» проводится с целью выработки умения ставить вопрос и строить ответ в разговоре о предмете. Речевой материал в основном знаком детям. Специальное внимание уделяется вопросам типа: Из чего сделан? В процессе беседы расширяются и обобщаются сведения о предмете. Сначала учитель предлагает детям на­звать части шкафа. 3атем дети отвечают на вопросы учителя:

Что это?

Что ставят в книжный шкаф?

Какие части есть у шкафа?

Сколько полок в шкафу? и т. д.

Детям для ответов предлагаются слова для справок: из дере­ва, из стекла, деревянные, стеклянные. Желательно рассмот­реть не один шкаф, а разные виды и сравнить их. Этот момент используется учителем для побуждения детей к задаванию воп­росов: Узнайте друг у друга, какие шкафы есть дома. Появля­ется необходимость помочь детям построить фразы о том, где покупают шкафы, где их делают, сколько они стоят и т. п. В конце урока ученики могут рассказать все о шкафе.

Беседы проводятся о выходном дне, каникулах, об увиденном в кино, по телевидению, на прогулке, о случаях из жизни, о проведенном лете. Специальное внимание уделяется новому ре­чевому материалу. Важно, чтобы его использовали все ученики.

Диалоги по картинкам предшествуют составлению расска­зов, описаний устных и письменных. Большой интерес вызы­вает диалог по закрытой картине. Дети ставят вопросы учите­лю, затем учитель предлагает детям рассказать о том, как они представляют закрытую картину. Рисунки сравниваются с оригиналом. Устанавливается, что у некоторых детей ягоды красного цвета (а речь шла о чернике), вместо корзинки ­ведерко. Эти несоответствия обсуждаются коллективно.

Используются все ситуации, при которых потребность об­щения возникает естественным образом или создается учите­лем преднамеренно. Наряду с этим применяются тренировочные упражнения с элементами деятельности детей, которая стимулировала бы их к общению. Названным требованиям удовлетворяют следующие условия, в которых практически осуществляется работа по формированию разговорной речи: целенаправленная организация деятельности и подведение ее итогов; преднамеренное создание такой обстановки, в которой возникает потребность в общении; использование непредви­денно возникшей потребности в речевых средствах.

Игры, инсценировки, пантомимы, демонстрируемые действия, специальные тренировочные упражнения - вот те дидактические средства, которые могут быть эффективно использованы.

Весь материал первично предлагается лишь для понима­ния и только спустя некоторое время вводится в активное использование. Новые слова, обороты речи учитель использует в своей речи и предлагает читать с доски, таблиц, пластика (если ученики овладели грамотой). Они отраженно воспроизводят речевые обороты и применяют их по назначению. С помощью разных форм речи учитель создает наилучшие условия для восприятия и запоминания.

Работа над разговорной речью является частью учебных занятий: усваивая содержание программного материала на наглядной и словесной основах, дети продвигаются и в речевом развитии. В начальных классах сведения об окружающем мире учащиеся получают на уроках развития устной и письменной речи, чтения, в процессе наблюдения, экскурсий, бе­сед, внеклассных мероприятий, трудовой деятельности.

Рассмотрим пример, иллюстрирующий методику развития речи в связи с познавательной деятельностью, на материале темы «Овощи и фрукты». Ученики учатся различать овощи и фрукты по внешнему виду, вкусу, запаху, форме, величине, способу употребления. Дети усваивают названия овощей и фруктов (картофель, капуста, морковь, яблоко, груша, слива и др.) и признаков, свойственных им (сладкий, несладкий, кисло-сладкий, продолговатый, сырой, соленый и др.); действий, которые можно производить с этими овощами и фруктами (чистить, мыть, попробовать, резать, варить и др.). В связи с этой темой формируются родовые понятия «овощи», «фрукты», они соотносятся с видовыми названиями.

У учащихся развиваются навыки употребления в речи при­лагательных и сравнения сопоставляемых качеств (морковь продолговатая, помидор круглый, огурцы зеленые, морковь оранжевая; лимон кислый, апельсин сладкий). Попутно диф­ференцируются понятия «предмет», «действие предмета», «признак предмета». Дети усваивают согласование прилага­тельного с существительным, формы единственного и множе­ственного числа (огурец огурцы, помидор помидоры, крас­ный красные, зеленый зеленые и т. д.).

В плане овладения моделями высказываний разговорного типа могут быть использованы упражнения в выражении просьбы: Дайте, пожалуйста, посмотреть (попробовать, понюхать, потрогать). Можно посмотреть? Я хочу посмот­реть (узнать, увидеть, взять) и т. п. В конце дети должны обратиться друг к другу с поручениями, просьбами, вопроса­ми. Организуется диалог, в который включается вся изучен­ная лексика. Дети классифицируют предметы, составляют по образцам загадки об овощах и фруктах, рисуют, придумывают подписи к рисункам.

Развитие общения в процессе трудовой деятельности про­исходит на занятиях ручным трудом, по самообслуживанию, во время работы на участке, во время общественно полезного труда. Отрабатываются поручения, вопросы, ответы, просьбы, сообщения о выполненной работе и др. В обучении разговор­ной речи рекомендуется соблюдать определенную последова­тельность. Так, наиболее легкой для ребенка является речь, сопровождающая совершаемые им действия («Я склеиваю»), затем завершающая описание выполненной операции («Я наклеил»). Самой сложной является речь планирующая («Сна­чала я разрежу, потом склею, потом буду раскрашивать»). Целесообразно обращать внимание на такой важный факт: сопровождающая, завершающая и планирующая речь разли­чаются разной степенью сложности. Постепенный переход от ситуативной речи к контекстной является важнейшим мето­дическим требованием к построению речевой работы в специ­альной школе.

В обучении младших школьников разговорной речи широко используются игры. В них имитируется действительность, которая позволяет развивать на ее базе пассивную и активную речь. В игре дети испытывают большую потребность в речевых средствах. Так как игры строятся на естественном интересе детей к разным видам деятельности, то они являются ценными для формирования речевого общения.

Можно использовать ролевые, настольные, подвижные, спортивные игры. Например, игра «Угадай где» может прово­диться на разном материале и способствовать развитию навыков в построении вопросов и ответов о месте того или иного предмета.



Речевой материал игры «Угадай где»

Учитель:

  • Что будем делать?

  • В какую игру?

  • Кто будет водить?

(Вова, выйди из комнаты.)

  • Что спрятать?

  • Куда спрятать (положить)?

(Вова, войди в класс!)

  • Что спрятали?

  • Ищи!

  • Где лежит?

  • Ч то мы делаем?

  • Во что?

  • Кто водил?

  • Кто отгадал?

Дети:

  • Будем играть.

  • В игру «"Угадай где».

  • Я, Вова, ...

  • Мяч, палочку,

  • Под парту. В парту. Под шкаф.

  • Мяч (палочку)...

  • Я нашел. Я не могу найти.

  • Под партой. В шкафу...

  • Играем.

  • В игру «"Угадай где,).

  • Вова ...

  • Я... и т. д.

Аналогично может быть организована речевая деятельность на материале игр «Продуктовый магазин», «Аптека», «Что упало?», «Магазин», «Рынок», «Автобус» и др. Речевой материал каждой игры варьируется в зависимости от приобретенных ранее навыков. Ролевая игра «Продуктовый магазин» может быть проведена в классе во внеурочное время или на уроке развития речи.

Спрашивай и отвечай

(подготовка к игре, распределение ролей)

- В какую игру будем играть?

- Кто будет продавец (кассир)?

- Где будет касса?

- Где будет прилавок?

- Какие продукты будем продавать и покупать?

- Будем играть в магазин. В продуктовый магазин. - Я буду продавец (покупа­тель, мама).

- Там.

- Здесь.

- Печенье. Конфеты. Баран­ки и др.

Разговор «Дома»

,

- Что купить? Сколько?

- Дай, пожалуйста, деньги и сумку.

Разговор «в магазине»

- У вас есть конфеты (печенье)? - Сколько стоит?

- Получите... рублей. - Возьмите чек, сдачу.

- Дайте, пожалуйста, печенье. - Пожалуйста. Спасибо.

По ходу игры используются словосочетания числительных с существительными.

Спрашивай - отвечай (подведение итогов игры)

- Куда ходил? - В магазин.

- За чем? - За булочками.

- Сколько булочек купил? - Две.

- Сколько потратил? - ... рублей.

Речевой материал подбирается в соответствии со школь­ной программой по русскому языку.

Тренировочные упражнения, направленные на усвоение отдельных видов высказываний, можно рассматривать как дополнительный путь формирования навыков общения. Эти упражнения расширяют речевую практику детей, ускоряют процесс овладения отдельными видами высказываний, разви­вают навыки построения предложения.

Система упражнений предполагает обучение таким видам речи, как умение ставить вопросы, отвечать на них, делать сообщение, отчет и др. Например, чтобы научить детей активно употреблять в речи вопросы типа: где лежит? куда положил? откуда? (целесообразно отобрать слова, соответствующие темам «Учебные вещи», «Елочные украшения», «Посу­да», «Овощи», «Фрукты» и т.д.). Вопросы, включающие эти слова, сочетаются на уроке с практической деятельностью детей.

В упражнениях на классификацию предметов с постанов­кой вопроса:

  • материал должен быть актуальным для детей и отве­чать их жизненным потребностям и опыту;

  • приемы работы должны быть ориентированы на уровень речевого развития детей и этап работы;

  • должны использоваться разнообразные виды упражне­ний, соблюдаться последовательность в их подборе, создаваться условия для применения полученных навыков;

  • должны создаваться ситуации, побуждающие детей к самостоятельному высказыванию.

Организовать работу над умением ставить вопрос и отвечать, на него можно следующим образом. Например, дети за­дают классу такой же вопрос, который ставил и учитель. Вос­приятие образца, воспроизведение, понимание – единственно правильный путь обучения новому речевому материалу и на­чальный этап его усвоения. Образец речевого высказывания используется в работе над всеми типами высказываний. За­тем от простого повторения образца переходят к употреблению и других слов. Это следующий этап в образовании навыка построения фразы: Дайте, пожалуйста, карандаш, книгу, тетрадь, линейку. Дай книгу. Чья книга (тетрадь, линейка)? Предлагаются упражнения в выполнении поручений со словами: попроси, дай, возьми, принеси, спроси, узнай и т. д. Эти упражнения регулируют коллективную речевую деятельность и могут применяться для работы над развитием пони­мания поручений и для обучения построения просьб, вопросов, ответов, сообщений. Высказывания включаются в диалог (беседу). После усвоения этого материала идет работа над самостоятельным построением высказываний на основе ранее усвоенной модели. Эти упражнения уже соответствуют выс­шей ступени в овладении речевым материалом. Разнообразие условий применения моделей способствует уточнению и рас­ширению значения слов и всей фразы: открой шкаф, открой глаза, открой дверь, открой форточку, открой книгу.

Упражнения в построении ответов на вопросы - самый рас­пространенный вид работы. Образец вначале дается учителем, затем учащиеся переходят к самостоятельным высказываниям. Наряду с полными ответами следует учить и кратким ответам, особенно когда вопросы логически связаны и их несколько.

Упражнения в постановке вопросов предполагают создание ситуаций на уроке, когда ученик оказывается перед практичес­кой потребностью задать вопрос. Удобным приемом является незаконченное поручение. Например, разложить на столе не­сколько карандашей разного цвета или размера, дать поручение: «Вова, возьми карандаш ... садись и нарисуй дом». Ученик берет карандаш, но учитель говорит: «Не тот». Создана ситуа­ция. Ученик вынужден спросить: «Какой карандаш взять?»

Для закрепления разговорной речи используются упражне­ния на включение в беседу высказываний. Беседа может стро­иться на основе ситуации или на предыдущем опыте детей.

Все эти упражнения преследуют, естественно, и цель отра­ботки произношения фраз (ритма, темпа, ударения, интона­ции). Очень важно начать работать над интонацией с первых занятий. Обязательно показывать учащимся смысловую зна­чимость логического ударения, следить за речевым дыхани­ем, слитностью, произношением слов и словосочетаний. Отра­ботка этих навыков проходит путем показа образца и его нео­днократного воспроизведения в отраженной речи.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Свинина Ирина Николаевна

Дата: 30.03.2019

Номер свидетельства: 505342

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Адаптация неслышащего ребёнка к социальной реальности посредством развития диалогической речи"
    ["seo_title"] => string(102) "adaptatsiianieslyshashchieghoriebionkaksotsialnoiriealnostiposriedstvomrazvitiiadialoghichieskoiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "291609"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455147280"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства