Роль наглядности в обучении детей коррекционной школы.
Роль наглядности в обучении детей коррекционной школы.
Применение наглядности на уроке эффективное средство развития способностей учащихся.Целеноправленное и психологически обоснованное включение средств наглядности в уроки позволяет активизировать внимание учащихся, улучшить их восприятие и запоминание материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль наглядности в обучении детей коррекционной школы.»
Роль наглядности в обучении
детей коррекционной школы.
Выступление на заседании
МО учителей трудового обучения
Понятие метод можно определить как совокупность приемов деятельности учителя и учащихся. Среди приемов, используемых в процессе трудового обучения, есть универсальные, т. е. применяемые при обучении любому учебному предмету. Например, постановка вопросов (наводящих, проблемных, побуждающих и др.) может применяться в объяснении, беседе, при выполнении различных упражнений, при устном контроле. Такое же универсальное значение имеют приемы повторения, сравнения, выделения главного, существенного в изучаемом материале. Вместе с тем в профессионально-трудовом обучении в целом, также в обучении тому или иному виду труда могут применяться специфические методические приемы. Различие трудового обучения в коррекционной и массовой школах состоит не столько в самих методах, сколько в особенностях применения, что определяется сниженными учебными возможностями обучающихся. Например, умение планировать предстоящую работу на уроках труда формируется у умственно отсталых детей очень медленно. Для развития этого умения используются такие приемы работы с технологическими картами, когда планирование будущих трудовых действий и операций превращается во внешний зрительно контролируемый процесс. При этом появляется возможность оказания дифференцированной помощи обучающимся в зависимости от характера их затруднений. Известно, что по способам передачи и соответственно — восприятия учебного материала методы обучения разделяют на следующие группы: 1. Методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы). 2. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы). 3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного кинестетического восприятия (практические методы). Из словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение и беседы, иногда применяется рассказ учителя. Словесные методы в трудовом обучении в чистом виде применяются редко, обычно они сочетаются с наглядными и практическими. Речь учителя в беседах, объяснениях и рассказе должна быть продуманной, четкой, предельно ясной, объем учебного материала — небольшим, сложность — оптимальной для данной группы обучающихся. Объяснение. Объяснение — это краткое доказательное изложение учебного материала. Учителю приходится постоянно помнить, что внимание обучающихся надо стимулировать. Объяснение в большинстве случаев сочетается с показом учителем трудовых действий, с демонстрацией различных наглядных пособий, с пробными действиями обучающихся. Учитель обращается с вопросами к воспитанникам, просит повторить приведенные им доказательства. Объяснение, а также показ действий с одновременным объяснением иногда следует повторить. Рассказ. Рассказ — это повествовательное изложение учебного материала. Для него характерны образность, эмоциональность, стройность. Учитель выбирает наиболее выигрышный для данного материала способ изложения. Побуждая к активной мыслительной деятельности, учитель сопоставляет явления, предлагая искать различия и сходство между ними. Таким образом рассказ сочетается с другими словесными методами — объяснением и беседой, а также наглядными и практическими методами. Беседа. Беседа — это совместное обсуждение учебного материала учителем с обучающимися. В беседе обучающимся отводится более активная роль, чем при рассказе, поэтому как метод обучения она наиболее применяема на уроках труда в коррекционной школе. От постановки вопросов, зависит очень многое. Если вопросы ставятся так, что можно ограничиться ответами «да» или «нет», беседы не получится. Проводя беседы систематически, учитель приучает школьников к свободному, достаточно аргументированному высказыванию своих мыслей по обсуждаемым вопросам. Наглядные методы. К наглядным методам обучения относятся учебная демонстрация, опыты, наблюдения. В коррекционной школе учебная демонстрация обязательно сочетается со словесными методами. На уроках трудового обучения демонстрируются различные средства наглядности: натуральные образцы объектов труда и их изображения, инструменты, станки, машины их изображения, различные инструкционные карты, модели, приборы, а также учебные фильмы. Наглядные пособия, выпускаемые для других типов учебных заведений, должны быть приспособлены к особенностям восприятия и мышления умственно отсталых школьников. Прежде необходимо указать на такую особенность применения наглядных пособий, как строгая приуроченность демонстрации к определенному этапу занятий. Для одного урока по труду обычно требуется много разнообразной наглядности. Учитывая повышенную отвлекаемость умственно отсталых обучающихся, на каждом этапе урока учитель демонстрирует только те наглядные пособия, которые необходимы для проработки данного учебного материала. Пособия, с которыми работа закончена и которые не потребуются на последующих этапах урока, убираются. Работа с наглядными пособиями носит активный характер. Обучающиеся не только рассматривают демонстрируемую наглядность, но и активно действуют с ней. Активные действия обучающихся нужно организовать не только с такими наглядными пособиями, которые можно разобрать, разложить, составить (разборные модели, подвижные технологические карты, различный раздаточный материал), но и с плакатами, таблицами. При изучении таких свойств материалов, которые нельзя выявить только путем внешнего осмотра образцов, применяют демонстрацию опытов. Опыт ставится таким образом, чтобы изменения, происходящие с материалами при различных воздействиях на них, были хорошо заметны. Ход опыта и результаты, полученные учениками, обсуждают все вместе. В трудовом обучении широко применяется инструктаж, который представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем и т.д. Особенность инструктажа в коррекционной школе состоит в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием последовательности действий и объяснением структуры приема. Показ новых операций и приемов проводится несколько раз. Вначале учитель показывает операцию в рабочем темпе, чтобы у учащихся сформировался правильный образ действий, а затем он замедляет показ и сопровождает свои действия объяснением. В процессе инструктажа организуются индивидуальные пробные упражнения или тот иной прием с последующим объяснением. К основным средствам наглядности относится натуральный образец он служит необходимым средством наглядности. От его качества во многом зависит развитие способностей обучающихся изготавливать изделия, обладающие товарными свойствами. Кроме того, в качестве наглядности используются образцы выполнения отдельных операций, соединений деталей или отдельных деталей целого изделия. Значительное место в обучении занимает изобразительная деятельность. Это учебные плакаты, чертежи, рисунки на доске, иллюстрации учебников, фотографии, экранные изображения. В связи с различными нарушениями восприятия у умственно отсталых обучающихся к данному виду наглядности предъявляются повышенные требования. Изображения должны быть чёткими, красочными, целенаправленно отражать предметы и их свойства. Среди всего перечня учебных задач, решаемых с помощью изобразительной наглядности, особое место занимает использование схематических изображений. Их применение позволяет развивать качества, которые труднее всего поддаются формированию – это способность к абстракции и обобщению. Психологические исследования показывают, что применение схем обеспечивает активную организацию прошлого опыта и создаёт условия не только для более быстрого запоминания, но и для более успешного воспроизведения. Неуклонный рост механизации производства ставит перед трудовым обучением задачу повышения технической грамотности воспитанников. Это повышает уровень мобильности молодых рабочих на рынке труда. Для ее решения используются экскурсии на производство, но главным методом обучения служит продуктивное изучение техники в школьных мастерских.
Трудности которые испытывают обучающиеся коррекционных школ при усвоении технико-технологических знаний, хорошо известны. Одна из главных причин этого состоит в их недостаточном умении организовывать свою умственную деятельность. Применение наглядности служит эффективным средством развития способности к саморегуляции. Целенаправленное и психологически обоснованное включение средств наглядности в структуру урока позволяет активизировать внимание обучающихся, существенно улучшить их восприятие и запоминание учебного материала.
Список использованной литературы:
1. Кулешова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта: Методическое пособие. - М., 2006. (Коррекционная педагогика).
2. Научно – методический журнал «Дефектология» №3, 2004г. Российская Академия образования, Издательский дом «Школа – Пресс 1». Г.В.Васенков «Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта».
3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец.№2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин и др.; Под ред. Баранова, В.А. Сластенина.- 2-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1986.
4. Ушинский К.Д. О наглядном обучении.- Избр. пед. соч., т. 11.М.,1954.