Рекомендации для педагогов, обучающих детей с ДЦП.
Рекомендации для педагогов, обучающих детей с ДЦП.
Рекомендации из опыта работы помогут начинающему педагогу спланировать и организовать обучение на дому ребенка с детским церебральным параличом, с глубокой умственной отсталостью: с чего начать, какие могут быть направления коррекционной работы, возможные технические средства реабилитации, необходимые стимулы различной модальности и как помочь семье обучающегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для педагогов, обучающих детей с ДЦП.»
Рекомендации для педагогов, обучающих индивидуально на дому детей
с детским церебральным параличом,
имеющих глубокую умственную отсталость.
Составитель: учитель С.О.Авдюкова.
Дети с детским церебральным параличом (ДЦП), имеющие глубокую умственную отсталость, вследствие сочетания недостатков двигательной сферы и познавательной деятельности нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Работа начинается с разработки программы, в соответствии с уровнем развития ребенка. Для этого, на начальном этапе обучения, необходимо изучить возможности ребенка, уточнить уровень его психического развития. При определении содержания обучения для детей с ДЦП учитываются как общие задачи образования и воспитания, так и специальные коррекционные. Как правило, эти дети находятся на 1 этапе доречевого развития и характеризуются отсутствием ориентировочных реакций на зрительные и слуховые раздражители. Голосовая активность отсутствует, функция рук не развивается. Нарушен тонус мышц языка, губ; функции сосания, глотания.
Основные направления коррекционной работы могут быть следующими:
Развитие «комплекса оживления» с включением голосового компонента.
Стимуляция голосовых реакций.
Развитие слухового и зрительного сосредоточения.
Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (пассивная артикуляционная гимнастика, логопедический массаж).
Выбор позы для занятий.
Нормализация положения кисти пальцев рук.
Использование «рефлекс-запрещающей позиции», при которой патологические тонические рефлексы проявляются минимально или не проявляются вовсе.
Технические средства реабилитации существенно облегчают жизнь ребенка с ДЦП, они должны быть абсолютно безопасны и просты в обращении.
Учитель постоянно следит за осанкой ребенка, правильным положением конечностей. При возникновении нежелательных патологических двигательных реакций взрослый способствует их преодолению путем пассивно-активных вмешательств. Каждую встречу желательно начинать с пассивной гимнастики, которая способствует выработке кинестетических и зрительных ощущений схемы движения, тормозит содружественные реакции, предупреждает развитие контрактур и деформаций, стимулирует выработку изолированных движений. Пассивные движения следует повторять многократно, фиксируя внимание ребенка на их выполнении.
Как только ребенок научится выполнять хотя бы часть движений, нужно переходить к пассивно-активной гимнастике.
Пассивные упражнения кистей и пальцев рук:
Поглаживающие, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию.
Похлопывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев.
Поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя).
Похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности.
Вращение пальцев, отдельно каждого.
Круговые повороты кисти.
Отведение-приведение кисти вправо-влево.
Поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху).
Массаж с использованием различных массажеров.
Противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев). Используют упражнения: сдавливание мягких игрушек большим и указательным пальцами, раздвигание ножниц, рукопожатие, игры с куклами, одевающимися на пальцы.
Противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.
Также, формируют функцию хватания, разжимания кисти, перекладывания предмета из одной руки в другую. Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание пальцем на пластилиновые шарики, рисование пальчиковыми красками.
На всех уроках необходимо использовать стимулы различной модальности – зрительной, слуховой, тактильной и использовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее, укрепляющее, расслабляющее, успокаивающее. Таким образом, решаются разные задачи:
- формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительно-моторной координации.
- формирование представлений о цвете, форме и величине (используются разноцветные стаканчики, подушечки, мячики, тарелочки, коробочки и т.д).
- развитие тактильной чувствительности (вкладывание предметов в ладони ребенка).
Уроки проводятся в игровой форме. Особенности развития мышления у детей с умственной отсталостью, делают необходимым применение разнообразного наглядного материала. На уроках обучения грамоте применяют приемы, исключающие необходимость письма, - используются разрезная азбука, схемы и модели слов, таблицы.
Эффективность работы учителя с ребенком, имеющим поражение опорно-двигательного аппарата, находится в тесной зависимости от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой помощи семья нуждается постоянно, так как по мере взросления ребенка, ситуация непрерывно усложняется. Необходимо помочь семье проанализировать, каковы возможные источники поддержки, нематериальные проблемы – дефицит общения семьи, эмоциональные переживания, организация досуга. Далее помочь выработать правильное отношение к реакциям окружающих на внешние проявления двигательного и речевого дефекта у ребенка с детским церебральным параличом.