Речь как фактор социализации неслышащих школьников
Речь как фактор социализации неслышащих школьников
Речь играет важную роль для человека в плане человеческого общения, социализации. Неслышащие дети с детства испытывают большие трудности в общении со слышащими людьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Речь как фактор социализации неслышащих школьников»
Общение играет огромную роль в становлении и развитии личности, являясь одним из главных факторов психологического развития ребенка. С помощью общения происходит обмен способами, навыками, умениями, результатами деятельности, воплощенными в материальных и духовных ценностях, расширяется индивидуальный опыт человека. Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов поведения человека, побуждающих его к совместной практической деятельности.
Понимая значимость устной речи, сурдопедагоги стремились сформулировать у детей с нарушениями слуха «словесную речь не только в письменном, пальцевом виде, но обязательно в виде устного словаря».
К настоящему времени в отечественной сурдопедагогике сложилась целостная система формирования устной речи как одного и факторов полноценного развития личности глухих детей, наиболее полной их адаптации в обществе (Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина, И.Г.Багрова, В.И.Бельтюков, К.А.Волкова, С.А.Зыков, Т.С.Зыкова, Е.П.Кузьмичева, Э.И.Леонгард, Л.П.Носкова, Т.В.Пелымская, Н.И.Щелгунова, Н.Д.Шматко, Е.З.Яхнина и др.).
Достаточно свободное владение выпускниками специальных школ устной коммуникаций способствует более свободному выбору профессии или учебного заведения для профессионального обучения, включая вузы, а также трудоустройству и профессиональной карьере, достижению определенного социального статуса. В то же время существенно ограничение возможности у части глухих в устном общении со слышащими затрудняет реализацию их прав и социальную адаптацию. Развитие сурдопедагогики как науки и практики, технический прогресс создают условия для совершенствования системы обучения глухих детей устной речи.
Обучение устной речи глухих школьников базируется на создании единой системы слухозрительно-кинестетических связей в условиях интенсивной работы по развитию речевого слуха. Это, в свою очередь, содействует развитию у них слухозрительного восприятия устной речи (с помощью слухового аппарата), формированию более внятной и естественной речи, что важно для активизации устной коммуникации глухих со слышащими.
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативных функций языка, так как именно в ней сообщение оформляется в непрерывное взаимное общение.
Формирование у глухих устной речи и диалога, как одной из ее форм, в первоначальный период обучения в специальной школе направлено на достижение ими уровня слухозрительного восприятия речи (с помощью слухового аппарата) и произношения, обеспечивающего общение прежде всего с постоянными речевыми партнерами (педагогами, родителями, слышащими родственниками, знакомыми взрослыми и сверстниками), а также развитие умения вступать в устное общение со слышащими. Дети учатся устанавливать контакт со взрослыми и детьми, пользуясь усвоенными речевыми образцами в знакомых и незнакомых ситуациях, адекватно действовать в соответствии с устными просьбами собеседника, отвечать на вопрос, сообщать о своем желании, действии, уточнять недостаточно хорошо воспринятое.
Диалогическая речь широко используется в процессе обучения восприятию и воспроизведению речи, активизируя устную коммуникацию учащихся. Это содействует закреплению сформированных навыков, развитию желания и умения общаться на основе устной речи.
Задачи учителя при развитии диалогической речи.
Исследования многих авторов показывают, с какими большими трудностями встречаются дети, обучаясь языку, и как глухие дети овладевают словарным составом, каково своеобразие усвоения ими грамматического строя языка, как происходит овладение навыками произношения. Но мало говорится о том, как овладевают дети языком для общения, какие трудности встречаются на этом пути, что необходимо предпринять для эффективности этого процесса.
По определению С.А.Зыкова «непосредственное общение особенно на самых первых слогах его становления, характеризуется использованием диалогической речи». Следовательно, диалогическая речь глухих учащихся должна формироваться в условиях непосредственного словесного общения, которое у них предельно ограничено.
Программа по формированию произносительной стороны речи и развитию речевого слуха в средних и старших классах предусматривает большой объем текстов-диалогов по различным темам.
Работая в этом направлении в течении нескольких лет, я выделила основные трудности у глухих школьников при овладении диалогом:
- отсутствие умения правильно строить предложения;
- нарушение грамматического строя речи;
- неадекватное употребление слов его значению;
- нарушение связи слов в предложении.
Нарушение или затруднение в процессе воспроизведения и восприятия речевых высказываний с одним или несколькими участниками диалога ведет к невозможности деятельности общения.
Таким образом, одной из основных задач обучения диалогической речи глухих детей является достижение детьми достаточно внятной речи, как условие общения в обществе слышащих. Исходя из закономерностей слухового восприятия речи, протекающего как синтетический процесс распознавания предметно значимых единиц сообщения, центральное место в обучении глухих детей устной речи занимает отработка произношения слов, словосочетаний и фраз. Следующей задачей учителя при обучении диалогу является развитие умений и навыков восприятия значимых единиц речи, каковыми являются слово, словосочетание и фраза.
Обучение диалогической речи глухих детей в школе происходит прежде всего на уроках развития речи, где на основе овладения типичными формами диалогического стимулирования и реагирования, у учащихся формируется умение участвовать в словесной коммуникации. В связи с этим задача учителя индивидуальной работы в том, чтобы развивать и закреплять у учащихся умение вызвать речевую реакцию собеседника, получить нужную информацию, реагировать на высказывания, давать утвердительный или отрицательный ответ, задавать вопросы и отвечать на них, быть инициатором разговора, поддерживать и доводить его до конца.