Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой активности детей с ОВЗ»
Развитие творческой активности детей с ОВЗ.
Заместитель директора по УВР
Миронова С.М.
г.Златоуст
Борис Пастернак сказал:
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Печально, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
И надо жить без самозванства –
Жить так, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
Как метко. Мне кажется, в каждой строчке написана судьба учителя.
От того доброго, что дает педагог детям, добро рождается в них самих. Он заряжает их энергией, отдавая частицу себя.
Тогда возникает вопрос: что такое творческая личность, как ее можно воспитать. Что нужно преподавать? Как нужно преподавать? Как оценивать? Во-первых, создать условия для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей каждого ученика, развития его неповторимой индивидуальности. Во-вторых, научить нетрадиционно подходить к решению поставленной проблемы. В-третьих, что, пожалуй, является самым главным, зажечь в глазах детей огонек желания творить, мыслить, делать добро.
Многие педагоги используют в своей работе такую форму, как проектная деятельность. Она в полной мере способствует реализации творческого потенциала, индивидуальных способностей и педагога, и ученика. Уроки-проекты привели к тому, что дети учатся самостоятельно добывать знания, сочиняют стихи и частушки, рисуют, делают коллажи, пишут сценарии, создают костюмы…
Пример, изучаем тему « Ручные работы», на этапе актуализация опорных знаний выясняется, что одна из учениц была в музее и была поражена изделиями, изготовленными вручную. Особенно красочно описывала девочка костюмы, в которые были одеты артисты . Но ведь, ни Боги горшки обжигают. Следующая задача – убедить детей в том, что все возможно. И как результат – дети написали сценарий вертепа, срежессировали рождественское представление, изготовили костюмы и поздравили горожан. Получили массу впечатлений и как поощрение – сладости.
А если учитель занимается исследовательской деятельностью, то можно приобщать к этому и своих учеников. А потом, на занятиях обмениваться результатами своих исследований.
Формы и методы проведения творческой деятельности, а также время каждый учитель выбирает для себя сам. Здесь нельзя издать указ, четко регламентировать деятельность. Одно можно сказать точно, чтобы творчество не превратилось в продукт производства необходимо поощрение как учителю, так и учащимся. Поэтому необходимо устраивать выставки творческих работ, конференции, защиты проектов. Результаты своей работы – рисунки, доклады, стихи, грамоты и благодарности – можно накапливать в портфолио. Ребята тем самым готовятся к будущей жизни, а учителя повышают свою квалификационную категорию.
Работа «от творчества учителя – к творчеству ученика» достигает своей цели в том случае, если участники этого тендема видят результаты своего труда и чувствуют позитивное отношение к себе.
Каждый родитель и каждый педагог должен быть именно тем, кто «пробуждает» душу и сердце ребенка.
Все мы знаем что, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.
Строя воспитательное пространство, администрация и педагогический коллектив нашей школы стремятся создать школу содружества детей и взрослых, связанных единой целью и интересной деятельностью. Так возникла идея и о новой модели открытой специальной (коррекционной) школы, развивающей, обогащающей детскую жизнь с более эффективным способом включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальные социальные отношения. Эта идея успешно реализуется на практике.
Наш опыт подтверждает важность включения ребенка с ОВЗ в творческую деятельность, это способствует социализации и реализации личности. Важно использовать разнообразные формы включения детей с особенностями в творческую деятельность, создавать площадки для творческой реализации и детей.
Многие педагоги используют в своей работе такую форму, как проектная деятельность. Она в полной мере способствует реализации творческого потенциала, индивидуальных способностей и педагога, и ученика. Уроки-проекты привели к тому, что дети учатся самостоятельно добывать знания, сочиняют стихи и частушки, рисуют, делают коллажи, пишут сценарии, создают костюмы…
Пример, изучаем тему « Ручные работы», на этапе актуализация опорных знаний выясняется, что одна из учениц была в музее и была поражена изделиями, изготовленными вручную. Особенно красочно описывала девочка костюмы, в которые были одеты артисты. Но ведь, ни Боги горшки обжигают. Следующая задача – убедить детей в том, что все возможно. И как результат – дети написали сценарий вертепа, срежессировали рождественское представление, изготовили костюмы и поздравили горожан. Получили массу впечатлений и как поощрение – сладости.
А если учитель занимается исследовательской деятельностью, то можно приобщать к этому и своих учеников. А потом, на занятиях обмениваться результатами своих исследований.
Формы и методы проведения творческой деятельности, а также время каждый учитель выбирает для себя сам. Здесь нельзя издать указ, четко регламентировать деятельность. Одно можно сказать точно, чтобы творчество не превратилось в продукт производства необходимо поощрение как учителю, так и учащимся. Поэтому необходимо устраивать выставки творческих работ, конференции, защиты проектов. Результаты своей работы – рисунки, доклады, стихи, грамоты и благодарности – можно накапливать в портфолио. Ребята тем самым готовятся к будущей жизни, а учителя повышают свою квалификационную категорию.
Работа «от творчества учителя – к творчеству ученика» достигает своей цели в том случае, если участники этого тендема видят результаты своего труда и чувствуют позитивное отношение к себе.
На протяжении нескольких лет учащиеся нашей школы занимаются проектной деятельностью, участвуют в городских, областных конкурсах проектов. Продукты проектной деятельности оценены сертификатами, грамотами и дипломами. Количество дипломантов и призеров увеличивается с каждым годом.
На мой взгляд, решить проблему развития творческой активности учащихся позволяют возможности внеурочной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность учащихся, по-моему, должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности. Такую работу наиболее эффективно проводить во внеурочное время, так как жёсткие временные рамки учебной программы и разный уровень развития детей не позволяют сделать это во время уроков.
Используя технологию развития познавательной активности через исследовательскую и проектную деятельности можно сделать вывод о том, что она дает положительный результат.
Важной составляющей воспитательной системы в нашей коррекционной школе-интернате является внеурочная деятельность. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Без творческого подхода педагога и профессионального коррекционного воздействия на развитие психических процессов, детям не удается самостоятельно выйти из зоны низкого уровня интеллектуального развития.
Практика работы показывает, что дети с ОВЗ способны заниматься фольклором, танцами, играть в спектаклях, читать и писать стихи, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи. Педагоги нашей школы, отмечают позитивное эмоциональное состояние воспитанников, их заинтересованное участие во всех мероприятиях.
Интересно было наблюдать, как дети постепенно раскрываются, пробуют свои силы в разных видах деятельности. Часто то, что приходилось делать детям из общеобразовательных школ, дети с ОВЗ делали впервые. Творчество- это откровение, это влияние на мир. Но, у детей с ОВЗ ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. МАОУ С(К)ОШИ № 31 и ЦЮТ в условиях сетевого взаимодействия на договорной основе по проведению занятий в рамках кружка Лего-конструирование с элементами робототехники на базе ЦЮТ. Для воспитанников нашего интерната создано новое особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности, развивать творческую активность.
Целью такого сотрудничества стало не только дать навыки и приемы работы с Лего конструкторами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах. В ходе работы педагоги находили способы и приемы включения детей в творческую деятельность. Дети с ОВЗ лучше раскрываются, когда они включены в совместную деятельность со здоровыми сверстниками, учатся от них, получают поддержку.
Интересен опыт, полученный в рамках проекта по включению детей в театральную деятельность. Надо отметить, что театральная деятельность имеет большие коррекционные возможности: развитие речи, развитие образного мышления, коррекция поведения, развитие коммуникативных навыков, опыт публичного выступления. Известно, что дети с особенностями не любят наряжаться, могут напугаться людей в костюмах. Важно было преодолеть это, так как итогом проекта должен был стать спектакль, в котором все выступали.
Теперь у нас есть свой богатый опыт работы, появились новые возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ требуют к себе повышенного внимания и заботы. Конечно, мы все понимаем, что данная работа, трудная, требует особого подхода, учёта индивидуальных возможностей ребёнка.В школе много педагогов, которые постоянно стремятся создать творческую атмосферу в школе. Они прилагают все усилия, чтобы школьная жизнь была интересной увлекательной, насыщенной, чтобы школа стала очагом добра, справедливости, чтобы школа стала «вторым домом», в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку.
А может ли внеурочное пространство школы стать интересным для учащихся и воспитанников? Что может его оживить и приблизить, с точки зрения подростковой культуры? Какие современные формы социальной активности и современного искусства мы можем позаимствовать, чтобы обогатить внеклассную школьную жизнь?
Хочется рассказать о нововведениях в этом учебном году – это динамические паузы между уроков, стартинейджер, флешмоб, коммунарские сборы.
Значение динамических пауз в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить ему активный отдых и повысить работоспособность и настроение учащихся. Даже небольшие двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка.
Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена, поэтому необходимы танцы, зарядка, пешие прогулки и другие виды физических нагрузок, именно они поднимают общий уровень активности ребенка, оказывают положительное влияние на тонус организма, стимулируют творческую активность.
Флешмобы – один из необычных способов привлечения внимания к проблемам, утверждение чего-либо или способ повышения настроения. Для снятия психологического напряжения, сплочения коллектива используется «Педагогическийфлешмоб» - технология, апробируемая в школе. Флешмо́б или флэшмоб (от англ. flashmob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа учащихся и педагогов собирается в зале или на спортивной площадке, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий), и затем расходятся. Кроме этого, стоит отметить, что благодаря им подросток самоутверждается, получает эмоциональную подзарядку, приобретает новых друзей, приобщается к общему делу, проявляет творческую активность и др. Насколько они будут результативными, зависит от фантазии их организаторов. Флешмобы могут быть выражать глубокую идею или быть просто развлечением. В нашей школе участвуют почти все дети и педагоги. Воспитанники школы-интерната показали флешмоб на городском конкурсе художественной самодеятельности и получили высокую оценку.
Почему мы выбрали именно коммунарский сбор как форму проведения общешкольного мероприятия? Следует отметить, что форма общешкольного мероприятия выбрана неслучайно, ведь слово «коммуна» (от французского «commune»), означает «община». Община, в буквальном смысле, - «все вместе». Именно потому, что коммунарский сбор – это форма воспитательного воздействия на детей и взрослых, позволяющая в короткий срок добиться высоких результатов в развитии коллектива и личности и формирующая идеальные отношения в процессе труда, общения, игры, спорта, песни и танца.
Главной целью мероприятия ставили: укрепление взаимоотношений обучающихся и выявление новых лидеров, создание развивающей среды для раскрытия творческого потенциала, коммуникативных навыков личности через включение воспитанников в различные виды творческой деятельности.
После представлений команд, отряды отправляются в « путешествие» по различным станциям – театральной, музыкальной, спортивной, трудовой, исторической.Разнообразная познавательно-развлекательная программа, предложенная детям, помогла воспитанникам проявить себя в различных сферах: танцы, музыка, спорт, интеллектуальная деятельность, и, несомненно, коммуникативная составляющая. Воспитанники получили большой заряд энергии, положительные эмоции, яркие впечатления! Мы все объединились, стали большой дружной семьёй! Думаю, нужно проводить в школе такие мероприятия чаще, ведь в ежедневной суете объединение не происходит или же происходит «поверхностно!», чтобы вместе преодолевать препятствия на пути к победе и становиться успешнее.
Актуальность «стартинейджера» заключается в том, что в школе - интернате учатся дети с ОВЗ. Они на протяжении недели живут в интернате и, порой, не все подростки находят любимое дело, которое приносит пользу, которое им интересно.Особенность данного конкурса заключается в самовыражении подростков посредством музыки и танца, а также в наличии необычных конкурсов, суть которых - сделать простое действие увлекательным, ярким и запоминающим.Представляет собой интерактивную игру на базе дискотеки.
Главная задача - общими усилиями сотворить праздник! Интересным поведением и оригинальным внешним видом, классными танцами и песнями, играми и шутками, активно взаимодействуя с музыкой, и друг с другом, каждый класс старается внести максимальный вклад в создание праздник. Оценивается всё, что способствует созданию доброжелательной и творческой атмосферы на программе: активность, доброжелательность, слаженность действий компании, успешные выступления в конкурсах, оригинальность поведения, внешний вид и т.п. Причём, что очень важно оценку происходящему производят сами участники! На таких праздниках всегда царит беспрецедентная по эмоциональности и доброжелательности атмосфера, ломающая социальные, психологические, национальные и групповые барьеры и способствующая максимальному раскрепощению и самовыражению участников.
Итак, на сегодняшний день результаты воспитательной работы свидетельствуют о позитивных изменениях воспитательной системы, ориентированной на воспитание социальной активности учащихся нашей коррекционной школы-интерната VIII вида.
Анализ анкетирования педагогов и учащихся показал, что 98 % удовлетворены состоянием воспитательной работы. Это свидетельствует о том, что школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Идет бурное развитие школьного коллектива, усложнение его деятельности. В педагогической среде все больше принципиального единомыслия: классные руководители и воспитатели начинают осознавать роль взаимной зависимости и взаимной ответственности в достижении общих успехов. Произошло соединение обучения и воспитания в единый, целостный процесс.
Наша школа-интернат располагает многими возможностями для успешной социализации личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Структура образовательно-воспитательной деятельности включает разнообразные направления, позволяющие добиться положительных результатов в творческом развитии детей с особенностями развития.