- Добрый день! Посмотри, что у меня есть. Что это? (Мяч) Ребенку предлагается описать предмет (мяч) по следующей схеме: Какого он цвета (каких цветов еще бывает)? На что он похож? От чего сильно отличается? Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)? Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус? Где встречается? Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать? К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)? Сначала обыгрывание новых слов может осуществляться в виде диалога, где психолог задает вопрос, а ребенок отвечает. Затем можно поменяться ролями. «Ребенок при этом следит за правильностью ответов. Целеполагание. -Молодец! А теперь я раздам тебе листок с заданиями. Внимательно читай инструкцию к заданиям. | Ответы ученицы. |
Упражнение «Аналогия». Найди среди пяти слов, написанных под чертой одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг к другу слова соседней пары: 1.Картофель-овощ. Астра- сорняк, роса, садик, цветок, земля. 2.Волга-река Москва- машина, вокзал, столица, президент 3. Лиса-нора Птица- клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья. 4.Перчатка- рука Сапог- чулки, подошва, кожа, нога, щётка. 5.Часы-Время. Термометр- стекло, температура, кровать, больной, врач. 6.Стул- Деревянный. Игла- острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная. Упражнение «Раздели на группы». -Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? Егор, Иванов, Сидоров, Михаил, Василий, Петров. - Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак. –Запиши все слова в столбик, подпиши обобщающее слово. Возьми пластилин, и слепи кого-нибудь из перечисленных птиц и рыб. Упражнение «Подбери слова». Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу: Иванов город май посуда диван фамилия чашка мебель Новосибирск месяц | Ученица самостоятельно выполняет задание на листочке. Если возникают трудности, просит помощи у учителя. |
Веселая переменка. -Давайте немножко отдохнем. Повторяй за мной движения. « Путешествие в лес» Только в лес мы вошли (маршируют) Появились комары. (лёгкое похлопывание по телу) Дальше по лесу шагаем (маршируют) И медведя мы встречаем. (раскачивают из стороны в сторону) Снова дальше мы идём (маршируют) Перед нами водоём (руки в стороны) Прыгать мы уже умеем (руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо- влево) Раз – два, раз – два! (прыжки) Позади теперь вода! (маршируют) | Ученица повторяет движения за учителем. |
Упражнение «Лишнее слово». Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его. 1. Синий, белый, красный, зеленый, яркий 2. Корова, конь, баран, свинья, олень 3. Карандаш, ручка, тетрадь, альбом, мяч 4. Парта, пенал, трактор, доска, мел Упражнение «Расставь события по порядку». 1. Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д. 2. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д. 3. Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д. | Ученица самостоятельно выполняет задание на листочке. Если возникают трудности, просит помощи у учителя. |