kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие мышления у младших школьников с умственной отсталостью в условиях образовательной организации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследования.  Главной ценностью общества являются дети. Дети, страдающие умственной отсталостью, являются одной из самых уязвимых категории и поэтому нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства. Под умственной отсталостью понимают особую  форму  психического недоразвития, выражающуюся  в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие физического поражения коры головного мозга в перинатальный (внутриутробный) и ранний постнатальный (до 2-3 лет) периоды.

В структуре познавательной деятельности умственно отсталых детей мышление занимает особое место, поскольку, с одной стороны, именно в мышлении наиболее отчетливо проявляются своеобразие и недостатки всей их познавательной деятельности, а с другой стороны, как подчеркивал Л.С. Выготский, «центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления» [10].

Положение Л.С. Выготского о том, что ребенок с недостатками психического развития может достигнуть того же развития, что и нормальный, с помощью коррекционно-педагогических средств является основополагающим в дефектологии.

Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей. Мышление детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью  отличается выраженным своеобразием и особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием.

Данное обстоятельство подводит нас к мысли о том, что знание особенностей мышления в широком смысле, и особенностей образного мышления в частности,  умственно отсталых детей будет способствовать более глубокому осмыслению значимости эффективной коррекционной  помощи таким детям.

Все вышеизложенное и предопределило  актуальность исследуемой нами темы, касающейся выявления особенностей образного мышления умственно отсталых школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие мышления у младших школьников с умственной отсталостью в условиях образовательной организации"»

Статья по дисциплине «Психология детей с ограниченными возможности здоровья»

на тему:

«Развитие мышления младших школьников с умственной отсталостью в условиях образовательной организации»


Выполнила:

студентка 5 курса

факультета психологии

Специальное (дефектологическое) образование

направленности (профиля)

Специальная психология

Дорофеева Анастасия Вадимовна


Актуальность исследования.  Главной ценностью общества являются дети. Дети, страдающие умственной отсталостью, являются одной из самых уязвимых категории и поэтому нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства. Под умственной отсталостью понимают особую  форму  психического недоразвития, выражающуюся  в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие физического поражения коры головного мозга в перинатальный (внутриутробный) и ранний постнатальный (до 2-3 лет) периоды.

В структуре познавательной деятельности умственно отсталых детей мышление занимает особое место, поскольку, с одной стороны, именно в мышлении наиболее отчетливо проявляются своеобразие и недостатки всей их познавательной деятельности, а с другой стороны, как подчеркивал Л.С. Выготский, «центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления» [10].

Положение Л.С. Выготского о том, что ребенок с недостатками психического развития может достигнуть того же развития, что и нормальный, с помощью коррекционно-педагогических средств является основополагающим в дефектологии.

Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей. Мышление детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью  отличается выраженным своеобразием и особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием.

Данное обстоятельство подводит нас к мысли о том, что знание особенностей мышления в широком смысле, и особенностей образного мышления в частности,  умственно отсталых детей будет способствовать более глубокому осмыслению значимости эффективной коррекционной  помощи таким детям.

Все вышеизложенное и предопределило  актуальность исследуемой нами темы, касающейся выявления особенностей образного мышления умственно отсталых школьников.

Цель исследования: изучение и развитие мышления детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.

Предмет исследования - развитие мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Объект исследования - мышление у детей с умственной отсталостью.

Гипотеза исследования:  мышление у умственно отсталых школьников развито слабо и имеет свои  аспекты, такие как:

  1. трудности при установлении причинно-следственных связей,

  2. низкая   способ­ность выделять существенные признаки

  3. низкий уровень развития  обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков,

Можно предположить, что исследование мышления умственно отсталых школьников с помощью предложенных методик позволит выявить особенности мышления и разработать рекомендации, направленные на развитие (коррекцию) мышления у умственно отсталых школьников.

Для реализации поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения особенностей образного мышления умственно отсталых школьников:

— изучить  мышления, как психический процесс;

— рассмотреть психические особенности умственно отсталых детей;

— описать особенности образного мышления умственно отсталых школьников;

  1. Провести эмпирическое исследование особенностей образного мышления умственно отсталых школьников

—  описать методики эмпирического исследование особенностей образного мышления умственно отсталых школьников;

— организовать и провести эмпирическое исследование особенностей образного мышления умственно отсталых школьников;

— проанализировать и обобщить полученные результаты;

— разработать рекомендации, направленные  на развитие (коррекцию) образного мышления умственно отсталых школьников.

Теоретической основой исследования послужили научные труды 

В.С Мухиной, Л.С Выготского, Л.М Шипициной, Л. Ф, Обуховой,                   М.И. Лисиной,  А. Д. Виноградовой, А.Р. Маллер,  Т.В. Цикотто и др.

Методы исследования: 

  • анализ психолого-педагогической, специальной литературы;

  • анализ  и обобщение отечественного и зарубежного опыта по теме исследования;

  • наблюдение;

  • эксперимент;

  • беседа;

  • опрос;

  • анкетирование;

  • тестирование.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендации, направленных на развитие (коррекцию)  мышления умственно отсталых школьников.

Теория развития мышления известного швейцарского ученого Ж.Пиаже, получила название «операциональной». Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования, внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость». [35]

С.Л. Рубинштейн разработал логическую теорию мышления, включающую операции анализа, обобщения, сравнения и классификации. [48]

В нашей стране наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П.Я. Гальпериным. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями.[10] Ранее это положение получило разработку во французской психологической школе (А. Валлон) и в трудах Ж.Пиаже. На нем основывали теоретические и экспериментальные работы Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и многие другие.

Теории П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова основывались на деятельностной теории мышления, которая способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей.

А.Н.Леонтьев, подчеркивал произвольный характер высших форм человеческого мышления, их производность от культуры и возможность развития под влиянием социального опыта, писал, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и других действий и операций.

Л.С. Выготский и Л.С. Сахаров были одни из первых ученых-психологов в нашей стране, кто детально исследовал процесс образования понятий, через мышление.[7]

В исследование приняли: 14 учащихся с умственной отсталостью 2«А» класса. (Таблица 1).



Таблица 1

Список детей, участвовавших в эксперименте


Имя

Дата рождение

Медицинское заключение

1.

Екатерина Г.

(10.09.2009)

Умственная отсталость тяжелой степени

2.

Егор Г.

(27.07.2010)

Умственная отсталость умеренной степени

3.

Владислав Е.

(06.12.2009)

Умственная отсталость легкой степени

4.

Алексей З.

(20.09.2009)

Умственная отсталость умеренной степени

5.

Матвей З.

(15.06.2009)

Умственная отсталость умеренной степени

6.

Назар К.


(09.05.2010)

Умственная отсталость легкой степени

7.

Алина М

(21.03.2010)

Умственная отсталость умеренной степени

8.

Руслан М.


(25.03.2010)

Умственная отсталость умеренной степени

9.

Егор Р.

(22.05.2009)

Умственная отсталость легкой степени

10.

Алиса С.

(06.03.2009)

Умственная отсталость легкой степени

11.

Кирилл С.

(14.12.2009)

Умственная отсталость легкой степени

12.

Тимур Т.

(01.02.2010)

Умственная отсталость умеренной степени

13.

София Ш.

(18.09.2010)

Умственная отсталость легкой степени






В диагностическую программу вошли следующие методики:

Методика «Матрицы Дж. Равенна»

Автор: Дж. Равен, адаптирована Т. В. Розановой

Цель: Оценить уровень наглядно-образного мышления, логичности мышления детей с недостатками интеллекта, умение анализировать структуру основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов.

Методика «Установление последовательности событий»

Автор: Семаго М.М., Семаго Н.Я (блок 3)

Цель: выявления специфики мышления и логического восприятия у детей младшего школьного возраста. С помощью данного теста можно определить предрасположенность ребенка к установлению причинно-следственной, а также временно-пространственной связи между теми или иными событиями. Кроме этого, благодаря тесту диагностируется речевое развитие и соответствие уровня речевых способностей нормативам для каждой конкретной возрастной группы.

Методика № 3 «Исследование словесно-логического мышления»

Автор: (Э.Ф. Замбацявичене).

Для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учетом программного материала начальных классов.


Методика №4. « четвертого лишнего»

Автор: Семаго М.М., Семаго Н.Я (блок 3)

Цель: определить сформированность обобщения различных вещей с помощью визуального восприятия. Кроме определения уровня обобщения с помощью этого теста можно выявить начальные психические отклонения у ребенка, а также скрытые наклонности к развитию такого опасного психического расстройства, как шизофрения. Также данная методика определяет степень развитости логического аргументирования во время выбора того или иного предмета для группового объединения

Методика № 5 «Нелепицы»

Автор: Р.С. Немов

Цель: оценить элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.


Исследование показало необходимость соблюдения условий развития мышления младших школьников с умственной отсталостью:

1. Использовать красочный, содержательный материал, способный активизировать и удерживать внимание детей на протяжении всего процесса познания.

2. Использовать материал, доступный пониманию детей с умеренной умственной отсталостью. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания — восприятие.

3. Уделять значительное время процессу распознания, прояснения и обобщения воспринимаемой информации, т.к. главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми.

4. Сопровождать процесс развития наглядно - образного мышления многочисленными наводящими вопросами-подсказками, т.к. у детей с умеренной умственной отсталостью отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Методическое обоснования выбранной коррекционно – развивающей программы. Содержание коррекционо –развивающей программы.

Пояснительная записка

Рабочая коррекционно-развивающая программа для детей с интеллектуальными нарушениями составлена на основе «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталости: подготовительный, 1- классы», Екатеринбург, 2004 г., «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы» – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой, «Программы коррекционных занятий» автор Т.С. Стрельченко, «Развитие речи дошкольника»Т.Б. Филичева, А.Р.Соболева и в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)», «Конвенцией о правах ребенка».

Цель программы:

Развитие мышления: совершенствовать наглядно-действенное мышление, формировать наглядно-образное мышление; учить анализировать, делать выводы;

Содержание программы направлено на решение следующих задач:

Развитие наглядно образного мышления.

Обогащение кругозора детей, формирование представлений детей о предметах и явлениях окружающей действительности;

Принципы построения программы:

Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Принцип доступности предполагает построение обучения школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.

Формы организации дефектологических занятий:

индивидуальные и групповые

Количество часов в неделю групповых занятий:

1 класс- 3 часа


Список


  1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1987.

  2. Виноградова А.Д., Клих С.А. Особенности образного мышления умственно отсталых детей // Дефектология. - 1988. - № 3. - с. 59-64.

  3. Волчек Г.А. Мышление и его основные характеристики// Адукацыя i выхаванне. - 1998. - №8. - с. 47-52.

  4. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. – 340с.

  5. Венгер Л. А., Мухина В. С. Основные закономерности психического развития ребенка.— Дошкольное воспитание, 1973 № 5 с 29—38-№ 6, с. 32—39.

  6. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. – Т. 2. —361 с.

  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т., т.3: Проблемы развития психики, т.4: Детская психология, т.5: Дефектология / Л.В. Выготский. – М.Педагогика.

  8. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.

  9. Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г.Петровой. — М 1980.

  10. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой. — М., 1987.

  11. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. — М., 2002

  12. Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. —Л., 1986.

  13. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество., М., 1999 г.

  14. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. М., 1998. – 488 с.

  15. Назарова Н.М. Специальная педагогика. М., 2002г.

  16. Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. — М., 1963

  17. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1988.

  18. Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. — М., 2002.

  19. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. – 624с.

  20. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998. -160 с

  21. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н. Головиной. — М., 1977.

  22. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. М., 1998г.

  23. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.—142 с.

  24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.—704 с.

  25. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.— 416 с.

  26. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М 1986.

  27. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. — М., 1966

  28. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.:Издательский центр "Академия", 2005. — 464 с.

  29. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2004. – 184 с.

  30. Лебединской С. Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М. С. Певзнер, К.. — М., 1979








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дорофеева Анастасия Вадимовна

Дата: 07.12.2019

Номер свидетельства: 530758


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства