kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие трудовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями на уроках ручного труда в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Развитие трудовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями на уроках ручного труда в начальных классах коррекционной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие трудовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями на уроках ручного труда в начальных классах»

Развитие трудовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями на уроках ручного труда в начальных классах.


Учитель начальных классов Дубровина А.Н.



Трудовое обучение обучающихся с особыми образовательными потребностями не просто один из предметов школьного курса. Его назначение гораздо шире, а его влияние на дальнейшую судьбу обучающихся трудно переоценить. Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяет подготовить большинство выпускников коррекционной школы к работе по профессиям квалифицированного труда.

Сегодняшние первоклассники через 9 лет вольются в ряды работников производства. Поэтому школа, начиная с первого года обучения, должна дать учащимся всестороннюю подготовку, включающую формирование общетрудовых компетенций, психологическую подготовку к труду, развитие посредством труда всех сфер личности ребенка: сенсорно - перцептивную, психомоторную, когнитивную, эмоционально-волевую, коммуникативную, духовно-нравственную, креативную.

В связи с этим все задачи по трудовому обучению и воспитанию можно объединить в четыре блока:

  1. Политехническая подготовка учащихся к труду.

  2. Психологическая подготовка учащихся к труду.

  3. Всестороннее развитие учащихся в труде.

  4. Практическая подготовка учащихся к  производительному труду. 


Политехнический принцип в обучении предполагает ознакомление учащихся с предметом труда (обрабатываемыми материалами), орудиями труда (инструментами), деятельностью человека в труде (оперированием орудиями труда), продуктом труда (законченным изделием).

Важной задачей учителя следует считать систематическое ознакомление детей с орудиями труда, приемами работы с ними и безопасными условиями их использования. Изучение приемов работы с ручными инструментами следует рассматривать как базу для изучения машинных орудий труда. Не менее важная задача — знакомство учащихся с технологической последовательностью выполнения любого изделия.

Психологическая подготовка учащихся к производительному труду предполагает формирование положительного отношения к трудовому обучению, интереса к производственным профессиям, развитие навыков трудовых процессов, создание условий для успешного овладения трудовыми умениями. Психологическая подготовка к труду предусматривает развитие и совершенствование таких психических процессов, как чувственное познание, психомоторика, внимание, мышление, эмоции, воля.

Всестороннее развитие учащихся в труде предполагает эстетическое воспитание в труде. Первостепенную роль в воспитании эстетических вкусов детей, чувства меры играют образцовые изделия, представленные учителем. Эстетические вкусы и чувства формируют и рабочее помещение, и материалы, и инструмент. На уроках труда осуществляется развитие дизайнерских навыков креативного начала и творческих способностей личности ребенка. Воспитательное значение труда и его положительное влияние на эмоциональное состояние детей при коллективной организации оказывает влияние также на развитие нравственных качеств учащихся. Первостепенное значение в нравственном воспитании детей имеет профориентационная работа, цель которой состоит в том, чтобы сформировать у детей положительное отношение к труду, уважение к званию рабочего, адекватное восприятие своих способностей и возможностей при овладении навыками той или иной профессии.

Трудовое обучение уч-ся с интеллектуальными нарушениями осуществляется поэтапно. На каждом конкретном этапе решаются общие учебные зада­чи и специальные, характерные для конкретного этапа.

Первый этап обучения реализуется в начальных классах. Уроки руч­ного труда в 1-4-х классах - база для подготовки мальчиков, девочек к обучению в учебных школьных мастерских. Первый этап трудового обучения на уроках руч­ного труда в 1-4-х классах является избирательным и направлен на формирование у учащихся начальных классов первоначального трудового опыта. Задачи этого этапа заключаются в изучении индивидуальных трудовых возможностей школьников и формировании у них готовности к профессиональному обучению.

Цель обучения – всестороннее развитие личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Трудовое обучение на уроках ручного труда способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

На этом этапе решаются следующие задачи:

  • формирование знаний о материалах, с которыми учащиеся будут работать на уроках ручного труда;

  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков уча­щихся, развитие мелкой моторики рук;

  • обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно-гигиенических требований при использовании различных материалов;

  • обучение знаниям об устройстве и назначении ряда инстру­ментов, безопасных правил при работе с ними;

  • формирование организационных умений и навыков, в том числе по организации рабочего места;

  • выполнение учащимися различных заданий (выполнить сю­жетную композицию, используя геометрические фигуры, например: построить «жилой квартал»; создать растительный орнамент и т.д.);

  • ознакомление учащихся с некоторыми профессиями;

  • проведение трудовой и моторной диагностики и определе­ние у учащихся трудового профиля;

  • изучение индивидуальных трудовых возможностей учащих­ся, готовности их трудиться в мастерских по конкретному трудо­вому профилю.

Для наиболее эффективной реализации данных задач при организации и проведении уроков ручного труда важно создать такие условия, чтобы учитель и учащиеся находились в отношениях сотрудничества друг с другом, чтобы максимально учитывались потребности и интересы школьников и любой умственно отсталый ребенок мог оказаться в ситуации успеха, испытывать радость по поводу достигнутого результата, гордость в связи с преодолением трудностей.

На уроках ручного труда, наряду с общеобразовательными задачами, осуществляется коррекция интеллектуальных недостатков обучающихся с учетом их возрастных и психофизических особенностей:

• коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

• развитие аналитико-синтетической деятельности, умения анализировать образцы и их графическое изображение, сравнивать готовое изделие с образцом; умения ориентироваться в задании, умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия (с учетом особенностей материала), умения планирования предстоящей работы;

• формирование умений, необходимых при выполнении трудовых заданий: ориентироваться в задании: анализировать объект, актуализировать имеющийся опыт; планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и выбирать нужные инструменты), последовательно изготовлять изделие, согласно алгоритму выполнения работы, предложенному учителем ручного труда;

• коррекция недостатков моторной сферы: нарушений координации движений, преодоление общемоторной неловкости, несогласованности движений, малой амплитуды и неточности движений и др.;

• развитие умения ориентироваться в ограниченной плоскости (правильно размещать изделие на альбомном листе, на поверхности стола) и в окружающем пространстве;

• улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала; развитие сенсомоторных процессов, глазомера через формирование практических умений;

• коррекция недостатков речевого развития: обогащение словаря, развитие умения последовательно и полно давать словесный отчет о проделанной работе. На уроках ручного труда дети учатся давать полные ответы, проговаривать свои действия, давать анализ и оценку качества выполненной работы, расширяется и активизируется словарь за счет изучения новой терминологии: материалов, инструментов, технологических операций.

• развитие умения осуществлять самоконтроль при выполнении работы и оценивать полученный результат (определять правильность действий и их результатов, отмечать качество готовых изделий) и т.п.;

В тесной взаимосвязи с образовательными и коррекционными задачами на уроках ручного труда реализуются воспитательные задачи: аккуратность, трудолюбие, настойчивость в труде, бережливость, умение работать в коллективе


Коррекционное обучение по формированию начальных трудовых навыков осуществляется и проводится с каждым обучающимся индивидуально и дозированно, оценивается включенность каждого ребенка в трудовую деятельность, успешность освоения навыка и возникающие трудности. Формирование начальных общетрудовых навыков осуществляется в процессе выполнения аппликаций, работы с тестом и пластилином, работы с ножницами, иголкой и в других видах детского творчества, в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа по ручному труду в 1-4 классах предусматривает проведение уроков на основе использования различных видов поделочных материалов. Предусмотрены следующие виды труда:

-работа с глиной и пластилином,

-работа с природными материалами,

-работа с бумагой и картоном,

-работа с текстильными материалами,

-работа с проволокой и металлоконструктором,

-работа с древесиной.


Содержание программы по трудовому обучению дает возможность познакомить обучающихся с множеством разнообразных явлений и предметов, сообщить учащимся целый ряд элементарных теоретических сведений различного характера. Это способствует развитию познавательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, расширяет круг понятий и представлений о трудовой деятельности взрослых и об окружающем мире. На уроках ручного труда учащиеся изготавливают изделия доступной сложности и понятного назначения.

Первостепенной задачей, которую реализует учитель начальных классов является привитие обучающимся интереса к труду в различных его формах. Этому способствует использование разнообразных методов подачи учебного материала, внесение в обучение различных элементов занимательности, обыгрывание ситуаций, широкое использование игровых приемов. Необходимо учитывать психологические особенности каждого ребенка: задания должны быть посильными, реально выполнимыми, с четко видимым результатом.

Одной из главных задач трудового обучения в начальных классах является формирование общетрудовых умений и навыков. К таким умениям относятся ориентировка в задании, планирование работы, самоконтроль. Овладение всем этим для школьников c интеллектуальными нарушениями представляет большую трудность. В то же время сформированность данных умений и навыков имеет первостепенное значение для эффективного осуществления их трудовой деятельности и успешного обучения.

Условия успешного формирования трудовых умений и навыков у уч-ся с особыми образовательными потребностями:

- личностно-ориентированный подход, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и уровня развития у него трудовых навыков на текущий момент;

- наличие необходимого оборудования для труда, рациональное и удобное его размещение;

- создание в классе положительного эмоционального климата, способствующего формированию трудовых навыков у уч-ся;

- организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением уч-ся трудовых действий;

- безукоризненное поведение учителя (быть примером для учеников).

Успешность трудового обучения в большой степени зависит от мотивов, которыми руководствуются учащиеся. Поэтому работу по формированию общетрудовых умений и навыков необходимо сочетать с педагогической деятельностью по развитию личности учащихся, по формированию у них правильного отношения к труду, соответствующих мотивов деятельности, обучению рациональным и продуманным приемам работы.

Важнейшее условие развития необходимых трудовых умений и навыков учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе — помощь и направляющее воздействие учителя. Без этого дети не могут делать нужные обобщения, использовать приобретенные знания и навыки для выполнения поставленной задачи. В результате систематического руководства у школьников формируются обобщенные умения контролировать и корректировать свои действия, осуществлять их планово, адекватно переносить свой прошлый опыт и знания в новые условия, действовать точно и согласованно. Оказывая   ребенку с особыми образовательными потребностями помощь в работе, необходимо в то же время не мешать его возможности проявлять самостоятельность и инициативу. Задача заключается в том, чтобы подробными объяснениями и указаниями предупредить действия ученика, подсказать ему то, что он сам не в состоянии осознать и сделать, а в том, чтобы помочь ему правильно организовать свою деятельность, осуществлять ее планомерно и целенаправленно.

От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к труду. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.

В процессе трудового обучения, под влиянием труда потребности и интересы младших школьников с нарушениями интеллекта претерпевают значительные изменения. Пассивное, безразличное отношение к окружающему уступает место активному, заинтересованному отношению к жизни и окружающей действительности.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анна Николаевна Дубровина

Дата: 21.12.2023

Номер свидетельства: 642982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Рабочая программа по технологии 4 класс (система Л.В. Занкова) "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-4-klass-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "113274"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1409762020"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(88) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepotiekhnologhii3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416598"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(148) "priedprofil-naia-podgotovka-obuchaiushchikhsia-s-intielliektual-nymi-narushieniiami-v-usloviiakh-obshchieobrazovatiel-nogo-chastnogo-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244819"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446018060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства