Просмотр содержимого документа
«Развитие трудовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями на уроках ручного труда в начальных классах»
Развитие трудовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями на уроках ручного труда в начальных классах.
Учитель начальных классов Дубровина А.Н.
Трудовое обучение обучающихся с особыми образовательными потребностями не просто один из предметов школьного курса. Его назначение гораздо шире, а его влияние на дальнейшую судьбу обучающихся трудно переоценить. Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяет подготовить большинство выпускников коррекционной школы к работе по профессиям квалифицированного труда.
Сегодняшние первоклассники через 9 лет вольются в ряды работников производства. Поэтому школа, начиная с первого года обучения, должна дать учащимся всестороннюю подготовку, включающую формирование общетрудовых компетенций, психологическую подготовку к труду, развитие посредством труда всех сфер личности ребенка: сенсорно - перцептивную, психомоторную, когнитивную, эмоционально-волевую, коммуникативную, духовно-нравственную, креативную.
В связи с этим все задачи по трудовому обучению и воспитанию можно объединить в четыре блока:
Политехническая подготовка учащихся к труду.
Психологическая подготовка учащихся к труду.
Всестороннее развитие учащихся в труде.
Практическая подготовка учащихся к производительному труду.
Политехнический принцип в обучении предполагает ознакомление учащихся с предметом труда (обрабатываемыми материалами), орудиями труда (инструментами), деятельностью человека в труде (оперированием орудиями труда), продуктом труда (законченным изделием).
Важной задачей учителя следует считать систематическое ознакомление детей с орудиями труда, приемами работы с ними и безопасными условиями их использования. Изучение приемов работы с ручными инструментами следует рассматривать как базу для изучения машинных орудий труда. Не менее важная задача — знакомство учащихся с технологической последовательностью выполнения любого изделия.
Психологическая подготовка учащихся к производительному труду предполагает формирование положительного отношения к трудовому обучению, интереса к производственным профессиям, развитие навыков трудовых процессов, создание условий для успешного овладения трудовыми умениями. Психологическая подготовка к труду предусматривает развитие и совершенствование таких психических процессов, как чувственное познание, психомоторика, внимание, мышление, эмоции, воля.
Всестороннее развитие учащихся в труде предполагает эстетическое воспитание в труде. Первостепенную роль в воспитании эстетических вкусов детей, чувства меры играют образцовые изделия, представленные учителем. Эстетические вкусы и чувства формируют и рабочее помещение, и материалы, и инструмент. На уроках труда осуществляется развитие дизайнерских навыков креативного начала и творческих способностей личности ребенка. Воспитательное значение труда и его положительное влияние на эмоциональное состояние детей при коллективной организации оказывает влияние также на развитие нравственных качеств учащихся. Первостепенное значение в нравственном воспитании детей имеет профориентационная работа, цель которой состоит в том, чтобы сформировать у детей положительное отношение к труду, уважение к званию рабочего, адекватное восприятие своих способностей и возможностей при овладении навыками той или иной профессии.
Трудовое обучение уч-ся с интеллектуальными нарушениями осуществляется поэтапно. На каждом конкретном этапе решаются общие учебные задачи и специальные, характерные для конкретного этапа.
Первый этап обучения реализуется в начальных классах. Уроки ручного труда в 1-4-х классах - база для подготовки мальчиков, девочек к обучению в учебных школьных мастерских. Первый этап трудового обучения на уроках ручного труда в 1-4-х классах является избирательным и направлен на формирование у учащихся начальных классов первоначального трудового опыта. Задачи этого этапа заключаются в изучении индивидуальных трудовых возможностей школьников и формировании у них готовности к профессиональному обучению.
Цель обучения – всестороннее развитие личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Трудовое обучение на уроках ручного труда способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
На этом этапе решаются следующие задачи:
формирование знаний о материалах, с которыми учащиеся будут работать на уроках ручного труда;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно-гигиенических требований при использовании различных материалов;
обучение знаниям об устройстве и назначении ряда инструментов, безопасных правил при работе с ними;
формирование организационных умений и навыков, в том числе по организации рабочего места;
выполнение учащимися различных заданий (выполнить сюжетную композицию, используя геометрические фигуры, например: построить «жилой квартал»; создать растительный орнамент и т.д.);
ознакомление учащихся с некоторыми профессиями;
проведение трудовой и моторной диагностики и определение у учащихся трудового профиля;
изучение индивидуальных трудовых возможностей учащихся, готовности их трудиться в мастерских по конкретному трудовому профилю.
Для наиболее эффективной реализации данных задач при организации и проведении уроков ручного труда важно создать такие условия, чтобы учитель и учащиеся находились в отношениях сотрудничества друг с другом, чтобы максимально учитывались потребности и интересы школьников и любой умственно отсталый ребенок мог оказаться в ситуации успеха, испытывать радость по поводу достигнутого результата, гордость в связи с преодолением трудностей.
На уроках ручного труда, наряду с общеобразовательными задачами, осуществляется коррекция интеллектуальных недостатков обучающихся с учетом их возрастных и психофизических особенностей:
• коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
• развитие аналитико-синтетической деятельности, умения анализировать образцы и их графическое изображение, сравнивать готовое изделие с образцом; умения ориентироваться в задании, умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия (с учетом особенностей материала), умения планирования предстоящей работы;
• формирование умений, необходимых при выполнении трудовых заданий: ориентироваться в задании: анализировать объект, актуализировать имеющийся опыт; планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и выбирать нужные инструменты), последовательно изготовлять изделие, согласно алгоритму выполнения работы, предложенному учителем ручного труда;
• коррекция недостатков моторной сферы: нарушений координации движений, преодоление общемоторной неловкости, несогласованности движений, малой амплитуды и неточности движений и др.;
• развитие умения ориентироваться в ограниченной плоскости (правильно размещать изделие на альбомном листе, на поверхности стола) и в окружающем пространстве;
• улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала; развитие сенсомоторных процессов, глазомера через формирование практических умений;
• коррекция недостатков речевого развития: обогащение словаря, развитие умения последовательно и полно давать словесный отчет о проделанной работе. На уроках ручного труда дети учатся давать полные ответы, проговаривать свои действия, давать анализ и оценку качества выполненной работы, расширяется и активизируется словарь за счет изучения новой терминологии: материалов, инструментов, технологических операций.
• развитие умения осуществлять самоконтроль при выполнении работы и оценивать полученный результат (определять правильность действий и их результатов, отмечать качество готовых изделий) и т.п.;
В тесной взаимосвязи с образовательными и коррекционными задачами на уроках ручного труда реализуются воспитательные задачи: аккуратность, трудолюбие, настойчивость в труде, бережливость, умение работать в коллективе
Коррекционное обучение по формированию начальных трудовых навыков осуществляется и проводится с каждым обучающимся индивидуально и дозированно, оценивается включенность каждого ребенка в трудовую деятельность, успешность освоения навыка и возникающие трудности. Формирование начальных общетрудовых навыков осуществляется в процессе выполнения аппликаций, работы с тестом и пластилином, работы с ножницами, иголкой и в других видах детского творчества, в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа по ручному труду в 1-4 классах предусматривает проведение уроков на основе использования различных видов поделочных материалов. Предусмотрены следующие виды труда:
-работа с глиной и пластилином,
-работа с природными материалами,
-работа с бумагой и картоном,
-работа с текстильными материалами,
-работа с проволокой и металлоконструктором,
-работа с древесиной.
Содержание программы по трудовому обучению дает возможность познакомить обучающихся с множеством разнообразных явлений и предметов, сообщить учащимся целый ряд элементарных теоретических сведений различного характера. Это способствует развитию познавательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, расширяет круг понятий и представлений о трудовой деятельности взрослых и об окружающем мире. На уроках ручного труда учащиеся изготавливают изделия доступной сложности и понятного назначения.
Первостепенной задачей, которую реализует учитель начальных классов является привитие обучающимся интереса к труду в различных его формах. Этому способствует использование разнообразных методов подачи учебного материала, внесение в обучение различных элементов занимательности, обыгрывание ситуаций, широкое использование игровых приемов. Необходимо учитывать психологические особенности каждого ребенка: задания должны быть посильными, реально выполнимыми, с четко видимым результатом.
Одной из главных задач трудового обучения в начальных классах является формирование общетрудовых умений и навыков. К таким умениям относятся ориентировка в задании, планирование работы, самоконтроль. Овладение всем этим для школьников c интеллектуальными нарушениями представляет большую трудность. В то же время сформированность данных умений и навыков имеет первостепенное значение для эффективного осуществления их трудовой деятельности и успешного обучения.
Условия успешного формирования трудовых умений и навыков у уч-ся с особыми образовательными потребностями:
- личностно-ориентированный подход, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и уровня развития у него трудовых навыков на текущий момент;
- наличие необходимого оборудования для труда, рациональное и удобное его размещение;
- создание в классе положительного эмоционального климата, способствующего формированию трудовых навыков у уч-ся;
- организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением уч-ся трудовых действий;
- безукоризненное поведение учителя (быть примером для учеников).
Успешность трудового обучения в большой степени зависит от мотивов, которыми руководствуются учащиеся. Поэтому работу по формированию общетрудовых умений и навыков необходимо сочетать с педагогической деятельностью по развитию личности учащихся, по формированию у них правильного отношения к труду, соответствующих мотивов деятельности, обучению рациональным и продуманным приемам работы.
Важнейшее условие развития необходимых трудовых умений и навыков учащихся с особыми образовательными потребностями в начальной школе — помощь и направляющее воздействие учителя. Без этого дети не могут делать нужные обобщения, использовать приобретенные знания и навыки для выполнения поставленной задачи. В результате систематического руководства у школьников формируются обобщенные умения контролировать и корректировать свои действия, осуществлять их планово, адекватно переносить свой прошлый опыт и знания в новые условия, действовать точно и согласованно. Оказывая ребенку с особыми образовательными потребностями помощь в работе, необходимо в то же время не мешать его возможности проявлять самостоятельность и инициативу. Задача заключается в том, чтобы подробными объяснениями и указаниями предупредить действия ученика, подсказать ему то, что он сам не в состоянии осознать и сделать, а в том, чтобы помочь ему правильно организовать свою деятельность, осуществлять ее планомерно и целенаправленно.
От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к труду. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.
В процессе трудового обучения, под влиянием труда потребности и интересы младших школьников с нарушениями интеллекта претерпевают значительные изменения. Пассивное, безразличное отношение к окружающему уступает место активному, заинтересованному отношению к жизни и окружающей действительности.