kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с родителями детей, имеющими нарушения слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены основные направления работы с родителями детей, имеющих нарушения слуха.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с родителями детей, имеющими нарушения слуха»

Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха

Семья как, социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Вопросам семейного воспитания в истории педагогики уделялось много внимания. В своих работах к идее значимости семейного воспитания для полноценного развития ребенка в разное время обращались Д. Дидро, Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и многие другие. Все они отмечали, что именно в семье дети с ранних лет начинают усваивать целостную систему нравственных идеалов, ценностей, специфику социальной среды и культурные традиции общества. Отечественные психологи, такие как А.И. Бодалев, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, Д.Б. Эльконин и др., говорили о том, что ребенку для развития адекватной самооценки необходим любящий и понимающий его взрослый человек. Только в этом случае возможно формирование полноценного члена общества.На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, устоями. Через семью ребенок приобщается к культуре общества, приобретает опыт общения, что в значительной степени определяет характер его взаимоотношений с окружающими людьми в последующей жизни.В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу егобиологической и психологической зависимости от них. Ученые выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обусловливают их максимальную сензитивность к воспитанию и обучению. Это пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражаемость, внушаемость, эмоциональность.По мнению многих ученых, наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка, на его отношение к окружающим, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным, жизненно важным «витамином», который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку.

В литературе отмечается, что дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны близких взрослых способствуют появлению у ребенка невротизма, тревожности. А у оторванного от родителей и помещенного в условия детского дома ребенка снижается общий психический тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития.

Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья относительно автономии от общественно-экономических отношений и выступает одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.

Важнейшие функции семьи — продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между этими функциями существует тесная связь, взаимозависимость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Семья детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка (Т.Г. Богданова, Е.И. Исенина, М.М. Семаго, В.В. Ткачева). Появление в семье физически или психически: неполно ценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Нарушается взаимодействие родителей с социумом (родственниками, знакомыми и т. д.), искажаются внутрисемейные супружеские отношения (особенно страдает позиция отца), нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супругов, складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания.

Чувства родителей в своем развитии проходят несколько стадий от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения (Е.И. Исенина, Д. Льютеман, В.М. Paxманов): 1 стадия — шок, 2 стадия —понимание, 3 стадия — «защитное отрицание», 4 стадия — «принятие глухоты», 5 стадия —конструктивные действия.

Стадии шока, понимания, защитного отрицания занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того как пережиты предыдущие.

Существуют разные типы отношений родителей к глухому ребенку:

• полное принятие: родители понимают и принимают глухоту ребенка, ищут способы разрешения проблем, относятся к нему с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой

самооценки и адекватной личности;

• сверхопека: родители освобождают ребенка от обязанностей, мера помощи значительно превышена, дети становятся несамостоятельными и зависимыми;

• нереалистическое отношение: родители отказываются признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми;

• безразличие: неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, которое проявляется в избежании общения с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка.

В связи с вышеизложенным перед сурдопедагогом и специальной школой стоят сложные и многогранные задачи работы с семьей.

Основная цель совместной деятельности школы и семьи — включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.

Задачи работы сурдопедагога с родителями не-слышащих и слабослышащих заключаются в следующем:

• разработке и реализации комплексных программ по оказанию консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям;

• оказании помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и развитии ребенка;

• ознакомлении родителей со специальной психологической и педагогической литературой;

• информации об особенностях и перспективах развития ребенка;

• знакомстве родителей с содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей;

• оказании помощи родителям по социальной адаптации и реабилитации ребенка с нарушением слуха в практических учреждениях;

• содействии в укреплении авторитета родителей, воспитании любви и уважения к ним;

• выявлении и распространении положительного опыта семейного воспитания.

Цели и задачи, решаемые педагогами в процессе совместной деятельности с родителями, определяют особенности организации, содержание форм и методов ее проведения.

Оказание помощи родителям детей с нарушениями слуха может осуществляться сурдоцентрами, школами-интернатами.

В школе эта работа организуется социальным педагогом и классными руководителями при активном участии вое питателей и учителей-предметников.

Содержание работы с родителями неслышащих и слабослышащих детей включает ряд направлений

  • укрепление здоровья, совершенствование физического развития детей, преодоление отклонений, связанных с нарушением слуха;

  • нравственное воспитание учащихся с нарушениями слуха, ознакомление их с общечеловеческими ценностями, нормами общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков;

  • изучение условий пребывания ребенка с нарушением слуха в семье, психолого-педагогическая коррекция внутрисемейных отношений;

  • привлечение родителей к сотрудничеству со школой-интернатом для детей с недостатками слуха, активизация общения с педагогами и детьми в условиях совместной деятельности.

Формы организации работы с родителями, достаточно разнообразны:

  • коллективные: общешкольные и классные собрание, лекции и семинары для родителей, конференции, день открытых дверей;

  • групповые: работа с родительски»* комитетом, привлечение родителей к решению организационных, культурно-массовых, хозяйственных, воспитательных вопросов;

  • индивидуальные: беседы, посещения семей, консультации, переписка.

Родительское собрание— основная форма общения школы и семьи. Задачей проведения родительских собраний является просвещение родителей по определенным, наиболее актуальным темам обучения и воспитания детей нарушениями слуха. Они должны проводиться не менее 4-х раз в год и иметь определенную тематику. Родительскому собранию обычно предшествует подготовительная работа, включающая изучение и анализ проблемы, которой будет посвящено собрание в классе; подготовку доклада сурдопедагога; организацию выставок методической литературы, работ учащихся; оповещение родителей о времени проведения собрания и его теме.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа с родителями детей, имеющими нарушения слуха

Автор: Свинина Ирина Николаевна

Дата: 20.10.2016

Номер свидетельства: 350741

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья "Особенности пространственной ориентировки детей с нарушением зрения" "
    ["seo_title"] => string(85) "stat-ia-osobiennosti-prostranstviennoi-oriientirovki-dietiei-s-narushieniiem-zrieniia"
    ["file_id"] => string(6) "162493"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422362833"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Доступ к образованию детей с ограниченными возможностями."
    ["seo_title"] => string(58) "dostupkobrazovaniiudietieisoghranichiennymivozmozhnostiami"
    ["file_id"] => string(6) "270233"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451042138"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Консультация по инновационной деятельности           Чистая речь с раннего возраста (консультация для родителей детей раннего возраста)"
    ["seo_title"] => string(126) "konsultatsiiapoinnovatsionnoidieiatielnostichistaiariechsrannieghovozrastakonsultatsiiadliaroditielieidietieirannieghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "324419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462461795"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Использование программного обеспечения виртуальной школы в дистанционном образовании детей-инвалидов "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-proghrammnogho-obiespiechieniia-virtual-noi-shkoly-v-distantsionnom-obrazovanii-dietiei-invalidov"
    ["file_id"] => string(6) "155227"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421252209"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Работа с семьёй, имеющей ребёнка с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(47) "rabota-s-siem-ioi-imieiushchiei-riebionka-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "223397"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437645146"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства