Доступ к образованию детей с ограниченными возможностями.
В декларации Всемирной конференции по образованию для всех (1990,Тайланд) отмечаются следующие факты:
-В целом в мире доступа к начальному образованию лишены свыше 100 млн детей. Кроме того, еще столько же не могут завершить обучение в рамках программ базового образования.
- Необходимыми программами специального обучения охвачены менее 1% детей.
Даже в развитом (культурно и экономически) западном мире то и дело возникают проблемы и трудности в разработке эффективной политики интеграции. В ряде стран интеграция вообще является вопросом будущего. В Германии, например, около 4% учащихся от 6 до 16 лет ежегодно признаются лицами, отвечающими задачам специального обучения и помещаются в «отдельные» школы. С другой стороны, ряд стран (Дания, Норвегия, Испания) проводят политику интеграции на всеобщей основе. Здесь массовая школа рассматривается как нормальная среда для учащихся с особыми потребностями.
В большой степени обучающиеся с особыми потребностями являются продуктом традиционной учебной программы и устаревших способов определения и оценки достижений учащихся в ходе ее усвоения. Необходимо общее признание того, что трудности, которые испытывают учащиеся, являются результатом организации школьной работы и форм преподавания. (Скртик, 1991)
Реформирование школьной системы должно проходить таким образом, чтобы она могла позитивно реагировать на разнообразие контингента учащихся, рассматривая индивидуальные различия как нечто, заслуживающее поддержки и поощрения. Требуется новая культура сотрудничества на основе уважения индивидуальности. Таким образом, обеспечение равных возможностей и включение «особых° детей в общеобразовательный процесс взаимовыгодно, так как является ключом к улучшению положения в школьном образовании вообще.
В большинстве стран 40%-45% детей хотя бы раз оставались на второй год (это т.н. скрытый контингент учащихся с особыми образовательными потребностями).
О доступе: Отношение к детям с ограниченными возможностями.
Наиболее взвешенная позиция по этому вопросу излагается в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.:
«…Дети с ограниченными возможностями должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показателей-в специальных школах и школах- интернатах….»
В России число детей, получающих пособие по инвалидности за последние 10 лет возросло более чем в з раза и сегодня составляет около 1,5 % от общего числа детей (Образование для всех. Региональный мониторинг).
Исследования Е.Р. Ярской-Смирновой показали, что наиболее близкие контакты устанавливаются между опрошенными учащимися общеобразовательных школ и детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата(12,4%), а также с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии(12,9%).Более редкими оказались контакты с теми детьми, у которых нарушена речь, слух или зрение (9,1%). 40% опрошенных причислили к инвалидам только тех детей, которые имеют внешние признаки инвалидности. В общем, только третья часть учащихся массовой школы имели возможность познакомиться с ребенком- инвалидом.
Наибольшая терпимость к тому, чтобы учиться в одном классе,была высказана по отношению к детям с НОДА. Менее терпимы респонденты- учащиеся массовых школ к тем, у кого есть нарушения зрения и слуха. Самый низкий уровень толерантности был выявлен в отношении детей, имеющих нарушения умственного развития - почти половина учащихся высказалась за то, чтобы те учились в отдельной школе.
Совершенно очевидно,-это дает о себе вспомнить глубоко укоренившийся стереотип.
Около70 % опрошенных родителей считают возможной образовательную интеграцию детей с НОДА, тогда как к тому же мнению склоняются лишь 40%учителей массовых школ.
36% родителей положительно относятся к интеграции детей с нарушениями речи, слуха и зрения, а среди учителей таковых оказалось лишь 20%
Примерно 8 из 10 родителей не возражают против того, чтобы в классе с их ребенком учился инвалид с НОДА, тогда как всего лишь 16% учителей согласились бы вести занятия в таком классе.
Лишь 10% учителей и 22% родителей ожидают, что от интеграции «особых» детей в общеобразовательный процесс качество обучения всех детей возрастет
Таким образом, основными препятствиями образовательной интеграции детей -инвалидов являются (в порядке убывания значимости)
-для учителей
1.Состояние окружающей среды
2.Несовершенство образовательных программ
3.Отсутствие должной квалификации у учителей
4.Недостаточное финансирование школ
5.Недостатки законодательства
6Отсутствие необходимых социальных установок
7.Предпочтения родителей детей- инвалидов
Состояние соотношения специального и интегрированного образования.
На сегодняшний день проблема интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии имеет актуальное значение и неоднозначное решение.
Идея максимальной ориентации в обучении на нормально развивающихся детей обоснована Л.С.Выготским. Он считал, что широчайшая ориентация на нормально развивающихся детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования, которое должно быть подчинено целям общепедагогического обучения и воспитания.
Идеи Л.С.Выготского реализуются в практике школ Западной Европы и США, а в последнее время и в странах постсоветского пространства, в том числе и в Казахстане. Для нашей страны задача интегрированного обучения должна быть решена на государственном уровне, чтобы обеспечить детям с ограниченными возможностями развития равные с их здоровыми сверстниками возможности в получении образования, необходимой адаптации и интеграции в общество.
Проблемы интегрированного обучения затрагивают интересы и потребности учащихся с отклонениями в развитии, их здоровых сверстников, а также родителей. Необходима разработка новой идеологии в сфере образования, которая позволила бы безболезненно включить в образовательный процесс детей с особыми нуждами. Эта идеология должна предусмотреть:
- создание таких образовательных стандартов, которые смогли бы гарантировать успешную социализацию и улучшение «качества жизни» всем детям с отклонениями в развитии;
- многоуровневость образовательной системы;
- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии;
- изменение системы подготовки и повышения квалификации учителей массовых школ, психологов, специальных педагогов.
Кроме этого важным моментом явится создание необходимой нормативно-правовой базы