kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доступ к образованию детей с ограниченными возможностями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доступ  к  образованию детей с ограниченными возможностями.

В  декларации  Всемирной  конференции  по  образованию  для  всех   (1990,Тайланд)  отмечаются  следующие  факты:

-В  целом  в  мире  доступа  к  начальному  образованию  лишены  свыше  100  млн  детей.  Кроме  того,  еще  столько  же  не  могут  завершить  обучение  в  рамках  программ  базового  образования.

- Необходимыми  программами  специального  обучения  охвачены  менее  1% детей.

Даже  в  развитом (культурно  и  экономически)  западном  мире  то  и  дело  возникают  проблемы  и  трудности  в  разработке  эффективной  политики  интеграции. В  ряде   стран  интеграция  вообще  является  вопросом  будущего.  В  Германии,  например, около 4%  учащихся от  6  до  16  лет ежегодно  признаются  лицами,  отвечающими  задачам  специального  обучения  и помещаются  в «отдельные»  школы. С  другой  стороны, ряд  стран (Дания,  Норвегия,  Испания)  проводят  политику  интеграции  на  всеобщей  основе.  Здесь  массовая  школа  рассматривается  как  нормальная  среда  для  учащихся  с  особыми  потребностями.

         В  большой  степени  обучающиеся  с  особыми  потребностями  являются  продуктом  традиционной  учебной  программы  и  устаревших  способов  определения  и  оценки   достижений  учащихся  в  ходе  ее  усвоения. Необходимо  общее  признание  того,  что  трудности,  которые  испытывают  учащиеся, являются  результатом  организации  школьной  работы  и  форм  преподавания. (Скртик, 1991)

Реформирование    школьной  системы должно  проходить  таким  образом,  чтобы  она  могла  позитивно  реагировать  на  разнообразие  контингента  учащихся,  рассматривая  индивидуальные  различия  как  нечто,  заслуживающее  поддержки  и  поощрения. Требуется  новая  культура  сотрудничества  на  основе  уважения  индивидуальности.  Таким  образом,  обеспечение  равных  возможностей  и  включение   «особых° детей  в  общеобразовательный  процесс  взаимовыгодно,  так  как  является  ключом  к  улучшению  положения  в  школьном  образовании  вообще.

В  большинстве  стран  40%-45%  детей  хотя  бы  раз  оставались  на  второй  год (это  т.н.  скрытый  контингент  учащихся  с  особыми  образовательными  потребностями).

О  доступе: Отношение к детям с ограниченными возможностями.

Наиболее  взвешенная  позиция  по  этому  вопросу  излагается  в  Концепции  модернизации  Российского  образования  на  период  до  2010 г.:

«…Дети  с  ограниченными  возможностями  должны  быть  обеспечены  медико-психологическим  сопровождением  и специальными  условиями  для  обучения преимущественно в  общеобразовательной  школе  по  месту  жительства,  а  при  наличии  соответствующих  медицинских  показателей-в  специальных  школах  и  школах- интернатах….»

В  России  число  детей,  получающих  пособие  по  инвалидности  за  последние  10  лет  возросло  более  чем  в  з  раза  и  сегодня  составляет  около  1,5 %  от  общего  числа  детей (Образование для  всех. Региональный  мониторинг).

Исследования  Е.Р. Ярской-Смирновой  показали,  что  наиболее  близкие  контакты  устанавливаются  между  опрошенными  учащимися  общеобразовательных  школ  и  детьми,  имеющими  нарушения опорно-двигательного  аппарата(12,4%),  а  также  с  детьми, имеющими  отклонения в  умственном  развитии(12,9%).Более  редкими  оказались  контакты  с  теми  детьми,  у  которых  нарушена  речь,  слух  или  зрение (9,1%). 40%  опрошенных  причислили  к  инвалидам  только  тех  детей,  которые  имеют  внешние  признаки  инвалидности. В  общем,  только  третья  часть  учащихся  массовой  школы  имели  возможность  познакомиться  с  ребенком- инвалидом.

Наибольшая  терпимость  к  тому,  чтобы  учиться  в  одном  классе,была  высказана  по  отношению  к  детям  с  НОДА. Менее  терпимы  респонденты- учащиеся  массовых  школ  к  тем,  у  кого  есть  нарушения  зрения  и  слуха. Самый  низкий  уровень  толерантности  был  выявлен  в  отношении  детей,  имеющих  нарушения  умственного  развития -  почти  половина  учащихся  высказалась  за  то,  чтобы  те  учились  в  отдельной  школе.

Совершенно  очевидно,-это  дает  о  себе  вспомнить  глубоко  укоренившийся  стереотип.

 Около70 %  опрошенных  родителей  считают  возможной  образовательную  интеграцию  детей  с  НОДА,  тогда  как  к  тому  же  мнению  склоняются  лишь  40%учителей  массовых  школ.

36%  родителей  положительно  относятся  к  интеграции  детей  с  нарушениями  речи,  слуха  и  зрения, а  среди  учителей  таковых  оказалось  лишь  20%

Примерно  8  из  10 родителей не  возражают  против  того,  чтобы в  классе  с  их  ребенком  учился  инвалид  с  НОДА,  тогда  как  всего  лишь  16%  учителей согласились  бы  вести  занятия  в  таком  классе.

Лишь  10%  учителей  и  22% родителей  ожидают,  что  от  интеграции  «особых»  детей  в  общеобразовательный  процесс  качество  обучения  всех  детей  возрастет

Таким  образом,  основными препятствиями   образовательной  интеграции  детей  -инвалидов являются (в  порядке  убывания  значимости)

-для  учителей

1.Состояние  окружающей  среды

2.Несовершенство  образовательных  программ

3.Отсутствие  должной  квалификации  у  учителей

4.Недостаточное  финансирование  школ

5.Недостатки  законодательства

6Отсутствие  необходимых  социальных  установок

7.Предпочтения  родителей  детей-  инвалидов

Состояние соотношения специального и интегрированного образования.

     На сегодняшний день проблема интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии имеет актуальное значение и неоднозначное решение.

    Идея максимальной ориентации в обучении на нормально развивающихся детей обоснована Л.С.Выготским. Он считал, что широчайшая ориентация на нормально развивающихся детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования, которое должно быть подчинено целям общепедагогического обучения и воспитания.

     Идеи Л.С.Выготского реализуются в практике школ Западной Европы и США, а в последнее время и в странах постсоветского пространства, в том числе и в Казахстане. Для нашей страны задача интегрированного обучения должна быть решена на государственном уровне, чтобы обеспечить детям с ограниченными возможностями развития равные с их здоровыми сверстниками возможности в получении образования, необходимой адаптации и интеграции в общество.

        Проблемы интегрированного обучения затрагивают интересы и потребности учащихся с отклонениями в развитии, их здоровых сверстников, а также родителей. Необходима разработка новой идеологии в сфере образования, которая позволила бы безболезненно включить в образовательный процесс детей с особыми нуждами. Эта идеология должна предусмотреть:

  • создание  таких образовательных стандартов, которые смогли бы гарантировать успешную социализацию и улучшение «качества жизни» всем детям с отклонениями в развитии;
  • многоуровневость образовательной системы;
  • создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии;
  • изменение системы подготовки и повышения квалификации учителей массовых школ, психологов, специальных педагогов.

Кроме этого важным моментом явится создание необходимой нормативно-правовой базы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доступ к образованию детей с ограниченными возможностями.»

Доступ к образованию детей с ограниченными возможностями.


В декларации Всемирной конференции по образованию для всех (1990,Тайланд) отмечаются следующие факты:

-В целом в мире доступа к начальному образованию лишены свыше 100 млн детей. Кроме того, еще столько же не могут завершить обучение в рамках программ базового образования.

- Необходимыми программами специального обучения охвачены менее 1% детей.

Даже в развитом (культурно и экономически) западном мире то и дело возникают проблемы и трудности в разработке эффективной политики интеграции. В ряде стран интеграция вообще является вопросом будущего. В Германии, например, около 4% учащихся от 6 до 16 лет ежегодно признаются лицами, отвечающими задачам специального обучения и помещаются в «отдельные» школы. С другой стороны, ряд стран (Дания, Норвегия, Испания) проводят политику интеграции на всеобщей основе. Здесь массовая школа рассматривается как нормальная среда для учащихся с особыми потребностями.

Возникает еще одна проблема: рост бюрократии и искусственное расширение категории детей с особыми образовательными потребностями с целью получить обязательные по Закону средства, выделяемые государством. (Австралия, Англия, Скандинавия, США- по данным Фулчера).

В настоящее время повсеместно наблюдается так называемый «Парадокс Хегарти» (1990), который заключается в том, что на современном этапе развития специального обучения инвалиды, испытывающие наибольшую необходимость в образовании, имеют меньше всего шансов его получить. Это относится как к развитым, так и развивающимся странам. Эта тенденция хорошо просматривается в таблице 2.


Таблица 2

% детей, охваченных разными формами обучения


дети SEN


По индивидуальному плану в масс.школе, либо по общему плану

(интегрированы)

специальные школы

специальные классы

вне официальной системы

Австралия

16

2 - 13,5

0,5

-

Канада

13

5-8

0

-

Дания

13

11-1,95

0,05

-

Германия

4,3

1,3

3

-

Италия

2

-1,94

0,06

нет данных

США

12

11,91

0,06-0,09

-

Великобритания

4,2

2,9

1,3

-

Турция

0,74


0,61

н.д

Казахстан

2,9

- 2,44

0,4

0,06

По данным OECD,приведенным в докладе Терри Седдон (Австралия) и РПМПК на 2003г

В большой степени обучающиеся с особыми потребностями являются продуктом традиционной учебной программы и устаревших способов определения и оценки достижений учащихся в ходе ее усвоения. Необходимо общее признание того, что трудности, которые испытывают учащиеся, являются результатом организации школьной работы и форм преподавания. (Скртик, 1991)

Реформирование школьной системы должно проходить таким образом, чтобы она могла позитивно реагировать на разнообразие контингента учащихся, рассматривая индивидуальные различия как нечто, заслуживающее поддержки и поощрения. Требуется новая культура сотрудничества на основе уважения индивидуальности. Таким образом, обеспечение равных возможностей и включение «особых° детей в общеобразовательный процесс взаимовыгодно, так как является ключом к улучшению положения в школьном образовании вообще.


В большинстве стран 40%-45% детей хотя бы раз оставались на второй год (это т.н. скрытый контингент учащихся с особыми образовательными потребностями).


О доступе: Отношение к детям с ограниченными возможностями.

Наиболее взвешенная позиция по этому вопросу излагается в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.:

«…Дети с ограниченными возможностями должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показателей-в специальных школах и школах- интернатах….»

В России число детей, получающих пособие по инвалидности за последние 10 лет возросло более чем в з раза и сегодня составляет около 1,5 % от общего числа детей (Образование для всех. Региональный мониторинг).

Исследования Е.Р. Ярской-Смирновой показали, что наиболее близкие контакты устанавливаются между опрошенными учащимися общеобразовательных школ и детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата(12,4%), а также с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии(12,9%).Более редкими оказались контакты с теми детьми, у которых нарушена речь, слух или зрение (9,1%). 40% опрошенных причислили к инвалидам только тех детей, которые имеют внешние признаки инвалидности. В общем, только третья часть учащихся массовой школы имели возможность познакомиться с ребенком- инвалидом.


Наибольшая терпимость к тому, чтобы учиться в одном классе,была высказана по отношению к детям с НОДА. Менее терпимы респонденты- учащиеся массовых школ к тем, у кого есть нарушения зрения и слуха. Самый низкий уровень толерантности был выявлен в отношении детей, имеющих нарушения умственного развития - почти половина учащихся высказалась за то, чтобы те учились в отдельной школе.

Совершенно очевидно,-это дает о себе вспомнить глубоко укоренившийся стереотип.


Около70 % опрошенных родителей считают возможной образовательную интеграцию детей с НОДА, тогда как к тому же мнению склоняются лишь 40%учителей массовых школ.


36% родителей положительно относятся к интеграции детей с нарушениями речи, слуха и зрения, а среди учителей таковых оказалось лишь 20%


Примерно 8 из 10 родителей не возражают против того, чтобы в классе с их ребенком учился инвалид с НОДА, тогда как всего лишь 16% учителей согласились бы вести занятия в таком классе.


Лишь 10% учителей и 22% родителей ожидают, что от интеграции «особых» детей в общеобразовательный процесс качество обучения всех детей возрастет

Таким образом, основными препятствиями образовательной интеграции детей -инвалидов являются (в порядке убывания значимости)

-для учителей

1.Состояние окружающей среды

2.Несовершенство образовательных программ

3.Отсутствие должной квалификации у учителей

4.Недостаточное финансирование школ

5.Недостатки законодательства

6Отсутствие необходимых социальных установок

7.Предпочтения родителей детей- инвалидов



Состояние соотношения специального и интегрированного образования.


На сегодняшний день проблема интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии имеет актуальное значение и неоднозначное решение.

Идея максимальной ориентации в обучении на нормально развивающихся детей обоснована Л.С.Выготским. Он считал, что широчайшая ориентация на нормально развивающихся детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования, которое должно быть подчинено целям общепедагогического обучения и воспитания.

Идеи Л.С.Выготского реализуются в практике школ Западной Европы и США, а в последнее время и в странах постсоветского пространства, в том числе и в Казахстане. Для нашей страны задача интегрированного обучения должна быть решена на государственном уровне, чтобы обеспечить детям с ограниченными возможностями развития равные с их здоровыми сверстниками возможности в получении образования, необходимой адаптации и интеграции в общество.

Понятие «интегрированное образование» рассматривается российскими учеными, а также учеными из Беларуссии, Киргизии, Казахстана, Узбекистана (Л.С.Волковой, Т.С.Зыковой, В.В.Коркуновым, Н.Н.Малофеевым, М.И.Никитиной и др.) в сопоставлении с понятием «дифференцированное образование». Авторы обращают внимание на то, что в настоящее время в этих странах существуют два пути развития специального образования:

  1. Совершенствование системы обучения детей с отклонениями в развитии в восьми типах специальных школьных и дошкольных организациях образования. Появление новых специальных учреждений (реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции, школы для детей с девиантным поведением, ресурсные центры и пр.), т.е. совершенствование дифференцированной системы образования детей с отклонениями в развитии.

  2. Становление интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.

В настоящее время в странах постсоветского пространства дифференцированное образование детей с отклонениями в развитии является наиболее распространенным путем развития специального образования. Этому пути соответствует сложившееся в нашем обществе стереотипное отношение к детям с проблемами в развитии, существующая система подготовки педагогических кадров. Сегодня ребенок с нарушениями в развитии может получить квалифицированную психолого-педагогическую помощь только в системе дифференцированного обучения, т.к. только в коррекционных организациях образования работают специалисты имеющие соответствующие профессиональные знания и опыт. Педагоги массовых школ и детских садов не имеют необходимых знаний об особенностях взаимодействия и способах обучения детей с ограниченными возможностями, поскольку эта информация не является содержанием их вузовской подготовки. Таким образом, массовая и специальная школы разделили сферы своей компетенции. Однако, в настоящее время в массовых школах, как России, так и Казахстана находится много детей с проблемами в развитии. Академик РАО В.И.Лубовский назвал это явление «вынужденная интеграция». Среди причин, по которым дети с отклонениями в развитии обучаются в условиях массовой школы, наиболее характерными являются следующие:

- отсутствие или отдаленность специальной организации образования от места проживания ребенка;

- нежелание родителей обучать ребенка в специальной школе.


В условиях массовой школы дети с отклонениями в развитии не имеют реальных возможностей получать специализированную педагогическую помощь, адекватное психолого-педагогическое сопровождение и, как правило, попадают в число стойко неуспевающих школьников. Часть этих учеников попадает в систему специального образования после нескольких лет неуспешного обучения в массовой школе, некоторые дети полностью «выпадают» из системы образования.

В странах Западной Европы и Америки развитие интегрированного образования явилось закономерным этапом развития системы специального образования. Каждая страна пришла к нему своим путем, однако, во всех странах специальным образованием были охвачены все нуждающиеся в нем дети.

Прямое копирование западных моделей интеграции в нашей стране может привести к провалу идеи, поскольку мы имеем неодинаковые социально-экономические условия. Необходимо, прежде всего, обосновать суть интегрированного образования в наших, Казахстанских условиях. Важно решить все ли дети могут быть интегрированы. Как решить проблему отношения к эти детям в среде здоровых детей, родителей, учителей.

Проблемы интегрированного обучения затрагивают интересы и потребности учащихся с отклонениями в развитии, их здоровых сверстников, а также родителей. Необходима разработка новой идеологии в сфере образования, которая позволила бы безболезненно включить в образовательный процесс детей с особыми нуждами. Эта идеология должна предусмотреть:

  • создание таких образовательных стандартов, которые смогли бы гарантировать успешную социализацию и улучшение «качества жизни» всем детям с отклонениями в развитии;

  • многоуровневость образовательной системы;

  • создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии;

  • изменение системы подготовки и повышения квалификации учителей массовых школ, психологов, специальных педагогов.

Кроме этого важным моментом явится создание необходимой нормативно-правовой базы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доступ к образованию детей с ограниченными возможностями.

Автор: Баягизова Нургуль Болатбековна

Дата: 25.12.2015

Номер свидетельства: 270233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Интеграция педагогов ДОУ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
    ["seo_title"] => string(96) "intieghratsiia-piedaghoghov-dou-v-rabotie-s-diet-mi-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "252099"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447332739"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Публичное выступление "Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении""
    ["seo_title"] => string(80) "publichnoie_vystuplieniie_inkliuzivnoie_obrazovaniie_dietiei_v_doshkol_nom_obraz"
    ["file_id"] => string(6) "410807"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492800043"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Использование программного обеспечения виртуальной школы в дистанционном образовании детей-инвалидов "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-proghrammnogho-obiespiechieniia-virtual-noi-shkoly-v-distantsionnom-obrazovanii-dietiei-invalidov"
    ["file_id"] => string(6) "155227"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421252209"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "«Применение средств адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья». "
    ["seo_title"] => string(124) "primienieniie-sriedstv-adaptivnoi-fizichieskoi-kul-tury-dlia-zaniatii-s-diet-mi-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "179195"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424960188"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) "
    ["seo_title"] => string(68) "obuchieniie-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "175449"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424271570"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства