kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Рисование" 5 - 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метоическая разработка для учителя рисования работающего с детьми с О. В. З.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Рисование" 5 - 7 класс»

«Рассмотрено» « Утверждено педагогическим советом.»

Руководитель МО --------- Хрубилова Т. И . Директор школы Жерновников Н.В.

Протокол № 1 от 28.08 2017 год. Протокол № 82 от 29.09 2017 год.








Рабочая программа по курсу

«Изобразительное искусство.»





















Составлена учителем : Алексенко А. А

2017 – 2018 учебный год.



Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству в 5-7 классах составлена в соответствии с:

1.Основной адаптированной общеобразовательной программой на 2017-2018 уч. год 2.Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-7 классы под редакцией В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2011 г

2. Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью. Вариант первый.

Одной из важнейших и актуальных задач коррекционного класса является улучшение психического состояния учащихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.

Цель программы в данном курсе изобразительного искусства сформулирована как

линия развития личности ученика средствами предмета:

– использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.

Всоответствии с этой целью определенызадачи:

коррекционно-развивающая:

-корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем

систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

-развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

-улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

образовательная:

-формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

-развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое,

высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

-знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-

прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

-расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

воспитательная:

-воспитывать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и

самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, воли, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Коррекционная работа включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

- коррекция - развитие памяти;

- коррекция - развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

- формирование адекватности чувств;

- формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция - развитие речи:

- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря. Коррекция мелкой моторики.

При обучении изобразительному искусству общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специального (коррекционного) класса VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами, особенно с технологией, математикой, литературой.

Характеристика обучающихся по уровням усвоения учебного материала

Опираясь на показатели обучаемости, разработанные В.В. Воронковой, по уровню усвоения учащимися учебного материала класс условно можно разделить на несколько групп:

Группа

Класс, кол-во обучающихся

Показатели обучаемости

I группа

5 класс – 1обучающийся

7 класс – 2 обучающихся


Наиболее успешно овладевают учебным материалом по в процессе фронтального обучения, задания выполняют самостоятельно с минимальной помощью, им доступен некоторый уровень обобщения, при выполнении сложных заданий требуется помощь.

II группа

5 класс – 2 обучающихся

6 класс – 1 обучающийся

7 класс – 1 обучающийся

Достаточно успешно обучаются. В ходе обучения испытывают трудности, в основном понимают фронтальное объяснение учителя, при выполнении самостоятельных работ требуется помощь учителя, элементарные выводы и обобщения не делают.

III группа

5 класс – 1 обучающийся

7 класс – 2 обучающихся

К данной группе относятся учащиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи. Им трудно определить главное в изучаемом, отделить второстепенное. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко 2-ой группе.

IV группа


К данной группе относятся учащиеся, которые овладевают программным материалом на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем остальные обучающиеся.



Место учебного предмета в учебном плане

Программа основного общего образования по изобразительному искусству для учащихся специальных коррекционных классов рассчитана на 3 года обучения: 5-7 классы. Программа реализуется на занятиях продолжительностью 40 минут и рассчитана на 34 учебных часа в учебном году (1 учебный час в неделю). Программа будет реализована в 2017-2018 уч.гг.



Распределение часов по учебному плану

Вид занятия

Количество часов по классам

5 класс

6 класс

7 класс

1

Рисование с натуры

13

13

10

2

Декоративное рисование

11

11

7

3

Рисование на темы

4

6

11

4

Беседы об изобразительном искусстве

6

4

6

Итого

34

34

34





Общая характеристика учебного процесса

Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся.

Ведущая структурная модель - комбинированный урок.

Формы занятий:

-фронтальная работа

-индивидуальная работа

-работа в парах и группах

-коллективная работа

-традиционные

-комбинированные

- нетрадиционные: игра, праздник, конкурс, экскурсия, соревнование и другие.

Методыобучения:

-словесные (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, беседа, работа с литературой и т.д.)

-наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) приемов работы педагогом и др.)

-практические (экскурсии, выходы на природу и др.)

-игровые (ролевые, деловые игры)

Основными видами деятельности учащихся с нарушениями в развитии по предмету «Изобразительное искусство» являются:

– практические действия с предметами, их заменителями, направленные на формирование способности мыслить отвлеченно;

– отработка графических умений и навыков;

– практические упражнения в композиционном, цветовом и художественно-эстетическом построении заданного изображения;

– развёрнутые рассуждения при анализе картин, произведений народных промыслов, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

– работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;

– индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов художественного изображения;

– работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.

Система оценки достижений учащихся

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися незначительные по объему и элементарные по содержанию задания, знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Промежуточная аттестация обучающихся не предусмотрена. Программа предполагает итоговую аттестацию учащихся в форме самостоятельной практической работы в конце учебного года.

При выполнении практических работ

Оценка «5» выставляется за самостоятельное качественное выполнение рисунка.

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких; работа выполнена аккуратно.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых, если работа выполнена не достаточно аккуратно.

Оценка «2» выставляется, если работа испорчена и не подлежит исправлению. Причиной невыполнения является так же наличие грубых ошибок и не соблюдение правил по технике безопасности и гигиены труда

При устной проверке

Оценка «5» ставится, если учащийся:

-умеет изложить учебный материал своими словами;

-подтверждает ответ конкретными примерами;

-правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

-допускает незначительные ошибки при изложении материала своими словами;

-может подтвердить ответ примерами с помощью учителя;

-правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

-допускает значительные ошибки при изложении материала своими словами;

-затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

-слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

-не может изложить учебный материал своими словами;

-не может подтвердить ответ конкретными примерами;

-не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

При выполнении итоговой самостоятельной работы

Оценка «5» выставляется за самостоятельное последовательное аккуратное выполнение рисунка, соответствующее заданию. Допускаются мелкие ошибки (детальные).

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки (композиционная, нарушение пропорций, несоответствие цвета предмета натуре); работа выполнена аккуратно.Допускаются мелкие ошибки (детальные).

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки(композиционная, нарушение пропорций, несоответствие цвета предмета натуре), если работа выполнена не достаточно аккуратно.

Оценка «2» выставляется, если работа испорчена и не подлежит исправлению. Причиной невыполнения является так же наличие грубых ошибок и не соблюдение правил по технике безопасности и гигиены труда

Личностные результаты освоения АООП общего образования:

-осознание себя как гражданина России; формирование чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

-овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения

Основная литература для учителя:

1. Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида: Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Воронковой Просвещение 2010. (автор Грошенков И.А.).

2. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

3.Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VIIклассах вспомогательной школы. - М., Просвещение, 1975.



Содержание программы

5 класс

1.Рисование с натуры (12 часов)

Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

2.Декоративное рисование (9 часов)

Составление узоров из геометрических т растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).

3.Рисование на темы (8 часов)

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.

4.Беседы по изобразительному искусству (5 часов)

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

Требования к уровню подготовки учащихся

Программа по изобразительному искусству для 5 класса определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью

Обучающиеся должны знать:

Минимальный уровень:

- виды и жанры изобразительного искусства; виды художественных работ;

-фамилии и имена некоторых выдающихся художников и их произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры;

- названия крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга, родного города;

-названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойства назначение, правила хранения, санитарно-гигиенических требования при работе с ними;

-элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.

Достаточный уровень:

-отличительные признаки видов изобразительного искусства;

-особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве;

-законы и правилацветоведения; светотени; перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.



Обучающиеся должны уметь:

Минимальный уровень:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;

-следовать при выполнении работы инструкциям учителя; целесообразно организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

-изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;

-применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

-ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

-адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета.

Достаточный уровень:

-передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их стро­ение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

-определять предметы симметричной формы и рисовать их, при­меняя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

-составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

-передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения вели­чин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

-ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

-пользоваться элементарными приемами работы с красками (ров­ная закраска, не выходящая за контуры изображения);

-самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товари­щей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

-рассказывать содержание картины; знать названия рассмотрен­ных на уроках произведений изобразительного искусства; опреде­лять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.

-следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

-оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

-устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

-рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;

-различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществ









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

урока

Тема урока

Дата

Требования к результату

Виды контроля

знать

уметь


I четверть – 9ч.


1

Беседа на тему «Декоративно-

прикладное искусство». (Художеств. лаки)


Виды росписи декоративно-прикладного искусства

Отличать предметы декоративно-прикладныеискусства. Сравнивать виды искусства, описывать отличительные признаки.

Беседа

2

Рисованиеузора в полосе(растительный орнамент:стилизованные ягоды, ветки, листья).). Элементы цветоведения.


Что такое орнамент, виды орнамента. Правила составления орнамента в полосе.

Делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей.

ПР

3

Составление в прямоугольнике узора из растительных форм.


Что такоедекоративныйорнамент, виды орнамента.

Композиционноправильнонаноситьэлементы узорав прямоугольнике

ПР

4

Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг – по шаблону).


Как строить геометрический орнамент в круге

Делить круг на равные части. Проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

ПР

5

Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан).


Порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.Как передатьобъемпредмета

Различать и изображать от руки форму предмета, ее характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки, передавать цвет предмета в изображении

ПР

6

Рисование симметричного узора по образцу. Рисование осеннего листа.


Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевой линии. Понятия «основные цвета», «дополнительные цвета».

Изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа. Смешивать основные цвета и получать дополнительные

ПР

7

Экскурсия«Золотаяосень»

Левитан И. И.


Сезонные изменения в природе. Название картины и имя художника.

Рассказывать об увиденном, описывать осенние листья

Беседа, рассказ-описание

8

Рисование с натуры осеннего букета.


Правила размещения предметов на плоскости листа (композиция). Понятие «пропорции».

Обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.Передавать цвета и форму предмета

ПР

9

Рисование иллюстрации к сказке «Теремок».


Формат листа и его использование в зависимости от замысла. Понятие «композиция».

Изображать группу предметов. Развивать умение правильно передавать пространственное расположение и цвет предметов. Использовать цветовую палитру в рисунке.

ПР

II четверть – 7ч.

10

Беседа по картинеВаснецова«Алёнушка».


Название картины и фамилиюхудожников

Составлять рассказпо картине.

Использовать в рассказе фантазию.

Беседа, составление рассказа

11

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы(«Крутой спуск», «Дорожные работы»).


Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевой линии

Изображать симметричные геометрические формы.

ПР

12

Рисование с натурыигрушечной пирамиды.


Как исправить замечаемые в рисунке ошибки.

Использовать формат листа в изображении. Компоновать предмет на листе. Пользоватьсядополнительными линиями дляпроверкирисунка.

ПР

13

Беседа «Народная игрушка».(богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.)


Виды народной игрушки, материалы для изготовления нпародных игрушек. Промысел – богородская игрушка, сюжеты богородских игрушек.

Отличать народную игрушку от современной.

Беседа, работа с изображениями

14

Рисование на тему: «Зимнийсад» (гуашь).


Каккомпозиционно правильно располагать предметы. Понятие «холодные цвета».

Располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Подбирать цвет и пользоваться красками, использовать палитру холодных цветов.

ПР

15

Тематическоерисование.Иллюстрация ксказке«Золотаярыбка».


Какправильно определить величину предмета. Правила композиции (изображение предмета ближе-дальше, выше-ниже).

Композиционноправильно расположить предметы на листе бумаги.

ПР

16




Рисование новогодней карнавальной полумаски.


Правила изображения симметричного предмета.

Передаватьназначение предмета цветом. Передавать образ героя в маске.

ПР

IIIчетверть -10 ч.

17

Беседа об искусстве на тему: картины художников ошколе, о товарищах, о семье(Д. Мочальский «Первое сентября»; И. Шевандронова «В сельской библиотеке»; А. Курчанов «У больной подруги»; Ф. Решетнеков «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»).


Название картины и фамилиюхудожника

Рассказывать по картине, описывать предметы, давать характеристику героям. Передавать эмоциональное впечатление от картины.

Беседа по картине

18

Рисование на тему «Зимние развлечения»


Каккомпозиционно правильно расположить предметы.

Выбирать формат листа в соответствии с замыслом. Изображать фигуру человека. Изображать предметы, расположенные в пространстве с передачей из расположения.

ПР

19

Рисование в квадрате узора из

растительных форм


Знать правила построения узора в квадрате. Понятие «ритм».

Пользоваться осевыми и дополнительными линиями.Рисовать квадрат и делить его на равные части.

ПР

20

Рисование с натуры цветочного горшка


Как передать форму и пропорции предмета

Передавать форму и цвет предмета в соответствии с натурой. Компоновать предметы на плоскости листа.

ПР

21

Рисование с натурыпредмета

прямоугольнойформы(чемодан, ящик, коробка).


Как передать форму и пропорции предмета

Передавать форму и цвет предмета в соответствии с натурой. Использовать для измерения пропорций карандаш.

ПР

22

Рисование открытки к 23февраля


Символы своей страны. Символику цвета. Как рисовать флаг России.

Правильно располагать предметы на листе. Передавать символику цветом.

ПР

23

Рисование с натуры предмета

прямоугольной формы (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).


Как исправить замечаемые в рисунке ошибки.

Передавать объемную форму предмета. Соблюдать пропорции.

ПР

24

Рисование открытки к 8 Марта


Как рисовать цветы.

Определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

ПР

25

Беседа по картинеСаврасова

«Грачиприлетели»


Название картины и фамилиюхудожника.

Составлять рассказ по картине, использовать в рассказе –описании наблюдения за сезонными изменениями в природе. Описывать сложные цвета.

Беседа

26

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения «Маша и медведь»


Знать требования к композиции на листе бумаги.

Выполнять сюжетное изображение, составлять композицию с использованием фигур.Правильно передавать пространственное расположение и цвет предметов

ПР

IV четверть - 8 ч.

27

Рисование скворечника


Как передать форму предмета в соответствии с натурой

Правильно передать форму и объем предмета

ПР

28

Экскурсия«Веснапришла»



Характерныепризнакивесны

Наблюдать и сравнивать явления природы

Беседа

29

Рисование снатурыдетскойигрушки:машина


Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевой линии

Изображать симметричную фигуру (линейно)

ПР

30

Рисование узора из растительных элементов в геометрической форме



Построить в квадрате узор израстительных элементов

Пользоваться осевыми и дополнительнымилиниями

ПР

31

Беседа обискусстве на

тему ВОВ.Пластов«Фашистпролетел»


Название картины и фамилиюхудожника

Рассказывать по картине, выделять главное к картине.

Беседа, составление рассказа

32

Рисование симметричных форм: насекомые-стрекоза, жук, бабочка(натура – раздаточный материал).


Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевых линий

Подбиратьгармоничноесочетание цветаприраскрашиваниибабочки

ПР

33

Рисование снатуры цветов:

(стрекозы и цветок тюльпана).


Как передатьформупредмета

Правильно передать форму и цвет предмета

ПР

34

Самостоятельная работа: декоративное рисование узора в ромбе из геометрических фигур


Как передать пропорции предмета

Самостоятельно передавать форму и цвет предмета в соответствии с натурой

СР



























Содержание программы

6 класс

1.Рисование с натуры. (13 ч)

Закрепление умений и навыков, полученных обучающимися в 5 классе; развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизни, путем показа красоты форм предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т.д), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.



2.Декоративное рисование. (11 ч)

Закрепление умений и навыков полученных ранее; раскрытие практического и общественного полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользоваться материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.



3.Рисование на темы. (6 ч)

Развитие и совершенствование у обучающихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание; развитие умения отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками.



4.Беседы об изобразительном искусстве. (4 ч)

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

минимальный уровень

- виды и жанры изобразительного искусства; виды художественных работ;

-фамилии и имена некоторых выдающихся художников и их произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры;

-названия крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга, родного города;

-названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойства, назначение, правила хранения, санитарно-гигиенических требования при работе с ними;

-элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.

-виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);

-основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);

-отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства.

достаточный уровень:

-отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);

-особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);

-законы и правила цветоведения; светотени; перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.



Учащиеся должны уметь:

минимальный уровень:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;

-следовать при выполнении работы инструкциям учителя; целесообразно организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

-изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;

-применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

-ориентироваться в пространстве листа: размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

-пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

-адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета.

-пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

-уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;

-подбирать цвета изображаемых предметов;

-сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;

-делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;

-найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.

достаточный уровень:

-подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;

-передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;

-находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

- следовать при выполнении инструкциям, представленным в информационных источниках;

-оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности и одноклассников;

-устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

-адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;

-различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу;

-найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства и фамилии их авторов.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

урока

Тема урока

Дата

Требования к результату

Виды контроля

знать/понимать

уметь

I четверть – 9ч.


1

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (народные игрушки из глины, дерева).


Виды декоративно-прикладного искусства. Символическое значение народного орнамента, росписи

Отличать предметы декоративно-прикладныеискусства. Сравнивать виды искусства, описывать отличительные признаки.

Беседа

2

Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путем упрощения их рисунка (стилизация).


Что такое стилизация. Правила выполнения стилизации (обобщение, упрощение формы).

Использовать природные формы в декоративном рисовании; определять общую форму предмета, основной цвет предмета. Использовать основные цвета при выполнении декоративного изображения.

ПР

3-4

Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (например, яблоко и груша).


Что такоедекоративныйорнамент, виды орнамента.

Исследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Видеть и передавать в рисунке строение предмета простой формы.

ПР

5-6

Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (например, морковь и огурец).


Понятия «композиция», «пропорции». Основные геометрический формы.

Определять форму предмета, основной цвет предмета. Изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности.

Изображать предметы в соответствии с расположением в пространстве (ближе-дальше), использовать прием перекрывания. Использовать оттенки при изображении цвета предмета.

ПР

7-8

Декоративное рисование — составление симметричного узора


Понятие «симметрия», виды симметрии. Правила составления симметричного узора.

Составлять симметричный узор в определенной форме (квадрат, круг, ромб). Получать дополнительные цвета путем смешивания основных. Составлять гармоничные цветовые сочетания в узоре.

ПР

9

Декоративное рисование — составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся).


Значение символики формы.

Использовать осевые и дополнительные линии при выполнении изображения. Выбирать форму для значка в соответствии с общим замыслом. Компоновать изображение на листе. Использовать значение цвета в изображении.

ПР

II четверть – 7ч.

10

Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины художников В. Фирсова «Юный живописец», В. Серова «Девочка с персиками»», П. Кончаловского «Сирень».


Название картин и фамилиихудожников.

Составлять рассказпо картине.

Использовать в рассказе терминологию (живопись, цвет, колорит, композиция, ближний план, дальний план).

Беседа, составление рассказа

11

Беседа о превращение плоскости в объем. Элементы формообразования. Простые формы.


Геометрические тела, отличие геометрических фигур и тел.

Отличать и называть геометрические фигуры и тела. Изображать куб в объеме.

ПР

12-13

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (строительный конструктор).


Геометрические тела, способы изображения геометрических тел.

Использовать формат листа в изображении. Компоновать предмет на листе. Пользоватьсядополнительными линиями дляпроверкирисунка. Изображать простые формы в объеме.

ПР

14-15

Рисование на тему «Что мы видели на стройке (содержание рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный подъемный кран, стрела которого несет панель, автомашина везет плиты, экскаватор роет траншею, рабочие прокладывают трубы, бульдозер засыпает яму и т. п.).


Содержание тематического рисунка. Правила расположения предметов на листе (композиция). Способы передачи ближнего и дальнего планов. Способы получения дополнительных цветов.

Изображать простые предметы в объеме. Компоновать изображение на листе. Передавать в изображении главное и второстепенное. Изображать передний и дальний планы.

ПР

16

Изготовление новогодних карнавальных масок.


Виды масок. Понятие «симметрия». Приемы получения симметричного изображения.

Передавать образ в маске цветом, дополнительными элементами.

ПР

IIIчетверть -10 ч.

17

Рисование новогодней открытки (элементы оформления — флажки, снежинки, сосульки, звезды, серпантин, конфетти, елочные игрушки и т. п.).


Виды открыток.

Использовать декоративные элементы и разные дополнительные материалы для создания образа открытки.

ПР

18

Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э. Фальконе. «Медный всадник»; Ф. Фивейский. «Сильнее смерти; Е. Вучетич. «Статуя воина-освободителя»).


Виды изобразительного искусства. Отличие скульптуры от других видов изобразительного искусства. Материалы художника-скульптора

Отличать скульптуру от других видов изобразительного искусства. Определять материал, из которого выполнена скульптура.

Беседа, работа с изображениями

19

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка).


Различия в изображении в зависимости от расположения предмета в пространстве (ниже-выше).

Определять по изображению положение предмет в пространстве. Изображать объемные предметы цилиндрической формы с передачей объема. Изображать предметы, расположенные ниже уровня зрения.

ПР

20

Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (А. Бубнов. «Утро на Куликовом поле В. Васнецов. «Богатыри»; В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы»).


Названия картин и имена художников.

Определять исторический период по изображению. Определять сюжет картины и рассказывать об историческом событии по картине.

Беседа, составление рассказа-описания по картине

21

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (кофейник).


Названия геометрических тел.

Определять геометрическую форму предмета. Изображать коническую форму предмета в объеме.

ПР

22

Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин).


Основные приемы формообразования, получения сложных форм предмета.

Делить сложную форму предмета на простые, определять пропорции, соотношение составных частей формы. Компоновать изображение на листе в соответствии с пропорциями предмета. Выполнять декоративное оформление предмета (цветом, орнаментом)

ПР

23

Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой).


Основные приемы формообразования, получения сложных форм предмета. Последовательность построения изображения.

Делить сложную форму предмета на простые, определять пропорции, соотношение составных частей формы. Передавать форму предмета, соблюдать пропорции.

ПР

24

Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова).


Понятие «шрифт». Приемы выполнения определенного шрифта по готовой сетке (клетка).

Писать свое имя ленточным шрифтом по сетке (клетки).

ПР

25-26

Рисование с натуры птиц (натура — чучело скворца, грача, вороны, галки — по выбору)


Требования к композиции на листе бумаги.Как передать форму предмета в соответствии с натурой. Последовательность выполнения изображения (этапы).

Передавать пространственное расположение и цвет предмета в соответствии с натурой. Передавать штрихом оперение.

ПР

IVчетверть - 8 ч.

27

Рисование на тему «Сказка о царе Салтане» (на отдельный сюжет)


Понятие «иллюстрация».

Выполнять композицию в соответствии с описанием. Выделять главное в изображении. Передавать в изображении главное и второстепенное цветом.


28-29

Тематический рисунок «Птицы — наши друзья»


Птиц родного края. Понятие «плакат».

Компоновать изображение на листе с соответствии с правилами. Использовать текст в изображении. Выделять главное в изображении.

ПР

30

В рисунке преобладают краски наступившей весны: голубые, светло-зеленые, желтые, коричневые. Рисунок по представлению.


Характерныепризнакивесны.

Наблюдать и сравнивать явления природы. Различать основные и дополнительные цвета. Видеть оттенки в природе и изображении. Получать дополнительные оттеки цвета путем смешивания.

ПР

31

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус).


Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевых линий. Понятия «свет», «тень», «полутень».

Изображать симметричную фигуру (линейно). Передавать объем предмета (шар) при помощи светотени.

ПР

32

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (В. Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!» Д. Шмаринов. «Не забудем, не простим Ф. Богородский. «Слава павшим героям»;Кукрыниксы «Конец»).


Жанры изобразительного искусства, батальный жанр.

Определять жанр изобразительного искусства, отличать батальный жанр от других жанров.

Беседа, работа с изображениями

33

Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка — по выбору


Значение цвета в декоративном изображении

Оформлять почтовый конверт в соответствии с назначением.

ПР

34

Самостоятельная работа: рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла-неваляшка).


Как рисовать симметричную фигуру с помощью осевых линий.

Самостоятельно выбирать формат изображения, компоновать предмет на листе, определять пропорции предмета, передавать цвет предмета в соответствии с натурой.

СР



















Содержание программы

7 класс

1.Рисование с натуры. (10 ч)

Развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной форм. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.



2.Декоративное рисование. (7 ч)

Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.



3.Рисование на темы. (11 ч)

Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.



4.Беседы об изобразительном искусстве.(6 ч)

Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительной живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства. умений каждым учеником, развитие его умений действовать

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

минимальный уровень:

-основы цветоведения (основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета);

-форму, конструкцию предмета, величину его составных частей, цвет и положение в пространстве;

-последовательность выполнения рисунка;

-приёмы выполнения простейшего шрифта по клеткам

-виды узоров (орнаментов): геометрический, растительный

-приёмы работы акварельными и гуашевыми красками;

-значение прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни;

-понятие о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план;

-виды и жанры изобразительного искусства: натюрморт, живопись, скульптура, архитектура, графика;

-широко известные скульптурные произведения, архитектурные произведения.

достаточный уровень:

-основные средства выразительности живописи и их отличительные особенности;

-виды народного декоративно-прикладного искусства и их отличительные особенности;

- виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);

-отличительные признаки видов изобразительно искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);

- основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);

- особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);

- отличительные особенности произведений декоративно – прикладного искусства;

- названия крупнейших музеев страны.



Учащиеся должны уметь:

минимальный уровень:

-строить изображение в определённой последовательности (от общего к частному);

-пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

-передавать в рисунке объёмную форму предметов доступными учащимся средствами;

-подбирать цвет в соответствии с натурой;

-пользоваться художественными материалами в процессе рисования;

-передавать в рисунке связанное содержание;

-использовать приём загораживания одних предметов другими в зависимости от их положении относительно друг друга;

-размещать предметы в открытом пространстве;

-изображать удалённые предметы с учётом их зрительного уменьшения;

-изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая их объем и окраску.

достаточный уровень:

-планировать свою работу;

-проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построения узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;

-подбирать гармонические сочетания цветов;

-высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался;

-передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности (от общего к частному);

-стилизовать природные формы и использовать их в оформительской работе;

-проявлять интерес к произведениям изобразительно искусства и высказывать о них оценочные суждения.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

урока

Тема урока

Дата

Требования к результату

Виды контроля

знать/понимать

уметь


I четверть – 9ч.


1

Рисование объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему (высокая коробка)


Этапы (последовательность) построения изображения.

Выполнять изображение с натуры. Определять форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве предмета и передавать в изображении.

ПР

2

Рисование объемного предмета прямоугольной формы в простом для восприятия положении (радиоприемник, телевизор).


Этапы (последовательность) построения изображения. Зависимость формата листа от формы и пропорций предмета.

Изображать с натуры объемный предмет прямоугольной формы с передачей пропорций, объема.

ПР

3

Рисование объемного предмета прямоугольной формы в простом для восприятия положении (стопа из 5-6 книг).


Способы передачи пропорций предмета на плоскости. Приемы передачи объема на плоскости.

Соблюдать последовательность выполнения рисунка. Компоновать предмет на листе. Передавать в линейном рисунке объемную форму предмета.

ПР

4

Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства. Живопись»(И. Грабарь «Березовая аллея», И.Машков «Снедь московская. Мясо, дичь», В.Серов «Мика Морозов», И.Репин «Иван Грозный и его сын Иван», В. Маковский «Свидание»).


Материалы и инструменты художника-живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, исторический и бытовой. Художников разных жанров и их работы.

Определять жанр картины.Узнавать работы известных художников. Определять сюжет исторических и бытовых картин.

Беседа, работа с иллюстрациями.

5

Рисование двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка)


Последовательность выполнения изображения. Зависимость изображения от положения предмета в пространстве.

Определять положение предмета в пространстве по изображению. Изображать предмет, расположенный ниже уровня зрения. Соблюдать последовательность в работе. Выполнять контроль и коррекцию в работе.

ПР

6

Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом ¼ части (сыр, торт)


Способы передачи объема на плоскости.

Выполнять работу последовательно. Следовать инструкции учителя. Компоновать изображение на листе.

ПР

7

Рисование предмета, имеющего форму усеченного конуса (чашка, цветочный горшок, ваза)


Законы формообразования.

Определять основную форму предмета. Выполнять изменение основной формы предмета в соответствии с натурой. Пользоваться вспомогательными линиями. Компоновать изображение на плоскости листа.

ПР

8

Рисование предмета комбинированной формы (торшер, подсвечник со свечой)


Приемы формообразования. Последовательность выполнения работы от простого к сложному, от общего к частному.

Передавать в рисунке объемных предметов комбинированную (сложную) форму, соблюдать пропорциональность, последовательность выполнения рисунка.

ПР

9

Беседа об изобразительном искусстве. Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теплая цветовая гамма. Композиция». (И. Шишкин «Полдень», А. Куинджи «Березовая роща», И. Левитан «Сумерки. Стога», М. Врубель «В ночном», В. Поленов «Московский дворик»)


Основные средства выразительности живописи (цвет, колорит, материал). «Теплые» и «холодные» цвета. Свойства цвета в зависимости от освещения. Художников-пейзажистов и их работы.

Определять цветовую гамму, колорит в пейзаже. Отличать жанр пейзажа от других. Различать и называть русских художников-пейзажистов и их работы.

Беседа, работа с репродукциями.

II четверть – 7ч.

10

Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение ее узором.


Понятие «декор».

Изготавливать из бумаги пилотку. Выполнять декоративную переработку природных форм и использование их в оформлении работы. Использовать различные художественные и прикладные материалы в работе.

ПР

11

Рисование на основе наблюдений зарисовок осеннего леса.


Геометрические тела, отличие геометрических фигур и тел.

Передавать в рисунке связное содержание, использовать прием загораживания одних предметов другими. Изображать ближний и дальний планы в рисунке. Передавать характер деревьев в линейном рисунке.

ПР

12

Рисование объемных предметов – посуда (отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза)


Основы формообразования, последовательность выполнения рисунка.

Изображать объемный предмет с натуры с передачей пропорций, формы и дополнительных элементов. Компоновать изображение на листе.

ПР

13

Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства. Скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. (Памятник Ю. Гагарину на площади Гагарина в Москве; Н. томский «Портрет И.Д. Черняховского»; мемориал в Волгограде на Мамаевом кургане; скульптуры С. Коненкова и др.)


Виды изобразительного искусства. Понятие «скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. Художников-скульпторов.

Отличать произведения скульптуры от других видов изобразительного искусства.

Беседа, описание изображений по иллюстрации (по определенному плану)

14

Рисование предмета комбинированной формы (настольная лампа)


Приемы формообразования.

Передавать форму предмета, выполнять рисунок последовательно.

ПР

15

Беседа об изобразительном искусстве на тему: «Народная скульптура» (игрушка)


Народные промыслы (дымковская игрушка, богородская игрушка). Образы в народной игрушке. Материалы разных промыслов.

Отличать народную игрушку от современной. Различать дымковскую и богородскую игрушки.

Беседа, работа с иллюстрациями.

16

Изготовление макета пригласительного билета на праздник


Приемов работы гуашевыми красками.

Работать гуашью. Передавать в изображении настроение праздника.

ПР

IIIчетверть -10 ч.

17

Рисование на основе наблюдений зарисовок зимнего леса


Виды линий. Значение линии в изобразительном искусстве. Особенности передачи характера деревьев в линейном рисунке.

Размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Передавать характер деревьев линейно. Использовать разные линии в изображении.

ПР

18

Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация. Плакат. «Карикатура»


Виды изобразительного искусства. Графика как вид изобразительного искусства. Понятия «книжная иллюстрация», «плакат», «карикатура».

Различать плакат, иллюстрацию, карикатуру.

Беседа, работа с изображениями

19

Выполнение эскизов элементов оформления книги -рисование заставок, буквиц, концовок


Понятия «заставка», «буквица», «концовка».

Использовать декоративное значение цвета при составлении орнаментальных композиций.

ПР

20-21

Рисование натюрморта из объемных предметов округлой формы (овощи)


Правила составления композиции из 3-х предметов.

Составлять композицию из 3-х предметов на плоскости. Передавать в изображении форму предмета, его цвет. Использовать оттенки цвета.

ПР

22

Рисование постройки из элементов строительного материала (башня)


Последовательность выполнения изображения на плоскости.

Определять форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение предмета в пространстве, изображать на плоскости.

ПР

23

Рисование предметов комбинированной формы (ваза)


Основные приемы формообразования, получения сложных форм предмета.

Делить сложную форму предмета на простые, определять пропорции, соотношение составных частей формы. Компоновать изображение на листе в соответствии с пропорциями предмета. Выполнять декоративное оформление предмета (цветом, орнаментом)

ПР

24

Составление узора для вазы


Декоративноезначение цвета

Составлять декоративный узор, подбирать гармоничное сочетание цветов для узора.

ПР

25

Рисование предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты)


Приемы компоновки изображения на листе. Последовательность выполнения работы.

Изображать предметы с натуры с передачей характерной формы, деталей, положения в пространстве. Выполнять работу последовательно.

ПР

26

Беседа об изобразительном искусстве. Демонстрация учебного кинофильма «Народное декоративно-прикладное искусство России». Показ изделий народного творчества (Хохлома, Гжель, Жостово, Палех)


Требования к композиции на листе бумаги. Как передать форму предмета в соответствии с натурой. Последовательность выполнения изображения (этапы).

Различать изделия народного ДПИ. Различать промыслы (Хохлома, Гжель, Жостово, Палех)

Беседа, работа с раздаточным материалом, изделиями.

IVчетверть - 8 ч.

27-28

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник, самовар)


Основы светотени: «свет», «тень», «полутень». Приемы передачи светотени в изображении.

Изображать предметы сложной формы последовательно. Передавать пропорции и объем в изображении.

ПР

29

Беседа об изобразительном искусстве на тему: «Виды изобразительного искусства. Декоративно – прикладное творчество». Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно).


Значение народного ДПИ. Промысел «Городецкая роспись». Материал и изделия Городца. Отличительные признаки городецкой росписи. Элементы городецкой росписи.

Отличать изделия Городца от других народных промыслов.

Беседа, работа с наглядным материалом.

30

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки)


Приемы выполнения изображения на плоскости.

Выполнять изображение предмета на плоскости последовательно, соблюдать пропорции, передавать форму предмета.

ПР

31

Разработка эскиза плаката ко Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам)


Роль декоративного рисования в повседневной жизни

Выполнять эскиз тематического плаката. Использовать символику цвета в изображении. Использовать надпись в изображении. Выполнять надпись по сетке.

ПР

32

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной Войне (П. Логинов и В. Панфилов «Знамя Победы», П.Кривоногов «Брестская крепость», Ф. Усыпенко «Ответ гвардейцев-минометчиков»).


Жанры изобразительного искусства, батальный жанр.

Определять жанр изобразительного искусства, отличать батальный жанр от других жанров. Определять сюжет картины. Составлять рассказ по картине.

Беседа, работа с иллюстрациями. Рассказ по картине

33

Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященной спортивным соревнованиям


Спортивную символику. Роль декоративного рисования в повседневной жизни. Значение цвета в декоративном изображении

Символически изображать разные виды спорта.

ПР

34

Самостоятельная работа: иллюстрирование отрывка из литературного произведения


Определять сюжет. Составлять тематическую композицию. Определять главного героя.

Самостоятельно составлять и изображать сюжетную композицию по отрывку из литературного произведения в соответствии с замыслом.

СР












































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предмету "Рисование" 5 - 7 класс

Автор: Алексенко А А.

Дата: 18.02.2019

Номер свидетельства: 500307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "В.В.Бабайцева "Рабочая программа по русскому языку в 6 классе" (углублённое изучение) "
    ["seo_title"] => string(94) "v-v-babaitsieva-rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-ughlublionnoie-izuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "117366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412778481"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-6-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "163127"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422447698"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по изобразительному искусству.   6 класс. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-6-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "163130"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422448117"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по изобразительному искусству. "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-1"
    ["file_id"] => string(6) "163134"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422448376"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Рабочая программа по ИЗО  2 класс "
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia-proghramma-po-izo-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110642"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406353230"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства