Просмотр содержимого документа
«Программа по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»»
Программа
по правовому воспитанию учащихся
и правовому просвещению родителей
«Твои права»
Цель
- формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры
школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;
- развитие правового самопознания;
- оптимизация познавательной деятельности;
- профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений
школьников;
- воспитание основ безопасности.
Задачи
1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным
нравственно-правовым нормам.
2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и
педагогов.
3. Содействие повышению качества образования в области прав человека,
законопослушного поведения школьников.
4. Привитие навыков избирательного права.
5. Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений,
преступлений и асоциального поведения школьников.
6. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по
правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и
школе.
7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы
прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
Задачи: - знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка; - понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т.д.); - приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений со взрослыми, старшими; - знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в особенности правил дорожного движения); этические правила и нормы (например, правила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте); правила, регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения; - получение первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу и т.д.).
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Мероприятия
№ п/п
Наименование
мероприятий
Сроки
проведения
Ответственный исполнитель
1 – 2 КЛАСС
Правила вокруг нас
октябрь
Социальный педагог
Мой класс и мои друзья
декабрь
Социальный педагог
Азбука пешехода
февраль
Социальный педагог
Мой друг Светофор
апрель
Социальный педагог
3 – 4 КЛАСС
1
Идем в гости (правила этикета)
октябрь
Социальный педагог
2
Конкурс сказок «Этикет – в любимых сказках»
ноябрь
Социальный педагог
3
Защита прав ребенка
декабрь
Социальный педагог
4
Конкурс рисунков «Я рисую свои права».
февраль
Социальный педагог
5
Мои помощники – дорожные знаки
март
Социальный педагог
6
Викторина «Светофор»
апрель
Социальный педагог
СРЕДНЕЯЯ ШКОЛА
Мероприятия
5 КЛАСС
1
Защита прав ребенка
октябрь
Социальный педагог
2
Конкурс рисунков «Я рисую свои права».
ноябрь
Социальный педагог
3
Российская Федерация Власть в нашей стране
декабрь
Социальный педагог
4
Конкурс сочинений «С чего начинается Родина…»
февраль
Социальный педагог
5
Берегись автомобиля
март
Социальный педагог
6
Викторина «Светофор».
апрель
Социальный педагог
6 – 7 КЛАСС
1
Школьное самоуправление
октябрь
Социальный педагог
2
Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы».
ноябрь
Социальный педагог
3
Что такое закон и для чего он нужен
декабрь
Социальный педагог
4
Викторина «Имею право».
февраль
Социальный педагог
5
Уговор дороже денег
март
Социальный педагог
6
Анкетирование учащихся «Я и права других людей».
апрель
Социальный педагог
8-9 КЛАСС
1
Право и свобода
Право и здоровье
октябрь
Социальный педагог
2
Мои первые документы
ноябрь
Социальный педагог
3
Как не стать жертвой преступления
декабрь
Социальный педагог
4
Нарушения закона
февраль
Социальный педагог
5
Конкурс рисунков «Подросток и закон».
март
Социальный педагог
6
Тест «Мои шансы оступиться»
апрель
Социальный педагог
Работа с учащимися,
находящимися в социально – опасном положении и их родителями. Задачи: 1. Формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;
2. Формирование знаний, способствующих восприятию здорового образа жизни и адекватного поведения.
3. Выявление интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения.
4. Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил
5. Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям.
6. Оказание помощи семье в решении проблем воспитания, развитие социально-психологического просвещения родителей, усиление их роли в воспитании детей.
Основные направления работы.
Профилактика правонарушений и наркомании.
Профессиональная ориентация и самоопределение.
Культурно-творческая деятельность.
Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях, объединениях блока дополнительного образования.
Просветительская деятельность.
Работа с родителями.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Профилактика правонарушений и наркомании:
- составление социальных паспортов классов и школы; - работа Совета профилактики правонарушений и беспризорности школы; - создание банка данных на учащихся, состоящих на внутришкольном учете; - сотрудничество с КДНиЗП, ПДН; - организация правовой информированности учащихся, родителей,
- работа психолога по обучению навыкам эффективного общения, ответственного
принятия решений;
- правовое просвещение учащихся.
2. Профессиональная ориентация и самоопределение:
- проф. диагностика (анкетирование);
- проф. просвещение (беседы, встречи, экскурсии);
- проф. консультирование (работа с психологом, педагогами);
3. Культурно-творческая деятельность:
- участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях;
- музейно-экскурсионная работа;
- каникулярный отдых;
4. Работа с родителями:
- сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально
незащищённых семей, детях-инвалидах;
- консультирование с целью оказания помощи в решении в социальных,
юридических, социально-психологических вопросов;
- родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Особенности работы с родителями в рамках курса по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права» заключаются в разработке лектория по темам курса. С целью правового просвещения готовятся полноценные развернутые лекции специалистов. С содержанием лекций родители могут ознакомиться на стенде информации, по каждой лекции подготовлены памятки для родителей, которые можно взять с собой и ознакомиться с ними дома. Кроме этого проводятся консультации родителей по правовым вопросам.
Задачи: - формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике; - выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах; - знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике; - обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом; - умению выделять правовое содержание жизненных ситуации и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении; - формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
№ п/п
Наименование мероприятий
Дата
Ответственный исполнитель
Современное законодательство в сфере семейной политики
сентябрь
Социальный педагог
Законы воспитания в семье. Какими им быть?
октябрь
Социальный педагог,
педагог - психолог
Как научить сына или дочь говорить «нет»
ноябрь
Социальный педагог,
педагог - психолог
Детская агрессивность, ее причины и последствия
декабрь
Педагог - психолог
За что ставят на учет в полицию
январь
Социальный педагог,
Свободное время - для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок?