kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по профориентации "Мой выбор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.

Каждый из нас знает, насколько важно найти свое место в жизни, заниматься делом, которое по душе, самоутвердиться. Мы часто задавались вопросами - многие ли из нас сделали выбор профессии осознанно? Многие ли из нас получив образование, продолжают работать по специальности? И как сегодня подростки принимают решение о выборе будущей профессии – рекомендация родителей, друзей, учителей или «мода» на определенные профессии? Как сделать правильный выбор? 

Просмотр содержимого документа
«Проект по профориентации "Мой выбор"»


Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Саратовской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат №3 II вида г.Энгельса»



Принято на педсовете от 31.08.2015 г.









Проект

по профориентации

«Мой выбор».





Проект разработан педагогами:

Пчелинцевой Валерией Владимировной,

Родиной Лилией Павловной,

Кухарук Наталией Сергеевной,

Базыма Людмилой Николаевной,

Кондрашовой Татьяной Николаевной,

Гура Татьяной Владимировной.












г. Энгельс, 2015 год

Содержание

1.Пояснительная записка.

2.Актуальность проекта.

3.Цель проекта.

4.Задачи проекта.

5.Срок освоения проекта

6.Ожидаемый результат.

7.Принципы реализации проекта.

8.Посещение профориентационных предприятий и образовательных учреждений города Саратова и Энгельса.

9.Формы реализации проекта.

10.Участники проекта.

11.План реализации проекта.

12.Ресурсы.


Пояснительная записка

«Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».

К.Д. Ушинский.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися в 14 – 15 лет. Для этого возраста данная проблема является насущной и актуальной. Старшие подростки стремятся разобраться в себе, оценить свои возможности в современном мире, в том числе и в профессиональном.

   Следовательно, профессиональная ориентация учащихся – это действительно актуальная, серьезная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями всех участников образовательного процесса.

  В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном, самоопределении призвана профессиональная ориентация.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии помогает ему организовать учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), сохраняет его психическое здоровье и дает уверенность в завтрашнем дне.

Школа должна осознать свою долю экономической ответствен­ности перед

страной. Профориентационная работа должна занимать важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил более полное применение сво­им интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы в поисках своего места в системе общественного произ­водства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Актуальность проекта

Актуальность профориентации подростков очевидна, в ней заинтересованы и родители, мечтающие видеть своих детей успешными, состоявшимися людьми, и работодатели, желающие нанимать в качестве своих сотрудников образованных специалистов, мотивированных на успешную самореализацию в избранной сфере деятельности.

Каждый из нас знает, насколько важно найти свое место в жизни, заниматься делом, которое по душе, самоутвердиться. Мы часто задавались вопросами - многие ли из нас сделали выбор профессии осознанно? Многие ли из нас получив образование, продолжают работать по специальности? И как сегодня подростки принимают решение о выборе будущей профессии – рекомендация родителей, друзей, учителей или «мода» на определенные профессии? Как сделать правильный выбор? 

Данная проблема стояла перед подростками всегда, но в настоящее время в связи с новыми социально-экономическими условиями и быстро изменяющимся рынком труда становится особенно актуальной. Молодёжь практически не владеет информацией о множестве новых профессий в районе, да и традиционные претерпевают изменения, что требует умения быстро перестроиться, мобилизоваться, чтобы оказаться нужным и востребованным.

Однако в 15-17 лет, т.е. когда остро стоит проблема выбора, молодые люди имеют  смутные представления о себе, они еще мало, в чем успели себя попробовать. Так же мало подростки знают и о разных специальностях, чаще всего их представления   поверхностные.

Это и послужило основанием для формирования системы профориентации на базе учреждения в рамках данного проекта.


Мы должны воспитать в наших детях любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.
Цель проекта:

Основной целью нашего проекта является формирование профессиональной готовности подростков, оказание помощи в выборе профессии с учётом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей. Практически, это означает, что подросткам нужно дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. И здесь не играет роли, какую профессию – умственную или физического труда – выбирает подросток: и в том и в другом случае он нуждается в профориентационной помощи.
Задачи проекта:

  • изучить потребности рынка труда района и профессиональные предпочтения подростков;

  • расширить представления участников проекта о современном «рынке профессий» в родном городе;

  • диагностика профессиональных интересов и склонностей участников;

  • организация профессиональных проб участников  через тренинги по профессиям для  самоопределения в выборе будущей профессии;

  • сформировать положительное отношение подростков к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;

  • вдохновить подростков идеями для реализации личных способностей в поисках своей профессии;

  • сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми будущей профессией;

  • раскрытие личностных качеств и реализация  творческих способностей участников;

  • формирование круга комфортного общения подростков;

  • обеспечение сотрудничества с партнёрами по проекту, заинтересованными в успешном решении данной проблемы.

Возраст учащихся: 14 – 18 лет.

Срок освоения программы: с сентября 2015 года по май 2016 года.

Ожидаемые результаты работы.

  • достаточная информированность школьников о профессиях и путях их получения;

  • сформированность у учащихся потребности в обоснованном выборе профессии: самостоятельно проявляемая активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности;

  • сформированность у учащихся уверенности в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;

  • сформированность высокой степени самопознания школьника (изучение школьником своих профессионально важных качеств);

  • наличие у учащихся обоснованного профессионального плана (умение соотносить требования той или иной профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей);

  • сформированность у школьников профессионально важных качеств, т. е. качеств, непосредственно влияющих на успех в профессиональной деятельности.

Принципы педагогической деятельности.

1). Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшекласс­никами. Эта работа ведется с 1 по 11 классы.

2). Дифференцированный и индивидуальный подход к учащим­ся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интере­сов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3).  Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивиду­альных форм профориентационной работы с учащимися и родите­лями.

4).  Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за­ведений, предприятий поселения, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5).  Связь профориентации с жизнью (изучение рынка труда Дальневосточного региона).

Посещение профориентационных предприятий и образовательных учреждений.

Экскурсии:

- на завод им.Урицкого г. Энгельса

- мебельную фабрику «Мария»; г. Саратова

- в аэропорт г. Саратова

- в Гагаринский колледж г. Саратова

Участники проекта.

В реализации проекта задействованы специалисты коррекционного учреждения: администрация школы, учителя и воспитатели школы, библиотекарь школы, родители учащихся, работники музеев. Их совместная деятельность направлена на достижение общей цели – формирование профессиональной готовности подростков, оказание помощи в выборе профессии с учётом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.





Формы реализации проекта

Проект реализуется путём применения в работе различных форм внеклассной работы:

  1. Проведение тестирования и анкетирования учащихся;

  2. Сбор материалов о современном рынке профессий;

  3. Проведение классных/воспитательных часов и бесед;

  4. Проведение круглого стола;

  5. Проведение экскурсий по г. Саратову и г. Энгельсу;

  6. Посещение профориентационных предприятий и образовательных учреждений;

  7. Привлечение обучающихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;

  8. Проведение родительских собраний;

  9. Проведение устного журнала, глоссария, мастер класса;

  10. Проведение деловой игры;

  11. Проведение библиотечных часов;

  12. Проведение выставки стенгазет.

План работы по профориентации школьников 9 - 11 классов

на 2015-16 уч. год


Мероприятия

Ответственные

Сроки

1.



2.



3.

Круглый стол «Куда пойти учиться?»



Родительское собрание «Особенности выбора профессии и профессионального самоопределения обучающихся».

Привлечение обучающихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования

КондрашоваТ.Н. Базыма Л.Н.


КондрашоваТ.Н. Базыма Л.Н.


КондрашоваТ.Н. Базыма Л.Н.


Сентябрь

4.

Тестирование и анкетирование уч-ся с целью выявления профнаправленности


Экскурсия на троллейбусный завод им. Урицкого

Кондрашова Т.Н. Базыма Л.Н.


Кухарук Н.С.

Пчелинцева В. В.

Родина Л.П.

Октябрь

5.

Устный журнал «Моя будущая профессия»



Экскурсия на мебельную фабрику «Мария»

Кондрашова Т.Н. Базыма Л.Н.


Кухарук Н.С.

Родина Л.П.

Ноябрь

6.

Глоссарий новых профессий «Новый век - новые профессии»

Кондрашова Т.Н. Базыма Л.Н.

Декабрь

7.




Беседа «Этикет и профессия»



Тренинг. Анкетирование «Профессиональное будущее и положение в обществе»


Экскурсия на производство

Кондрашова Т.Н. Базыма Л.Н.


Кухарук Н.С.



Кухарук Н.С.

Пчелинцева В.В.

Родина Л.П.

Январь

9.

Открытый воспитательный час «Ярмарка профессий»



Мастер-класс по парикмахерскому искусству и ногтевому дизайну



Комментированный просмотр видеоролика «Ты и твоя будущая профессия»


Экскурсия на производство


Кухарук Н.С.

Пчелинцева В.В.

Родина Л.П.


Кондрашова Т.Н. Базыма Л.Н.

Родина Л.П.


Гура Т. В.

Пчелинцева В.В.


Кухарук Н.С.

Пчелинцева В. В.

Родина Л.П.

Февраль

10.

Информационно-практический проект «Деловые бумаги»


Экскурсия в профессионально-педагогический колледж СГТУ им. Гагарина Ю.А.


Воспитательный час «Путешествие в страну этикета»


Конкурс стенгазет «Моё хобби»


Экскурсия на производство



Экскурсия в училище для инвалидов в г. Саратове.



Экскурсия в Саратовский медицинский колледж.



Тестирование профпринадлежности.

Кондрашова Т.Н. Базыма Л.Н.


Гура Т. В.

Пчелинцева В.В.


Кухарук Н.С.



Родина Л.П.


Кухарук Н.С.

Пчелинцева В. В.

Родина Л.П.


Кухарук Н.С.

Родина Л.П.


Родина Л.П.

Кухарук Н.С.


Кухарук Н.С.

Родина Л.П.

Март

11.

«День открытых дверей» Посещение образовательных учреждений


Компьютерная презентация «Я в рабочие пойду»


Экскурсия на производство



Кондрашова Т.Н. Базыма Л.Н.


Гура Т. В.

Пчелинцева В.В.


Кухарук Н.С.

Пчелинцева В. В.

Родина Л.П.

Апрель-май

12.

Посещение городского центра занятости



Деловая игра «Как подростку устроиться на работу?»


Экскурсия на производство

Кондрашова Т.Н. Базыма Л.Н.


Кухарук Н.С.



Кухарук Н.С.

Пчелинцева В. В.

Родина Л.П.

Май

Ресурсы

1.Художественная литература по социализации детей.

Б.В. Белявский, Л.Н. Славина-Бурнина. «Профессионально-трудовое обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» Москва 2013г.

Н.С. Пряжников «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники» Москва «ВАКО» 2008 г.

2.Веб-сайты.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Проект по профориентации "Мой выбор"

Автор: Родина Лилия Павловна

Дата: 14.01.2020

Номер свидетельства: 535686

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Творческий проект по профориентации "Мой выбор""
    ["seo_title"] => string(50) "tvorchieskii-proiekt-po-proforiientatsii-moi-vybor"
    ["file_id"] => string(6) "330230"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1464159325"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(24) "Проекты года "
    ["seo_title"] => string(14) "proiekty-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "101921"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402467270"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Проект программы развития школьного спортивного клуба "Дети 21 века""
    ["seo_title"] => string(74) "proiekt_proghrammy_razvitiia_shkol_nogho_sportivnogho_kluba_dieti_21_vieka"
    ["file_id"] => string(6) "426207"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1503624581"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рефлексивно-деловая игра "Мой профессиональный выбор""
    ["seo_title"] => string(57) "rieflieksivno_dielovaia_ighra_moi_profiessional_nyi_vybor"
    ["file_id"] => string(6) "424053"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1500013288"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Моя будущая профессия. Классный час"
    ["seo_title"] => string(42) "moia_budushchaia_profiessiia_klassnyi_chas"
    ["file_id"] => string(6) "348726"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476292609"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства