kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правовой час "Закон и правопорядок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование правовой культуры

 Задачи:

Образовательные: знакомство с правилами, регулирующими жизнь человека в обществе:  право, закон, мораль, устав,  права  ребёнка, обязанности, Конвенция о правах ребёнка. Знакомство с квалификацией видов нарушений и видов наказаний.

Коррекционные: развивать умение оценивать поступки людей и собственные действия, в том числе и с правовой точки зрения, прогнозировать возможные последствия поступков, умение контролировать своё поведение, понимание необходимости правил, законов.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за поступки, уважительное отношение к закону, представителям закона и правам других людей, законопослушность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правовой час "Закон и правопорядок"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Головинщинская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»












Конспект занятия на тему: «Закон и правопорядок».

Правовой час.

Возраст детей 11-13 лет.


Автор составитель: воспитатель Карамышева Елена Александровна.


























2017











«Закон и правопорядок». Правовой час.

Цель: формирование правовой культуры

Задачи:

Образовательные: знакомство с правилами, регулирующими жизнь человека в обществе: право, закон, мораль, устав, права ребёнка, обязанности, Конвенция о правах ребёнка. Знакомство с квалификацией видов нарушений и видов наказаний.

Коррекционные: развивать умение оценивать поступки людей и собственные действия, в том числе и с правовой точки зрения, прогнозировать возможные последствия поступков, умение контролировать своё поведение, понимание необходимости правил, законов.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за поступки, уважительное отношение к закону, представителям закона и правам других людей, законопослушность.


Ход занятия.

Вступительное слово

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

И так далее.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о драках.

Человек создал три способа поведения: обычай, мораль, право. Самые древние обычаи-табу (запрет). Люди исполняют их не задумываясь, так заведено (свадьба, праздники и т.п.). Мораль, нравственность-человек непросто механически повторяет то, что до него исполняли испокон веков, а делает выбор, как поступить на основании совести и чувства долга. Затем появилось государство, которое при помощи изданных законов (правила взаимоотношений) закрепило права и обязанности людей, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Так как же следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране, на одной земле? Об этом мы и поговорим сегодня на нашем занятии «Закон и правопорядок».

-Ребята, представим, что на нашем жизненном пути два указателя. Один из них показывает путь в страну Правопорядка, а в другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?

Если дети выбирают страну, то воспитатель, предупреждает, что путь в эту страну лежит через страну, в которой нет никаких правил.

-Итак, мы попадаем с вами в страну, где нет никаких правил. Главными лозунгами в этой стране являются лозунги: «Что хочу то и делаю!», «А я так хочу!», «А мне всё равно!», «Я-самый-самый!», «Мне всё нипочём!». Здесь, кто сильнее, тот побеждает. Представьте, что можно увидеть на улицах этой страны? Хотели бы вы жить в такой стране? Почему? Здесь царят беспредел и произвол, насилие.

-А теперь поспешим в страну Правопорядка. В ней царствуют Право, Закон, Мораль. Они учат граждан своей страны, на что они имеют право и на что не имеют, что обязаны делать, а чего нельзя. Учат не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране царят мир и доброта. Люди здесь живут законопослушные, то есть подчиняются законам.

Основная часть.

Мораль - это совокупность правил, норм поведения, выражающие принятые в данном обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость и регулирующих поступки каждого члена этого общества. По словам Конфуция, правила морали требуют от человека «владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и по­ступать с ними так, как мы желаем, чтобы поступали с нами».

Выполнение правил морали привело бы к бесконфликтному сосуществованию всех членов общества. Но, к сожалению, неко­торые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки.

Ребята, попробуйте привести примеры наиболее часто встречающихся аморальных поступков.

Учащиеся говорят о грубости и хамстве, вызывающем поведении, о неуважении к стар­шим, о замусоривании территории, о неприличных выражениях, жестах и так далее.

Правила морали нигде не записаны, но за их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения нарушителя со стороны тех, кто согласен с моральными нормами.

-А сейчас внимательно посмотрите видеоролик о правах и обязанностях

Право-есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми. Право-это узаконенная возможность что-нибудь-делать, осуществлять, требовать соблюдения этих прав, а обязанность-это действия, которые граждане обязаны выполнять.

«Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав". Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводит к беспределу, а обязанности без прав-к произволу.


Психотренинг «Волшебный клубок» Дети и педагог становятся в круг. Ведущий даёт соседу клубок (оставляя у себя начало верёвочки) со словами: «У меня и у тебя есть право (на образование, отдых…)». Ребёнок повторяет начало фразы, самостоятельно дополняет её правом, передаёт клубок соседу. В результате все участники игры держатся за верёвочку, символизирующую общность прав.

Посмотрите внимательно друг на друга. «Чем один человек отличается от другого?».

Вывод «Все люди разные, а права одинаковые» Каждый человек с самого рождения наделяется правами. Все имеют право на защиту».


Психотренинг «Я уважаю твое право…» Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, ему надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану больше тебя обижать». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу: «Я уважаю твое право на учебу и не стану тебя отвлекать на уроке». (Игра идет по кругу.)

Вывод «Уважай права других людей». Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если ты сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их.

Как говорят англичане, «свобода моего кулака заканчивается там, где начинается свобода чужого носа».

-Сейчас вам на обсуждение предлагаются ситуации.

  • Мама: «Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты разбудишь весь дом!

  • Сын: «А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!»

  • Помогите разобраться, кто здесь не прав.


  • Учитель: « Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы».

  • Оля: «Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми!»

  • Объясните Оле, в чём она не права.

  • Мама: «Сынок, почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?»

  • Сынок: «Потому что Организация Объединённых Наций запрещает использовать труд детей!»

  • Вот какой борец за права ребёнка! Может быть он прав?


  • Классный руководитель: «Иванов, ты опять разрисовал парту! Ведь дети её только что помыли!

  • Иванов: «А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!»

  • Разъясните Иванову его права и обязанности.


  • Воспитатель: «Петров, ты почему бегаешь по классу?»

  • Петров: «Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!»

  • Правильно ли рассуждает Петров?

- Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят вынести мусор, убраться в комнате или в шкафу с личными вещами.

Вы скажете: "Не имеете права использовать труд детей".

- Скажите, вы будете правы?

- Конечно - же, нет. Это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание.



-Ребята, как вы думаете, права и обязанности, где-нибудь записаны? Да, эти права записаны в документе, который называется закон.

Закон – документ, принятый государственной властью и устанавливающий обязательные для всех правила поведе­ния, за нарушение которых наступает юридическая ответственность.

-Как называется основной закон государства? Конституция.

Права ребёнка записаны в Конвенции о правах ребёнка (20 ноября 1989г.) – международный документ, который обязывает все государства мира соблюдать права ребенка. Конвенция даёт право требовать уважение к себе, соблюдения прав и защищает достоинство личности.

-Для тех, кто не соблюдает нормы морали, существует закон. Что произойдёт, если человек нарушит закон?

-За нарушение законов человек подвергается различным видам ответственности и наказания.

- Что вы понимаете под словом ответственность? (необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, слова)

Проступок, правонарушение, преступление-это нарушение каких либо правил или законов.

Проступок-это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.

Правонарушение- это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых и подростков с 16 лет.

Преступление-это общественно опасное действие нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

-С какого возраста лет наступает уголовная ответственность? С 14 лет.

-Какое наказание может понести несовершеннолетний за совершение преступления?

-Лишение свободы на определённый срок с отбыванием в воспитательной колонии за тяжкие и особо тяжкие преступления.

-Какие преступления являются тяжкими и особо тяжкими? (Убийство, умышленное причинение тяжкого и средней степени тяжести вреда здоровью, кража и др.)

-Освобождает ли от ответственности незнание законов?

- «Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение». За любое противозаконное действие наступает ответственность.

-Зачем нужны правила, законы?

-Законы защищают нас от беспредела, произвола, насилия, от беспорядка.

-Кто и что представляют законы? Органы власти, полиция, суд…

-Что для вас в школе является законом?

-Ваши права и обязанности как учеников прописаны в главном документе школы, который называется Устав школы. Назовите их.

Получение бесплатного общего образования. Участвовать в занятиях, мероприятиях. Обращаться за помощью и разъяснениями к преподавателям.

Соблюдение устава.

Бережное отношение к школьному имуществу.

Поддерживать чистоту и порядок в школе и на территории.

Следить за своим внешним видом.

Добросовестно учиться. Не опаздывать на урок.

Выполнение требований сотрудников школы.

Уважение человеческого достоинства.

Вне школы вести себя так, чтобы не уронить честь и достоинство школы.

-Не драться. Толкать друг друга, бросать предметы и применять физическую силу. Бегать по лестнице. Совершать действия опасные для здоровья, ведущие к травмам.

-Грубо выражаться, сквернословить, употреблять непристойные выражения и жесты.

- Не шуметь и не мешать отдыхать.

-Не нарушать дисциплину в школе, не допускать пропусков занятий без уважительной причины.

- Вы соблюдаете Устав школы?

-Люди по-разному поступают и мы должны уметь оценивать свои поступки и поступки других.

Например, «я поступил хорошо, когда уступил место»-это и будет самооценка (сам себя оценил. «Я сделал правильно» (т.е. по правилам).

-Но бывают случаи, когда вы делаете, что-то, что делать нельзя? Как вы себя оцените в таких случаях? «Я поступил неправильно, плохо».

Игра « Я поступил хорошо, когда…» « Я поступил плохо, когда…»

Вывод «Нужно честно оценивать свои поступки и поступки других. Уметь отвечать за свои поступки. Недопустимо перекладывать свою вину на другого человека. Это нечестно и несправедливо, подло, противозаконно».

-Были случаи, когда вы понимали, что так делать нельзя, но делали?

-Нужно задать себе вопрос: «Почему, я так сделал?»- и попробовать объяснить.

Я так сделал, потому что…не успел подумать, не думал об этом, не знал как правильно, от обиды, не смог удержаться, нарочно, назло или нечаянно.

-Чтобы вы посоветовали, тем, кто поступает плохо?

-Учиться сдерживать себя от плохого поступка, действия. Бог указал нам путь исправления дурного

поступка: понимание-покаяние-исправление. Кайся, да опять за старое не принимайся.

- Если вам стыдно за совершённое действие, вы признаёте свою вину, значит вы действительно хотите научиться сдерживаться. Есть слёзы-есть и совесть. Повинную голову меч не сечёт.

Игра «Кричалки-шепталки-молчалки». Мы сейчас поиграем в игру, которая учат выдержке, терпению.

Сигналы-жёлтый, красный, синий. Когда взрослый поднимает красный сигнал-«кричалку», можно бегать, прыгать, шуметь, кричать. Жёлтый-«шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться.. Синий сигнал-«молчалку», дети должны замереть на месте и не шевелиться.

-Были случаи, когда вы понимали, что так делать нельзя и не делали? Что вам мешало сделать

плохо? Страх наказания. Так нельзя, неправильно. Угрызения совести. Злая совесть стоит палача.

Очень важно на вопрос «почему я так делаю» отвечать: «Я это делаю потому, что…» или «Я не делаю, потому что…»

-Что вы чувствуете, когда поступаете хорошо? Когда плохо?

-А если кто-то из сверстников ведёт себя неприлично, ка вы поступите?

-Нужно не только самому вести себя хорошо, но и других отговаривать от дурных поступках, осуждать плохое поведение. Молчание, хихиканье, улыбка-только поддерживают нарушителя. Если в классе кого-то дразнят. Мальчик толкнул девочку в лужу и смеётся. А ты как поступишь? Попытаешься защитить? Или тоже будешь дразнить и смеяться? Почему?

Ситуация. Ты заходишь в магазин с другом в магазин. Он предлагает тебе украсть шоколадку. Он убеждает, что никто не увидит. Как ты поступишь?

Вывод «Важно не поддаваться дурному влиянию. Уметь сказать «нет». Сам соблюдай правила и законы и других к этому призывай».

-Правила нужно выполнять всегда или только когда тебя кто-то видит?

Вывод «Правила и законы надо выполнять всегда, когда тебя кто-то видит, и когда ты один, и тебя никто не видит».

Подведение итогов.

Сказать «Я имею право…» означает:

ты знаешь, что такое право и закон;

ты знаешь права и обязанности;

ты выполняешь обязанности;

ты умеешь пользоваться своими правами;

ты уважаешь права других людей;

ты подчиняешься законам и моральным нормам:

ты умеешь отвечать за свои поступки;

ты имеешь право на защиту…..

-Почему нужно соблюдать правила и законы?

Каждый человек выбирает свой жизненный путь. Что же вы выберете? Закон и правопорядок или хаос и анархию?

Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. От ваших поступков зависит то, как к вам будут относиться окружающие. Чтобы о вас сложилось хорошее мнение надо вести себя правильно, совершать добрые и полезные поступки.



Учебно-методические пособия.

  1. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии, мероприятий.3-4 классы/Авт.- сост. Л.И. Гайдина, А.В.Кочергина.-М.:ВАКО,2008.

  2. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы.-М.: ВАКО, 2008.-224с.- (Педагогика. Психология. Управление).

  3. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: учеб. Пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0134 «Соц. Педагогика» / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова.-М.-: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2005.-399 с.- (для средних специальных учебных заведений).






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Правовой час "Закон и правопорядок"

Автор: Карамышева Елена Александровна

Дата: 19.11.2019

Номер свидетельства: 527646

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "«Закон и правопорядок»"
    ["seo_title"] => string(23) "zakon_i_pravoporiadok_1"
    ["file_id"] => string(6) "576016"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1616218315"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Тематика классных часов по ФГОС для 5-9 классов "
    ["seo_title"] => string(51) "tiematika-klassnykh-chasov-po-fgos-dlia-5-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "139921"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417837777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства