Образовательные: знакомство с правилами, регулирующими жизнь человека в обществе: право, закон, мораль, устав, права ребёнка, обязанности, Конвенция о правах ребёнка. Знакомство с квалификацией видов нарушений и видов наказаний.
Коррекционные: развивать умение оценивать поступки людей и собственные действия, в том числе и с правовой точки зрения, прогнозировать возможные последствия поступков, умение контролировать своё поведение, понимание необходимости правил, законов.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за поступки, уважительное отношение к закону, представителям закона и правам других людей, законопослушность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правовой час "Закон и правопорядок"»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Головинщинская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
Конспект занятия на тему: «Закон и правопорядок».
Правовой час.
Возраст детей 11-13 лет.
Автор составитель: воспитатель Карамышева Елена Александровна.
2017
«Закон и правопорядок». Правовой час.
Цель:формирование правовой культуры
Задачи:
Образовательные: знакомство с правилами, регулирующими жизнь человека в обществе: право, закон, мораль, устав, права ребёнка, обязанности, Конвенция о правах ребёнка. Знакомство с квалификацией видов нарушений и видов наказаний.
Коррекционные: развивать умение оценивать поступки людей и собственные действия, в том числе и с правовой точки зрения, прогнозировать возможные последствия поступков, умение контролировать своё поведение, понимание необходимости правил, законов.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за поступки, уважительное отношение к закону, представителям закона и правам других людей, законопослушность.
Ход занятия.
Вступительное слово
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
И так далее.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о драках.
Человек создал три способа поведения: обычай, мораль, право. Самые древние обычаи-табу (запрет). Люди исполняют их не задумываясь, так заведено (свадьба, праздники и т.п.). Мораль, нравственность-человек непросто механически повторяет то, что до него исполняли испокон веков, а делает выбор, как поступить на основании совести и чувства долга. Затем появилось государство, которое при помощи изданных законов (правила взаимоотношений) закрепило права и обязанности людей, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Так как же следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране, на одной земле? Об этом мы и поговорим сегодня на нашем занятии «Закон и правопорядок».
-Ребята, представим, что на нашем жизненном пути два указателя. Один из них показывает путь в страну Правопорядка, а в другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?
Если дети выбирают страну, то воспитатель, предупреждает, что путь в эту страну лежит через страну, в которой нет никаких правил.
-Итак, мы попадаем с вами в страну, где нет никаких правил. Главными лозунгами в этой стране являются лозунги: «Что хочу то и делаю!», «А я так хочу!», «А мне всё равно!», «Я-самый-самый!», «Мне всё нипочём!». Здесь, кто сильнее, тот побеждает. Представьте, что можно увидеть на улицах этой страны? Хотели бы вы жить в такой стране? Почему? Здесь царят беспредел и произвол, насилие.
-А теперь поспешим в страну Правопорядка. В ней царствуют Право, Закон, Мораль. Они учат граждан своей страны, на что они имеют право и на что не имеют, что обязаны делать, а чего нельзя. Учат не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране царят мир и доброта. Люди здесь живут законопослушные, то есть подчиняются законам.
Основная часть.
Мораль - это совокупность правил, норм поведения, выражающие принятые в данном обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость и регулирующих поступки каждого члена этого общества. По словам Конфуция, правила морали требуют от человека «владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы поступали с нами».
Выполнение правил морали привело бы к бесконфликтному сосуществованию всех членов общества. Но, к сожалению, некоторые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки.
Ребята, попробуйте привести примеры наиболее часто встречающихся аморальных поступков.
Учащиеся говорят о грубости и хамстве, вызывающем поведении, о неуважении к старшим, о замусоривании территории, о неприличных выражениях, жестах и так далее.
Правила морали нигде не записаны, но за их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения нарушителя со стороны тех, кто согласен с моральными нормами.
-А сейчас внимательно посмотрите видеоролик о правах и обязанностях
Право-есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми. Право-это узаконенная возможность что-нибудь-делать, осуществлять, требовать соблюдения этих прав, а обязанность-это действия, которые граждане обязаны выполнять.
«Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав". Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводит к беспределу, а обязанности без прав-к произволу.
Психотренинг «Волшебный клубок» Дети и педагог становятся в круг. Ведущий даёт соседу клубок (оставляя у себя начало верёвочки) со словами: «У меня и у тебя есть право (на образование, отдых…)». Ребёнок повторяет начало фразы, самостоятельно дополняет её правом, передаёт клубок соседу. В результате все участники игры держатся за верёвочку, символизирующую общность прав.
Посмотрите внимательно друг на друга. «Чем один человек отличается от другого?».
Вывод «Все люди разные, а права одинаковые» Каждый человек с самого рождения наделяется правами. Все имеют право на защиту».
Психотренинг «Я уважаю твое право…» Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, ему надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану больше тебя обижать». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу: «Я уважаю твое право на учебу и не стану тебя отвлекать на уроке». (Игра идет по кругу.)
Вывод «Уважай права других людей». Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если ты сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их.
Как говорят англичане, «свобода моего кулака заканчивается там, где начинается свобода чужого носа».
-Сейчас вам на обсуждение предлагаются ситуации.
Мама: «Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты разбудишь весь дом!
Сын: «А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!»
Помогите разобраться, кто здесь не прав.
Учитель: « Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы».
Оля: «Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми!»
Объясните Оле, в чём она не права.
Мама: «Сынок, почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?»
Сынок: «Потому что Организация Объединённых Наций запрещает использовать труд детей!»
Вот какой борец за права ребёнка! Может быть он прав?
Классный руководитель: «Иванов, ты опять разрисовал парту! Ведь дети её только что помыли!
Иванов: «А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!»
Разъясните Иванову его права и обязанности.
Воспитатель: «Петров, ты почему бегаешь по классу?»
Петров: «Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!»
Правильно ли рассуждает Петров?
- Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят вынести мусор, убраться в комнате или в шкафу с личными вещами.
Вы скажете: "Не имеете права использовать труд детей".
- Скажите, вы будете правы?
- Конечно - же, нет. Это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание.
-Ребята, как вы думаете, права и обязанности, где-нибудь записаны? Да, эти права записаны в документе, который называется закон.
Закон – документ, принятый государственной властью и устанавливающий обязательные для всех правила поведения, за нарушение которых наступает юридическая ответственность.
-Как называется основной закон государства? Конституция.
Права ребёнка записаны в Конвенции о правах ребёнка (20 ноября 1989г.) – международный документ, который обязывает все государства мира соблюдать права ребенка. Конвенция даёт право требовать уважение к себе, соблюдения прав и защищает достоинство личности.
-Для тех, кто не соблюдает нормы морали, существует закон. Что произойдёт, если человек нарушит закон?
-За нарушение законов человек подвергается различным видам ответственности и наказания.
- Что вы понимаете под словом ответственность? (необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, слова)
Проступок, правонарушение, преступление-это нарушение каких либо правил или законов.
Проступок-это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.
Правонарушение- это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых и подростков с 16 лет.
Преступление-это общественно опасное действие нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.
-С какого возраста лет наступает уголовная ответственность? С 14 лет.
-Какое наказание может понести несовершеннолетний за совершение преступления?
-Лишение свободы на определённый срок с отбыванием в воспитательной колонии за тяжкие и особо тяжкие преступления.
-Какие преступления являются тяжкими и особо тяжкими? (Убийство, умышленное причинение тяжкого и средней степени тяжести вреда здоровью, кража и др.)
-Освобождает ли от ответственности незнание законов?
- «Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение». За любое противозаконное действие наступает ответственность.
-Зачем нужны правила, законы?
-Законы защищают нас от беспредела, произвола, насилия, от беспорядка.
-Кто и что представляют законы? Органы власти, полиция, суд…
-Что для вас в школе является законом?
-Ваши права и обязанности как учеников прописаны в главном документе школы, который называется Устав школы. Назовите их.
Получение бесплатного общего образования. Участвовать в занятиях, мероприятиях. Обращаться за помощью и разъяснениями к преподавателям.
Соблюдение устава.
Бережное отношение к школьному имуществу.
Поддерживать чистоту и порядок в школе и на территории.
Следить за своим внешним видом.
Добросовестно учиться. Не опаздывать на урок.
Выполнение требований сотрудников школы.
Уважение человеческого достоинства.
Вне школы вести себя так, чтобы не уронить честь и достоинство школы.
-Не драться. Толкать друг друга, бросать предметы и применять физическую силу. Бегать по лестнице. Совершать действия опасные для здоровья, ведущие к травмам.
-Грубо выражаться, сквернословить, употреблять непристойные выражения и жесты.
- Не шуметь и не мешать отдыхать.
-Не нарушать дисциплину в школе, не допускать пропусков занятий без уважительной причины.
- Вы соблюдаете Устав школы?
-Люди по-разному поступают и мы должны уметь оценивать свои поступки и поступки других.
Например, «я поступил хорошо, когда уступил место»-это и будет самооценка (сам себя оценил. «Я сделал правильно» (т.е. по правилам).
-Но бывают случаи, когда вы делаете, что-то, что делать нельзя? Как вы себя оцените в таких случаях? «Я поступил неправильно, плохо».
Игра « Я поступил хорошо, когда…» « Я поступил плохо, когда…»
Вывод «Нужно честно оценивать свои поступки и поступки других. Уметь отвечать за свои поступки. Недопустимо перекладывать свою вину на другого человека. Это нечестно и несправедливо, подло, противозаконно».
-Были случаи, когда вы понимали, что так делать нельзя, но делали?
-Нужно задать себе вопрос: «Почему, я так сделал?»- и попробовать объяснить.
Я так сделал, потому что…не успел подумать, не думал об этом, не знал как правильно, от обиды, не смог удержаться, нарочно, назло или нечаянно.
-Чтобы вы посоветовали, тем, кто поступает плохо?
-Учиться сдерживать себя от плохого поступка, действия. Бог указал нам путь исправления дурного
поступка: понимание-покаяние-исправление. Кайся, да опять за старое не принимайся.
- Если вам стыдно за совершённое действие, вы признаёте свою вину, значит вы действительно хотите научиться сдерживаться. Есть слёзы-есть и совесть. Повинную голову меч не сечёт.
Игра «Кричалки-шепталки-молчалки». Мы сейчас поиграем в игру, которая учат выдержке, терпению.
Сигналы-жёлтый, красный, синий. Когда взрослый поднимает красный сигнал-«кричалку», можно бегать, прыгать, шуметь, кричать. Жёлтый-«шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться.. Синий сигнал-«молчалку», дети должны замереть на месте и не шевелиться.
-Были случаи, когда вы понимали, что так делать нельзя и не делали? Что вам мешало сделать
плохо? Страх наказания. Так нельзя, неправильно. Угрызения совести. Злая совесть стоит палача.
Очень важно на вопрос «почему я так делаю» отвечать: «Я это делаю потому, что…» или «Я не делаю, потому что…»
-Что вы чувствуете, когда поступаете хорошо? Когда плохо?
-А если кто-то из сверстников ведёт себя неприлично, ка вы поступите?
-Нужно не только самому вести себя хорошо, но и других отговаривать от дурных поступках, осуждать плохое поведение. Молчание, хихиканье, улыбка-только поддерживают нарушителя. Если в классе кого-то дразнят. Мальчик толкнул девочку в лужу и смеётся. А ты как поступишь? Попытаешься защитить? Или тоже будешь дразнить и смеяться? Почему?
Ситуация. Ты заходишь в магазин с другом в магазин. Он предлагает тебе украсть шоколадку. Он убеждает, что никто не увидит. Как ты поступишь?
Вывод «Важно не поддаваться дурному влиянию. Уметь сказать «нет». Сам соблюдай правила и законы и других к этому призывай».
-Правила нужно выполнять всегда или только когда тебя кто-то видит?
Вывод «Правила и законы надо выполнять всегда, когда тебя кто-то видит, и когда ты один, и тебя никто не видит».
Подведение итогов.
Сказать «Я имею право…» означает:
ты знаешь, что такое право и закон;
ты знаешь права и обязанности;
ты выполняешь обязанности;
ты умеешь пользоваться своими правами;
ты уважаешь права других людей;
ты подчиняешься законам и моральным нормам:
ты умеешь отвечать за свои поступки;
ты имеешь право на защиту…..
-Почему нужно соблюдать правила и законы?
Каждый человек выбирает свой жизненный путь. Что же вы выберете? Закон и правопорядок или хаос и анархию?
Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. От ваших поступков зависит то, как к вам будут относиться окружающие. Чтобы о вас сложилось хорошее мнение надо вести себя правильно, совершать добрые и полезные поступки.
Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы.-М.: ВАКО, 2008.-224с.- (Педагогика. Психология. Управление).
Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: учеб. Пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0134 «Соц. Педагогика» / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова.-М.-: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2005.-399 с.- (для средних специальных учебных заведений).