Просмотр содержимого документа
«Правила жизни в стране - законы»
Тема: «Правила жизни в стране - законы»
Цель: создание условий для формирования у обучающихся гражданской ответственности, успешноеобеспечение их социальной адаптации в обществе; воспитание взглядов и убеждений как вобществе стать личностью, патриотом своей страны; коррекция мыслительной сферы.
Ход занятия
Организационный момент
Мы начнем сейчас занятие,
Речь пойдёт сейчас о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать.
Игра «Я могу, я умею»
Воспитатель. Ребята в быстром темпе перебрасывают мяч друг другу. Тот, кому в руки попадает мяч, быстро называет какое-либо свое умение (я умею петь, я умею бегать, я умею смеяться и т.п.)
Вводная часть.
Воспитатель. Дорогие ребята, все мы являемся гражданами РФ, а значит, что мы имеем права и обязанности, закрепленные в Конституции РФ. Мы часто отстаиваем свои права. Но какие права? Знаете ли вы свои настоящие законные права? Обо всем этом мы узнаем и поговорим сегодня. Запомни: важно не только знать свои права и обязанности и главные законы. Важно еще их соблюдать, только если мы все, будем знать и соблюдать законы, мы будем жить в мудрости и справедливом государстве и будем счастливы мы.
Тема нашего занятия: «Правила жизни в стране -законы»
Мы знаем о законе мало
Не больше всех иных
Мы знаем, делать нужно то
Что благо для других
Хорошо иметь свободу
Мир загадок и чудес
Чтобы жить на белом свете
Чтоб остался рядом друг
Надо главное заметить
Все почувствовать вокруг
Человеку много нужно
Чтобы счастливо прожить
Нужно дождь и даже лужа,
Нужно с кем-нибудь дружить
Нужен ветер, нужно море.
Основная часть.
Воспитатель. А сейчас ребята послушайте легенду.
Давным-давно было два государства «Можно» и «Нельзя», они жили по разным законам. В государстве «Можно» все было разрешено: хочешь воровать-воруй, хочешь убивать-убивай, хочешь оскорблять-оскорбляй. Можно все. В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, грубить, нельзя не платить налоги. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства «Можно». Он захватило половину государства «Нельзя». Не трудно догадаться, что тут началось. В городах и селах бывшего государства «Нельзя», стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» попросили помощи у государства «Нельзя». Долго они совещались и пришли к решению объединится и создать новое государство-Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны.
Воспитатель. Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности? (жители стали жить по законам).
Воспитатель. Что такое закон? Законы-это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, это Конституция. Она была принята 12 декабря 1993 г. В Конституции, основном, главном законе государства записаны многие статьи, сказано как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с государством. Здесь записаны права граждан и их обязанности.
Воспитатель. Когда мы отмечаем день Конституции (12 июня). Только закон и исполнение закона может обеспечить нам порядок. Вот почему защищая права граждан, государство предусматривает наказание за несоблюдение закона.
Воспитатель. В каком случае можно обойтись без наказания в государстве? (если все будут выполнять и соблюдать закон). Закон должен быть внутри нас. Совесть человека должна подсказывать, как ему поступить.
Воспитатель. Подумайте, какие черты характера помогают быть законопослушными, а какие мешают.
Воспитатель раздает карточки с записью черт характера
Вспыльчивость
Торопливость
Осмотрительность
Аккуратность
Честность
Лживость
Уважение к людям
Безразличие
Есть обязанности и права
Конституция их дала
Все записаны они
Для людей и для страны
Закон главный, закон важный –
Конституция страны
Обязан подчиняться каждый
Выполнять его должны.
Важно помнить, что законы есть не только в государстве, но и в каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким законам жить. По законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия. Это происходит в момент, когда каждому из нас приходится делать выбор, как поступить.
Помочь маме, или пойти погулять
Делать уроки или бездельничать
Обозвать друга, ударить или решить спор по-дружески.
Сказать правду или промолчать
Воспитатель. Согласитесь, чтобы принять верное решение, нужны сила воли, смелость, уважение.
Эти качества в себе можно воспитать – подобным образом.
- Я уважаю себя-потому что не обижаю младших
- Я уважаю себя и поэтому не буду мусорить
- Я уважаю себя и поэтому не буду грубить взрослым
Какой жизненный девиз каждый из вас выбрал для себя?
Работа не волк – в лес не убежит
Хочу все знать
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда
Моя хата с краю-ничего не знаю
Не откладывай на завтра, что можно сделать сегодня.
Воспитатель. Ребята, а что такое Право?
Право – это правила, по которым живут люди, они определяют отношение людей в обществе.
А есть ли права у детей? И они записаны в документе декларации прав ребенка.
Почему был принят этот документ, защищающий права ребенка? Потому что дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Дети нуждаются в особой защите. Когда тебе хорошо, ты счастлив и не задумываешься о своих правах. К сожаленью, в мире очень много проблем. Страшной бедой является сиротство и инвалидность. Конвенция стоит на страже детей. И в ней говориться, что ребенок имеет право знать свои права.
Воспитатель. Познакомить с законами нам поможет еще и народная мудрость. В сказках добро побеждает зло. Мы сейчас с вами узнаем, какие герои сказок нарушают законы:
«Золотой ключик» - нарушение прав на жизнь
«Три поросенка»- нарушение прав на неприкосновенность жилья.
«Золушка»-нарушение прав на отдых.
Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав:
Право на жизнь:
- Золушка
- Колобок
- Кот в сапогах
Право на неприкосновенность жилья:
- Сестрица Аленушка
- 3 поросенка
- Колобок
Право на свободу вступления в брак:
- Золушка
- Дюймовочка
- Аленушка
Право на владение личным имуществом:
- Красная шапочка
- Буратино
- Баба Яга
Игра угадай героя
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, на ее жизнь было совершенно покушение, а бабушка ее лишилась права на неприкосновенность жилища (красная шапочка).
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась Баба Яга, нарушая его права на личную жизнь (козленочек).
Игра «Да» и «Нет»
Давайте поиграем Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим «Да», если это противоречит закону, говорим – «Нет».
Россия – наша страна +
Имеет ли человек право на личную неприкосновенность +
Можно ли человека обращать в рабство –
Можно ли к человеку относиться жестоко –
Защищен ли человек законом +
Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? +
Можно ли без разрешение, войти в жилище человека? –
Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? +
Может ли человек владеть имуществом? +
Имеет ли человек право на социальное обслуживание? +
Можно ли запретить свободный выбор труда? –
Защищает ли закон материнство и младенчество? +
Закон должен гарантировать права человека, следя за тем, чтобы каждый человек уважал других и другие уважали его.
Итог. Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами говорили о законах, правах и обязанностях, но и получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми. Что нового вы сегодня узнали?
Мне очень хочется верить, что после нашего занятия вы будете совершать только хорошие поступки. Ваша совесть должна подсказывать, как вам следует поступать. Мы должны соблюдать законы нашей страны. И закончить наше занятие я хочу прочесть вам стихотворение «Закон».
Конституция у нас одна,
В ней права от А до Я.
Каждый, заглянув в нее,
Защитит свое жилье.
Защитит она и честь и имя,
И расскажет об обязанностях твоих в России.
Все права и все свободы закреплены
В статьях лучшего Российского закона,
И право трудится и право лечиться,
Все они от рождения твои!
«Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» с. Падинского