Просмотр содержимого документа
«Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии»
15
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Структурное подразделение
Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии
Итоговая работа
Исполнитель:
Логинова Елена Юрьевна,
воспитатель
МКУ СРЦН «Доверие»
Киселёвский городской округ
Кемерово 2019
Оглавление
Введение………………………………………………………....3
Глава 1. Направления работы по подготовке детей с
отклонениями в развитии к овладению навыками письма…..4
Глава 2.Содержание работы……………………………………………………6
2.1 Первый этап………………………………………………………………………..6
2.2 Второй этап……………………………………………………………..............9
Заключение ……………………………………………………………………………13
Литература……………………………………………………………………………..14
Приложения……………………………………………………………………………15
Введение
Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период.
Значительные трудности в процессе письма в большинстве случаев испытывают дети с отклонениями в развитии. Они плохо ориентируются в тетради: теряют строчку, не могут выделить клетку. У многих недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела.
При обучении таких детей учитываются их возможности и индивидуальные особенности. Вся работа делится на несколько этапов. На каждом этапе выделены основные направления коррекционной работы, которые постепенно усложняются. Цель работы - подготовить детей с отклонениями в развитии к овладению навыками письма.
Целенаправленная коррекционная работа по формированию готовности к овладению навыками письма является важным начальным этапом подготовки детей с отклонениями в развитии к школьному обучению.
Глава 1.
Направления работы по подготовке детей с отклонениями
в развитии к овладению навыками письма
При подготовке к письму детей с отклонениями в развитии важно определить основные задачи, методы и приемы коррекционной работы. В работе с детьми важно учитывать общие задачи:
- формирование навыка правильно сидеть за столом во время выполнения задания (соблюдение гигиенических требований);
- формирование умений выполнять задания по подражанию действиям взрослого, по образцу и словестной инструкции;
- развитие ручной и мелкой моторики, тонких движений пальцев рук;
- формирование специфических действий руки (захват щепотью мелких предметов и манипулирование ими);
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие слухового внимания и слухомоторной координации;
- формирование навыка использовать принадлежности для письма;
- формирование базовых графических навыков.
При обучении детей выделяются основные направления коррекционно-педагогической работы:
1. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. С детьми проводится гимнастика для пальцев и кистей рук, упражнения с мелкими и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов застежек, шнуровке(Приложение15). 2. Развитие внимания и зрительного восприятия. Работа в данном направлении осуществляется последовательно: детей учат следить взглядом за перемещением предметов, обучают различать геометрические формы, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу, сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров. 3. Формирование и развитие пространственной ориентировки. Детей учат сначала ориентироваться на различных плоскостях (доска, мольберт), затем на листах бумаги, расставлять предметы (трафареты), следить за их перемещением и определять направления движений руки на листе бумаги.
4. Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.
Важным здесь было научить детей воспринимать и дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам, а затем выполнять различные графические задания. 5.Формирование базовых графических навыков.
Детей обучали проводить различные линии по подражанию действиям педагога, а затем по предложенному образцу; копировать, дорисовывать, обводить, штриховать контуры предметов, выполнять задания по речевой инструкции на листах бумаги и в тетрадях.
Глава 2.
Содержание работы
2.1 Первый этап
1. Развитие движений рук по подражанию действиям воспитателя, зрительно-двигательной координации и предметных действий
обучение движениям рук в заданном направлении для расслабления мышц кистей рук. При этом используются упражнение «Погладим котёнка»- плавные движения рукой слева направо, «Покрасим забор» - плавные движения сверху вниз и снизу вверх, «Курочка клюёт зёрнышки» - локти фиксированы на столе – движения кистями вверх – вниз;
формирование умения удерживать позу пальцев кистей рук. Используются пальчиковые игры: «Коза», «Деревья» - пальцы раздвинуты максимально и удерживание этой позы на счёт, «Флажок», «Бочонок» - пальцы согнуты в кулак, «Стол», «Стул»[5]. На каждом занятии предлагается 2—3 задания на удержание позы пальцев кистей и рук;
тренировка сгибания и разгибания каждого пальца на руке, обучение детей соотносящим действиям обеих рук, выделению и называнию отдельно каждого пальца. Для этого проводились следующие пальчиковые игры: «Птички», «Дружная семья», «Пять пальцев» [3], «Мы делили апельсин» [5];
активизация движений кистей рук по подражанию действиям взрослого, смена скорости движений рук, чередование движений сжатия и разжатия кулачков, соблюдение ритма чередования движений рук. Этому способствовали пальчиковые упражнения и игры: «Поиграем на пианино», «Кулачок - ладошка» [2], «Запусти волчок»;
формирование захвата щепотью мелких предметов (раскладывание, пересыпание из одной ёмкости в другую). Используются игровые упражнения: «Разложи яички» (Приложение 1), «Пересыпь крупу» (Приложение 2).
2. Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия
соотношению игрушки с её изображением. Используются игры: «Покажи где такая игрушка?», «Покажи, где такая картинка?»;
обучение выделению предмета из общего фона, удержанию взора на двигающемся предмете. При этом используются игровые задания «Солнышко, солнышко выгляни в окошко!», «Тучка по небу плывёт».
3. Развитие пространственной ориентировки: верх-низ
обучение ориентировке в пространстве для уточнения представлений «вверх», «вниз». Детей учат показывать и называть расположение предмета в пространстве. Для этого используются дидактические игры «Тучка-дождик-лужа», «Листопад».
обучение выполнению ритмичных движений руками в различных направлениях: вверх-вниз. Формированию этих движений рук способствуют следующие игровые упражнения: «Бабочка», «Листопад», «Снегопад».
4. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, слухомоторной координации:
обучение выполнению определённых движений руками под звучание музыкальных инструментов (бубна, барабана, дудочки) по подражанию действиям взрослого.
Используются дидактические игры и упражнения: «Пианино»- двигать пальцами по поверхности стола, имитируя игру на клавишах пианино, «Барабан» - стучать пальцами по столу, отбивая дробь барабана под звук инструмента, «Хлопки» - хлопать в ладоши под звук бубна, «Прятки» - спрячь ладошки под звук колокольчика;
Обучение выполнению действий (бросать, опускать, нанизывать, раскладывать) с мелкими предметами под речевые звуки: «бах-бах-бах», «да-да-да», «тук-тук-тук». Используются следующие игровые задания: «Бросай шарики в ведёрко», «Разложи фрукты по корзинкам» (Приложение 3).
5. Формирование базовых графических умений. Обучение проводить простые линии дорожки в заданном направлении
Обучение проведению прямых и непрерывных линий сначала пальцем руки, а затем карандашом по заданному ориентиру (ленточке, верёвке, линии на листе бумаги). Используются игровые упражнения и задания: «Сыр для мышки», «Проведи машины по дорожкам» (Приложение5), «Угости собачку косточкой» (Приложение 4).
2.2 Второй этап
1. Совершенствование развития мелкой моторики, зрительно-двигательной координации
продолжать обучение выделению каждого пальца на руке и названию его. Воспитатель проводит пальчиковые игры речевым сопровождением (стихами, потешками, скороговорками): «Шапочки для братцев», «Дружная семья»[5]. Проводятся игры и упражнения на сгибание и разгибание отдельно каждого пальца и сжимание кулаков: «Сорока - белобока», «Пальчики ложатся спать» [5] ,«Угостим друзей [4].
обучение согласованным движениям ладоней и пальцев обеих рук.
Проводятся пальчиковые игры: «Бутон», «Надуваем шарик» [5].
обучение наматыванию и разматыванию нитей на клубок. Приводятся игровые задания: «Намотай нитки на шарик», «Разноцветные клубки»;
стимуляция мышечной активности руки в упражнениях с карандашом. Используются пальчиковые игры с ребристым карандашом (Приложение 6). Действия детей руками сопровождаются стихами. Можно применить пособие «Весёлый карандаш».
обучение выполнению определённых действий пальцами: кручение, нанизывание, щелчки, вращение и др. В работе используются дидактические игры: «Закрутим гайку», «Бусы для куклы», « Надень колечко» (Приложение 7).
обучение захватыванию мелких или сыпучих материалов указательным типом захвата. Задания: «Выложи дорожку из мозаики», «Накорми котёнка и щенка», «Покорми поросёнка» (Приложение 8).
выкладывание предметов из палочек по заданным ориентирам (ёлку, домик, кровать по заданному на листе образцу)[5]. Выполняются задания: «Построй забор», «Сделай лестницу».
обучение пересыпанию сыпучих материалов рукой, ложкой. Проводятся игры: «Покорми птичек», «Спрячь игрушку» (Приложение 9) .
2. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания
развитие целостного восприятия изображения предметов. Применяются задания и упражнения: «Собери машинку», «Сложи из цветных полосок предмет», «Подбери заплатки» (Приложение 10).
Обучение сравниванию парных картинок или предметов. Предлагаются детям игровые задания: «Найди пару», «Подбери такую же картинку» (Приложение 11).
Обучение выкладыванию предметов на столе из плоских палочек и на специальной доске из резинок (Приложение 12). Воспитатель учит работать детей сначала по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу и по команде. Используются игровые задания: «Выложи звёздочку», «Собери колодец», «Сделай мост», «Построим забор»[5].
3. Совершенствование ориентировки на листе бумаги
обучение ориентировке на плоскости (доске, платформе), формирование умения работать по образцу. У детей формируется ориентировка верх - низ, лево - право, середина. Для этого выполняются задания: «Разложи тучки наверху, ручейки внизу», «Выложи ёлку в середине, внизу-зверюшек», «Расставь бабушку слева, дедушку - справа».
формирование ориентировки на листе бумаги. Используются дидактические игры: «Слева-справа, сверху-снизу», «Разложи одежду по полкам» (Приложение 13).
4. Развитие слухового внимания и слухомоторной координации
обучение проведению непрерывной линии в ограниченном пространстве (мелом на доске, карандашом на бумаге) под произносимые звуки. При этом используются игровые задания: «Пчёлка летит в улей – ж-ж-ж», «Самолёт идёт на посадку – у-у-у», «Змейка ползёт – ш-ш-ш».
обучение выполнению определённых движений руками под речевые сигналы. Дети произносят на выдохе гласный звук и выполняют действие по подражанию взрослому. Выполняются задания: «Наматывание клубка», «Разматывание шланга».
5. Формирование базовых графических навыков
обучение проведению разных линий - дорожек (прямых, ломаных, волнистых) в ограниченном пространстве (на доске, на большом листе бумаги) и в направлениях сверху-вниз, слева-направо. Дети учатся проводить различные линии в горизонтальных и вертикальных направлениях. Используются игровые задания: «Вниз по горке», «Волны на море», «Мостик через речку» и т.д.;
обучение проведению линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрих пунктирной линией, тонкой сплошной линией. Задания: «Дорога к гаражу», «Помоги рыбкам доплыть друг к другу», «Снегопад» (приложение 14).
обучение обводке линий по контуру и штриховке простых геометрических форм [1]. Дети сначала пальцем обводят по контуру, а затем повторяют действия карандашом.
обучение выкладыванию узоров из плоских геометрических форм на столе (в ограниченном пространстве – на деревянной доске, на листе бумаги), с последующей их зарисовкой. Используются дидактические упражнения: «Сложи и зарисуй домик», « Выложи и зарисуй узор» и др.
Заключение
Коррекционная работа, направленная на подготовку детей с отклонениями в развитии к овладению навыками письма, ведётся планомерно, обеспечивает последовательность, системность усвоения материала. Она осуществляется на занятиях и во время игровой деятельности детей. Используются различные методы: наглядные, практические и словесные.
В процессе работы у детей повышается уровень развития пространственных представлений, зрительного восприятия, мелкой моторики рук.
Таким образом, вовремя начатая и правильно организованная работа позволяет достигнуть поставленной цели – подготовить ребёнка с отклонениями в развитии к овладению навыком письма.
Используемая литература:
1. Бортникова, Е. Ф. Мои первые прописи [Текст]: тетрадь для детей 4-5 лет / Е. Ф. Бортникова. – Екатеринбург: ООО Лит тур, 2014. – 32 с.
2.Коноваленко, В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: пособие для логопедов и родителей / В.В. Коноваленко. – М.: Гном-Пресс, 1998. – 16 с.
3. Подвижные тематические игры для дошкольников [Текст] / Сост. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова. - М.: ТЦ Сфера, 2016.- 128 с.
4. Ткаченко, Т. А. С пальчиками играем, речь развиваем [Текст]: учеб. пособие для воспитателей / Т. А. Ткаченко. – Екатеринбург: ООО Лит тур, 2016. – 48 с.
5. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]: учебное пособие для воспитателей, учителей, логопедов / В. В. Цвынтарный. – СПб.: Лань, 1999. – 32 с.
Рекомендуемая литература:
1. Кинаш, Е. А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии [Текст]: методическое пособие для педагога / Е. А. Кинаш. – М.: Парадигма, 2010. – 80 с.
Приложения
1. Игровое упражнение «Разложи яички»
Цель: формирование захвата щепотью мелких предметов (раскладывание).
2. Игровое упражнение «Пересыпь крупу»
Цель: формирование захвата щепотью мелких предметов (пересыпание из одной ёмкости в другую); обучение выполнению орудийных действий — пользоваться ложкой, совком при играх с мелкими предметами и сыпучими материалами (крупы).
3. Игровое упражнение «Разложи фрукты по корзинам»
Цель: обучение выполнению действий (бросать, опускать, раскладывать) с мелкими предметами под речевые звуки: «бах-бах-бах», «да-да-да», «тук-тук-тук» и т.д.
4. Игровое упражнение «Накорми собачку косточкой»
Цель: Обучение проведению прямых и непрерывных линий сначала пальцем руки, а затем карандашом по заданному ориентиру.
5. Упражнения: «Проведи машины по дорожкам», «Сыр для мышки»
Цель: Обучение проведению прямых и непрерывных линий сначала пальцем руки, а затем карандашом по заданному ориентиру.
6. Упражнения с ребристым карандашом
Цель: стимуляция мышечной активности руки в упражнениях с карандашом.
«Мотор»
Ладони нужно сомкнуть пальцами вперед. Карандашик размещают вертикально и передвигают, перемещая ладони взад-вперед, меняя темп. При этом говорят:
Заведи мотор скорей,
И ладошки разогрей,
Разгоняйся все быстрей,
Сил, дружок мой, не жалей.
Скорость после замедляем,
Вот мы к дому подъезжаем.
«Скалка»
Ладошки соединяют как в предыдущем примере, но так, что бы правая рука (или левая, если ребенок левша) была сверху. Карандаш нужно разместить горизонтально и перемещать взад-вперед с помощью только верхней ладошки.
Пироги печем исправно.
Кто на кухне самый главный?
Дочка тесто раскатает,
Мама в печь его поставит.
«Дудочка»
Суть в том, что нужно поиграть на карандаше как на дудке. При этом проговаривают стихотворение, либо поют. Вот пример стихов:
Запоем мы песню звонко
Дудочка играет громко,
Пальчики у нас быстры!
А ребята все бодры.
Пособие «Весёлый карандаш»
7. Дидактические игры: «Закрутим гайку», «Бусы для куклы»
Цель: обучение выполнению определённых действий пальцами.
Дидактическая игра « Надень колечко»
8. Игровые задания: «Накорми котёнка и щенка», «Покорми поросёнка».
Цель: обучение захватыванию мелких или сыпучих материалов указательным типом захвата.
9. Игра « Спрячь игрушку»
Цель: обучение пересыпанию сыпучих материалов рукой, ложкой.
10. Задание «Подбери заплатки»
Цель: развитие целостного восприятия изображения предметов.
11. Игровые задания: «Найди пару», «Подбери такую же картинку»
Цель: обучение сравниванию парных картинок и предметов.
12. Задание «Выложи предмет»
Цель: обучение выкладыванию предметов на специальной доске из резинок сначала по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу и по команде.
13.Дидактические игры: «Разложи одежду по полкам», «Справа-слева, сверху - снизу»
Цель: формирование ориентировки на листе бумаги.
14. Задания: «Дорога к гаражу», «Помоги рыбкам доплыть друг к дружке», «Снегопад»
Цель: обучение проведению линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрих пунктирной линией, тонкой сплошной линией.
«Снегопад»
15. Игровое задание «Одень Катю»
Цель: учить детей застёгиванию и расстёгиванию различных видов застёжек, шнуровке.
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(237) "Влияние художественного слова на развитие творчества c использованием нетрадиционных методов рисования у детей с диагнозом ДЦП."
["seo_title"] => string(146) "vliianiie-khudozhiestviennogho-slova-na-razvitiie-tvorchiestva-c-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-mietodov-risovaniia-u-dietiei-s-diaghnozom-dtsp"
["file_id"] => string(6) "275472"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1452584621"
}
}