kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разрабока поможет воспитатилям подготовить ребенка с отклонением в развитии к обучению письму.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии»

15

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»



Факультет повышения квалификации



Структурное подразделение



Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии

Итоговая работа



Исполнитель:

Логинова Елена Юрьевна,

воспитатель

МКУ СРЦН «Доверие»

Киселёвский городской округ







Кемерово 2019

Оглавление

Введение………………………………………………………....3



Глава 1. Направления работы по подготовке детей с

отклонениями в развитии к овладению навыками письма…..4



Глава 2.Содержание работы……………………………………………………6

2.1 Первый этап………………………………………………………………………..6

2.2 Второй этап……………………………………………………………..............9

Заключение ……………………………………………………………………………13

Литература……………………………………………………………………………..14

Приложения……………………………………………………………………………15



















Введение

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период.

Значительные трудности в процессе письма в большинстве случаев испытывают дети с отклонениями в развитии. Они плохо ориентируются в тетради: теряют строчку, не могут выделить клетку. У многих недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела.

 При обучении таких детей учитываются их возможности и индивидуальные особенности. Вся работа делится на несколько этапов. На каждом этапе выделены основные направления коррекционной работы, которые постепенно усложняются. Цель работы - подготовить детей с отклонениями в развитии к овладению навыками письма.

Целенаправленная коррекционная работа по формированию готовности к овладению навыками письма является важным начальным этапом подготовки детей с отклонениями в развитии к школьному обучению.









Глава 1.



Направления работы по подготовке детей с отклонениями

в развитии к овладению навыками письма



При подготовке к письму детей с отклонениями в развитии важно определить основные задачи, методы и приемы коррекционной работы. В работе с детьми важно учитывать общие задачи:

- формирование навыка правильно сидеть за столом во время выполнения задания (соблюдение гигиенических требований);

- формирование умений выполнять задания по подражанию действиям взрослого, по образцу и словестной инструкции;

- развитие ручной и мелкой моторики, тонких движений пальцев рук;

- формирование специфических действий руки (захват щепотью мелких предметов и манипулирование ими);

- развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие слухового внимания и слухомоторной координации;

- формирование навыка использовать принадлежности для письма;

- формирование базовых графических навыков.

При обучении детей выделяются основные направления коррекционно-педагогической работы:

1. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. 
С детьми проводится гимнастика для пальцев и кистей рук, упражнения с мелкими и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов застежек, шнуровке(Приложение15).
2. Развитие внимания и зрительного восприятия. 
Работа в данном направлении осуществляется последовательно: детей учат следить взглядом за перемещением предметов, обучают различать геометрические формы, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу, сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров. 
3. Формирование и развитие пространственной ориентировки. 
Детей учат сначала ориентироваться на различных плоскостях (доска, мольберт), затем на листах бумаги, расставлять предметы (трафареты), следить за их перемещением и определять направления движений руки на листе бумаги.

4. Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка. 

Важным здесь было научить детей воспринимать и дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам, а затем выполнять различные графические задания. 
5.Формирование базовых графических навыков. 

Детей обучали проводить различные линии по подражанию действиям педагога, а затем по предложенному образцу; копировать, дорисовывать, обводить, штриховать контуры предметов, выполнять задания по речевой инструкции на листах бумаги и в тетрадях.

















Глава 2.

Содержание работы

  2.1 Первый этап

1. Развитие движений рук по подражанию действиям воспитателя, зрительно-двигательной координации и предметных действий

  • обучение движениям рук в заданном направлении для расслабления мышц кистей рук. При этом используются упражнение «Погладим котёнка»- плавные движения рукой слева направо, «Покрасим забор» - плавные движения сверху вниз и снизу вверх, «Курочка клюёт зёрнышки» - локти фиксированы на столе – движения кистями вверх – вниз;

  • формирование умения удерживать позу пальцев кистей рук. Используются пальчиковые игры: «Коза», «Деревья» - пальцы раздвинуты максимально и удерживание этой позы на счёт, «Флажок», «Бочонок» - пальцы согнуты в кулак, «Стол», «Стул»[5]. На каждом занятии предлагается 2—3 задания на удержание позы пальцев кистей и рук;

  • тренировка сгибания и разгибания каждого пальца на руке, обучение детей соотносящим действиям обеих рук, выделению и называнию отдельно каждого пальца. Для этого проводились следующие пальчиковые игры: «Птички», «Дружная семья», «Пять пальцев» [3], «Мы делили апельсин» [5];

  • активизация движений кистей рук по подражанию действиям взрослого, смена скорости движений рук, чередование движений сжатия и разжатия кулачков, соблюдение ритма чередования движений рук. Этому способствовали пальчиковые упражнения и игры: «Поиграем на пианино», «Кулачок - ладошка» [2], «Запусти волчок»;

  • формирование захвата щепотью мелких предметов (раскладывание, пересыпание из одной ёмкости в другую). Используются игровые упражнения: «Разложи яички» (Приложение 1), «Пересыпь крупу» (Приложение 2).

2. Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия

  • соотношению игрушки с её изображением. Используются игры: «Покажи где такая игрушка?», «Покажи, где такая картинка?»;

  • обучение выделению предмета из общего фона, удержанию взора на двигающемся предмете. При этом используются игровые задания «Солнышко, солнышко выгляни в окошко!», «Тучка по небу плывёт».

3. Развитие пространственной ориентировки: верх-низ

  • обучение ориентировке в пространстве для уточнения представлений «вверх», «вниз». Детей учат показывать и называть расположение предмета в пространстве. Для этого используются дидактические игры «Тучка-дождик-лужа», «Листопад».

  • обучение выполнению ритмичных движений руками в различных направлениях: вверх-вниз. Формированию этих движений рук способствуют следующие игровые упражнения: «Бабочка», «Листопад», «Снегопад».

4. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, слухомоторной координации:

  • обучение выполнению определённых движений руками под звучание музыкальных инструментов (бубна, барабана, дудочки) по подражанию действиям взрослого.

Используются дидактические игры и упражнения: «Пианино»- двигать пальцами по поверхности стола, имитируя игру на клавишах пианино, «Барабан» - стучать пальцами по столу, отбивая дробь барабана под звук инструмента, «Хлопки» - хлопать в ладоши под звук бубна, «Прятки» - спрячь ладошки под звук колокольчика;

  • Обучение выполнению действий (бросать, опускать, нанизывать, раскладывать) с мелкими предметами под речевые звуки: «бах-бах-бах», «да-да-да», «тук-тук-тук». Используются следующие игровые задания: «Бросай шарики в ведёрко», «Разложи фрукты по корзинкам» (Приложение 3).

5. Формирование базовых графических умений. Обучение проводить простые линии дорожки в заданном направлении

  • Обучение проведению прямых и непрерывных линий сначала пальцем руки, а затем карандашом по заданному ориентиру (ленточке, верёвке, линии на листе бумаги). Используются игровые упражнения и задания: «Сыр для мышки», «Проведи машины по дорожкам» (Приложение5), «Угости собачку косточкой» (Приложение 4).













2.2 Второй этап

1. Совершенствование развития мелкой моторики, зрительно-двигательной координации

  • продолжать обучение выделению каждого пальца на руке и названию его. Воспитатель проводит пальчиковые игры речевым сопровождением (стихами, потешками, скороговорками): «Шапочки для братцев», «Дружная семья»[5]. Проводятся игры и упражнения на сгибание и разгибание отдельно каждого пальца и сжимание кулаков: «Сорока - белобока», «Пальчики ложатся спать» [5] ,«Угостим друзей [4].

  • обучение согласованным движениям ладоней и пальцев обеих рук.

Проводятся пальчиковые игры: «Бутон», «Надуваем шарик» [5].

  • обучение наматыванию и разматыванию нитей на клубок. Приводятся игровые задания: «Намотай нитки на шарик», «Разноцветные клубки»;

  • стимуляция мышечной активности руки в упражнениях с карандашом. Используются пальчиковые игры с ребристым карандашом (Приложение 6). Действия детей руками сопровождаются стихами. Можно применить пособие «Весёлый карандаш».

  • обучение выполнению определённых действий пальцами: кручение, нанизывание, щелчки, вращение и др. В работе используются дидактические игры: «Закрутим гайку», «Бусы для куклы», « Надень колечко» (Приложение 7).

  • обучение захватыванию мелких или сыпучих материалов указательным типом захвата. Задания: «Выложи дорожку из мозаики», «Накорми котёнка и щенка», «Покорми поросёнка» (Приложение 8).

  • выкладывание предметов из палочек по заданным ориентирам (ёлку, домик, кровать по заданному на листе образцу)[5]. Выполняются задания: «Построй забор», «Сделай лестницу».

  • обучение пересыпанию сыпучих материалов рукой, ложкой. Проводятся игры: «Покорми птичек», «Спрячь игрушку» (Приложение 9) .

2. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания

  • развитие целостного восприятия изображения предметов. Применяются задания и упражнения: «Собери машинку», «Сложи из цветных полосок предмет», «Подбери заплатки» (Приложение 10).

  • Обучение сравниванию парных картинок или предметов. Предлагаются детям игровые задания: «Найди пару», «Подбери такую же картинку» (Приложение 11).

  • Обучение выкладыванию предметов на столе из плоских палочек и на специальной доске из резинок (Приложение 12). Воспитатель учит работать детей сначала по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу и по команде. Используются игровые задания: «Выложи звёздочку», «Собери колодец», «Сделай мост», «Построим забор»[5].

3. Совершенствование ориентировки на листе бумаги

  • обучение ориентировке на плоскости (доске, платформе), формирование умения работать по образцу. У детей формируется ориентировка верх - низ, лево - право, середина. Для этого выполняются задания: «Разложи тучки наверху, ручейки внизу», «Выложи ёлку в середине, внизу-зверюшек», «Расставь бабушку слева, дедушку - справа».

  • формирование ориентировки на листе бумаги. Используются дидактические игры: «Слева-справа, сверху-снизу», «Разложи одежду по полкам» (Приложение 13).

4. Развитие слухового внимания и слухомоторной координации

  • обучение проведению непрерывной линии в ограниченном пространстве (мелом на доске, карандашом на бумаге) под произносимые звуки. При этом используются игровые задания: «Пчёлка летит в улей – ж-ж-ж», «Самолёт идёт на посадку – у-у-у», «Змейка ползёт – ш-ш-ш».

  • обучение выполнению определённых движений руками под речевые сигналы. Дети произносят на выдохе гласный звук и выполняют действие по подражанию взрослому. Выполняются задания: «Наматывание клубка», «Разматывание шланга».

5. Формирование базовых графических навыков

  • обучение проведению разных линий - дорожек (прямых, ломаных, волнистых) в ограниченном пространстве (на доске, на большом листе бумаги) и в направлениях сверху-вниз, слева-направо. Дети учатся проводить различные линии в горизонтальных и вертикальных направлениях. Используются игровые задания: «Вниз по горке», «Волны на море», «Мостик через речку» и т.д.;

  • обучение проведению линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрих пунктирной линией, тонкой сплошной линией. Задания: «Дорога к гаражу», «Помоги рыбкам доплыть друг к другу», «Снегопад» (приложение 14).

  • обучение обводке линий по контуру и штриховке простых геометрических форм [1]. Дети сначала пальцем обводят по контуру, а затем повторяют действия карандашом.

  • обучение выкладыванию узоров из плоских геометрических форм на столе (в ограниченном пространстве – на деревянной доске, на листе бумаги), с последующей их зарисовкой. Используются дидактические упражнения: «Сложи и зарисуй домик», « Выложи и зарисуй узор» и др.





















Заключение

Коррекционная работа, направленная на подготовку детей с отклонениями в развитии к овладению навыками письма, ведётся планомерно, обеспечивает последовательность, системность усвоения материала. Она осуществляется на занятиях и во время игровой деятельности детей. Используются различные методы: наглядные, практические и словесные.

В процессе работы у детей повышается уровень развития пространственных представлений, зрительного восприятия, мелкой моторики рук.

Таким образом, вовремя начатая и правильно организованная работа позволяет достигнуть поставленной цели – подготовить ребёнка с отклонениями в развитии к овладению навыком письма.





















Используемая литература:

1. Бортникова, Е. Ф. Мои первые прописи [Текст]: тетрадь для детей 4-5 лет / Е. Ф. Бортникова. – Екатеринбург: ООО Лит тур, 2014. – 32 с.

2.Коноваленко, В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: пособие для логопедов и родителей / В.В. Коноваленко. – М.: Гном-Пресс, 1998. – 16 с.

3. Подвижные тематические игры для дошкольников [Текст] / Сост. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова. - М.: ТЦ Сфера, 2016.- 128 с.

4. Ткаченко, Т. А. С пальчиками играем, речь развиваем [Текст]: учеб. пособие для воспитателей / Т. А. Ткаченко. – Екатеринбург: ООО Лит тур, 2016. – 48 с.

5. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]: учебное пособие для воспитателей, учителей, логопедов / В. В. Цвынтарный. – СПб.: Лань, 1999. – 32 с.



Рекомендуемая литература:

1. Кинаш, Е. А. Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии [Текст]: методическое пособие для педагога / Е. А. Кинаш. – М.: Парадигма, 2010. – 80 с.









Приложения

1. Игровое упражнение «Разложи яички»

Цель: формирование захвата щепотью мелких предметов (раскладывание).









2. Игровое упражнение «Пересыпь крупу»

Цель: формирование захвата щепотью мелких предметов (пересыпание из одной ёмкости в другую); обучение выполнению орудийных действий — пользоваться ложкой, совком при играх с мелкими предметами и сыпучими материалами (крупы).







3. Игровое упражнение «Разложи фрукты по корзинам»

Цель: обучение выполнению действий (бросать, опускать, раскладывать) с мелкими предметами под речевые звуки: «бах-бах-бах», «да-да-да», «тук-тук-тук» и т.д.







4. Игровое упражнение «Накорми собачку косточкой»

Цель: Обучение проведению прямых и непрерывных линий сначала пальцем руки, а затем карандашом по заданному ориентиру.







5. Упражнения: «Проведи машины по дорожкам», «Сыр для мышки»

Цель: Обучение проведению прямых и непрерывных линий сначала пальцем руки, а затем карандашом по заданному ориентиру.

6. Упражнения с ребристым карандашом

Цель: стимуляция мышечной активности руки в упражнениях с карандашом.

«Мотор»

Ладони нужно сомкнуть пальцами вперед. Карандашик размещают вертикально и передвигают, перемещая ладони взад-вперед, меняя темп. При этом говорят:

Заведи мотор скорей,

И ладошки разогрей,

Разгоняйся все быстрей,

Сил, дружок мой, не жалей.

Скорость после замедляем,

Вот мы к дому подъезжаем.

«Скалка»

Ладошки соединяют как в предыдущем примере, но так, что бы правая рука (или левая, если ребенок левша) была сверху. Карандаш нужно разместить горизонтально и перемещать взад-вперед с помощью только верхней ладошки.

Пироги печем исправно.

Кто на кухне самый главный?

Дочка тесто раскатает,

Мама в печь его поставит.





«Дудочка»

Суть в том, что нужно поиграть на карандаше как на дудке. При этом проговаривают стихотворение, либо поют. Вот пример стихов:

Запоем мы песню звонко

Дудочка играет громко,

Пальчики у нас быстры!

А ребята все бодры.









Пособие «Весёлый карандаш»



















7. Дидактические игры: «Закрутим гайку», «Бусы для куклы»

Цель: обучение выполнению определённых действий пальцами.



















Дидактическая игра « Надень колечко»







8. Игровые задания: «Накорми котёнка и щенка», «Покорми поросёнка».

Цель: обучение захватыванию мелких или сыпучих материалов указательным типом захвата.













9. Игра « Спрячь игрушку»

Цель: обучение пересыпанию сыпучих материалов рукой, ложкой.









10. Задание «Подбери заплатки»

Цель: развитие целостного восприятия изображения предметов.

11. Игровые задания: «Найди пару», «Подбери такую же картинку»

Цель: обучение сравниванию парных картинок и предметов.





12. Задание «Выложи предмет»

Цель: обучение выкладыванию предметов на специальной доске из резинок сначала по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу и по команде.















13.Дидактические игры: «Разложи одежду по полкам», «Справа-слева, сверху - снизу»

Цель: формирование ориентировки на листе бумаги.



14. Задания: «Дорога к гаражу», «Помоги рыбкам доплыть друг к дружке», «Снегопад»

Цель: обучение проведению линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрих пунктирной линией, тонкой сплошной линией.

















«Снегопад»







15. Игровое задание «Одень Катю»

Цель: учить детей застёгиванию и расстёгиванию различных видов застёжек, шнуровке.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к письму детей с отклонениями в развитии

Автор: Логинова Елена Юрьевна

Дата: 17.08.2019

Номер свидетельства: 517804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Влияние художественного слова на развитие творчества c использованием нетрадиционных методов рисования у детей с диагнозом ДЦП."
    ["seo_title"] => string(146) "vliianiie-khudozhiestviennogho-slova-na-razvitiie-tvorchiestva-c-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-mietodov-risovaniia-u-dietiei-s-diaghnozom-dtsp"
    ["file_id"] => string(6) "275472"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452584621"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Консультации «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»"
    ["seo_title"] => string(100) "konsultatsiirazvitiiemielkoimotorikirukkaksriedstvorazvitiiariechiudietieisriechievyminarushieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "331421"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1464619798"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Рабочая адаптированная  программа  по «Письму и развитию речи» для  5  класса "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-adaptirovannaia-proghramma-po-pis-mu-i-razvitiiu-riechi-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "133874"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416592182"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_razvitiie_mielkoi_motoriki_ruk_kak_sriedstvo_r_1"
    ["file_id"] => string(6) "451467"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516550022"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. "
    ["seo_title"] => string(87) "inkliuzivnyi-podkhod-k-obrazovaniiu-dietiei-s-osobymi-obrazovatiel-nymi-potriebnostiami"
    ["file_id"] => string(6) "174658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424165689"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства