Просмотр содержимого документа
«Обучение неслышащих школьников диалогической речи»
Обучение диалоговой речи на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения детей с нарушением слуха
Современная отечественная система обучения восприятию и воспроизведению устной речи неслышащих школьников предполагает поэтапное формирование у обучающихся навыков активного пользования устной речью (способности воспринимать ее и говорить внятно для окружающих).
Как известно основоположником этой системы был профессор С.А. Зыков, объединив усилия нескольких групп ученых и педагогических коллективов многих школ, он последовательно, на протяжении почти четверти века, разрабатывал различные аспекты одной из самых сложных проблем дефектологии — проблемы обучения глухих детей языку.
Сложившаяся на сегодняшний день целостная, научно обоснованная система обучения языку не является догматическим сводом методических правил, она отличается гибкостью, подвижностью, открытостью для новых поисков и результатов.
Изучение опыта работы специальных школ и специальные исследования (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Е.Н. Марциновская, Т.В. Нестерович, И.В. Колтуненко, Л.П. Носкова, Л.М. Быкова, Е.Е. Вишневская и др.) показывают, что в условиях полной реализации коммуникативной системы обучения языку, системы работы по развитию остаточного слуха с использованием ИСА значительно вырос уровень развития разговорной речи неслышащих. Вместе с тем следует отметить своеобразие разговорной речи школьников. Оно проявляется в следующем:
1. склонность к вопросно-ответному диалогу;
2. слабое умение развивать тему в диалоге и беседе;
3. неполный учет информированности собеседника, неумение варьировать высказывания с точки зрения объема синтаксической конструкции, лексической наполняемости;
4. многократные повторы, возвращения уже к сказанному.
В задачу настоящей статьи входит рассмотрение некоторых вопросов развития разговорной речи неслышащих школьников на занятиях по РСВ и ФП.
В современных условиях для использования и развития слухового восприятия, важную роль играет речевая догадка. Сфера общения детей расширяется, возрастает потребность в языке как в средстве общения.
Важнейшей задачей обучения является дальнейшее развитие и совершенствование разговорной речи школьников.
Наиболее естественным для речевого общения является устный диалог. Именно в диалогической речи коммуникативная функция языка находит наибольшее проявление. Однако, по мнению ряда ученых, таких как Т.Г. Винокур, О.А. Лаптева, Л.В. Щерба и др. наряду с диалогом в разговорной речи используются высказывания монологического характера, так называемый «монолог в диалоге». Значит, разговорная речь должна развиваться как в диалогической, так и в монологической формах.
Практический метод обучения разговорной речи — это, прежде всего сама организация словесного общения детей на всех этапах учебного дня, создание условий для активизации речи, ознакомление с речевыми образцами (записанными на доске, плакатах, таблицах, карточках и т.д.) и способами их применения в процессе общения. В данном методе обучения особое место занимают тренировочные речевые упражнения, направленные на овладение различными видами высказываний.
Проводя тренировочные упражнения на материале отдельных высказываний разговорного типа, надо соблюдать определенные требования, обусловленные особенностями самого речевого материала и спецификой развития речи детей. Одновременно следует иметь в виду и общие дидактические положения (последовательность, систематичность, повторяемость материала и пр.).
Основными из этих требований являются следующие:
а) материал упражнений должен быть практически актуальным для детей, связанным с их жизненными потребностями и опытом, отвечающим образовательно-воспитательным задачам специальной школы. Поскольку от класса к классу жизненный и речевой опыт детей расширяется, предлагаемый им в упражнениях материал должен постепенно усложняться. Конкретное выражение это требование находит в отборе словаря для высказываний, а также тем для бесед;
б) при выборе приемов работы над отдельными высказываниями разговорного типа нужно ориентироваться на уровень речевого развития обучающихся и этап работы над данным материалом (вводится ли он впервые, закрепляется или повторяется). Начинают с использования наглядных и наглядно-действенных ситуаций (когда обучающиеся не только воспринимают на уроке предметы, признаки, действия, но и сами включаются в практическую деятельность). Затем переходят к ситуациям более условным (упражнения с использованием картин или с опорой на опыт, приобретенный в предшествующих занятиях, наблюдениях, экскурсиях) и, наконец, к ситуациям еще более отвлеченным (упражнения, проводимые на словесной основе — беседа, чтение и анализ текста);
в) учитывая, что речевые навыки имеют сложную структуру, требование последовательности в работе над отдельными высказываниями должно соблюдаться в двух отношениях. Во-первых, надо начинать с тех упражнений, которые предполагают лишь воспроизведение образца, затем вводить упражнения,такие как построение фразы, по аналогии и лишь потом предлагать совершенно самостоятельно употреблять тот или иной вид высказывания. Во-вторых, сначала учителю следует научить детей понимать высказывание, а затем работать над введением его в активную речь. Так, развитие понимания у детей поручения, выраженного определенной грамматической конструкцией, предшествует его активному использованию, работа над пониманием вопроса и построением ответа на него должна опережать упражнения в самостоятельном построении этого вопроса;
г) в занятиях по усвоению отдельных высказываний следует использовать различные виды упражнений. Их разнообразие помогает поддерживать внимание и интерес обучающихся к занятиям и тем самым добиваться более высоких результатов. Нельзя допускать такого положения, когда на уроке используется лишь один вид упражнений или вообще на протяжении многих уроков отдается предпочтение каким-то одному-двум видам упражнений. Необходимо учитывать еще и то, что вообще любой речевой навык не может быть сформирован каким-то одним универсальным приемом работы;
д) упражнения необходимо строить таким образом, чтобы обучающиеся находились в общении не только с педагогами своей группы, но как можно больше общались друг с другом. Надо использовать все возможности для расширения круга лиц, с которыми общались бы дети, как в стенах школы, так и за ее пределами. Более широкая сфера применения приобретаемых навыков в использовании отдельных высказываний будет способствовать не только их закреплению, но и окажет значительное воспитательное воздействие на детей. Укрепит их в сознании практической целесообразности усилий, затрачиваемых на учебные упражнения в разговорной речи; (то есть соблюдение речевого режима, чтобы у ребенка была потребность в общении)
е) по мере совершенствования речи детей их надо учить строить фразу в разных вариантах. Это создает более широкие возможности для общения. Например, наряду с обучением построению полных вопросов и ответов надо практиковать использование их в краткой форме; закрепив речевой оборот в одной форме, обращать внимание детей на возможность параллельного использования другого, синонимического по значению (ходил в киноибыл в кино, ходил на прогулкуигуляли т. п.).
Как уже отмечалось, в работе над отдельными высказываниями разговорного типа используются разнообразные упражнения:
Воспроизведение образца высказывания, данного педагогом. Например, дети задают классу тот же вопрос, который до этого задавал учитель. Восприятие образца, его понимание и воспроизведение — это единственно возможный путь обучения новому речевому материалу и начальный этап в его усвоении.
Воспроизведение образца с заменой некоторых слов в нем. Например, Дайте, пожалуйста, (куклу, машинку, мяч и т.д.). Дай (принеси, возьми и т.д.) тетрадь. Чья игрушка (тетрадь, сумка, шапка)? Сашина (Ирина, Настина).
Упражнения в выполнении поручений со словами:попроси, дай, возьми, принеси, спроси, узнайи т. п. Как составные части все эти высказывания могут включаться в диалог.
Самостоятельное построение высказываний на основе ранее усвоенной его модели (образца). Например, Открой дверь, Открой окно, Открой шкаф, Открой тетрадь, Откройкнигу.
Упражнения в построении ответов на вопросы — один из наиболее распространенных видов деятельности на уроках.
Упражнения с использованием записей на доске практикуются как с целью ознакомления с новым образцом высказывания, так и для его закрепления и т.д.
Поэтому данный вид упражнения используется в работе над всеми типами высказываний, как в естественно возникшей потребности общения, так и в преднамеренно созданной ситуации.
На начальном этапе работы над диалогом определенного типа общение развертывается между учителем и ребенком (сначала учитель задает вопросы, обучающийся отвечает, затем учитель побуждает детей задавать вопросы и отвечает на них). После этого роль спрашивающего поочередно выполняют обучающиеся (остальные дети дают ответы). В другом варианте работы вопросы задают все дети класса одному из своих товарищей.
В процессе всех занятий, посвященных формированию навыков ведения диалога, педагог постоянно помогает детям преодолевать трудности как языкового (выбор необходимых слов, их формоизменение и сочетание с другими словами), так и логического характера (порядок вопросов, правомерность постановки того или иного вопроса и пр.).
Обучая диалогу, педагог стремится, чтобы каждый раз в его развертывании принимали активное участие все ребята класса. С этой целью он побуждает детей задавать уточняющие вопросы, обращает внимание всего класса на ошибку, допущенную одним из школьников, привлекает детей к коллективному ее исправлению, поощряет тех ребят, которые вносят свои добавления к сказанному в процессе беседы.
Построение первых диалогов определяется примерно таким типом вопросов:Кто? Что делает? Что делаешь? Куда? Откуда? Кому? Кого? Какой? Какая?Сколько? Почему? Зачем?Начинать работу рекомендуется с очень коротких бесед, связанных с непосредственными восприятиями и впечатлениями детей:Куда мы ходили гулять? Кого мы видели? Что делал дворник? Чем он сгребал листья?
Начальные этапы развития навыков диалога требуют широкого использования игровых занятий. Довольно рано в работу над диалогом рекомендуется включать сравнения. Например, сравнивается внешний вид знакомых детям домашних животных или диких животных.
В работе над диалогами целесообразно использовать такие игровые приемы как:
1. Работа в парах с картинками. Одновременно решается задача закрепления родительного падежа множественного числа.
- У тебя есть апельсины? - Нет, у меня нет апельсинов, у меня есть яблоки. А у тебя есть яблоки?
2. Фронтальная работа с картинками. Одновременно решается задача знакомства и закрепления употребления предлогов.
- В вазе что-нибудь есть? - Да, в вазе цветы.
- На стене что-нибудь висит? - Нет, на стене ничего не висит.
- За коробкой есть что-нибудь? - Да, за коробкой лежит карандаш.
3. Отрицание.
- Это зима? - Нет, я думаю, что вы ошибаетесь. На деревьях жёлтые листья и нет снега. Это осень.
- Это лошадка? - Нет, на ней белые и чёрные полосы. Это зебра.
- Это ромашка? - У этого цветка розовые лепестки. Я думаю, это астры.
4. Утверждение
- Это книжный магазин? - Да. На полках книги. - Мальчик собрался на каток? - Да. У него коньки.
Для развития диалогической речи активно использовать такие задания, как «Спроси у меня, …», «Попроси меня …» и другие. Все задания предлагаются детям на слух. Тексты-диалоги составляются на темы, знакомые опыту обучающихся, по отработанным текстам. Приступая к слуховому, слухо-зрительному восприятию диалога, предлагается определить, кто ведёт диалог и о чём ведётся диалог. Сначала ведется диалог с ребенком, потом ребенку предоставляется активная роль в диалоге, и затем дети ведут диалог между собой. В дальнейшем можно использовать такие виды работ: демонстрация по ходу диалога; составление диалога из рассыпного текста; исключение лишнего; восполнение диалога; ведение диалога на различные темы; составление диалога по картинкам; составление поручений; работа по открытой и закрытой картине. Например, изучив диалог «В поликлинике», предлагается ребятам найти в Интернете названия и фото узких специалистов или медицинскую аппаратуру, узнать, кто ещё работает в поликлинике. Затем диалог расширяется, с включением в него новой информации. В процессе работы над диалогом большое внимание отводится работе над логическим ударением, темпом, ритмом, орфоэпией и по совершенствованию звукового состава слова. Тем самым, развивая интонационную выразительность речи.
В образовательном учреждении созданы условия для самовыражения неслышащих учеников в рамках речевой деятельности. С этой целью в школе ежегодно проводятся слухо-речевая олимпиада, школьные праздники, недели РСВ и ФП. Основная цель мероприятий состоит в практической реализации произносительных навыков школьников с нарушенным слухом посредством театрального искусства, воспитании активной творческойличности, так как театральная деятельностьинтересна, любима, наиболее близка и доступна школьнику, поскольку в основе её лежит игра, которая, по убеждению Л.С. Выготского, является корнем всякого детского творчества.
Таким образом, применение разнообразных форм, приёмов и методов способствует общему и речевому развитию обучающихся с проблемами слуха. А умение общаться чрезвычайно важно, и определяет в большей степени дальнейшее развитие неслышащего школьника, так как умение вести диалог, вступать в диалог –это умение принимать и передавать информацию в основе общечеловеческой культуры.