Просмотр содержимого документа
«Моделирование систем отрядов»
Тема:Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем отрядов
Трагедия нашего воспитания состоит в том, что оно в первую очередь обращает внимание на недостатки
В. А. Сухомлинский
Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательное учреждение стремится к обучаемому: создать условия для полноценного развития, защитить его, помочь адаптироваться к изменяющему социуму, научить жить в новой социокультурной среде.
В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству. Поворот российской школы к ребенку, вызывающий повышенный интерес педагогов к идеям развивающего и личностно-ориентированного образования, побудил нас к поиску инновационных способов образований деятельности.
Каждый воспитатель, классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям или лицам их заменяющих, и к социуму.
Важнейшим компонентом воспитательной системы является педагогически обоснованная цель: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика –личности духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в обществе.
Цель деятельности школы – воспитание личности как полноправного члена современного общества.
Цель разбивается на ряд конкретных задач:
воспитания к любви к родной школе, отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
формирования гуманистического отношения к окружающему миру, понимания своего органичного единства окружающей средой, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, присвоение этих ценностей;
развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;
формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
формирование целостной и научной обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;
стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим и культурным критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости и видения прекрасного;
участие педагогов и обучающихся в творческих конкурсах, соревнованиях, в конкурсных отборах при реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире. Для того чтобы задачи были обоснованными и вошли в целевое пространство, необходимо смоделировать личность выпускника школы, как конечный продукт воспитательной деятельности школы. Выпускник школы должен обладать такими качествами или направлениями развития, как:
- патриотизм, гражданственность, - экологическая культура; - нравственность, духовность, - креативность, творческость; - здоровый образ жизни; - эстетическое и культурное развитие; - саморазвитие. Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка.
Формы организации воспитательной деятельности: - воспитание в процессе обучения; а) внутриклассная, б) межклассная; в) внеклассная; г) участие в работе творческих объединений; д) внешкольная; е) массовая, общешкольная; ж) работа с семьей и общественностью.
Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, воспитательных мероприятий, предметных месячников, в ходе которых проходят конкурсы, викторины, КВНы. Прежде всего, это система школьных традиций. Традиции являются ключевыми делами школы и проводятся, как правило, по методике КТД.
Цель и задачи деятельности педколлектива определены в Уставе школы, в программе развития школы. Цели воспитательной деятельности со своими детьми воспитатель, классный руководитель ставит исходя из характеристики класса, специфики межличностных отношений, структуры классного коллектива.
Планирование воспитательной деятельности в школе осуществляется в виде ключевых комплексных дел, школьных праздников. В общешкольных мероприятиях обязаны участвовать все отряды, классы.
Важнейшие управленческие решения по проблемам воспитания принимаются на заседаниях школьных педсоветов, совещаниях при директоре, педконсилиумах. Полный анализ состояния воспитательной работы проводится на итоговом августовском педсовете. Целесообразность совершенствования воспитательной работы посредством моделирования и построения воспитательных систем отрядов обусловлена необходимостью перепроектировать систему воспитательной работы в школе в соответствии с новыми тенденциями гуманизации образования.
Тревожными тенденциями, которые обусловили актуальность разработки проектов воспитательной работы, стали:
противоречие между естественным желанием каждого ребенка к личному успеху и недостаточными условиями, обеспечивающими в школе решение данной задачи;
противоречие между необходимостью обеспечить личный успех каждому учащемуся школы с одной стороны и несовершенством имеющихся средств, с другой.
Считаем, что необходимо стремиться к тому, чтобы все структурные элементы воспитательного пространства оказывали максимально эффективное, позитивное воздействие на учащихся, на их социализацию.
С целью успешной социализации учащихся на базе нашей школы была создана детская организация «Кристалл»
Девиз: Кем бы в жизни ты не стал, будь ты чистым как кристалл!
СТРУКТУРА ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «Кристалл»
Кристалл
Неугомон
Оптимисты
Бриз
1-4 классы
«скуку, лень из жизни вон- так живёт «Неугомон»»
5-7 классы «Учиться, петь, шутить всегда, не падать духом никогда!»
8-9 классы
«Больше романтики и задора»
Председатель совета «Кристалл»
Советники
Министры
Министерства
образования спорта труда здравоохранения культура
художественный отдел
отдел музыки
Детская организация «Кристалл» работает по направлениям:
-личностное развитие;
- эстетическое воспитание;
-основы жизнедеятельности и экономическое просвещение,
- творческое развитие;
-основы гражданского и патриотического воспитания;
- трудовое воспитание. Жизнеобеспечение.
-охрана здоровья и физическое развитие.
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе воспитания.
Метод проектов - один из способов познавательной деятельности.
В рамках программы «Мы - дети России» и соответствие с направлениями детской организации, для более эффективного совершенствования процесса воспитания учащихся воспитателями была проведена плодотворная работа посредством моделирования по планированию, организации и построению воспитательных систем отрядов в рамках проектов:
1)По проекту «Листая страницы истории» проводят работу воспитатели отряда «Радуга», направленную на воспитание патриотизма, формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины. У ребят воспитывалось чувство патриотизма при уборке памятника, погибшим воинам. Проведены конкурсы рисунков: «Родина моя», «На страже Отечества», « Мы помним героев Сталинградской битвы». По традиции учащиеся старших отрядов по весне помогают ветеранам ВОВ, воспитанники отряда всегда с удовольствием принимают участие в акции помощи ветеранам войны.
2) «Пропаганду здорового образа жизни с целью укрепления здоровья» ведут воспитатели отряда «Чиполлино». Педагоги готовят детей к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, следуя цели: воспитание интереса к спорту, сопротивлению вредным привычкам и давлению окружающей среды, бережному отношению к своему здоровью. Кроме запланированных бесед проведены мероприятия антинаркотической направленности: «Предупреждён, значит, защищён» и оформлен стенд о вредных привычках. Проведён конкурс рисунков «Скажи наркотикам: «Нет!». По результатам информационного часа «Здравствуй, Олимп!» так же оформлен стенд, посвящённый олимпийскому движению.
3) Над проектом «Я - человек» работают воспитатели отряда «Дюймовочка». Совместными усилиями воспитателей пытаются помочь воспитанницам овладеть нормами жизни среди людей, начиная с коллектива, в котором они находятся, приобщить к социальной действительности. По одному из направлений проекта девочки изготовили творческую аппликацию « Наша улица»
4) «Экология и мы» дали название проекту воспитатели отряда «Буратино». Выбор направления не случаен, он основан на наблюдениях за детьми при взаимодействии с окружающим миром. Работая над проектом, педагоги стараются сформировать у детей экологическую культуру, ответственное отношение к природе, включая систему экологических знаний, умений, мышления. Результаты работы в данном направлении продемонстрировали выпуском газеты и листовок, изготовили запрещающие знаки «Чего нельзя делать в природе». Посадили комнатные цветы и яблочное семечко, наблюдают за растениями, учатся за ними ухаживать. В данное время работают над изготовлением плаката «Берегите природу»
5) Профориентационную работу ведут воспитатели отряда «Мечта» в рамках проекта «Все профессии важны, все профессии нужны». Специфика проекта заключается в том, что дети узнают новые для себя профессии и расширяют представление ранее известных. Детей учат, прежде всего, уважать людей труда, бережно относиться к продуктам человеческого труда, и самое главное, у них создаются предпосылки для самореализации в будущем. Ребята писали сочинения «Кем я хочу быть», по результатам тематического занятия «Красный, жёлтый, зелёный» дети нарисовали своё представление о данной теме. Проводят сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Юный пешеход». Навыки будущих строителей отрабатывали на улице, строя дом из снега. А работая с тестом, учились лепить пирожки, знакомясь тем самым с профессией повара. После беседы о профессиональных инструментах, своё представление о каждом роде занятий дети изображали на листе бумаги и отмечали какой вид инструмента относится к какому роду профессии.
6) «Актуализация здорового образа жизни, ответственного поведения» выбрана тема проекта воспитателями отряда «Катеринка». Рядом мероприятий и бесед формируется у воспитанниц целостное отношение к своему здоровью, навыки культуры здорового образа жизни. Работая в этом направлении, проведён конкурс рисунков «Я не курю и это здорово!», анкетирование «Что значит быть здоровым?». После проведённой беседы девочки на бумаге изображали «Больного и здорового человека». По результатам игры «Овощи и фрукты» был составлен «Витаминный кроссворд»
7) В направлении «Основы безопасности жизнедеятельности» воспитатели отряда «Светлячок» выбрали тему проекта «Правила безопасной жизни». Педагоги формируют соблюдение правил безопасной жизни, для сохранения своей жизни, жизни и здоровья окружающих. Дети изготавливали «Светофор», когда проводили мероприятие по профилактике ДТП. После отрядного часа провели конкурс рисунков «Огонь мой друг и враг». Представляя себя «Юным водителем» ребята разукрашивали марку понравившегося автомобиля в желаемый цвет. Под девизом «Красный, жёлтый, зелёный» прошла творческая работа воспитанников.
Более подробно о каждом из проектов было сказано ранее на совещаниях при директоре воспитателями отрядов в отчётах по проектной деятельности. Темы бесед по данному роду деятельности запланированы в отрядных полугодовых планах. Заключительным отчётным моментом по проектам воспитателям предстоит отчитаться открытым отрядным мероприятием.
Рекомендации:
1. Организовать обмен опытом воспитателей на МО и взаимопосещений занятий.
2. Эффективно использовать проектную деятельность, новые современные способы построения и моделирования воспитательных систем отрядов, способные сделать деятельность воспитателей более актуальной и значимой для ребенка.
3. Проводить эксперименты по адаптации учащихся к изменяющемуся социуму, научить жить в новой социокультурной среде посредством проектной деятельности и моделированию воспитательной системы.