Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для развития мелкой моторики у дошкольников и младших школьников с нарушениями речи»
Методические рекомендации для развития мелкой моторики у дошкольников и младших школьников с нарушениями речи
Важную роль в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет развитие мелкой моторики рук у ребенка. Наряду с речевыми нарушениями, детям с речевой патологией присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики и развитием речи.
Проблемами взаимосвязи общей и речевой моторики изучены и подтверждены исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.М. Бехтерев, П. Хризман и М.И. Звонарёва, Л.В. Фомина и другие. Было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Развитие мелкой моторики рук имеет огромное значение для физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста. Учеными выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое и общее развитие ребенка.
Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Развивать общую и мелкую моторику рекомендуется параллельно,
предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствуют совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.
Для дошкольников и младших школьников с нарушениями речи по развитию мелкой моторики существуют специальные упражнения:
1.Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук. Например, в банку с крупой, песком, бобовыми опускают мелкие игрушки, и ребенок старается на ощупь их. Опознание предметов, букв, цифр на ощупь поочередно правой и левой рукой («Чудесный мешочек»).
2.Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игры, например, с мячиком СуДжоком, также с разными подручными предметами круглой формы (орех): ребенок катает мячик между ладонями и приговаривает: «Здравствуй, мой любимый мячик! Скажет утром каждый пальчик». Игры с пальчиками, где кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»); так же и с левой рукой.
3.Игры со шнурами, веревочками, нитями (плетение пальчиками косичек, узлов, и др.).
4.Игры с резиновыми игрушками «Сильные ладошки»; также игры с резиновыми кольцами, которые надо поочередно левой и правой рукой сжимать.
5.Работа с бумагой: складывать, вырезать, оригами, выполнять аппликации, рвать бумагу на мелкие части и др.
6.Лепка из глины, пластилина, соленого теста различных предметов, фигур, букв, цифр и др.
7.Игры со счетными палочками, спичками, мозаикой, с бусинками, пуговицами, (выкладывание из них дорожки, выкладывание фигур, предметов, цифр, букв).
9.Нанизывание на палочку колечек пирамидки, на веревочку - бусин, пуговиц, макаронин, бисера.
10.Закрашивание и раскрашивание; штриховка фигур, обведение по контуру, соедини по точкам, цифрам, буквам; рисование нетрадиционными способами: ладошками, пальчиками; рисование с помощью трафаретов, рисование пальчиками на подносе по крупе, по стеклу, по песку; рисование на листе бумаги пальцами, ватой или воском с использованием разного вида красок.
11.Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками (ребенок собирает спички или счетные палочки одними и теми же пальцами обеих рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.).
12.Работа с природным материалом (используются шишки, желуди, листья, ягоды и т.п.); украшение поделок с помощью круп и природного материала.
13.Пальчиковый театр (сказочные персонажи, сделанные из бумаги, ткани), где ребенок проигрывает сценки из сказок, игры с мелкими предметами (киндер-игрушками, плетение бисером).
14.Игры с матрешками, кубиками, пирамидками, с различного вида конструкторами.
15.Задания и упражнения на развитие графической моторики на бумаге: «фигурные линии» (ребенка просят провести с использованием карандаша (фломастера) фигурную дорожку, соединив линию, штриховку или провести линию посередине фигурной дорожки, если она двойная, провести по назначенному направлению линию по фигуре (снизу/вверх, сверху/вниз, слева/на право, справа/налево)).
Целенаправленное и систематическое использование дидактических игр, упражнений и практических заданий способствуют эффективному развитию мелкой и общей моторики рук, которая так необходима для развития речи детей с речевой патологией.