kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации для развития мелкой моторики у дошкольников и младших школьников с нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учителей начальных классов, родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с речевыми нарушениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для развития мелкой моторики у дошкольников и младших школьников с нарушениями речи»

Методические рекомендации для развития мелкой моторики у дошкольников и младших школьников с нарушениями речи

Важную роль в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет развитие мелкой моторики рук у ребенка. Наряду с речевыми нарушениями, детям с речевой патологией присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики и развитием речи.

Проблемами взаимосвязи общей и речевой моторики изучены и подтверждены исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.М. Бехтерев, П. Хризман и М.И. Звонарёва, Л.В. Фомина и другие. Было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Развитие мелкой моторики рук имеет огромное значение для физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста. Учеными выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое и общее развитие ребенка.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Развивать общую и мелкую моторику рекомендуется параллельно,

предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствуют совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.

Для дошкольников и младших школьников с нарушениями речи по развитию мелкой моторики существуют специальные упражнения:

1.Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук. Например, в банку с крупой, песком, бобовыми опускают мелкие игрушки, и ребенок старается на ощупь их. Опознание предметов, букв, цифр на ощупь поочередно правой и левой рукой («Чудесный мешочек»).

2.Самомассаж ладоней и пальцев рук. Игры, например, с мячиком СуДжоком, также с разными подручными предметами круглой формы (орех): ребенок катает мячик между ладонями и приговаривает: «Здравствуй, мой любимый мячик! Скажет утром каждый пальчик». Игры с пальчиками, где кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»); так же и с левой рукой.

3.Игры со шнурами, веревочками, нитями (плетение пальчиками косичек, узлов, и др.).

4.Игры с резиновыми игрушками «Сильные ладошки»; также игры с резиновыми кольцами, которые надо поочередно левой и правой рукой сжимать.

5.Работа с бумагой: складывать, вырезать, оригами, выполнять аппликации, рвать бумагу на мелкие части и др.

6.Лепка из глины, пластилина, соленого теста различных предметов, фигур, букв, цифр и др.

7.Игры со счетными палочками, спичками, мозаикой, с бусинками, пуговицами, (выкладывание из них дорожки, выкладывание фигур, предметов, цифр, букв).

8.Игры-шнуровки, закручивание/откручивание крышек и пробок, закрывание /открывание замков, застегивание-расстегивание молний, пуговиц, липучек.

9.Нанизывание на палочку колечек пирамидки, на веревочку - бусин, пуговиц, макаронин, бисера.

10.Закрашивание и раскрашивание; штриховка фигур, обведение по контуру, соедини по точкам, цифрам, буквам; рисование нетрадиционными способами: ладошками, пальчиками; рисование с помощью трафаретов, рисование пальчиками на подносе по крупе, по стеклу, по песку; рисование на листе бумаги пальцами, ватой или воском с использованием разного вида красок.

11.Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками (ребенок собирает спички или счетные палочки одними и теми же пальцами обеих рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.).

12.Работа с природным материалом (используются шишки, желуди, листья, ягоды и т.п.); украшение поделок с помощью круп и природного материала.

13.Пальчиковый театр (сказочные персонажи, сделанные из бумаги, ткани), где ребенок проигрывает сценки из сказок, игры с мелкими предметами (киндер-игрушками, плетение бисером).

14.Игры с матрешками, кубиками, пирамидками, с различного вида конструкторами.

15.Задания и упражнения на развитие графической моторики на бумаге: «фигурные линии» (ребенка просят провести с использованием карандаша (фломастера) фигурную дорожку, соединив линию, штриховку или провести линию посередине фигурной дорожки, если она двойная, провести по назначенному направлению линию по фигуре (снизу/вверх, сверху/вниз, слева/на право, справа/налево)).

Целенаправленное и систематическое использование дидактических игр, упражнений и практических заданий способствуют эффективному развитию мелкой и общей моторики рук, которая так необходима для развития речи детей с речевой патологией.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Чепелинская Елена Викторовна

Дата: 27.10.2016

Номер свидетельства: 352819

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "проект "Коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(90) "proiekt-korriektsiia-trievozhnosti-i-strakhov-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "315149"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459842828"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства