Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы работы с детьми с нарушением слуха»
Методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха, рекомендуемые педагогам и специалистамобщеобразовательных учреждений
Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушением слуха отличаются методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка. Развитие речи детей с нарушением слуха имеет ряд особенностей.
В сурдопедагогике (Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, М.И.Никитина, М.Л.Любимов, К.И.Туджанова и др.) выделяют следующие наиболее характерные особенности понимания детьми с нарушением слуха слов и словосочетаний, отражающиеся на понимании речевого высказывания в целом:
Первостепенное значение для таких детей приобретает зрительное восприятие речи, при этом наиболее доступной формой речи является – письменная. Чтение и анализ прочитанного текста в значительной степени способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на развитие и совершенствование устной и письменной речи, обогащают словарный запас.
Развитие речи неслышащих детей проводится по нескольким направлениям:
- лексическо-семантический уровень (слово);
- синтаксический уровень (словосочетания и предложения);
- уровень текста.
В процессе обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении происходит значительное, но недостаточное расширение и пополнение словарного запаса.
По мнению А.Г. Зикеева, одним из основных условий успешного формирования лексического запаса речи является то, как в процессе обучения раскрывается значение слова ребенком. Необходимо использовать различные методы и приемы раскрытия значений новых слов, уточнения или расширения значений уже известных, которые можно разделить на группы: наглядные, вербальные и смешанные.
Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи: использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений); демонстрация слайдов, учебных фильмов; демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.
Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи: подбор синонимов, антонимов; перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился); подбор определений (полустанок – маленькая железнодорожная станция); морфологический анализ структуры слова (снегопад – снег падает); подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства – это грибы, ягоды); негативные определения (беспорядок – нет порядка); тавтологические толкования (кожаные сапоги – сапоги, сшитые из кожи); опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова (не удержался – Мальчик не удержался на ногах и упал на землю).
Смешанные приемы для расширения лексического запаса речи используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень – подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень (вербальный прием).
Синтаксический уровень - употребление диалогических форм речи.
Упражнения в употреблении диалогических форм речи играют большую роль в успешном развитии речевого общения, в осуществлении самостоятельных контактов детей с нарушением слуха с окружающими людьми. Чтобы научить учащихся словесному общению, необходимо совершенствовать умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель – запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него. Эта задача достаточно сложная и реализация ее требует определенной последовательности: повторение реплик учителя или одноклассников на уроке («Повтори, что я сказала»; «Повтори, что сказала Аня»); повторение того, что было сказано вчера («Что сказал папа?»; «Что ответила мама»?; «О чем говорила Аня»?); запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо («Запомни, о чем будет завтра говорить брат»; «Запомни, о чем утром будет спрашивать отец»; «Запомни свой ответ»); создание наглядных или словесных ситуаций, которые побуждали бы учащихся к тем или иным высказываниям: Где мел? Где губка? Вопросы учащихся обязательно должны быть мотивированы необходимостью выполнить это или иное задание (мел требуется для того, чтобы записать задание; губка нужна для того, чтобы вытереть доску); придумывание реплики к заданной ситуации, например: «К тебе во дворе подошел человек. Он спросил, как пройти к директору школы. Как ты ему ответишь?»; «Ты приехал в незнакомый город на автобусе. Тебе нужно через два часа уехать на поезде. О чем ты спросишь прохожего?»
Наряду с другими формами речи диалогу, начиная с I класса и кончая старшими, должно быть уделено максимальное внимание.
Развитие описательно-повествовательной речи происходит в единстве со всем процессом формирования речи: обогащением ее лексикой и овладением грамматическими формами. В описательно-повествовательной речи используются наиболее сложные языковые средства. Развитие описательно-повествовательных форм речи требует применения различных методических приемов: подбор картинок, иллюстраций к предложению; подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны); самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям; описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам; составление рассказов по серии картинок; составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки.
Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания текста, является правильная организация чтения. В процессе раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания слабослышащими детьми читаемого текста.
Работа над содержанием произведения включает различные этапы, во время которых происходит как формирование сознательности чтения, так и выработка активного отношения учащихся к читаемому тексту:
а) вступительная беседа с предъявлением наглядного материала с целью мотивации к чтению, выявления уровня владения представленной в тексте темой, активизации словаря по теме, так как понимание темы — одно из условий осмысленного чтения, правильного изложения содержания прочитанного;
б) самостоятельное чтение текста.
в) проверка усвоения содержания прочитанного в целом. Используются ответы на вопросы по прочитанному тексту, демонстрация основных событий текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя;
г) подробный анализ текста всего рассказа. Например, делят текст на части, составляют план, выбирают из текста слова и выражения, которые относятся к характеристике героя рассказа (к описанию внешности, поступков героев, их внутренних качеств), происходящего явления и т.п.;
д) устный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного