kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классификация здоровьесберегающих технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребёнка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, установлены федеральные государственные образовательные стандарты. В образовательной области «Физическое развитие», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классификация здоровьесберегающих технологий»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная

(коррекционная) школа ст-цы Калининской








сообщение

«Классификация здоровьесберегающих технологий»





Сидорченко Екатерина Михайловна

учитель индивидуального обучения























2024 - 2025




Жизнь 21 века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья ребёнка на основе здоровьеформирующего образования.

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.

Вокруг детей с самого начального детства необходимо производить такую учебно - воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведёт к созданию необходимости вести ЗОЖ, к сознательной страже своего здоровья и здоровья окружающих субъектов, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребёнка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, установлены федеральные государственные образовательные стандарты. В образовательной области «Физическое развитие», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью.

Однако сегодня во всех школьных учреждениях образования решают проблему, как снизить процент заболеваемости и тем самым повысить посещаемость, как всего детского сада, так и отдельной группы.

Именно поэтому школа должен стать для ребёнка «школой здоровья», где он сможет приобрести знания, практические умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления своего здоровья.

В настоящее время перед школьными учреждениями стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей:

недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность школьного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жёсткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье;

отсутствие должной материально - технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно -образовательного процесса.

Данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия:

подрывается духовно - нравственное, физическое и психическое здоровье детей;

уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу;

недостаточно высокий уровень психолого - педагогической культуры воспитателей и родителей.

Таким образом, проблема заключается в противоречии между объективной необходимостью изменения и пересмотра всего воспитательно -образовательного процесса и жизнедеятельности детей по вопросам сохранения и укрепления здоровья и отсутствием научно - методического обеспечения, а также недостаточной разработанностью рассматриваемых проблем в педагогической науке и практике.







Выделяют следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

1. Медико - профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья школьников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в школе).

2. Физкультурно - оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.).

3. Обеспечения социально - психологического благополучия ребёнка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в семье; технологии психолого - педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе школы).

4. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация).

5. Образовательные (воспитания культуры здоровья школьников, личностно - ориентированного воспитания и обучения).

6. Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно - игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж); коррекционные (арт - терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.).

7. Педагогическая технология активной сенсорно - развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

1. Образовательная деятельность.

Физкультурные занятия, которые проводятся 3 раза в неделю в спортивном зале и на воздухе, проводятся в соответствии с ФГОС и программой школы, в хорошо проветриваемом помещении. В системе физкультурно -оздоровительной работы группы прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха учитываю климатические условия, особенности сезона и природные факторы.

Деятельность детей, преодоление различных трудностей, достижение результата – всё это сплачивает семью. Дети сопереживают успехам и неудачам своих близких, радуются достижениям, поддерживают хорошие отношения, проявляют заботу к младшим, учатся стремиться не только к победам.

Помимо организованных видов деятельности по физической культуре в режиме дня детей значительное место занимает самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. Организация правильного руководства самостоятельной деятельностью детей в значительной мере влияет на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребёнка. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом учитываются индивидуальные особенности ребёнка, его самочувствие. При планировании самостоятельной деятельности заботимся о создании физкультурно - игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек, выделяю в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.

2. Точечный самомассаж по методу А. А. Уманской

В преддверии эпидемии ОРЗ в осенний и весенний периоды в утренние и вечерние часы, проводится по специальной методике, с часто болеющими детьми. Используется наглядный материал. Самомассаж и массаж – помогает повысить защитные функции организма ребёнка.

В течение двух первых осенних месяцев в профилактических целях проводился массаж по системе А. А. Уманской.

Для родителей была проведена консультация, с целью преемственности работы в семье и школе, на тему: «Массаж по системе А. А. Уманской как одно из средств профилактики простудных заболеваний», а также подготовлена папка -передвижка по данной теме. Использование массажа по системе А. А. Уманской позволило снизить уровень заболеваемости.

Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

3. Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия).

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребёнка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

4. Коммуникативные игры.

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Коррекционные технологии:

1. Сказкотерапия.

Данная технология позволяет спроектировать на сказочную ситуацию проблемы, страхи, волнующие ребёнка и позволяет ребёнку самому, или при помощи взрослого найти пути их преодоления.

2. Психогимнастика.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, а так же на формирование у детей различных психических функций, на обучение элементам саморасслабления и развития умения выражать различные эмоциональные состояния.

3. Технологии музыкального воздействия – музыкотерапия.

Музыкотерапия - создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствует коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно - игровой деятельности.

Технология носит как коррекционную, так и профилактическую направленность и может широко применяться в работе с детьми. Музыкотерапия (как фон, в свободное время. Заторможенные дети нуждаются в стимулирующей музыке, возбуждённые – в успокаивающей, дети дистонического типа – в стабилизирующей. В зависимости от части занятия или организуемой деятельности, в которой музыка выступает как фон, также используется музыка разного вида (деление музыки на виды в определённой степени условно). Использование музыки в образовательной деятельности по физическому развитию содействует формированию у обучаемых правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них точность и выразительность при выполнении упражнений, положительно сказывается на эстетическом, нравственном и физическом развитии учащихся, способствует формированию правильной осанки и спортивной походке, движения становятся красивыми, ловкими, экономичными.

В процессе организованной занимательной деятельности детей нами используются различные музыкальные произведения, записи звуков леса, моря, птиц и т. д. Подвижные игры мы часто проводим с музыкальным сопровождением. Зная, что музыка организует ребёнка на выполнение упражнений, помогает ему свободно самовыражаться.

4. Технологии воздействия цветом.

Правильно подобранные цвета интерьера в комнате снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребёнка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребёнка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приёмы, которые помогут решать поставленные задачи.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

1. Пальчиковая гимнастика

Проводится ежедневно, комплекс упражнений, который служит основой для развития мелкой моторики, ручной умелости и координации движений рук, что, в свою очередь, способствует развитию речевого центра головного мозга. Используется на всех видах занятий и в свободное время. Пальчиковая гимнастика служит для развития у детей ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

2. Дыхательная гимнастика.

Система дыхательных упражнений, направленных на развитие дыхательного аппарата путём тренировки речевого и голосового аппарата, сочетающаяся с соответствующими движениями. Занятия по дыхательной гимнастике рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю. Дыхательные упражнения проводятся 2 раза в день: в утренние часы на зарядке, на спортивных, музыкальных занятиях для восстановления дыхания. Использование дыхательных упражнений в сочетании с ароматерапией. В период обострения гриппа и ОРВИ ежегодно проводилась акция «Чтоб здоровым, сильным быть надо лук, чеснок любить». Была проведена беседа о пользе чеснока, игры «Угадай по вкусу», «Угадай по запаху», «Угадай на ощупь» и т. д. 3. Динамические паузы.

Проводится во время непосредственно образовательной деятельности, от 2 до 5 минут по мере утомляемости детей. Туда включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.

4. Гимнастика пробуждения.

Поднимает настроение и мышечный тонус, а также служит для профилактики нарушений осанки. Включает в себя воздушный (контрастный) метод закаливания в сочетании с общеразвивающими и координационными упражнениями. Выполняется после сна.

5. Гимнастика для глаз.

Выполняется ежедневно по 3 – 5 минут в любое свободное время. Комплекс упражнений, способствующий профилактике нарушения зрения. Используется наглядный материал, показ воспитателя.

6. Корригирующая гимнастика.

Комплекс упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Занятия по корригирующей гимнастике проводятся 1 раза в неделю, продолжительность-20 минут.

7. Закаливание.

Большое место в работе занимает организация системы закаливания, как важнейшей части физического воспитания детей школьного возраста. Закаливающие мероприятия проводятся в течение всего дня. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определённым условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия. Закаливание воздухом, закаливание солнцем, водой. В результате закаливания дети стали менее восприимчивыми к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

8. Подвижные игры.

Подвижные игры являются ведущим видом двигательной деятельности школьников. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – всё то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально - игровой гимнастике.

9. Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Основная цель кинезиологии - развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Упражнения необходимо проводить ежедневно.

занятия проводятся утром;

занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;

упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

10. Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

11. Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

12. Релаксация

В любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребёнка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приёмы, которые помогут решать поставленные задачи.

Работа с семьёй

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребёнка становится культура здоровья семьи. В работе с семьёй, по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей, используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями. Такие, как выпуск буклетов «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Здоровые дети», «Как я расту», проводятся консультации.

Валеологическое просвещение родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников школе, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие школы с семьёй по вопросам охраны

и укрепления здоровья детей:

информационные буклеты для родителей - рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно -двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

информационные буклеты медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми;

Работа с педагогами

С педагогами школы проводилась работа по повышению профессиональной культуры, по организации физкультурно-оздоровительной работы.

Педагоги знакомились с современными педагогическим и медицинским опытом по оздоровлению детей, с эффективными методиками и технологиями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагога, педагогом должна решается задача снижения эмоционально - волевого напряжения и укрепления иммунитета школьников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.

Познавательные моменты должны органично соединяться с оздоровительными, развивающие занятия сочетаться с выполнением дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимими технологиями.

Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья школьников, как важного фактора здоровья человека в целом.
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Классификация здоровьесберегающих технологий

Автор: Сидорченко Екатерина Михайловна

Дата: 03.07.2025

Номер свидетельства: 672499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Статья  "Современные здоровьесберегающие технологии в образовании" "
    ["seo_title"] => string(79) "stat-ia-sovriemiennyie-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "169449"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423409486"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе "
    ["seo_title"] => string(75) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-1"
    ["file_id"] => string(6) "166822"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422990355"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе"
    ["seo_title"] => string(80) "riealizatsiia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_obrazovatiel_nykh_tiekhnologhii_v_uch"
    ["file_id"] => string(6) "361369"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479801618"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Конспект образовательной деятельности  в старшей группе «Вкусная математика» с использованием здоровьесберегающих технологий"
    ["seo_title"] => string(130) "konspiektobrazovatielnoidieiatielnostivstarshieighruppievkusnaiamatiematikasispolzovaniiemzdoroviesbierieghaiushchikhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "309403"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458801268"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА ВЫНОСЛИВОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ."
    ["seo_title"] => string(81) "razvitiiekachiestvavynoslivostiposriedstvomigrovykhpiedagogichieskikhtiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "289030"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454705710"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства