Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование детей с ОВЗ»
Инклюзивное образование детей с ОВЗ
«Учитель - это жертвенная профессия,
это человек, способный спуститься
с высот своих знаний до незнания ученика
и вместе с ним совершить восхождение»
С 2009 года работаю с детьми с ОВЗ.
Работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья требует от педагога не только отличного знания своего предмета, владения приемами воспитательного воздействия, но и «особого сердца».
Никто из здоровых людей не поймет человека-инвалида, не пережив его боль вместе с ним, не поняв его болезнь всей душой и всем сердцем, не приняв ребенка таким, какой он есть, не пропустив через себя все его переживания.
Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. В статье 24 Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег"
Прием детей с ОВЗ в общеобразовательную школу происходит на основе заключения ПМПК, то есть должно быть обязательно прописано, что он может учиться в общеобразовательной школе.
Цель такой школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.
Проблемы «начинающего» учителя при работе с учащимися с ОВЗ:
страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения; (психологический «барьер»)
профессиональная неуверенность учителя;
психологическая неготовность к работе с детьми с ОВЗ (нежелание изменяться).
Учитель должен сам понять и убедить, «воспитать» в учащихся следующие внутренние убеждения:
а) инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах
б) каждый имеет право высказываться и быть услышанным
в) каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни
г) каждый имеет право на дружбу, на полноценную жизнь.
Учителю необходимо:
«Принимать» учеников с инвалидностью как любых других ребят в классе
Включать их по возможности в одинаковые виды деятельности, но ставить разные задачи
Широко использовать групповые формы работы
Использовать активные методы обучения – игры, проекты.
При этом необходимо заранее спрогнозировать какую роль будут выполнять учащиеся с ОВЗ при этом, постоянно направляя и поддерживая этот процесс.
При детском церебральном параличе ведущим дефектом являются двигательные расстройства, которые связаны как с повреждением двигательных зон и проводящих путей головного мозга, так и с нарушением развитием центральной нервной системы.
У детей с ДЦП нарушен весь ход моторного развития, что оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно-психических функций, у детей отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов, формируются такие черты личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений.
Инклюзивное образование формирует отношение к детям с ОВЗ как к полноценным людям,помогает «обычным» детям становиться толерантными и научиться уважать другую личность, отличную от него.