Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное и дифференцированное обучение как средство повышения эффективности урока технологии.»
Индивидуальное и дифференцированное обучение как средство повышения эффективности урока технологии.
Сегодня школа в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен. Заказчиком на образование выступают ведомства, родители, окружающая среда. Почему же так актуален дифференцированный и индивидуальный подход в обучении?
Как нет на дереве двух одинаковых листочков, так и нельзя сказать об учениках, что они равны в процессе обучения.
Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения. Но если для массовых школ, реализуя дифференцированный и индивидуальный подходы в процессе обучения, основной целью является раскрытие более высокого потенциала каждого ребенка, развитие творческой, самостоятельной личности, повышение качества обучения, то для нашей школы, дифференцированный подход – это одна из форм коррекционной работы, которая ставит своей основной целью, опираясь на сохранные свойства учащихся и возможности их развития, исправление наиболее нарушенных процессов деятельности.
И здесь большая роль отводится идеи индивидуального и дифференцированного обучения, которая предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения.
Трудовое обучение в коррекционной школе не просто один из предметов школьного курса. Его назначение гораздо шире, а влияние на дальнейшую судьбу обучающихся трудно переоценить. Целью трудового обучения в школе является создание условий для получения и развития учащимися с интеллектуальным недоразвитием знаний и умений в области трудовой подготовки, повышение уровня познавательной активности, развитие способности учащихся к осознанной регуляции трудовой деятельности, выявление и развитие индивидуальных особенностей, предрасположенностей каждого учащегося к тому или иному виду деятельности (профориентация).
К основным задачам относится воспитание любви к труду и уважения к людям труда; формирование у обучающихся в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки. Работа в этом направлении является залогом того, что ребята в будущем смогут получить хорошую профессию, адаптироваться к взрослой самостоятельной жизни в обществе.
Возникновение и становление данной темы стало возможным в результате повышения квалификации по программе дополнительного обучения «Современные подходы и новые технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях федерального государственного образовательного стандарта» 2014г, «Обновление содержания и методики преподавания технологии в основной и старшей школе» 2016г. Участие в вебинаре «Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС» 2015г, «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника».
В своей работе в данном направлении ставлю перед собой следующую
Цель: Повышение качества педагогического мастерства и эффективности обучения учащихся с ОВЗ в результате примененияиндивидуально – дифференцированного подхода на уроке технологии.
В соответствии с поставленной целью, решаю следующие
Задачи:
-внедрять в процесс обучения технологии новые способы и приемы индивидуально – дифференцированного подхода;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся с ОВЗ на уроке и способствовать повышению мотивации изучения предмета технологии на основе индивидуально – дифференцированного обучения;
- развивать психические процессы (мышление, память, внимание);
- воспитывать мотивацию к предмету технология.
Чтобы решить эти цели и задачи необходимо разнообразить процесс обучения и активизировать деятельность учащихся особенно на уроках проверки знаний, часто использую такую форму, как урок-игра, которая позволяет включать различные формы, дифференциации и индивидуализации на каждом этапе проверки знаний по теме или разделу предмета.
На таких уроках использую следующие приемы дифференциации:
Индивидуальный подход – это учет индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.
Дифференцированный подход – работа с группами учащихся, у которых при освоении учебного материала, выполнении практических работ возникают однородные трудности в основе которых лежат одинаковые или близкие причины.
Различные подходы к выявлению уровней овладения содержанием обучения. В соответствии с выявленными способностями или интересам обучающихся к изучению учебного предмета, класс условно разбивается на три группы:
1группа – наиболее успешные
2 группа – успешные
3 группа – наименее успешные
Цели дифференцированного подхода:
для 1 группы обучающихся:
– развить устойчивый интерес к предмету
- сформировать новые способы действий умение выполнять задания повышенной сложности, нестандартные задания
- развить умение самостоятельно работать
для 2 группы, обучающихся:
- развить устойчивый интерес к предмету
- закрепить и повторить имеющиеся знания способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала
для 3 группы, обучающихся:
- пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями
- ликвидировать пробелы в знаниях и умениях
- сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу
Способы дифференциации учебной работы предполагают: дифференциацию содержания учебных заданий
- по уровню творчества
- по уровню трудности
- по объёму учебного материала
Использование разных способов организации деятельности обучающихся, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется
- по степени самостоятельности
- по степени и характеру помощи учащимся
- по характеру учебных действий
Для того чтобы достичь те или иные цели на уроке технологии необходимо
осуществлять дифференцированный подход на всех этапах урока через разноуровневые задания.
Задания по уровню сложности
1 уровень выполняют наиболее сложные типовые задания, которые предполагают мыслительную деятельность продуктивного (творческого) характера, и они по силам 1 группе учащихся
Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий разного уровня сложности (посильности заданий для разных групп учащихся). Такую форму дифференциации применяю при повторении пройденного и закреплении нового материала.
Предлагаемые мной задания по уровню сложности делятся на три уровня:
(НАПРИМЕР, вставить пропущенные слова в данные предложения.)
I уровень: наиболее сложные типовые задания, которые предполагают мыслительную деятельность продуктивного (творческого) характера, и они по силам 1 группе учащихся. В эту группу входят задания, требующие нестандартных действий, нахождения оригинальных технологических решений.
Задания II-ого и III –его уровней отличаются тем, что при их выполнении требуется репродуктивная (воспроизводящая) деятельность. Кроме того, задания для II –ого и III –его уровня незначительно отличаются по своей сложности.
(НАПРИМЕР, выполнить задание на восстановление последовательности).
В заданиях для II уровня предполагается частичное или полное воспроизведение усвоенных ранее теоретических сведений, или их применение в стандартных ситуациях (задания подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, иной существенный элемент), конструктивные задания, выполнение которых связано с самостоятельным воспроизведением учащимися технологических сведений или с графической разработкой рисунка.
(НАПРИМЕР, выбрать один из предложенных ответов).
III уровень: включает в себя программированные задания на опознание, различие, классификацию и упорядоченность, причем все задания имеют подсказку в виде программированных ответов или в самом условии задания, они несложны в выполнении и посильны для третьей группы учащихся.
Чаще всего это работа по карточкам, тестовые задания с разным уровнем сложности, которую применяю при письменном опросе на разных этапах урока.
2 уровень выполняютчастичное или полное воспроизведение усвоенных ранее теоретических сведений, или их применение в стандартных ситуациях
3 уровень выполняют программированные задания на опознание, различие, классификацию и упорядоченность, причем все задания имеют подсказку в виде программированных ответов или в самом условии задания
Задания по объёму учебного материала
В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по объему нагрузка. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности учащихся, распределяю объем работы дифференцированно, чаще всего это задания практического характера.
Например, изготовление изделия - учащиеся, относящиеся к первой группе, выполняют в натуральную величину, причем с элементами моделирования, вторая типовая группа стандартное изделие, а третья группа учащихся в масштабе 1:2.
Тем самым все учащиеся усваивают программный материал, но в разном объеме.
При выполнении практической работы использую разнообразные технологические и инструкционные карты
При письменном опросе использую карточки различной степени сложности.
По характеру помощи учащимся
На своих уроках часто применяю такую форму дифференциации, как дозирование помощи учителя, которое предполагает оказание учителем одной из видов помощи учащимся:
Образец выполнения задания – для детей первой группы предлагаю выполнить практическое задание по готовому образцу-эталону;
Задания с инструкцией, планом, алгоритмом - для учащихся второй группы предлагаю составить план предстоящей работы, состоящего из отдельных этапов письменной инструкции;
Работа с подкреплением наглядной модели – эталона - со слабыми учащимися повторяем весь ход предстоящей работы по готовому плану, состоящего из предметных элементов плана и подробного описания каждого этапа.
Чаще всего такую форму дифференциации использую при закреплении нового материала, при проведении практических работ, на этапе повторения ранее изученного материала. При этом все учащиеся выполняют одинаковые упражнения, но одни делают самостоятельно, а другие под руководством учителя.
Чтобы разнообразить процесс обучения и активизировать деятельность учащихся, особенно на уроках проверки знаний, часто использую такую форму, как урок – игра, которая позволяет включать различные формы дифференциации и индивидуализации на каждом этапе проверки знаний по теме или разделу предмета.
На таких уроках использую следующие приемы дифференциации:
Работа в группах.
Делю класс на две команды, в которые входят ученицы разных типологических групп, с целью осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля в процессе работы, где ученицы первой группы выступают в роли консультантов, и помогают справиться с практическими заданиями слабым ученицам.
Задания на соответствие, классификацию, сравнение
Вывод:
Часто использую для опроса нетрадиционные формы задания занимательного характера: кроссворды, ребусы, анаграммы, пазлы и сканворды.
Задания различной степени сложности на соответствие, классификацию, сравнение и т.д. Разнообразить формы дифференциации помогает на уроках использование ИКТ, способствующее положительной мотивации и активизации знаний учащихся по предмету.
Такие формы организации учебной деятельности способствуют созданию у школьников положительного эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность,
По уровню творчества
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. (работа по образцу).
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных (составления плана своей работы, новый продукт).
Для выявления и развития творческих способностей каждого ребенка в своей работе на протяжении нескольких лет веду кружковую работу, где девочки выполняют, как индивидуальные творческие работы, так и коллективные, подбирая вид и технику декоративного творчества индивидуально, с учетом особенностей и возможностей каждой ученицы. Такая форма индивидуализации позволяет развивать у учащихся инициативу, самостоятельность, умение работать в коллективе, а когда дети видят результат своего труда и его высокую оценку, повышается мотивация к творческой деятельности и появляется уверенность в свои возможности. Приобретают опыт творческой деятельности.
Таким образом индивидуальное и дифференцированное обучение на уроке технологии по формированию самостоятельных действий, учащихся с нарушением интеллекта, помогает обучающимся усвоить учебный материал и выполнить задания теоретического и практического характера самостоятельно.