Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная общеобразовательная программа для одаренного ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов города Шебекино Белгородской области»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2018
Актуальность
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой будут расти и процветать таланты» Генрих Нейгауз
В условиях современной модернизации встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Требуется развитие эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, которые будут доступны человеку. Это возможно в случае развития интеллектуального уровня. В настоящее время проблема одаренности детей с ограниченными возможностями становится все более актуальной. Может ли ребенок с умственной отсталостью быть одаренным? Когда ребенок показывает, несвойственные диагнозу способности и результаты – он одарен. У обучающихся с умственной отсталостью плохо развита память, им сложно усваивать новый материал, быстро забывают изученное, и главное, не умеют во время воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.
Цель работы: создать благоприятные условия учащемуся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) для развития и обучения.
Разработана индивидуальная общеобразовательная программа для обучающегося с ОВЗ, в которую были внесены дополнительные методики и упражнения для развития памяти на уроках литературного чтения и развития речи.
Пояснительная записка
Индивидуальная общеобразовательная программа по чтению и развитию речи разработана для обучающегося с умственной отсталостью 1 вариант (заключение ПМПК. Данная программа составлена на основе авторской Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 класс: Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.
Для этого вместо 2 часов в неделю, занятия проходят 3 часа, в том числе -внеклассное чтение. Всего часов в год – 102.
Цель программы - социализация ребенка с ОВЗ в современном обществе.
Задачи:
- определить содержание учебного материала по предметам и последовательность его прохождения;
- учитывать индивидуально-личностные особенности ребенка;
характеризовать главных героев, оценивать их действия и поступки, выражать свое отношение к ним;
пересказывать кратко прочитанное, используя слова и выражения, взятые из текста.
Практическое применение
«Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребенок усвоит их налету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает: вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному по картинкам или с рисунками, другому без картинок, и вы оцените тогда все значение картинок для ребенка...» К.Д.Ушинский
Следуя рекомендациям Великого русского педагога Константина Дмитриевича, для лучшего запоминания на уроках чтения и развития речи используется наглядный материал. При заучивании коротких стихотворений ученик быстрее запоминает в том случае, когда используются рисунки или картинки. Также для лучшего пересказа используются опорные картинки.
На уроках чтения и развития речи часто используются упражнения, игровые задания и методические приемы по развитию памяти. Вот некоторые из них:
- обучающемуся прочитывается слова, связанные по смыслу, при этом специально обращается внимание на логическую связь, существующую между словами.
Для и этого можно использовать следующие слова:
Река-удочка-рыба
Зима-холод-снег
Дождь-гроза-молния
Окно-жалюзи-штора
Семья-дочь-сын и другие примерные наборы слов…
Прочитав вслух примерные слова, ученику предлагается карточка, на которой написано первое слово из набора слов каждой тройки. Ученику нужно досказать следующие два слова.
- Игровое задание для развития памяти, внимания, речи, а также для расширения словарного запаса и творческого мышления называется «Словесный художник»
Смысл данной игры заключается в словесном описании какой-либо сюжетной картинки. Обучающийся рассматривает одну сюжетную картинку, анализирует, разбирает то, что на ней происходит, по возможности, придумывает к ней рассказ, запоминает. После всего, картинка убирается, и ученик должен словесно по памяти воспроизвести все то, что на ней нарисовано.
- Упражнение на развитие долговременной и зрительной памяти называется «Стихотворения». От ученика требуется выучить какое-то стихотворение. Для этого понадобятся цветные полоски бумаги, на которых предварительно записаны строки из стихотворения, которое требуется выучить. Цветные полоски из бумаги раскладываются перед учеником. Совместно с ним читается стихотворение. Затем одна полоска убирается и снова читается стихотворение, ученик вставляет недостающую строку. Далее еще забирается одна бумажная полоска с выражением и т. д. Бумажные полоски убираются до тех пор, пока ни одной не останется. За это время ученик заучивает стихотворение наизусть.
Также при выполнении на уроке физминутки выполняется упражнение, которое называется «Запомни движение» . Оно предназначено для развития слуховой памяти. Ученику показываются упражнения, состоящие из .3—4 движений. Ребенок повторяет эти движения, сначала в том порядке, в котором показывает учитель, а затем в обратном порядке.