Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения на развитие детей»
ГБПОУ КК ЕПК
Игры и упражнения на развитие детей
Автор-составитель:
Прудко К. С.
Студентка Ш-42 гр.
г. Ейск, 2016
Содержание
Дети с сенсорными нарушениями …………………...…. 3 стр.
1. Игры для развития слухового восприятия ……...….. 3 стр.
2. Игры для развития осязания (тактильного
восприятия) ………………………………………...…… 4 стр.
3. Игры для развития зрительного восприятия ………. 6 стр.
Дети интеллектуальными нарушениями …...…..…….. 7 стр.
Дети с нарушением речи…………………………………. 8 стр.
Дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата …………………………………………………... 10 стр.
Дети с комплексными дефектами развития …………. 11 стр.
Дети искаженным развитием …………………………... 13 стр.
I. Дети с сенсорными нарушениями.
Сенсорное нарушение у детей - это нарушение, связанное с нарушением в части нервной системы ребенка, ответственной за восприятие. К сенсорным нарушениям относят нарушения слуха, зрения, опорно-двигательной функции.
1.Игры для развития слухового восприятия.
Игра «Объяснялочки»
Объяснить значение каждой пары слов или придумать предложения с этими словами.
Например: «Мелом пишут на классной доске, а мель – это мелкое место на реке».
Ребенок сможет правильно выполнить это задание лишь при условии различения им соответствующей пары звуков, в данном случае – звуков Л и ЛЬ. Здесь подобраны пары слов на все наиболее часто смешиваемые детьми звуки:
Угол – уголь Галина - калина
балка – палка Дина - тина
дрова – трава суп - зуб
гора – нора соя - Зоя
гардина – картина Лука – рука и т.д.
Игра «Назови слова»
Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук «А» (Т, Р, К и т.д.)
Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук «П» (И, О, С, Л и т.д.)
Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук «Н» (Г, Б, Ф и т.д.)
Игра «Поймай звук»
Это упражнение имеет несколько вариантов заданий.
«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука «С» (В, Г, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши».
Вариант: Ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается или звук в середине слова.
«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в которое есть звук «К», хлопни в ладоши один раз. Если услышишь в слове звук «Г» - хлопни два раза.
Лучше начинать упражнения в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
2. Игры для развития осязания.
(тактильного восприятия)
Игра "Что внутри?"
Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.
Игра "Отгадай букву"
На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут букву. Ребенок должен определить, что это за символ.
Примечания:
1. Рисовать буквы лучше на голой спине, в этом случае чувствительность выше.
2. Рисуйте буквы большого размера, используя всю поверхность спины.
3. Рисуйте буквы медленно и правильно - так, как они пишутся.
3. Игры для развития зрительного восприятия.
Игра «Пуговицы»
Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Игра развивает зрительное внимание, восприятие. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Игра развивает зрительно – моторную координацию, моторику рук. Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. Игра развивает зрительное внимание.
Игра «Сравни картинки»
Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта игра тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.
II. Дети интеллектуальными нарушениями.
Нарушение интеллекта - это необратимые нарушения в познавательной деятельности ребенка, которые вызваны поражением головного мозга, его коры. При этом возможны и локальные поражения мозга с нарушением восприятия и памяти, мышления, речи ребенка, проявлением повышенной возбудимости либо, наоборот, инертности.
Игра «Четвертый лишний»
Ребенку называют группу слов, три из которых объединены по какому-либо признаку, а четвертое не может быть включено в эту группу (например: кукла, юла, погремушка, молоко; или: сандалии, ботинки, сапоги, кошка). Ребенок должен найти лишнее слово.
Игра «Поезд»
Необходимые приспособления: набор картинок с изображением всевозможных объектов.
Картинки складывают в центре стола, дети стоят вокруг него. Затем ведущий предлагает построить поезд из картинок, складывая их на основе сходства каких-либо признаков: «Я прикрепляю помидор к огурцу, потому что это овощи», «Я прикрепляю мячик к солнышку, потому что они круглые», — и т. д. Поезд можно строить в обоих направлениях.
Комментарий: необходимо стимулировать детей к поиску нестандартных решений, чтобы в поезд вошли все картинки, предложенные взрослым. Если поиск объединяющих признаков вызывает затруднения, взрослый помогает наводящими вопросами.
III. Дети с нарушением речи
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Упражнение «Громко – тихо»
Попросите ребёнка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо; протяжно, потом отрывисто; высоким голосом – низким.
Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
Игра «Скороговорки разной длины»
Детям предлагается повторить за ведущим наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии:
В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит (11 слов).
IV. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата частично или полностью ограничены в произвольных движениях.
Упражнение «Рыбка»
Из положения лёжа на спине ребёнок быстро перекатывается на живот, руки вытянуты вверх или вдоль тела. Вначале игра проводится на мягкой подстилке (взрослый постраховывает ребёнка), а затем на твёрдой и уже самостоятельно (без подстраховки). Повторять 3-5 раз, давая небольшой отдых между повторениями.
Игры «Пчёлы и медведь»
Ребёнок – «пчела» вылезает из улья (пролезает под стул, канат) и «летает» - легко бегает, раскинув руки. При возгласе: «медведь» - быстро возвращается в улей. «Медведем» может быть другой ребёнок или взрослый. «Медведь» может появляться и хватать «пчелу» и без возгласа.
V. Дети с комплексными дефектами развития.
Это дети имеющее одновременно несколько нарушений развития.
Игры и упражнения для развития двигательной активности и речи
Игра «Солнышко».
Дети становятся вокруг обруча, держатся за него. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение несколько раз. Детям необходимо поднять обруч вверх, опустить вниз под стихи, которые читает учитель.
Утром солнышко встает-
Светом озаряет.
Вечером оно заходит-
Ночка наступает.
Если дети не могут самостоятельно удерживать равновесие с помощью обруча, осуществляется педагогическое сопровождение.
Подвижная игра «Посуда»
Дети выходят на ковер. Логопед читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник. Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули- «носик».
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни- разобьются. Рисуют в воздухе круг
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес. Легли, вытянулись.
VI. Дети искаженным развитием.
Искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Оборудование: мяч.
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Игра «Нос, пол, потолок»
Дети выполняют различные команды, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «нос» - дети должны дотронуться рукой до кончика своего носа. «Пол» - показать вытянутой рукой на пол, «потолок» - показать рукой на потолок. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения.